Индивидуальный план по теме самообразования.
методическая разработка по русскому языку

Кеденова Марина Николаевна

Познай, где свет, - поймешь, где тьма.

 Пускай же все пройдет неспешно, 

Что в мире свято, что в нем грешно, Сквозь жар души, сквозь хлад ума.

 

А.Блок.

У литературы одна цель - помочь человеку,

 дохнуть на него при чтении книги теплом и добром.

 

В.Распутин.

 

Цели и задачи:

  • Формирование активной, духовно-нравственной личности, способной к самоопределению, самообразованию и самореализации в современном обществе;

  • развитие интеллектуальных способностей учащихся через повышение их общей культуры;

  • воспитание патриотизма и высокой гражданственности путем повышения орфографической грамотности учащихся;

  • помочь учащимся увидеть в произведениях прошлого общечеловеческий смысл. 

Методические задачи:

  • формировать у школьников умения поставить цели и задачи к выполняемой работе и оперативно решить их. 

  • развивать критическое мышление учащихся, способности ориентироваться в различных источниках информации, выбирать основное;

  • формировать умения и навыки совместной и индивидуальной работы;

  • развивать у учащихся творческий подход в реализации поставленных задач;

  • формировать умение мобильно и адекватно реагировать на изменения в общественной и научной сфере. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 21.11.202132.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Лазовская средняя школа» 

 

Тема самообразования:

« Воспитание нравственных качеств учащихся на уроках русской литературы в системе

 личностно-ориентированного обучения»  

 

учителя русского языка и литературы МКОУ ЛСШ,

Кеденовой  Марины Николаевны.

Стаж работы : 10 лет

Категория: первая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     п. Лазо 2021

Познай, где свет, - поймешь, где тьма.

 Пускай же все пройдет неспешно,  

Что в мире свято, что в нем грешно, Сквозь жар души, сквозь хлад ума.

 

А.Блок. 

У литературы одна цель - помочь человеку,

 дохнуть на него при чтении книги теплом и добром.

 

В.Распутин.

 

Цели и задачи:  

  • Формирование активной, духовно-нравственной личности, способной к самоопределению, самообразованию и самореализации в современном обществе;
  • развитие интеллектуальных способностей учащихся через повышение их общей культуры;
  • воспитание патриотизма и высокой гражданственности путем повышения орфографической грамотности учащихся;
  • помочь         учащимся         увидеть         в         произведениях         прошлого общечеловеческий смысл.  

 Методические задачи: 

  • формировать у школьников умения поставить цели и задачи к выполняемой работе и оперативно решить их.  
  • развивать критическое мышление учащихся, способности ориентироваться в различных источниках информации, выбирать основное;
  • формировать умения и навыки совместной и индивидуальной работы;
  • развивать у учащихся творческий подход в реализации поставленных задач;
  • формировать умение мобильно и адекватно реагировать на изменения в общественной и научной сфере.

Основные вопросы для изучения: современные технологии в преподавании русского языка и литературы как способ достижения учебно-воспитательной цели по формированию духовно-нравственной личности, проектная деятельность, Лепбук, технологии критического мышления как способы самореализации учащихся, формы и методы коммуникативно- деятельностного подхода, культурологический аспект в образовании.

 

Актуальность  выбора темы по самообразованию

          В условиях становления новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, идет активный процесс поиска моделей образования, которые позволят сохранить духовнонравственные и культурно-исторические традиции отечественного образования и воспитания, сформированные как в дореволюционный, так и в советский и современный периоды его развития.    

         На современном этапе школьной жизни в условиях сосуществования разных программ по русскому языку и литературе акцент переносится на воспитание нравственной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Современный подход к обучению ориентирован на личность обучаемого. Это обуславливает реализацию гуманистической направленности образования через демократически организованный и технологически интенсивный процесс обучения, ориентированный на реализацию творческого потенциала обучаемых. 

            Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. К сожалению, многие ученики не только не могут грамотно говорить, но и попросту мыслить не умеют, да и не хотят. И многих из них это устраивает. Страшно подумать: остаѐтся «невостребованным» культурноисторическое наследие, духовный опыт, оставленный нам нашими предшественниками, замечательными художниками слова: Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем, Чеховым, Достоевским, Толстым… И наша задача – «достучаться» до сердца, души ребѐнка, дать возможность прикоснуться к миру прекрасного. Если вопросам нравственного воспитания учащихся придавать серьезное значение и проводить регулярную работу по духовному оздоровлению, то труд не будет напрасным.    

           О гуманизме уроков литературы следует сказать особо. Ведь, несмотря на многолетние споры о формах и методах преподавания литературы, сегодня ясно, как день, что главное назначение современного словесника — быть источником нравственного влияния.

 

        Я первый  год работаю над методической темой «Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы». В основе моей педагогической темы лежит гуманно-личностная технология, отличающаяся прежде всего своей гуманистической сущностью, направленностью на поддержку личности и помощь ученику. Данная тема представляется мне наиболее актуальной сегодня, т.к. «нет ни одного предмета, в котором бы так тесно и гармонично соединялось преподавание с воспитанием, как в обучении отечественному языку» - писал известный языковед Федор Иванович Буслаев. Невозможно учить родной (русской литературе) и не думать о духовно-нравственном воспитании.

 

        В процессе своей профессиональной деятельности решаю следующие педагогические задачи:

  • внедрение и апробация инновационных образовательных средств, способствующих формированию духовно-нравственных способностей

ученика;

  • обеспечение самоопределения, самообразования, саморазвития личности ученика через создание благоприятных педагогических условий для еѐ творческой, личностно-ориентированной самореализации;
  • социализация личности, обучение самоопределению в окружающем мире, через отбор оптимальных средств организации учебной и внеклассной работы с учащимися;
  • создание оптимальных условий для здоровьесбережения учащихся.

         

         Использование следующих форм проведения уроков также помогает в решении поставленных задач: урок – диалог, урок-игра, урок-  творческая мастерская, урок – семинар, урок- дискуссия, театрализованный урок.  

       Общаясь каждый день с детьми, можно  увидеть  их взаимоотношения, их моральный и духовный уровень, отношение к окружающему их миру.         Во время учебной деятельности при изучении различных  тем  я  использую разнообразные приѐмы, влияющие на выработку нравственных принципов и понимание нравственных ценностей в жизни.  

         В своей работе я использую следующие методы обучения: объяснительный, иллюстративный, проблемный, метод дискуссий, нагляднослуховые, словесные и практические методы.

         Формы организации учебно-познавательной деятельности, применяемые мною на уроке и во внеурочной работе: коллективная, групповая, парная, индивидуальная.

Чтобы урок действительно стал средством проявления личностных качеств учащихся, я применяю в своей работе следующие приемы:

создание проблемных ситуаций, постановка проблемных вопросов; мотивация деятельности; сравнение, аналогия;

предложение на выбор различных заданий; взаимопроверка; самостоятельное формирование учащимися выводов; использование наглядности.  

 

     Поскольку процесс формирования ценностных ориентации учащихся на уроке литературы осуществляется через их деятельность. Выделяю основные виды этой деятельности:

-эстетический (формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности, формирование основных теоретико-художественных понятий для овладения анализом и оценкой литературно-художественных произведений);

интеллектуальный (формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью, навыками логического мышления);

познавательный (формирование системы гуманитарных и духовных понятий, составляющих основу научных знаний);

-творческий (создание творческих работ, проектов и т.п.).

 

       Любая тема в литературе может рассматриваться с точки зрения духовно-нравственного понимания. Но это понятие мы не всегда употребляем на занятиях, заменяя его составляющими: дружба, любовь, уважение к окружающим, честность, порядочность и др.

Русская классическая (образцовая) литература всегда проповедовала добро. Обратимся к истокам:

Русские сказки -побеждает добро в конце.

Былины. «ИЛЬЯ МУРОМЕЦ». Странники наставляли Илью Муромца: «Не помысли злом на татарина, не убей в чистом поле христианина». Ведь это здорово! Не сотвори зла, не помысли злом. И родитель дает ему благословление на добрые дела, « а на худые дела благословления нет».

ПОУЧЕНИЯ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА. Вот некоторые высказывания:

  • ни питью, ни еде, ни спанью не предавайтесь;
  • лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело и т.д.

Вот какие важные гуманные советы оставил Владимир Мономах молодому поколению.

Бесценной является русская классика. Здесь все выверено временем, нет ни единого лишнего слова. Классика бессмертна. Еѐ высшее назначение по Пушкину - бессмертие.  

« ..душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит…»

 

       Предметом каждого изучаемого произведения является человек, его жизнь и поведение в разных ситуациях. Как бы далеки ни были события, о которых нам рассказывают Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Грибоедов, Толстой, Достоевский, нравственные проблемы, поднятые ими в их произведениях, звучат злободневно в наше бурное, сложное время. Счастье и несчастье, верность и предательство, чувство долга и карьеризм, истина и ложь, подвиг и трусость, человек и общество, любовь и дружба - эти и многие другие нравственные проблемы являются вечными и поэтому должны волновать сердца наших учеников.

 

        Достойно продолжают классические традиции и пополняют сокровищницу нашего национального словесно-художественного творчества, открывают новые возможности для формирования читательской культуры и гуманистических идеалов школьников современные писатели Ю. Казаков, В. Шукшин, А. Платонов, В. Солоухин, К. Паустовский, А. Рыбаков, В. Астафьев, Ф. Абрамов, В. Распутин и другие. Их произведения - благодатная почва, на которой можно вырастить высоконравственных людей, откуда можно впитать представления о хорошем и плохом, о честном и порочном, об обыденном и высоком из всего множества явлений, из которых складывается наша жизнь.

          Это предполагает и новые принципы анализа произведений - необходимо всемерно стимулировать самостоятельность суждений учащихся, решительно отказаться от навязывания сделанных кем - то однозначных оценок относительно эпизода, события, поступка персонажа, содержащихся в художественном произведении.

         И конечно, именно учитель словесности - это проводник в новые для формирующейся личности пространства культуры, притом, самой тонкой, изысканной, душевной. Это художник, врач и скульптор, терпеливо, последовательно и настойчиво осуществляющий духовную лепку Человека.

Вспомним сказку А. Погорельского "Черная курица, или Подземные жители". Еѐ главный герой - мальчик Алеша. Он живет в пансионе, очень одинок, и любимое занятие для него - смотреть в дырочку в заборе. Там, за забором, большая интересная жизнь. Как же хочется Алеше туда!

Стремлюсь к тому, чтобы мои ученики не были похожи на мальчика Алешу. Для этого расширяю педагогическое пространство урока, определяя его ядром нравственный вопрос - проблему, злободневную, личностно значимую для каждого подростка, тревожащую его отрочество.

Убеждена, что урок обретает смысл, если объектом изучении является сама жизнь, столь дорогая и интересная для любого человека. Соединяя жизнь, изображенную в книге, с реальной жизнью, окружающей ребят, учу их разбираться в людях, делать нравственные открытия:

  • Случайно ли Андрей Петрович Гринев нарек своего сына Петром? Как вы думаете, почему А.С. Пушкину важно было закончить повесть упоминанием о продолжении рода? Достойны ли вы своих дедов и отцов? (А.С. Пушкин "Капитанская дочка").
  • Что помогло спастись Васютке, заблудившемуся в осенней тайге? Были ли в вашей жизни ситуации, когда опыт старших, память о традициях стали "спасательным кругом"? (В.П. Астафьев "Васюткино озеро").
  • Почему Лидия Михайловна решилась на игру в "замеряшки" со своим учеником? Сформулируйте "Законы доброты" на основе содержания рассказа В.Г. Распутина "Уроки французского". Расскажите о человеке, который самоотверженно и бескорыстно делал людям добро.
  • Какой ценой достался герою рассказа "Конь с розовой гривой" долгожданный "пряник конем"? Почему бабушка все-таки купила его, несмотря на обман внука? Известно ли вам, что значат муки совести? ( В.П. Астафьев "Конь с розовой гривой").
  • Чему учит нас история отношений Маленького принца и Розы? Согласны ли вы с тем, что любить - значит быть терпимым и чутким, уметь прощать? (А де Сент-Экзюпери "Маленький принц").
  • Чем напоминает судьба Дуни историю блудного сына из библейской притчи? Кто оказался счастливее: блудный сын, вернувшийся с раскаянием в дом отца, или "прекрасная барыня" Дуня? (А.С.Пушкин "Станционный смотритель"). Почему так страдают ваши родители, когда вы доставляете им неприятности?
  • Расскажите о Маленьком принце и его планете. Каково его основное правило? (А де Сент-Экзюпери "Маленький принц"). О чем думаете вы, глядя на закат солнца?

        Разрешить проблему, содержащуюся в вопросе, можно только путем "текстовых раскопок", анализа художественного произведения. Размышляя над проблемой, ученик может всесторонне раскрыться, в том числе и для себя самого. А это и есть нравственное прозрение!

Ни у одного учителя нет такой уникальной возможности, как у словесника, открывать школьникам мир. А мир - это семья и отчий дом, друзья и " братья наши меньшие", след человека на земле. В этом открытии мира, определении ценностного отношения к нему, в формировании умений взаимодействовать с ним и заключается основное содержание моих уроков литературы.

  

 

 

 

 

 

 

План работы по теме самообразования 2021-2022 уч.год

 

Вид деятельности  

Мероприятия  

Сроки реализации

1

Изучение литературы по теме самообразования

 

В течение года

2

Обобщение опыта работы по теме самообразования:

 Публикации на сайте учителя ns.portall

В течение года

Публикации на электронных образовательных порталах(«Росучебник», «Современный урок», «Инфоурок»,нспортал(сайт учителя))

В течение года

Выступление на ШМО учителей- предметников, педагогических советах.

В течение года

Участие во всероссийском конкурсе чтецов «Живая классика»-2022

март-апрель 2022 год.

Проведение открытого урока по русской литературе.

март, в 5-6 классе.

Участие в районных, всероссийских предметных олимпиадах.

ежегодно

Конкурс чтецов .

апрель 2022 год

Конкурс рисунков «Мой Пушкин»

апрель 2022 год

Литературная викторина «Что за прелесть эти сказки…»

апрель 2022 год

Участие во всероссийских конкурсах по предмету.

По мере возможности

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план работы по самообразованию

Индивидуальный план работы по самообразованию учителя английского языка на 2012-2013 учебный год...

Индивидуальный план работы по самообразованию.

Индивидуальный план работы по самообразованию на тему: "Занятия лепкой из соленого теста и их влияние на развитие мелкой моторики рук"...

Индивидуальный план повышения уровня самообразования

Индивидуальный план повышения уровни самообразования за межаттестационный период...

Индивидуальный план работы по самообразованию учителя татарского языка и литературы

Перед учителями современной школы стоят задачи, связанные с совершенствованием условий для интеллектуального и духовно-нравственного развития обучающихся, подготовки высокообразованной личности, спосо...

Индивидуальный план работы по самообразованию учителя татарского языка и литературы МБОУ «СОШ№3» г.Мензелинска Кириловой Алсу Мансуровны на 2013-2017 гг.

laquo;Использование инновационных технологий в образовательном процессе для повышения мотивации к предмету и качества образования»....

Индивидуальный план по теме самообразования

Индивидуальный план по теме самообразования...

Индивидуальный образовательный маршрут как средство повышения профессионального мастерства педагога дополнительного образования: выбор темы, система работы и индивидуальный план по теме самообразования

Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, стремление к профессиональному росту, к самосовершенствованию. В публикации представлены техно...