Методическая разработка. Русский язык 5 класс. Развитие речи. Описание предмета
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Представлена технологическая карта урока.
Задачи урока: - формировать представление об описании как о функционально-смысловом типе речи,
- знакомиться со структурой текста типа «описание», с особенностями описания в разных стилях речи,
- учить различать описание предмета в разных стилях речи,
- учить редактировать текст (сочинение-описание) ученика,
- учить писать сочинение-описание предмета.
Предметные и метапредметные результаты обучения:
Предметные:
- знать об описании как о функционально-смысловом типе речи,
- знать структуру текста типа «описание», особенности описания в разных стилях речи,
- различать описание в разных стилях речи,
- редактировать текст,
- писать сочинение-описание предмета
Метапредметные:
-создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения, свободно и правильно излагать свои мысли,
- соблюдать при создании текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания,
-оценивать и редактировать чужие письменные тексты.
Личностные:
- стремиться к личностному самоопределению,
- проявлять интерес к созданию собственных текстов,
- стремиться к речевому совершенствованию,
Формировать достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании письменного текста сочинения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 28.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Учитель русского языка: Н.В.Пивень
Тема учебного занятия с указанием класса | Р.р. Описание предмета. 5 класс |
Задачи: | - формировать представление об описании как о функционально-смысловом типе речи, - знакомиться со структурой текста типа «описание», с особенностями описания в разных стилях речи, - учить различать описание предмета в разных стилях речи, - учить редактировать текст (сочинение-описание) ученика, - учить писать сочинение-описание предмета. |
Предметные и метапредметные результаты обучения | Предметные: - знать об описании как о функционально-смысловом типе речи, - знать структуру текста типа «описание», особенности описания в разных стилях речи, - различать описание в разных стилях речи, - редактировать текст, - писать сочинение-описание предмета Метапредметные: -создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения, свободно и правильно излагать свои мысли, - соблюдать при создании текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания, -оценивать и редактировать чужие письменные тексты. Личностные: - стремиться к личностному самоопределению, - проявлять интерес к созданию собственных текстов, - стремиться к речевому совершенствованию, Формировать достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании письменного текста сочинения. |
Этапы урока | Ход урока |
I. Этап мотивации. | - Дорогие ребята! Сегодня мы будем говорить о золотой поре каждого человека – о детстве. А оно связано с игрушками. Вспомните свои игрушки. Теперь вы уже большие, учитесь в 5 классе, вот и лежат ваши игрушки на шкафу или в кладовой. Но есть и такие, которые с вами и сейчас, они вам дороги, они ваши друзья. Вы любите их, разговариваете с ними. Они тоже заговорили, если б умели. Любимые игрушки для вас как живые, у них тоже есть душа, хотя они и не умеют говорить. - О ваших любимых игрушках мы и поговорим на уроке. ? С каким настроением вы пришли на урок? Покажите это с помощью смайлика. |
Учебное задание: | Прочитайте фрагменты трех сочинений, укажите, какие слова мешают воспринимать эти тексты легко, с интересом. Фрагмент № 1. Сани Деда Мороза были большие и легкие. Посох был блестящий, на посохе были нарисованы елочки. Фрагмент № 2. Заводного зайчика мне подарили в шесть лет на день рождения. Я давно мечтал о заводном зайчике. Фрагмент № 3. Это не автомобиль, а чудо! Этот автомобиль мне купили на детской ярмарке в Москве. Этот автомобиль с дистанционным управлением. |
Форма работы: | фронтальная |
II. Оргмомент. | Проверка готовности к уроку. Учащиеся записывают в тетрадь число, классная работа. - В каждом человеке заложена способность к творчеству. Радость творчества мы попробуем испытать сегодня на уроке и будем делиться этой радостью друг с другом. - На уроке мы будем описывать любимую игрушку, будем учиться строить свою речь связно и красиво, думать, оформлять свои мысли письменно. Результатом нашей деятельности станет сочинение-описание игрушки. |
Учебное задание: | - Какие знания вам понадобятся, чтобы справиться с заданием? Работа с учебником стр.170 «Как работать над сочинением» |
Форма работы: | фронтальная |
Примеры индивидуальных учебных заданий | Поручить 2-3 знатокам найти речевые ошибки и их исправить. (познавательные, коммуникативные УУД) Какие слова повторяются в этих фрагментах? Устраните повторы, воспользовавшись одним из следующих способов: а) исключение повторяющегося слова; б) замена местоимением; в) замена синонимичным для данного текста словом или словосочетанием. |
III. Этап актуализации и осуществление пробного действия. | *Попробуйте на основе имеющихся знаний найти текст-описание среди предложенных. Текст№1. Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца. А в конце дрессировщик положил тигров в ряд и ходил по ним, как по ступенькам. Я смотрел на арену, затаив дыхание. (Текст-повествование) Текст №2. Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зелёным огнём, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки.(Текст-описание) Текст №3. Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика? Может потому, что человек их не боится? Или потому, что дрессировщик заботится о них? А как думаете вы? (Текст-рассуждение) Беседа: - Какие стили речи вы знаете? (художественный стиль речи – рисуем словами какую-то картину; для художественного стиля характерны слова-краски: эпитеты, сравнения, метафоры). - Какие типы речи вы знаете? (описание) - Что можно описать? (предмет, человека, животное, природу). - Какой вопрос можно поставить к описанию? (какой?) - Какой тип речи и стиль мы будем использовать? - Что значит любимая игрушка? Как вы это понимаете? (За описанием игрушки должна чувствоваться личность автора, его интересы, ведь выбор игрушки не случаен). - Представьте, что игрушечная фабрика выпускает много разных игрушек и посылает их краткое описание в магазин, чтобы получить заказы. Например, щенок – мягкая игрушка из искусственного меха. Предназначена для детей 5-12 лет. Длина - 25 см, высота – 20 см. Цвет – темно-коричневый. - Соответствует ли это описание нашей теме? (Нет, здесь идет речь об игрушке вообще, а не о любимой). Демонстрация мягкой игрушки – щенка. - Не хочется про такую милую зверюшку говорить казенными словами, правда? - Прочитайте образец сочинения. Перед нами веселый маленький щенок. У него большая голова со смешными ушами-лопушками. Задорно торчит хвостик. Шерстка густая и мягкая, темно-коричневого цвета. Лишь мордочка, животик, подушечки лапок и верхняя часть ушек нежно желтые. Глаза-пуговки ласково поблескивают из-под шерстки. Любопытный носик похож на черную кнопочку. Щенок просто как живой! Мне он очень нравится. А вам? |
Учебное задание: | Записать в таблицу, что характерно для художественного стиля |
Форма работы: | Индивидуальная |
Примеры индивидуальных учебных заданий | Запишите свои эпитеты, метафоры, сравнения для описания любимой игрушки (предметные, познавательные УУД) |
IV. Фиксирование локальных затруднений. | Минутка отдыха. Интеллектуальная разминка. Лимоны кислые, а сахар… Собака лает, а кошка… Трава зеленая, а небо… У человека две ноги, а у собаки… Птицы живут в гнездах, а люди … Певец поет, а строитель… Индивидуальная работа. Учащиеся рассматривают свои игрушки. Устная творческая работа. Устное описание предмета (игрушки). Учащиеся внимательно слушают, записывают понравившиеся фразы своих товарищей. Учитель редактирует устное словесное описание игрушек. Дети записывают в черновики тезисы выступлений. |
Учебное задание: | Устное описание предмета (игрушки). |
Форма работы: | индивидуальная |
V. Создание плана по решению проблемы. | Цель: Вспомним строение описательного текста, т. е. его композицию. Задание: Прослушайте текст, определите его тему и основную мысль, подумайте, на сколько частей по содержанию он распадается. Это отрывок из рассказа К. Бальмонта "На волчьей шубе". Хозяин усадьбы, если отлучался, как теперь, приказывал старой ключнице хорошенько накормить барчонка и уложить его спать вовремя, в столовой, на волчьей шубе, и печку зажечь, чтобы было тепло и чтоб можно было мальчику потешиться огнем. Волчья шуба была огромная и причудливая. Целых пять волков распростились со своей волчьей жизнью, чтоб она могла быть сделана, и весь мех был очень хороший, светло-серый с беловатым оттенком, каковой весьма ценится знатоками. Причудливая шуба из пятерного меха была скорее украшением, чем предметом необходимости. Охотник надевал ее лишь иногда, поверх другой теплой одежды, когда он ехал куда-нибудь очень далеко, и во время лютых морозов. А так, обыкновенно, эта шуба служила лишь для дивования немногих посетителей уединенной усадьбы, да вот иногда молчаливый рыжий мальчик спал на ней"(По К.Бальмонту.) Вопросы после прослушивания текста:
С какой основной мыслью описывает автор волчью шубу? (Показать причудливость, необычность этой вещи). Вывод: Таким образом, мы с вами вспомнили, что описательный текст, как правило, состоит из трех частей: начало, основная часть, концовка. При описании предмета в начальной части обычно рассказывается о том, откуда появился предмет, кому он принадлежит или почему о нем дальше пойдет речь; в основной части описываются признаки предмета, каждое предложение этой части добавляет к сказанному новые признаки; конечная часть чаще всего выражает отношение автора к описываемому предмету. В ней часто формулируется основная мысль. (По ходу данного обобщения учитель на доске, а дети в тетрадях записывают структуру описательного текста). План. 1. Как вещь попала ко мне. 2. Описание вещи 3. Отношение автора к данной вещи. Опорные слова: Симпатичная игрушка, любимая игрушка, мордочка, личико, розовые лапки, длинноухий, носик-пуговка, шерстка, лапки-подушечки, нежный, ласковый, мягкий, веселый, плюшевый, глазки, оловянный, пластмассовый.
|
Учебное задание: | Вспомним строение описательного текста, т. е. его композицию. |
Форма работы: | Фронтальная |
Примеры индивидуальных учебных заданий | Подберите опорные слова для описания своей игрушки |
VI. Реализация на практике выбранного плана. | Письменная работа в черновиках. Минутка отдыха. - А может ли игрушка рассказать о хозяине? - А может ли игрушка рассказать о целом народе? - Игрушка сопутствует человеку с древнейших времен. У каждого народа - свои любимые игрушки. Национальные русский игрушки: петрушка, матрешка, ванька-встанька. Матрешка – русский сувенир. Но не все знают, что пришла она к нам из Японии. «Кукла в кукле», «девочка в платочке». - У Ваньки у Встаньки – несчастные няньки: Начнут они Ваньку укладывать спать, А Ванька не хочет - приляжет и вскочит, Уляжется снова и встанет опять. Игрушки простые, скромные, добрые дарят людям радость. |
Учебное задание: | Работа над черновиком. |
Форма работы: | Индивидуальная |
Примеры индивидуальных учебных заданий | Консультационная помощь неуспевающим |
VII. Домашнее задание. | |
Учебное задание: | Написание откорректированных и проверенных текстов ученических сочинений в тетради. |
Форма работы: | Индивидуальная |
Примеры индивидуальных учебных заданий | Сообщение «История появления матрешки» Сообщение «Кукла «Ванька-встанька» |
VIII. Рефлексия | |
Учебное задание: | Всем вам в будущем предстоит писать сочинения-описания. Какие рекомендации вы можете дать младшему брату или сестре, которым предстоит контрольная работа по этой теме? Каких ошибок следует избегать? |
Форма работы: | Фронтальная |
Примеры индивидуальных учебных заданий | Оцените каждый по шкале от 1 до 5 важность информации, полученной на уроке. Уходя с урока, напишите цифру маркером на доске (личностные УУД) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. Тема:Развитие речи. Описание внешности человека. Глаза-зеркало души.
Урок способствует формированию наблюдательности и внимания к окружающим их людям,учат ребят через внешность постигать внутренний мир человека,его характер,настроение....
Методическая разработка урока 3 класс. Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности «Окружающий мир» (Под редакцией В.В. Воронковой) Тема « Дикие животные». « Медведь»
Методическая разработка урока 3 класс.Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности «Окружающий мир»(Под редакцией В.В. Воронковой)...
Конспект урока русского языка по развитию речи учащихся 7 класса «Подготовка к сочинению-описанию внешности человека на основе жизненных наблюдений»
Конспект урока разработан с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо...
Конспект урока русского языка по развитию речи учащихся 7 класса «Подготовка к сочинению-описанию внешности человека на основе жизненных наблюдений»
Разработка урока по развитию речи для 7 класса с использованием современных технологий и методик для развития коммуникативных умений учащихся....
Конспект урока по русскому языку для учащихся 8 класса (развитие речи) "Описание внешности человека на основе личных впечатлений"
Разработка урока русского языка с использованнием инновационных технологий...
План – конспект урока русского языка по развитию речи в 9 – ом классе специальной (коррекционной) школы по теме: "Сочинение - описание по картине И.И. Левитана "Золотая осень"".
Тема урока: «Сочинение - описание по картине И.И.Левитана «Золотая осень».Цели урока:Образовательная:- познакомить с творчеством художника - И.И.Левитана;- формировать ум...
Интегрированный урок русского языка по развитию речи в 5 классе « Описание картины П.П.Кончаловского «Сирень в корзине».
Интегрированный урок русского языка по развитию речи в 5 классе« Описание картины П.П.Кончаловского «Сирень в корзине»....