Урок - игра "Культура общения"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Предварительный просмотр:
Урок-игра «Учимся благодарить» (6 класс)
Цель: формирование новых знаний, умений и навыков по культуре общения
Задачи:
образовательные: познакомить учащихся с новыми словами благодарности, со структурой ситуации благодарности, научить благодарить в разных ситуациях;
развивающие: развивать грамотную устную и письменную речь детей, логическое мышление, память, орфографическую зоркость;
воспитательные: способствовать развитию положительного эмоционального настроя к учебе, воспитывать культуру речевого общения, умение работать в коллективе, группе, стремление к достижению положительных результатов в изучении русского языка .
Форма: урок- игра.
Методические приемы: исследовательская работа, работа в парах, индивидуальная работа, творческая работа, слово учителя с элементами беседы и игры.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, презентация
ХОД УРОКА:
Организационный момент.
- Запишите число, классная работа.
«Открытие» новой темы вместе с детьми :
Слово учителя:
-Здравствуйте!
Я начинаю нашу встречу этим словом.
-Здравствуйте!
Пускай звучит оно для вас не новым,
Но вам его я повторяю снова:
« Здравствуйте!»-
Так друг другу мы желаем быть здоровыми.
Ребята, мы ежедневно здороваемся и прощаемся, обращаемся к кому-нибудь с просьбой, благодарим за труд, за любезность, извиняемся, если допустили оплошность. И во всех этих случаях нельзя обойтись без специальных волшебных слов, слов речевого этикета, употребление которых обязательно для всех членов общества. Дело, конечно не в количестве сказанных слов, а в том, чтобы никогда не забывать о добром слове для другого, создавать, как теперь принято говорить, « душевный комфорт». Для этого необходимо обогащать свой словарный запас словами и фразами речевого этикета.
Доброе и сердечное отношение ко всем людям, с которыми приходится сталкиваться в жизни, - вот что важнее всего. Вежливым, тактичным, деликатным может быть только тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других
1 слайд
К сожалению, первоначальный благородный смысл некоторых этикетных слов уже утрачен или утрачивается. Об этом напоминает нам в своем стихотворении поэтесса Веселовская:
Слова с рожденья ждет жестокий выбор –
Не всякий возглас в речи выжить мог.
Но вот звучит во все века Спасибо-
Спаси, мол, брат, тебя за это бог!
Касаются веков сквозные грани,
И снова в нас преемственность жива,
И из старинных лучших пожеланий
Кроятся наши русские слова.
Вот из такого старинного русского пожелания «спаси бог» и родилось слово «спасибо»- одно из самых распространенных в русском языке этикетных слов.
Проблемный вопрос:
-А в какой жизненной ситуации мы его употребляем?
-Конечно, в ситуации благодарности. А всегда ли благодарим друг друга?
- Какова же будет тема нашего урока?
2 слайд
-Тема урока: «Учимся благодарить».
- А какие задачи мы поставим перед собой?
3 слайд
-На уроке мы будем учиться благодарить, пополнять свой словарь формулами, новыми словами благодарности и учиться использовать их в своей речи.
-Ребята, а каково лексическое значение слова благодарность?
-(Учащиеся высказывают свои мнения.)
4 слайд
-Спасибо. А какое толкование дано в словаре С.И.Ожегова?
-(Ученица читает словарную статью на слайде).
1. Запись в тетради:
Благодарность – чувство признательности к кому-нибудь за оказанное добро, внимание.)
.
-А какие слова речевого этикета помогают нам выразить это чувство? Назовите их. (Учащиеся вспоминают знакомые им формулы благодарности: спасибо, большое спасибо, благодарю Вас, очень признательна).
-Вы назвали четыре слова. Много это или мало? Как вы считаете, ребята? Я тоже думаю, что это очень мало. Но, может быть, пополнят этот небольшой список ваши одноклассники, вернувшиеся из творческой командировки, которые занимались исследовательской работой? Они наблюдали, как используются слова благодарности в окружающей нас жизни. Пожалуйста, ребята, вам слово.
5 слайд
2. Учащиеся знакомят класс с результатами наблюдений.
6 слайд
Группа 1. Мы исследовали употребление слов благодарности в общественном транспорте. Выяснили, что люди благодарят в следующих случаях: когда 1) им передают билет, 2)кто-то кому-то уступил место, 3) водитель продал им билет. Чаще всего употребляют слово спасибо, иногда благодарю Вас. К сожалению, нередко за услугу никак не благодарят.
7 слайд
Группа 2. Наш объект наблюдения – родная школа, а именно: раздевалка, столовая, библиотека. Наши результаты, в общем- то, совпали с результатами наблюдений первой группы. Чувство благодарности чаще всего в словах спасибо и большое спасибо.
8 слайд
Группа 3. Удручающее впечатление произвело на нас общение в магазине. Практически не слышали, чтобы кто-то благодарил продавца.
9 слайд
Формирование новых знаний, умений и навыков.
1.Знакомство с речевыми формулами.
Учитель благодарит ребят за предоставленный материал и сообщает:
- А вот исследователь русского речевого этикета Н.И.Формановская в одной из своих книг предлагает 28 слов и выражений, с помощью которых человек может поблагодарить другого. Некоторые из них представлены на слайде.
Спасибо.
Благодарю Вас.
Я вам очень признательна.
Я вам многим обязана.
У меня нет слов, чтобы отблагодарить вас…
Как я вам благодарен!
Моя благодарность не знает границ.
Я хочу поблагодарить вас.
Вы очень любезны.
Я тронута вашим вниманием.
Это очень мило с вашей стороны.
Вы меня так выручили! (Запись в тетрадях)
-Смотрите, какое богатство! Им мы будем постепенно овладевать. Конечно, за один урок нам не запомнить все эти слова и выражения. Мы лишь постараемся обогатить свою речь некоторыми из них, будем учиться употреблять их в речи.
Но прежде немного отдохнем и проведем физминутку
Рано утром все проснулись,
И друг другу улыбнулись,
Хорошенько потянулись.
Спинки дружно все прогнули –
Вот и мышцы отдохнули.
Нашей матушке-землице
В пояс надо поклониться.
Повернулись вправо, влево –
Стало гибким наше тело.
Поднимаемся все выше –
Выше дома, крыши выше.
Руки к солнцу потянули,
Опустили и встряхнули.
Носом воздух мы вдыхаем
И на месте пошагаем.
3.Знакомство со структурой ситуации благодарности.
-Давайте мы с вами представим себе любую ситуацию благодарности. Например, такую.
Учитель подходит к ученице.:
-Таня, дай мне на минуточку учебник.
-Возьмите, пожалуйста.
-Большое спасибо, Танечка.
-Что Вы, не за что.
-Ребята, была ситуация благодарности? (Учащиеся отвечают согласием). Из каких же компонентов она состоит? Во-первых, участники. Их два: Таня – человек, которого благодарят, я – человек, который благодарит. Но ситуация благодарности не возникает на пустом месте. Ведь благодарят за что-то, за какую-то услугу. В данном случае за учебник. Итак, в ситуацию благодарности входят три основных компонента:
10 слайд
Компоненты ситуации благодарности
1.человек, которого благодарят;
2.человек, который благодарит;
3.услуга. ( Запись в тетрадях)
11 слайд
- Выполнение упражнения на узнавание компонентов ситуации благодарности в общении литературных героев в сказке А.С.Пушкина:
- Назовите компоненты ситуации благодарности .
…Ей царевна говорит, -
На ж, лови! – и хлеб летит.
Старушонка хлеб поймала;
«Благодарствую, - сказала. –
Бог тебя благослови…
4.Практическая работа.
Цель: учиться благодарить, учитывая особенности компонентов ситуации благодарности.
12 слайд
Задание1. Вы едете в автобусе, попросили соседа передать деньги на билет. Он выполнил вашу просьбу. Как поблагодарить человека за данную услугу? Выберите из двух вариантов правильный.
-Благодарю.
-Моя благодарность не знает границ.
(«Надо использовать первое выражение, так как вторую формулу, я думаю, употребляют, если услуга очень велика, а в данном случае этого нет»).
-Совершенно верно, выбирая те или иные слова благодарности, мы должны учитывать меру услуги, ее значимость.
13 слайд
Задание 2. Вашей маме удачно сделали очень сложную операцию. Как вы поблагодарите врача?
-Спасибо, доктор.
-Доктор, нет слов, чтобы выразить вам мою благодарность!
(«Я бы использовал второе выражение, так как слово спасибо при этих обстоятельствах не способно выразить всю степень моей благодарности»).
14 слайд
-Не должны мы забывать и об участниках ситуации общения. Послушайте несколько формул благодарности. Как вы считаете, люди, какого возраста чаще всего употребляют эти слова:
-Я вам чрезвычайно признательна.
-Примите мою благодарность.
-Вы очень внимательны.
-Ваша любезность меня ко многому обязывает.
(Учащиеся отвечают, что данные выражения используют люди старшего поколения).
-Согласна с вами. А почему? Посмотрите, с помощью этих формул чувство признательности выражается полнее, глубже, а понимание этого приходит с годами, когда люди умудрены жизненным опытом.
15 слайд
Работа в парах.
Послушайте ряд диалогов и попробуйте определить характер взаимоотношений участников, их возраст. (Диалоги проигрываются учащимися.)
- –Я принес тебе книгу.
-Спасибо, Петя!
- Не стоит, за что же!
- –Верочка, как я тебе благодарна за то, ты помогла Андрюше исправить двойку!
- Ну что вы, Алла Васильевна, не надо благодарить меня. Андрюша сам очень старался.
- –Дорогой Семен Осипович! Разрешите поздравить Вас с днем Рождения!
- Благодарю вас, друзья мои, я очень тронут…
- – Ольга Петровна, у меня нет слов, чтобы отблагодарить Вас за Вашу
заботу и внимание, которыми Вы меня окружали.
- Что вы, Елена Борисовна, мне было так приятно! Вам спасибо, что Вы приняли приглашение. Приезжайте еще.
- Большое спасибо.
16 слайд
Творческое задание. Составление диалогов.
- А сейчас попытайтесь, используя формулы благодарности, с которыми вы сегодня познакомились, и, учитывая особенности компонентов ситуации благодарности, составить письменно диалоги по следующим ситуациям.
1. Вы благодарите маму за очень вкусный обед.
2. Пожилой человек благодарит женщину, которая уступила ему место в автобусе.
3. Вы благодарите своего товарища за то, что он помог вам подготовиться к контрольной работе.
(Учащиеся работают по рядам.)
- Молодцы, ребята! Вы очень хорошо справились с заданиями, справились с задачами нашего урока.
17 слайд
Итоги урока.
- Ребята, чему мы учились сегодня на уроке ?
- Какова структура ситуации благодарности? ( 3 основных компонента: 1)человек, которого благодарят;
2)человек, который благодарит;
3)услуга.
- При помощи каких речевых формул Вы можете поблагодарить человека? (Спасибо, благодарю Вас, я Вам многим обязана, я Вам очень признательна)
- Ребята, сегодня мы учились благодарить. Мы старались пополнить свой словарь формулами благодарности, учились использовать их в своей речи. Эти умения очень важны. Ведь поблагодарить человека в нужную минуту, сделать это тактично, вежливо – значит подарить ему капельку солнца, радости.
Благодарить – значит дарить людям (что?) благо, дарить людям добро.
Оценка знаний
18 слайд
Рефлексия:
Перед вами лежат листы бумаги на которых три разноцветных круга:
зеленый цвет означает «Я все понял, мне было интересно»,
красный - «Не все было понятно»,
желтый - «Я ничего не понял». Возьмите ручку и внутри того круга, который соответствует вашему эмоциональному самочувствию на сегодняшнем уроке поставьте плюс (крестик)
19 слайд
7. Домашнее задание:
- написать сочинение «Как я понимаю значение слова благодарность»
20 слайд
- Ребята, будьте благодарны, и делайте это всегда с улыбкой. Ведь у человека всё для себя: глаза - смотреть, ноги - ходить. Всё нужно себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Она предназначена другим. Это ужасно, когда тебе за целый день никто не улыбнулся, и ты никому не улыбнулся. Душа зябнет и каменеет.
Урок окончен! Всем спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Использование ИКТ на уроках культуры общения в коррекционной школе VIII вида для развития связной устной речи."
применение информационных технологий на уроках культуры общения...
Урок речевого общения «Учимся благодарить» в 9 классе
Цель урока: создание адаптивной образовательной среды для учащихся на уроке через внутриклассную дифференциацию по возможностям обучения учащихся.Задачи: формирование навыков и умений речевого общения...
Урок культуры общения 5 класс: Что делает человека привлекательным
Урок: Что делает человека привлекательным. В помощь учителю культуры общения....
Метапредметный конспект урока "Межкультурное общение"
Данный урок можно проводить совместно с психологом школы. Цель урока направлена на толерантное отношение учащихся к жителям изучаемого языка, сравнение характеров двух народов, повторение известных по...
Урок обществознания "Общение"
Мы с вами живем среди людей. Наше время - время активных, предприимчивых деловых людей. Проблема общения является одной из самых важных для достижения успеха в жизни. Сегодня на уроке мы с вами ...
Уроки бесконфликтного общения
В данной презентации описаны способы эффективного общения....
Презентация к уроку "Механизмы общения"
Зная правила общения, знакомясь с обычаями народов других стран, понимая и принимая собеседника по общению, можно научиться общаться эффективно....