РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ»
рабочая программа по обществознанию (9 класс)
Программа курса «Актуальные вопросы обществознания» для 7-9 классов направлена на формирование готовности и способности, обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знанию. Теоретические и практические занятия ориентированы на повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания основной школы, а также на подготовку обучающихся 9-х классов к ОГЭ.
Курс является интегративным, т. е. включает знания из различных общественных наук (социологии, экономической теории, политологии, правоведения, психологии, этики) в адаптированной для учеников 9 класса педагогически целесообразной форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ooo_aktualnye_voprosy_obshchestvoznaniya.docx | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 37»
Принята на заседании | УТВЕРЖДАЮ | ||
Методического совета От «__»_________2022г. Протокол №__________ | Директор ГБОУ Школа № 37 ____________Т.Ю.Баринова от «___»____________2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА
«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ»
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
МОСКВА
2022 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Актуальные вопросы обществознания» для 7-9 классов направлена на формирование готовности и способности, обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знанию. Теоретические и практические занятия ориентированы на повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания основной школы, а также на подготовку обучающихся 9-х классов к ОГЭ.
Курс является интегративным, т. е. включает знания из различных общественных наук (социологии, экономической теории, политологии, правоведения, психологии, этики) в адаптированной для учеников 9 класса педагогически целесообразной форме.
Курс рассчитан на 34 учебных часа и включает 6 тем, охватывающих общую характеристику современного общества как целостной динамично развивающейся системы и изучение отдельных аспектов его социальной, экономической, политической, духовной подсистем. Содержание курса, прежде всего, ориентировано на те темы и вопросы, которые проверяются в ходе итоговой аттестации, но недостаточно полно рассматриваются в базовом школьном курсе «Обществознание. 6 – 9 классы». При этом большое внимание уделяется практической работе с различными источниками права, с дополнительной литературой по предмету. Предполагаются разнообразные формы работы: лекционные занятия, семинары, практические занятия. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги. Для решения задач курса учебные занятия дополнены экскурсиями, участием в проектной деятельности.. Программа курса предполагает обращение к монографиям, художественной литературе, кинофильмам по вопросам, рассматриваемым в разделах курса; посещение музеев, выставок.
Отработка навыков проверки знаний осуществляется с использованием материалов типовых тестовых заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации. По итогам курса предполагается выполнение учениками зачётной работы по типу ОГЭ.
Результаты обучения и усвоение содержания курса
Результатом изучения курса «Актуальные вопросы обществознания» является развитие у обучающихся широкого круга компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
Предметные результаты:
• формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
• овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов; • формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
• формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
• развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
• воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном Российском государстве..
Метапредметные результаты:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• навыки смыслового чтения;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
• формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
• формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Количество часов: программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
Содержание курса
Курс изучает особенности современного общества как целостной динамично развивающейся системы и изучение отдельных аспектов его социальной, экономической, политической, духовной подсистем. Содержание курса, прежде всего, ориентировано на те темы и вопросы, которые проверяются в ходе итоговой аттестации, но недостаточно полно рассматриваются в базовом школьном курсе «Обществознание. 6 – 9 классы».
7 класс
Раздел 1. Мы живем в обществе
Как устроена общественная жизнь. Что значит жить по правилам. Экономика и ее основные участники. Производственная деятельность человека. Обмен, торговля, реклама. Домашнее хозяйство. Бедность и богатство. Человек в обществе: труд и социальная лестница. Зачем людям государство. Почему важны законы. Культура и ее достижения.
Раздел 2. Наша Родина – Россия
Наша страна на карте мира. Государственные символы России.
Конституция Российской Федерации.
Гражданин России. Мы – многонациональный народ. Защита Отечества.
8 класс
Раздел 1. Личность и общество
Что делает человека человеком?
Человек, общество, природа. Общество как форма жизнедеятельности людей. Развитие общества. Как стать личностью.
Раздел 2. Сфера духовной культуры
Мораль. Долг и совесть. Моральный выбор – это ответственность. Образование. Наука в современном обществе. Религия как одна из форм культуры
Раздел 3. Социальная сфера Социальная структура общества.
Социальные статусы и роли. Нации и межнациональные отношения. Отклоняющееся поведение.
Раздел 4. Экономика
Роль экономики в жизни общества. Главные вопросы экономики. Собственность. Рыночная экономика. Производство – основа экономики. Предпринимательская деятельность.
Роль государства в экономике. Распределение доходов. Потребление. Инфляция и семейная экономика. Безработица, ее причины и последствия. Мировое хозяйство и международная торговля.
9 класс
Раздел 1. Политика
Политика и власть. Государство. Политические режимы. Правовое государство. Гражданское общество и государство. Участие граждан в политической жизни. Политические партии и движения. Межгосударственные отношения.
Раздел 2. Гражданин и государство
Основы конституционного строя РФ. Права и свободы человека и гражданина. Высшие органы государственной власти РФ. Россия – федеративное государство. Судебная система РФ. Правоохранительные органы РФ.
Раздел 3. Основы российского законодательства
Роль права в жизни человека, общества, государства. Правонарушения и юридическая ответственность. Гражданские правоотношения. Право на труд. Трудовые правоотношения. Семья под защитой закона. Административные правоотношения. Уголовно-правовые отношения. Правовое регулирование отношений в сфере образования. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.
Учебно-тематическое планирование
Наименование тем | Всего учебных часов | Модуль «Школьный урок» |
7 класс, 34 часа | ||
Тема 1. Мы живем в обществе Как устроена общественная жизнь. Что значит жить по правилам. Экономика и ее основные участники. Производственная деятельность человека. Обмен, торговля, реклама. Домашнее хозяйство. Бедность и богатство. Человек в обществе: труд и социальная лестница. Зачем людям государство. Почему важны законы. Культура и ее достижения. | 25 | Проектно-исследовательская деятельность “Экономическое развитие России” |
Раздел 2. Наша Родина – Россия Наша страна на карте мира. Государственные символы России. Конституция Российской Федерации. Гражданин России. Мы – многонациональный народ. Защита Отечества. | 9 | Урок-экскурсия в Исторический музей. Семинар на тему «Государственные символы. Русь. Россия. Российская империя» |
8 класс, 34 часа | ||
Раздел 1. Личность и общество Что делает человека человеком? Человек, общество, природа. Общество как форма жизнедеятельности людей. Развитие общества. Как стать личностью. | 7 часов | Урок-практикум “Особенности общества как динамической системы” |
Раздел 2. Сфера духовной культуры Мораль. Долг и совесть. Моральный выбор – это ответственность. Образование. Наука в современном обществе. Религия как одна из форм культуры | 7 часов | Урок-беседа «Моральный выбор в жизни человека» Уроки-дискуссии «Особенности религиозного воспитания в современном мире» Практическое занятие “Образование в России: индивидуальная траектория обучающегося” |
Раздел 3. Социальная сфера Социальная структура общества. Социальные статусы и роли. Нации и межнациональные отношения. Отклоняющееся поведение. | 5 часов | Урок-дискуссия “Межнациональные отношения в современном мире” |
Раздел 4. Экономика Роль экономики в жизни общества. Главные вопросы экономики. Собственность. Рыночная экономика. Производство – основа экономики. Предпринимательская деятельность. Роль государства в экономике. Распределение доходов. Потребление. Инфляция и семейная экономика. Безработица, ее причины и последствия. Мировое хозяйство и международная торговля. | 15 часов | Проектно-исследовательская деятельность: “Мировое хозяйство и международная торговля” |
9 класс, 34 ч. | ||
Раздел 1. Политика Политика и власть. Государство. Политические режимы. Правовое государство. Гражданское общество и государство. Участие граждан в политической жизни. Политические партии и движения. Межгосударственные отношения. | 9 часов | Проектно-исследовательская деятельность: «Политическое разнообразие режимов в современном мире» Урок-дискуссия: «Каждый человек - часть гражданского общества» |
Раздел 2. Гражданин и государство Основы конституционного строя РФ. Права и свободы человека и гражданина. Высшие органы государственной власти РФ. Россия – федеративное государство. Судебная система РФ. Правоохранительные органы РФ. | 6 часов | Урок-дискуссия “Особенности российского законодательства для несовершеннолетних граждан” Деловая игра “Выборы президента России” |
Раздел 3. Основы российского законодательства Роль права в жизни человека, общества, государства. Правонарушения и юридическая ответственность. Гражданские правоотношения. Право на труд. Трудовые правоотношения. Семья под защитой закона. Административные правоотношения. Уголовно-правовые отношения. Правовое регулирование отношений в сфере образования. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. | 19 часов |
Используемая литература
- Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразоват. учреждений (Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.); под ред. Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой;– М.: Просвещение.
- Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразоват. учреждений (Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.); под ред. Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой;– М.: Просвещение.
- Обществознание. 9 класс: учебник для общеобразоват. учреждений /Л. Н. Боголюбов, А. И. Матвеев, Е.И. Жильцов и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова, А.И. Матвеева. - М.: Просвещение.
- Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. 8 класс. Триактив-курс – М.: Национальное образование, 2019.
- Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. 9 класс. Триактив-курс – М.: Национальное образование, 2019.
- Котова О.А., Лискова Т.Е. Сборник 30 тренировочных вариантов ОГЭ по обществознанию. Национальное образование, 2022.
Интернет – ресурсы
- Официальная Россия: сервер органов государственной власти Российской Федерации http://www.gov.ru
- Президент России: официальный сайт http://www.president.kremlin.ru
- Президент России — гражданам школьного возраста http://www.uznay-prezidenta.ru
- Государственная Дума: официальный сайт http://www.duma.gov.ru
- Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация http://www.gks.ru
- 50 лекций по микроэкономике http://50.economicus.ru
- Виртуальная экономическая библиотека http://econom.nsc.ru/jep/
- Вопросы школьного экономического образования: международный учебно- методический журнал http://econom.nsu.ru/dovuz/journal/
- Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный сайт
10. Официальный портал о социально-экономической ситуации в России https://объясняем.рф
Материально-техническое обеспечение
- компьютер,
- мульти/медиа/проектор,
- аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Актуальные вопросы обществознания: подготовка к ЕГЭ" 10 класс
Программа элективного курса предназначена для учащихся 10 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в ВУЗ в форме ЕГЭ и рассчитана на 34 часов. Реализация данной программы в рамках элект...
Программа факультативного курса "Актуальные вопросы обществознания"
Пояснительная записка.Пояснительная записка 1. Программа составлена на основе следующих нормативных документов:· Федеральный государственный образовательный стандарт основного об...
Программа элективного курса "Актуальные вопросы обществознания: подготовка к ЕГЭ"
Программа элективного курса "Актуальные вопросы обществознания: подготовка к ЕГЭ"...
Авторская программа элективного курса: «Актуальные вопросы обществознания»
Программа элективного курса «Актуальные вопросы обществознания» предназначена для теоретической и практической помощи в подготовке к единому государственному экзамену (далее ЕГЭ). Элективн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ» СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Программа курса «Актуальные вопросы обществознания» для 10-11 классов направлена на формирование готовности и способности, обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и поз...