Урок речевого общения «Учимся благодарить» в 9 классе
план-конспект занятия (9 класс) на тему

Науменко Надежда Игнатьевна

Цель урока: создание адаптивной образовательной среды для учащихся на уроке через внутриклассную дифференциацию по возможностям обучения учащихся.

Задачи: формирование навыков и умений речевого общения, необходимых в жизни; воспитание культуры поведения; развитие коммуникативных навыков в различных ситуациях речевого общения; развитие логического мышления, речи путем обогащения словаря; коррекция зрительного и слухового восприятия, внимания.  
  Данный урок - часть системной работы  по развитию устной речи учащихся, обогащению их активного словаря, закреплению навыков общения.
  Учителем проделывается  большая предварительная подготовительная работа: подбираются  и адаптируются дифференцированные задания учащимся, подготавливается  презентация,  необходимый реквизит для участия в ролевых играх. Учащимся  даются индивидуальные опережающие задания.
  Актуальность проведённого урока, разработанного с учётом личностных особенностей школьников, методы подачи материала позволяют  каждой группе ребят активно участвовать в уроке. 
   Занимательность изложения материала,  с способствовует привлечению внимания учащихся к культуре русского языка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_uchimsya_blagodarit_-dorabotannyy.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок речевого общения.

Русский язык в 9 классе.

Науменко Надежда Игнатьевна,

учитель высшей квалификационной категории. ГБС(К)ОУ школы-интерната № 15 г. Краснодара

(Слайд 1)

Используя психолого–педагогическую технологию «Школьный план действий», основанную на гуманистической педагогике, учитывая личностные особенности школьников, был разработан урок речевого общения.

Руководствуясь предложенной В.В.Воронковой дифференциацией по возможностям обучения:

 учащиеся класса распределены на четыре группы;

 определены приемы дифференцированного подхода;

 разработаны дифференцированные задания и виды помощи учащимся;

 на соответствующих этапах урока для учащихся каждой группы были предложены посильные задания и оказана необходимая помощь при их выполнении.

Целью уроков развития речи по формированию культуры общении является привлечение внимания учащихся к культуре русского языка, воспитание бережного отношения к родному языку.

Уроки речевого общения интересны и познавательны, они развивают творческую активность учащихся. На таких уроках, как говорят сами ребята, легче запоминается учебный материал. Конечно, подобные уроки требуют серьезной подготовки, но зато они расширяют кругозор учащихся, повышают интерес к предмету и уровень коммуникабельности.

Урок «Учимся благодарить» способствует развитию ученика как личности и достижению успешной социальной адаптации.

Тип урока: комбинированный.

Цель:  осуществление дифференцированного подхода в процессе формирования навыков и умений речевого общения, необходимых в жизни.

Задачи:

Образовательные: ознакомление учащихся с новыми словами речевого этикета; закрепление навыка оформления открытки.

Коррекционно – развивающие: развитие коммуникативных навыков в различных ситуациях речевого общения; развитие логического мышления, речи,  обогащение словарного запаса; коррекция зрительного и слухового восприятия, внимания.

Воспитательные: воспитание культуры речевого общения в различных социальных ситуациях. (Слайд 2)

Оборудование:

  1. Сигнальные карточки.
  2. Поздравительные открытки.
  3. Словарь русского языка С.И.Ожегова.
  4. Мультимедийное оборудование.

Методы: словесные, наглядные, практические, проблемно – поисковые, самостоятельная работа.

Приемы: классификация, сравнение, обобщение.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Учитель: Доброе утро!  Ребята,  на нашем уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их. Сегодня у нас состоится урок речевого общения, на котором вы познакомитесь с новыми словами речевого этикета, покажете навыки и умение речевого общения.

Готовясь к сегодняшнему  необычному уроку, вы, ребята, побывали в творческих командировках.

Скоро  вы ознакомите одноклассников с их результатами. Желаю вам успехов!

Настройтесь на работу, для этого сядьте прямо. Поднимите плечи, опустите. Посмотрите на своего соседа по парте – улыбнитесь ему. Посмотрите на меня – улыбнитесь мне. А сейчас я проверю, насколько вы внимательны и сообразительны.

Задание 1. Исключите слово или словосочетание: (Для учащихся 3 гр.)

а) Спасибо, доброта, пожалуйста, извините.

б) Спокойной ночи, простите, добрый день, теплый вечер.

в) Здравствуйте, приветствую вас, до свидания, доброе утро. (Слайд 3)

Задание №2. Сравните слова: (Для учащихся 2 гр.)

Здравствуйте! – Привет! (Слайд 4)

(Здравствуйте - употребляется как приветствие при встрече. Привет – восклицание при встрече, это слово разговорное.)

Задание №3. Обобщите слова: (Для учащихся 1 гр.)

Здравствуйте, пожалуйста, извините, спасибо. (Слайд 5)

(Это слова речевого этикета.)

Учитель: А что такое речевой этикет?   (Предварительное

(Это правила культурной речи)  индивидуальное задание)

II. Введение в тему.

Учитель:

Итак, я узнала, насколько вы внимательны при повторении материала прошлых уроков. А сейчас вернемся к словам речевого этикета.

- В какой жизненной ситуации мы употребляем слово спасибо? Что оно обозначает?

(Дети отвечают: когда благодарим человека. Было старинное русское пожелание – спаси бог за доброе дело)

Молодцы, правильно. Конечно в ситуации благодарности. Тогда вам не трудно будет определить тему сегодняшнего урока по данным анаграммам:

Сяучим даблагорить. (Слайд 6)

Тема урока: «Учимся благодарить» (Слайд 7)

А что обозначают слова благодарность, благодарить? (Для учащихся 1,2 гр.)

(Дети отвечают: благодарность – это доброе чувство к человеку; благодарить – значит говорить спасибо; мы благодарим людей за хорошее отношение к нам, за доброту)

А какое толкование этих слов дано в словаре Ожегова?

Со словарем поработал Дима, он сейчас прочитает нам толкование значения этих слов.

Благодарность – чувство признательности к кому-нибудь за оказанное добро, внимание.

Благодарить- выражать благодарность. (Слайд 8)  

Учитель:

Запишите эти слова в словари речевого этикета.    

(Учащиеся выполняют задание самостоятельно, учитель подходит к ученику 4 гр.)

Сегодня на уроке вы будете учиться благодарить, пополните свой словарь речевого этикета новыми словами и будете использовать их в своей речи.

Ребята, а в каких жизненных ситуациях вам пригодится умение употреблять слова благодарности в речи?

(Дети отвечают: при общении с одноклассниками, учителями, продавцами, врачами, родителями, когда в транспорте просим передать деньги за проезд, благодарим работников столовой за вкусный обед…)

Конечно, ведь вы каждый день общаетесь со знакомыми и незнакомыми людьми, и в любой ситуации по отношению к разным людям вы должны быть вежливы, этого требуют правила речевого этикета.

III. Сообщение новых знаний.

А какими словами можно выразить благодарность?

(Предварительные индивидуальные задания)

(Дети отвечают: спасибо, большое спасибо, благодарю вас, очень признателен)

Использование слов благодарности в окружающей нас жизни (Слайд 9)

Вы назвали четыре слова. Много это или мало? Как вы считаете, ребята?

Я тоже думаю, что мало, но, может быть, мы пополним этот небольшой список, когда заслушаем ваших одноклассников, вернувшихся из творческих командировок, в которых они побывали вместе с воспитателем. Они наблюдали, как используются слова благодарности в окружающей нас жизни и сейчас поделятся своими впечатлениями.

Пожалуйста, ребята, вам слово. Познакомьте нас с результатами наблюдений.

В общественном транспорте. (Слайд 10)

(Предварительные индивидуальные задания)

Рамазан: Мы с Сергеем записали, какие слова благодарности употребляются в общественном транспорте.

Люди благодарят в следующих случаях, когда:

  1. когда кто-то кому-то уступил место;
  2. когда водитель подождал бегущего пассажира;
  3. кондуктор благодарит пассажиров за предъявленные проездные билеты.

Чаще всего употребляется слово спасибо, иногда благодарю Вас.

В школьной библиотеке. (Слайд 11)

(Предварительные индивидуальные задания)

Дима: Мы с Сашей наблюдали, как ведут себя наши ученики в школьной библиотеке  и в столовой. 25 октября библиотеку посетило 14 человек. Из них 9 учащихся сказали  спасибо и 1 ученик -  большое спасибо. Четверо не поблагодарили Тамару Викторовну.

В школьной столовой. (Слайд 12)

В столовой самыми вежливыми в этот день были  учащиеся 2, 3, 5 классов. Они все говорили работникам столовой спасибо.

В продуктовом магазине. (Слайд 13)

(Предварительные индивидуальные задания)

Даша: Мы с Артемом побывали в продуктовом магазине. Здесь мы редко слышали, чтобы кто-то благодарил продавцов.

Игорь: Я провел опрос учащихся 7 класса, какие слова благодарности употребляют они в речи. Все 12 человек говорят спасибо или  большое спасибо.

Учитель:

Спасибо, ребята, за предоставленный материал. А вот исследователь русского речевого этикета Н.И. Формановская в одной из своих книг предлагает 28 слов и выражений, с помощью которых человек может поблагодарить другого. Некоторые из них я выписала, вот послушайте: (Слайд 14)

Спасибо.

Большое спасибо.

Багодарю Вас.

Я Вам очень признателен.

Как я Вам благодарен!

Вы очень любезны.

Вы меня так выручили!

Я Вам многим обязан!

У меня нет слов, чтобы отблагодарить Вас…

Смотрите, какое богатство! Конечно, за урок вам не запомнить все эти слова и выражения, вы будете учиться употреблять их в речи постепенно, будете учиться благодарить, учитывая обстановку и оказанную услугу. Приготовьте сигнальные карточки, проведем небольшое практическое занятие.

(При затруднении учитель помогает учащимся 3,4 групп, создавая ситуацию успеха с обязательным поощрением)

  1. Вы едете в маршрутном такси и попросили соседа передать деньги за проезд водителю. Он выполнил вашу просьбу и передал вам сдачу. Как поблагодарить человека за данную услугу? Выберите из двух вариантов правильный. Сигнализируйте карточками.
  1. Спасибо.
  2. У меня нет слов, чтобы отблагодарить Вас.

Объясните, какой вариант вы выбрали.

(Спасибо – услуга небольшая, незначительная)

2. Ваша мама выздоровела после лечения в больнице. Как вы поблагодарите врача?

1. Спасибо, доктор.

2. Спасибо большое, доктор, что вылечили мою маму. Я Вам тоже желаю крепкого здоровья!

Объясните, какой вариант вы выбрали.

(2 – ой. Доктор оказал значительную услугу – вылечил маму)

3. Вы спросили у прохожего, который час? Он вам ответил. Как поблагодарить прохожего?

Выберите правильный вариант.

  1. Благодарю Вас.
  2. Как я Вам благодарен!

Объясните, какой вариант вы выбрали.

(1 – ый. Услуга незначительная)

4. Вам одноклассник принес нужную вам книгу. Как вы его поблагодарите?

1.Я тебе очень признателен!

2.Спасибо, друг! Мне эта книга очень нужна!

(2 – ой. Так общаются друзья, ровесники)

Ребята, употребляя слова благодарности в речи, надо учитывать, в какой обстановке происходит общение, с кем вы общаетесь (с ровесниками, со старшими, с младшими, со знакомыми и незнакомыми), где и когда вы общаетесь.

Послушайте несколько диалогов, подготовленных учащимися, и попробуйте определить возраст участников и их взаимоотношения.

(Предварительные индивидуальные задания)

Ролевые диалоги (Слайд15)

1)

- Поздравляю тебя, Коля, за 1 –е место в конкурсе чтецов!

- Спасибо, Ольга Ивановна. (Слайд 16)

(Общаются старший и младший, вероятно, учитель и ученик)

2)

- Мальчик, будь так любезен, уступи, мне место. Ноги меня совсем не держат.

- Садитесь, пожалуйста, бабушка.

- Спасибо большое, мальчик.

- Да не стоит благодарности. (Слайд 17)

(Общаются старший и младший, они не знакомы.)

3)

- Дорогая Нина Васильевна, поздравляем Вас с днем рождения!

-Благодарю вас, дети мои, я очень тронута. (Слайд 18)

(Общаются младшие со старшими, возможно, ученики с учителем.)

Учитель:

А сейчас, перед тем, как вы получите очередное задание, проведем

МИНУТУ РЕЛАКСАЦИИ

(Слайд 19)

Учитель:

А теперь, попытайтесь, используя слова благодарности, с которыми вы сегодня познакомились, и, учитывая возраст учеников и характер их взаимоотношений, составить диалоги по следующим ситуациям:

Составление диалогов по ситуациям (Слайд 20)

(Предварительные индивидуальные задания)

1. Девочка благодарит соседку за то, что она угостила ее вкусными яблоками. (Слайд 21)

 - Даша, я хочу угостить тебя яблоками из своего сада.

- Ой, какие большие яблоки! Я их так люблю. Вы очень любезны, Анна Ивановна. Большое спасибо.

- Кушай на здоровье.

2. Ученик благодарит своего одноклассника за то, что он пригласил его на день рождения. (Слайд 22)

- Алло, Игорь, это ты? Здравствуй! Говорит Дима. Я хочу пригласить тебя на день рождения. Приходи, пожалуйста, завтра в три часа. Только обязательно, я буду ждать.

- Спасибо, Дима, за приглашение. Я обязательно приду.

3. Ученик благодарит библиотекаря за помощь в подборе книг для внеклассного чтения. Слайд 23)

 - Вот твои книги, Виталий. Обещай, что будешь бережно относиться к ним.

- Конечно, обещаю быть аккуратным. Тамара Викторовна, я Вам очень благодарен за помощь. Спасибо. До свидания.

- До свидания, Виталий.

Учитель:

Молодцы, вы постарались использовать в диалогах слова благодарности. Я надеюсь, что вы  будете ими пользоваться в жизни.

-Ребята! А какой  праздник отмечается в нашей стране 28 ноября? (Слайд 24)

-Кого мы должны поздравить? Кому в этот светлый праздник мы должны сказать слова благодарности?

-Кому вы подарите поздравительные открытки?

Оформление поздравительной открытки (Слайд 25)

- Как начнете свое поздравление?

Можете выбрать один из следующих вариантов обращения:

  1. Дорогая мама!
  2. Милая мама!
  3. Мамочка!

Далее вы поздравляете маму и можете сказать так: (Слайд 26)

  1. Поздравляю тебя с Днем матери!
  2. Поздравляю  с праздником - Днем матери!
  3. Поздравляю с праздником  всех мам!

А теперь надо что-то пожелать. Как вы думаете, что? Выберите подходящие слова. (Слайд 27)

  1. Желаю тебе  здоровья, долгих лет жизни.
  2. Очень хочется, чтобы ты не болела.
  3. Желаю крепкого здоровья, счастья, мира, благополучия в семье.
  4. Обещаю быть внимательным (-ой) и заботиться о тебе.
  5. Желаю тебе счастливой и мирной жизни, здоровья и благополучия.
  6. Желаю тебе быть по-прежнему доброй, мудрой и щедрой.
  7. Спасибо тебе за доброту и заботу.
  8. Спасибо, мамочка, за любовь!

Подпись.

(Дети подписывают открытку)

(Учащиеся 1, 2 группы подписывают открытку самостоятельно, учитель оказывает необходимую индивидуальную помощь ученикам 3, 4 группы)

Учитель:

Положите открытки на край стола, вы получите оценку за правильность и грамотность оформления.

IV. Закрепление изученного материала.

Учитель:

Сегодня на уроке вы узнали, что волшебные слова речевого этикета, приятные людям, применяются в разных ситуациях. По предложенным репликам определите, кто и кого благодарит в каждой ситуации. (Слайд 28)

–Спасибо за подарок! Проходи! Я рада, что ты пришел! 

Внук подает бабушке очки.

–Спасибо тебе большое, мой дорогой, что отыскал пропажу. Ты меня так выручил!

Мальчик вручает девочке подарок.

Спасибо, милые, за помощь! Я очень благодарен вам за любезность!

Ученик дарит учительнице цветы.

Благодарю тебя! Спасибо за внимание и за добрые слова.

Девочки переводят через дорогу дедушку

V. Итог.

Учитель: Что же нового вы узнали на уроке и чему научились сегодня?

(Дети отвечают: узнали, что обозначают слова благодарность и благодарить, узнали новые слова благодарности, учились вежливо общаться друг с другом, благодарить людей за оказанную услугу, научились правильно подписывать открытку)

Вы все сегодня хорошо поработали, поучились вежливо общаться друг с другом, узнали новые слова речевого этикета, которые помогут вам культурно общаться в семье, с незнакомыми и знакомыми людьми, правильно вести себя в общественных местах. Удачно справились с творческими заданиями и активно участвовали в уроке Дима, Игорь, Даша, Рамазан, Виталий. Вы получаете за урок пятерки.

Артем, Сергей, Саша, Леша были менее активны, но тоже старались отвечать правильно, используя новые слова в своей речи. Вы получаете четверки.

Ребята, помните слова речевого этикета, используйте полученные на уроке знания в жизни, ведь вежливо поблагодарить человека в нужную минуту – значит подарить ему лучик солнца, улыбку, радость. Недаром в слове «благодарить» два корня – дарить благо, значит, дарить людям добро.

На следующем уроке речевого общения вы научитесь говорить людям комплименты (любезные, приятные слова).

VI. Домашнее задание: (Слайд 29)

Со Словарем Ожегова поработает Рамазан.

Написать сочинение -  миниатюру. Темы на выбор: «Какие комплименты говорит папа моей маме», «Зачем надо говорить комплименты», «Комплименты одноклассникам».

Выбрав тему, подойдете ко мне для консультации.

Урок окончен. Спасибо за внимание. (Слайд 30)

Использованная литература. (Слайд 31)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок развития речевого этикета "Учимся благодарить"

Занятие к спецкурсу `Развитие речевого этикета`  конспект, урока "Учимся благодарить". Материал в качестве классного часа победитель Муниципального, призер зонального конкурса `Самый классный кла...

Разработка урока по культуре речевого общения. «Учимся благодарить»

Цель урока: Формирование новых знаний, умений и навыков по культуре речевого общения.Тип урока: Комбинированный.На уроке решаются следующие задачи:1.Знакомство с речевыми формулами.2.Знакомство со стр...

Урок по культуре речевого общения "Учимся благодарить"

Надо  в  любой  ситуации оставаться  вежливыми людьми. Благодарить - значит дарить  людям благо,  дарить  людям  добро....

Рабочая программа по русскому речевому общению (общеобразовательный уровень) 11 класс

Автор программы: Шаталова В. М. Реквизиты программы: Шаталова В.М. Культура русского речевого общения. Программа, требования к уровню знаний, умений, навыков, контрольно-измерительные материалы.–...

Внеклассное мероприятие «Урок речевого общения. Сила слова»

Мероприятие о роли русского языка в современном мире; представления о слове с нравственно – эстетической точки зрения «Слово как оружие зла и добра»....

Конспект урока речевой практики для учащихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на тему "Моделирование диалогов поздравления и пожелания"

Цели урока:Образовательная: способствовать формированию умения составлять новогодние поздравления и пожелания.Коррекционно-развивающие:Способствовать развитию мыслительной деятельности через выполнени...