Индивидуальный образовательный маршрут как средство повышения профессионального мастерства педагога дополнительного образования: выбор темы, система работы и индивидуальный план по теме самообразования
учебно-методический материал
Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, стремление к профессиональному росту, к самосовершенствованию. В публикации представлены технология, формы организации и основные направления самообразования, подробно рассмотрен выбор индивидуальной методической темы педагога дополнительного образования и представлена система работы над ней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
документ в word | 34.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный образовательный маршрут
как средство повышения профессионального мастерства педагога:
выбор темы, система работы педагога над темой,
индивидуальный план работы по теме самообразования
Кириллова Е.Ю., методист
Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, стремление к профессиональному росту, к самосовершенствованию
Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях современного информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми компетенциями.
Профессиональное развитие и становление педагога невозможно без грамотно построенного самообразовательного процесса.
Чтобы уточнить понятие «самообразование» обратимся к словарю педагогической и психологической терминологии, где читаем:
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных знаний и умений в свете современных требований педагогики и психологии (Бордовская Н.В., Реан А.А. «Педагогика» учебник для вузов, Издательство «Питер», 2000).
Администрация ГБУ ДО ЦТТ способствует формированию у педагога устойчивой потребности в самообразовании, побуждает его к изучению новой информации и опыта, побуждает самостоятельно приобретать знания, приучает к самоанализу и самооценке.
В этой связи используются самые разнообразные формы организации самообразования:
- специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второго высшего образования; прохождение курсов переквалификации объемом не менее 250 часов);
- повышение квалификации (на курсах повышения квалификации объемом не менее 16 часов);
- индивидуальная самообразовательная работа с помощью:
- средств массовой информации;
- исследований и экспериментов;
- общения с интересными людьми;
- осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности.
Хотелось бы более подробно остановиться именно на последней форме.
Самообразование педагога дополнительного образования многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе самообразования педагогов являются:
- ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам воспитания;
- изучение учебной и научно-методической литературы;
- знакомство с новыми достижениями педагогики, методики, возрастной психологии, анатомии и физиологии;
- изучение новых педагогических технологий и новых программ;
- знакомство с передовой практикой различных учреждений дополнительного образования;
- повышение общекультурного уровня.
Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов (таблица № 1):
1 этап – самосознание – формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в получении знаний, построение индивидуального образовательного маршрута. На этом этапе педагогу может помочь работа с «Диагностической анкетой» (таблица № 2) и «Картой успеха» (таблица № 3).
2 этап – планирование – выбор темы по самообразованию, постановка цели, задачи, прогнозирование результата своей работы, установка сроков.
3 этап – теоретический – изучение проблемы, знакомство с предметом, выборочное изучение, анализ, оценка результатов, осмысление и обобщение накопленных педагогических фактов.
4 этап – практический – отработка технологии, практическая работа по выбранной теме самообразования.
5 этап – самоконтроль – подведение итогов своей самостоятельной работы, обобщение наблюдения, оформление результатов. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.
Показатели эффективности педагогического самообразования – это, прежде всего, качество организованного педагогом учебно-воспитательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.
Профессиональное мастерство есть результат профессионального становления любого педагога.
Говоря же о выборе темы и системы работы педагога над темой самообразования, следует обратить внимание, что одним из условий повышения педагогического мастерства является дифференцированное оказание помощи педагогам на основе диагностики их профессионального уровня.
Здесь можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.
Для молодых специалистов (до 5 лет стажа работы):
- осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;
- формирование основ педагогического мастерства;
- развитие умений и конструктивных способностей.
Для педагогов, работающих свыше 5 лет
- овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества;
- умение анализировать научно-методическую литературу и применять полученные знания на практике;
Для опытных, творчески работающих педагогов
- проявление творческого потенциала педагога;
- пропаганда своих достижений;
- развитие исследовательской деятельности.
Для педагогов без специального образования
- овладение методикой работы с детьми;
- адаптация к педагогической деятельности;
Тематикой самообразования также могут быть
- одна из годовых задач нашего учреждения;
- проблема, которая вызывает затруднения у педагога;
- пополнение знаний к уже имеющемуся опыту.
Тема самообразования также может быть сформирована исходя из методической темы учреждения, затруднений педагогов, специфики их индивидуальных интересов. Срок работы над темой определяется индивидуально и может составлять от одного до трех-четырех лет (таблица № 4).
Порядок работы над индивидуальной темой по самообразованию может быть такой:
- выбор темы и установление сроков работы;
- составление индивидуального плана;
- отслеживание педагогом работы по теме;
- обобщение результатов работы по теме и форме ее представления;
- консультации с методистами по работе над темой (по необходимости).
Результат же работы может представлен в форме:
- доклада;
- реферата, статьи в журнале;
- дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы;
- дидактического материала;
- методического пособия;
- учебно-методического комплекса;
- научно-методической работы.
Кроме того, в процессе работы над темой самообразования и по ее завершению педагог представляет наработанный материал. Формы представления могут быть различны: выступления на методическом объединении, методическом или педагогическом совете, мастер-класс, открытое занятие, практикум, методический или практический семинар.
Весь наработанный материал сдается в методический кабинет и является доступным для использования другими педагогами Центра. Наиболее значимый опыт работы педагога может быть рекомендован к распространению на различных уровнях (таблица № 5).
По окончании работы над темой самообразования сдается итоговый отчет (таблица № 6).
Формами и методами контроля и оказания методической помощи педагогам по вопросам самообразования со стороны администрации и методической службы ГБУ ДО ЦТТ могут быть:
- вынесение ан педсоветы выступлений и отчетов по проделанной работе, связанной с самообразованием и работой над индивидуальной методической темой. Организация выступлений педагогов по вопросам обмена опытом самообразования.
- Индивидуальные беседы об основных направлениях самообразования.
- Совместное обсуждение методов изучения трудных разделов и тем дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Разработка отдельных рекомендаций с целью повышения педагогической эффективности занятий.
- Оказание помощи педагогам в обобщении своего опыта, подготовке докладов по проблемам педагогики, стимулирование наиболее подготовленных педагогов к научно-исследовательской работе.
- Комплектование и пополнение фонда ЦТТ литературой по вопросам самообразования и самосовершенствования, а также новинками психолого-педагогической литературы.
Примерные темы самообразования для педагогов дополнительного образования
- Развитие творческой индивидуальности воспитанников в процессе обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «…».
- Развитие коммуникативных навыков воспитанников на занятиях в детском объединении «…» как средства успешной социализации личности.
- Активизация познавательной деятельности в рамках реализации программы дополнительного образования технической направленности посредством индивидуализации и дифференциации процесса обучения.
- Информационные технологии при реализации дополнительной образовательной программы «…» как средство повышения мотивации воспитанников.
- Дифференцированный подход в обучении игре в … в рамках дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности.
- Использование игровых технологий с целью повышения мотивации обучающихся по дополнительной образовательной программе «…».
- Информационно-коммуникационные технологии на занятиях по дополнительной образовательной программе «…».
- Личностно-ориентированные технологии на занятиях по дополнительной образовательной программе «…».
- Создание условия для развития физически одаренных учащихся через использование личностно-ориентированных подходов в дополнительном образовании.
- Развитие скоростно-силовых способностей обучающихся посредством личностно-ориентированного подхода.
- Использование личностно-ориентированного подхода для повышения мотивации и развития творческих способностей обучающихся детского объединения «…».
- Эффективные технологии, методы и приемы осуществления личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе по дополнительной образовательной программе «…».
- Создание условий для развития технического мышления обучающихся на занятиях в лаборатории начального технического моделирования через личностно-ориентированные подходы в обучении.
- Дифференцированное обучение на занятиях в радиотехнической лаборатории как один из способов развития интеллектуальных способностей воспитанников среднего и старшего возраста.
- Повышение качества и эффективности учебных занятий по дополнительной образовательной программе «…» посредством современных педагогических технологий, методов, методик.
- Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках дополнительной образовательной программы «…».
- Нестандартные формы проведения учебных занятий в программе дополнительного образования «…».
- Использование метода проблемного обучения для повышения эффективности учебного процесса по дополнительной образовательной программе «…».
- Художественная одаренность, ее выявление и развитие в рамках реализации дополнительной образовательной программы социально-гуманитарной направленности «…».
- Создание условий для развития одаренных детей через вовлечение их в проектную деятельность в рамках освоения дополнительной общеобразовательной программы «…».
Таблица № 1
Этапы работы по самообразованию
Этапы | Деятельность | |
педагога | методиста | |
|
|
|
|
| Методические рекомендации по разработке темы:
|
|
| Создание условий:
|
|
|
|
|
|
|
Таблица № 2
Диагностическая анкета
для выявления затруднений
педагога дополнительного образования ГБУ ДО ЦТТ
_____________________________________________________________________________
№ | Содержание объектов наблюдений | Показатель | |
Знания: | |||
1. | Содержание предмета | ||
2. | Методика преподавания предмета | ||
3. | Основные вопросы педагогики и психологии | ||
Умения: | |||
1. | Определять цели занятия | ||
2. | Отобрать содержание материала к занятию в соответствии с поставленной целью. | ||
3. | Планировать и организовывать самостоятельную деятельность обучающихся. | ||
4. | Использовать разнообразные формы работы на занятии. | ||
5. | Осуществлять дифференцированный подход к обучению. | ||
6. | Оценивать результат занятия согласно поставленной цели. | ||
7. | Отслеживать результаты деятельности у обучающихся в объединении. | ||
8. | Организовать работу по ликвидации пробелов в знаниях. | ||
9. | Развивать и поддерживать интерес к занятию. | ||
10. | Ясно и четко излагать материал занятия. |
Наличие перечисленных параметров отмечается знаком «+», использование на высоком уровне «++», отсутствует или неудачное применение – знаком «-» или «--».
Таблица № 3
Карта успеха
педагога дополнительного образования ГБУ ДО ЦТТ
______________________________________________________________________
№ | Аспект инновационной деятельности | Степень овладения | |||
Очень высокая | высокая | средняя | отсутствует | ||
Знания | |||||
1. | Знания возрастной психологии, умение учитывать ее при организации обучения. | ||||
2. | Знание и понимание проблем современного образования. | ||||
3. | Знания и умения методов использования: | ||||
3.1 | Изучение литературы | ||||
3.2 | Метод наблюдения | ||||
3.3 | Социологические методы | ||||
3.4 | Метод устных опросов | ||||
Умения | |||||
1. | Анализ полученной информации | ||||
2. | Управление деятельностью учебной группы | ||||
3. | Отбор и конструирование учебного материала | ||||
4. | Обобщение и описание опыта своей работы | ||||
5. | Создание авторской программы | ||||
6. | Владение методиками: | ||||
6.1 | Организация самостоятельной и индивидуальной работы обучающихся | ||||
6.2 | Отслеживание результатов деятельности у обучающихся | ||||
6.3 | Составление тестовых заданий, контрольно-измерительных материалов | ||||
6.4 | Рейтинговая система оценки знаний обучающихся | ||||
6.5 | Организация проблемного обучения | ||||
6.6 | Организация коррекционной работы для ликвидации пробелов в знаниях обучающихся |
Таблица № 4
План
работы педагога дополнительного образования
над индивидуальной темой
№ | Этап | Содержание работы | Сроки |
1 | Диагностический | Анализ затруднений, постановка проблемы. Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта. | Первый год работы над темой |
2 | Прогностический | Определение цели и задачи темы. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов. | Первый год работы над темой |
3 | Практический | Внедрение передового педагогического опыта, системы мер, направленных на решение проблемы. Отслеживание процесса текущих, промежуточных результатов. Корректировка работы. | Второй год работы над темой |
4 | Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования. Предоставление материалов. | Второй год работы над темой |
5 | Внедренческий | Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. Распространение опыта работы. | В ходе дальнейшей педагогической деятельности |
Дата __________________________
Педагог ________________________________ / подпись/__________________
Таблица № 5
Индивидуальный план самообразования
Ф.И.О. _______________________________________________________________
Должность ____________________________________________________________
Образование (когда и какое учебное заведение окончил)
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Курсы переквалификации (если есть) ____________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Курсы повышения квалификации (если есть) ____________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Тема по самообразованию ______________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Когда начата работа над темой ___________________________________________
Когда предполагается закончить работу над темой _________________________
______________________________________________________________________
Цель самообразования по теме____________________________________________
_______________________________________________________________________
Задачи самообразования__________________________________________________
_______________________________________________________________________
Основные вопросы, намечаемые для изучения______________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Этапы обработки материала ____________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Какой предполагается результат __________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Форма представления результата __________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Таблица № 6
Итоговый отчет по самообразованию
Педагог ______________________________________
Методическая тема учреждения ____________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Индивидуальная тема ____________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Сроки и период работы над темой ___________________________________________
Цель самообразования по теме ______________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Прошел курс обучения на курсах повышения квалификации_____________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Изучена литература _______________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Посещено открытых занятий, заседаний МО, семинаров и других мероприятий
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Проведено открытых занятий, мероприятий ___________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Наработанный материал __________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Форма представления материалов____________________________________________
_________________________________________________________________________
Педагог _____________________________________ /подпись/___________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня педагога дополнительного образования
индивидуальный план педагога дополнительного образования...
Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня педагога дополнительного образования
план самообразования...
Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня педагога дополнительного образования
План самообразования...
Индивидуальный план работы на меж аттестационный период по повышению профессионального уровня педагога дополнительного образования Сафина Гульсина Хайдаровна на 2015-2020 гг
План самообразования...
Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня педагога дополнительного образования
план самообразования...
Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня педагога дополнительного образования на 2017-2022 г.г
Индивидуальный план работы на межаттестационный период...