Рабочая программа учебного курса "Трудные вопросы орфографии и пунктуации" 7 кл
рабочая программа по русскому языку (7 класс)
"Трудные вопросы орфографии и пунктуации". Рабочая программа учебного курса по русскому языку для учащихся 7 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudnye_voprosy_orfografii_i_punktuatsii_7_kl._word.docx | 28.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Смаглеевская средняя общеобразовательная школа
Кантемировского муниципального района
Воронежской области
Рассмотрено на заседании ШМО учителей русского языка и литературы Протокол № 1 от 28.08.2020г. Руководитель ШМО _________ Е.П.Зябкина | Согласовано Заместитель директора школы по УВР ____________М.Н.Богодухова | Утверждено приказ № 54 от 31. 08.2020г. Директор СОШ _________О.О. Квитко |
Рабочая программа
по предмету «Трудные вопросы орфографии
и пунктуации»
7 класс
Разработала
Зябкина Елена Петровна,
учитель высшей квалификационной категории
2020-2021 учебный год
Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования на основе Примерной программы для общеобразовательных учреждений линии учебников Ладыженской Т.А., Баранова М.Т., Тростенцовой Л.А. для 5-9 классов (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др.- 13-е изд.- М.: Просвещение, 2016);
- Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Трудные вопросы орфографии и пунктуации»
Выпускник научится:
- владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
- владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
- владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
- адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
- участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
- создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
- анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
- использовать знание алфавита при поиске информации;
- различать значимые и незначимые единицы языка;
- проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
- классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
- членить слова на слоги и правильно их переносить;
- определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
- опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
- проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
- проводить лексический анализ слова;
- опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
- опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
- проводить морфологический анализ слова;
- применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
- опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
- анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
- находить грамматическую основу предложения;
- распознавать главные и второстепенные члены предложения;
- опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
- проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
- соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
- опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;
- опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
- использовать орфографические словари.
Выпускник получит возможность научиться:
- анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
- опознавать различные выразительные средства языка;
- писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
- участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
- характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
- использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
2. Содержание учебного предмета
«Трудные вопросы орфографии и пунктуации»
7 класс
Содержание | Формы организации и виды деятельности учащихся |
Повторение изученного в 5-6 классах Орфография. Орфограммы приставки, корня, суффикса и окончания. Слитное и дефисное написание. Пунктуация. Пунктуационный разбор. | Отвечают на контрольные (диагностические) вопросы, иллюстрируют ответы своими примерами. Отвечают на вопросы по содержанию текстов упражнений. Пишут диктант. Отвечают на контрольные (диагностирующие) вопросы по теме. Читают выразительно и списывают тексты, работая над орфограммами. Составляют из простых предложений сложные и анализируют их пунктуацию. Работают над орфограммами с фонетическими опознавательными признаками. Соотносят выбор орфограммы со словообразовательными, фонетическими, морфологическими условиями. |
Причастие . Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях. Одна и две н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных. Одна и две н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. Слитное и раздельное написание не с причастиями. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | Работают над орфографией, пунктуацией, синтаксисом. Выявляют путём наблюдений особенности склонения причастий. Усваивают правило написания гласных в падежных окончаниях причастий. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Определяют причастный оборот. Анализируют словосочетания с причастием. Опознают одиночные причастия и причастные обороты в предложениях. Анализируют условия обособления причастного оборота. Отрабатывают пунктуацию при причастных оборотах. Распознают действительные причастия настоящего времени. Изучают правило выбора орфограммы в данных причастиях. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Распознают страдательные причастия настоящего времени. Усваивают правило выбора суффикса в страдательных причастиях. Распознают страдательные причастия прошедшего времени. Работают с таблицей и материалом для ознакомления. Списывают предложения с причастиями, работая над пунктуацией и орфографией. Усваивают правило написания гласных перед н в полных и кратких страдательных причастиях. Усваивают правила написания одной и двух букв н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и одной буквы н в отглагольных прилагательных. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Усваивают правила написания одной и двух букв н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом Усваивают правило слитного и раздельного написания не с причастиями. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Усваивают правило написания букв е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. |
Деепричастие. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. Раздельное написание не с деепричастиями. | Анализируют и характеризуют общекатегориальное значение, морфологические признаки и синтаксическую роль деепричастия. Опознают деепричастия как самостоятельную часть речи. Определяют деепричастный оборот. Опознают деепричастные обороты и отмечают их с помощью графических обозначений. Формируют навык обособления деепричастия и деепричастных оборотов. Усваивают правило написания не с деепричастиями. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Опознают деепричастия несовершенного вида. Списывают, тренируясь в опознавании и обособлении деепричастий и деепричастных оборотов. Опознают деепричастия совершенного вида. Списывают текст, работая над отдельными видами орфографии и пунктуационным выделением деепричастий и деепричастных оборотов |
Наречие. Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е. Буквы е и и в приставках не и ни отрицательных наречий. Одна и две н в наречиях на –о и –е. Описание действий. Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Буквы о и а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. Мягкий знак после шипящих на конце наречий. | Анализируют и характеризуют общекатегориальное значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречия. Усваивают правило слитного и раздельного написания не с наречиями на о и е. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Тренируются в написании наречий, определяя выбор орфограммы. Усваивают правило написания букв е и и в приставках не и ни отрицательных наречий. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Тренируются в выборе написаний не или ни на материале упражнений. Усваивают правило написания одной и двух букв н в наречиях на о и е. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Усваивают правило написания букв о и е после шипящих на конце наречий. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Усваивают правило написания букв о и а на конце наречий. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Усваивают правило написания дефиса между частями слова в наречиях. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Усваивают правило слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Усваивают правила написания мягкого знака после шипящих на конце наречий. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. |
Служебные части речи. Предлог. Слитное и раздельное написание производных предлогов. | Различают предлоги. Распознают производные и непроизводные предлоги. Усваивают правило слитного и раздельного написания производных предлогов. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. |
Союз. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы. | Определяют союз как часть речи. Усваивают правило постановки запятой между простыми предложениями в союзном сложном предложении. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Усваивают правила написания союзов. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Попутно повторяют разные виды орфограмм и пунктограмм. Подбирают примеры на изученные темы с обозначением условий выбора орфограмм |
Частица Раздельное и дефисное написание частиц. | Изучают определение частицы как части речи. Усваивают правила слитного и раздельного написания частиц. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Составляют свои предложения со словом то. Распределяют слова по видам орфограмм и обозначают условия выбора дефиса. Дифференцируют не и ни как частицы и как приставки. Тренируются в подборе частиц с отрицательным значением. Пишут диктант. Изучают теоретические сведения. Выполняют упражнения, обозначая частицу не и приставку не. Составляют словосочетания и предложения с частицами. Дифференцируют слова разных частей речи с приставкой не. Повторяют орфографические правила по теме параграфа. Обозначают условия выбора орфограмм в упражнениях. |
Междометие. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях. | Определяют грамматические особенности междометий. Дифференцируют междометия в упражнениях. Опознают междометия, которые употреблены в значении других частей речи. Изучают орфографическое и пунктуационное правила. Записывают предложения с междометиями, ставя знаки препинания |
3. Тематическое планирование учебного предмета
«Трудные вопросы орфографии и пунктуации»
7 класс
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов |
1. | Повторение изученного в 5-6 классах | 4 часа |
2. | Причастие | 9 часов |
3. | Деепричастие | 2 часа |
4. | Наречие | 9 часов |
5. | Служебные части речи. Предлог | 1 час |
6. | Союз | 3часа |
7. | Частица | 1 час |
8. | Междометие | 2 часа |
9. | Повторение изученного. Резервные уроки | 4часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса "Трудные вопросы орфографии, морфологии и пунктуации в интерактивном режиме"
Программа разработана и внедрена в 11А классе, как курс школьного компонента в профильном информационно-технологическом классе....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ МАТЕМАТИКИ В ЕГЭ» ДЛЯ 11 АКЛАССА
В 2008 году закончился эксперимент по введению единого государственного экзамена. С 2009 года для всех выпускников ЕГЭ становится обязательным. Поэтому данный элективный курс представляет интерес для ...
Рабочая программа учебного курса по математике «Избранные вопросы математики» для 9 класса
Оптимальной формой подготовки к экзаменам являются спецкурсы, которые позволяют расширить и систематизировать знания учащихся.Программа предполагает изучение вопросов, которые входят в школьный курс м...
Рабочая программа учебного предмета "Избранные вопросы математики" 11 класс
Рабочая программа содержит пояснительную записку , планируемые результаты,содержание , тематическое и календарное планирование....
Рабочая программа учебного курса "Избранные вопросы математики", 10-11 классы
Рабочая программа учебного курса "Избранные вопросы математики", 10-11 классы...
Рабочая программа учебного курса "Трудные вопросы экономики"
Рабочая программа учебного курса направлена на повышение финансовой грамотности 11-классников. Рассчитана на 68 уч.часов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ»
Программа курса «Актуальные вопросы обществознания» для 7-9 классов направлена на формирование готовности и способности, обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценнос...