Урок обществознания "Общение"
учебно-методический материал по обществознанию (8 класс) на тему
Мы с вами живем среди людей. Наше время - время активных, предприимчивых деловых людей. Проблема общения является одной из самых важных для достижения успеха в жизни. Сегодня на уроке мы с вами поговорим об общении и постараемся расширить свои знания по этой теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Эпиграф: «Нет большей роскоши, чем роскошь человеческого общения». А. де Сент – | 104 КБ |
Презентация к уроку | 1.06 МБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА УРОКА: «Общение»
- ЦЕЛИ: раскрыть сущность общения, рассмотреть его виды и формы, показать роль общения в жизни человека;
- познакомить с элементами культуры общения людей;
- научить элементарным приемам различных форм общения;
- развитие умения работать в группе, актуализировать знания;
- воспитание культуры общения, побуждение к самовоспитанию.
ЗАДАЧИ:
Обучающая: Способствовать углублению знаний учащихся о способах и формах общения и его роли в жизни человека.
Развивающая: Развивать коммуникативные УУД учащихся: умение слушать и слышать своих одноклассников, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении, умение точно выражать свои мысли.
Воспитывающая: Воспитывать у учащихся уважительное отношение к позиции другого человека, культуре речи.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ ТЕМЫ - общение, ритуал, межкультурное общение
ОБОРУДОВАНИЕ: доска, экран, проектор, на доске дерево без листьев, на столах листики разного цвета, цветы разного цвета: красные и синие, карточки с надписями «ДА» и «НЕТ» )
ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА:
1. легенда;
2. фрагмента из книги Д.Карнеги « Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей». 3. презентация;
4. кейс «Хочу быть старостой».
ФОРМЫ РБОТЫ- урок-практикум с применением информационных технологий
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА.
Эпиграф: «Нет большей роскоши, чем роскошь человеческого общения». А. де Сент – Экзюпери
- ОРГМОМЕНТ
Цель: Предварительная организация класса
Проверка отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест, наличия дежурных, рабочей позы и внешнего вида учащихся, организация внимания.
- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ
Цель: психологический настрой учащихся.
Ожидаемый результат: обеспечение нормальной обстановки на уроке.
Учитель: Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.
Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии.
Те, кто выбрал красный, — желают общаться.
Желтый — проявят активность.
Синий — будут настойчивы.
Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.
Ответьте «да» или «нет» (карточки)
- Социализация есть процесс усвоения культурных норм и освоение социальных ролей.
- Процесс социализации заканчивается в юности
- Частью процесса социализации является воспитание
- Воспитание состоит из целенаправленного прививания наперёд заданных свойств
- Социальная роль – это положение человека в обществе
- Жизненный цикл включает детство, юность и старость.
- Каждая социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения.
- Воспитание – процесс ассиметричный: только родители воспитывают своих детей
- Социализация продолжается всю жизнь
- Стихийное усвоение культурных норм идёт через подражание поведению родителей
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Создание мотивации.
Учитель: «Раз пошел богатырь к быстрой реченьке. А на берегу той реки – дракон лежит. И стал биться богатырь с драконом. День бился, два бился, три. Наконец, обессиленные, упали они и, чуть дыша, дракон спрашивает:
- Чего ж тебе было надобно, Иванушка?
- Да, водицы испить.
- Да, пил бы! Чего ж драться-то стал?»
Так и в нашей жизни бывает: не разобравшись, порой, в чем дело и зачем, люди ссорятся, вступают в конфликты специально или неосознанно, тем самым усложняют свою жизнь и жизнь других.
Вопросы классу:
- Скажите пожалуйста что должен был сделать богатырь, прежде чем биться с драконом?
- Как называется процесс, когда люди просят друг у друга что-то или разговаривают о чем либо?
Сегодня мы с вами поговорим об общении. Тема нашего урока называется: «ОБЩЕНИЕ»
Мы с вами живем среди людей. Наше время - время активных, предприимчивых деловых людей. Проблема общения является одной из самых важных для достижения успеха в жизни. Сегодня на уроке мы с вами поговорим об общении и постараемся расширить свои знания по этой теме.
2.Что такое общение. Необходимость общения для человека.
Общение – это очень многоплановое понятие:
- Человек читает книгу – это общение,
- Смотрит спектакль …
- Говорит по телефону…
- Мы сегодня на уроке тоже будем с вами общаться.
Ребята приведите свои примеры общения?
Давайте с вами подумаем, что же такое общение. Выслушав детей, проводится запись определения в тетрадь:
Общение- это социально- психологический процесс взаимодействия двух и более людей.
Работа с текстом «Общение- лекарство от одиночества» Е.А.Крашенинникова - современный российский психолог и писательница.
Человеку общение нужнее еды, важнее бытового комфорта и богатства. Оно дает главное: полноту чувств, душевный комфорт, новые знания и чувство своей социальной полноценности. Нам так надо видеть свою значимость для людей и чувствовать обволакивающее тепло их внимания! Именно поэтому уже с детства надо понимать значение контактов и, главное, уметь выходить из одиночества, разрывать цепи своей замкнутости и изолированности. А для этого можно использовать разные приемы: помочь другому человеку в минуту затруднения, усадить усталого путника отдохнуть, предложить ему помыться, дать ему воды, угостить его обедом или просто разделить с ним свою трапезу. Всего важнее делать что-то для других и тем самым для себя. И одиночество растает, как сосулька в чашке горячего кофе… Общение – это лекарство от одиночества. Оно одинаково необходимо и юноше и старику.
Вопросы и задания:
1.Как автор фрагмента оценивает значение общения в жизни человека? Согласны ли вы с подобной оценкой? Если да, то чем? Что можете возразить автору?
2.Какие пути выхода из одиночества предлагает автор?
3.Согласны ли вы с мнением, что общение – лекарство от одиночества? Против чего такое лекарство бессильно? Когда оно неэффективно?
4.Кому общение нужнее: юноше или старику? Почему?
Учитель подводит итог
3.Виды общения
Игра «Слепой, немой, глухой»
Ученики получают таблички с обозначениями ролей и играют роли: «слепого»,
«немого», «глухого». Предлагается передать определённую информацию в разном порядке:
Немой – глухому (Фёдоров - Алексеева)
Слепой – немому (Смирнов - Александров)
Глухой – слепому (Давыдова - Михайлова)
Передаем информацию «Я сегодня в школу не приду, у меня болит голова и высокая температура»
немой- глухому и слепому; слепой – глухому и немому; глухой – слепому и немому.
В конце игры вы должны ответить на вопрос, какие средства общения вы использовали?
Запись на доске и в тетради:
Виды общения
(в зависимости от средств передачи информации)
Речевое (вербальное) Неречевые (невербальные)
(речь) (мимика, жесты, интонация, движения тела)
В науке выделяют такие виды общения:
Общение
Вербальное общение предполагает передачу мыслей при помощи слов. Известный физиолог И.П. Павлов заметил, что «слова – это самое эффективное средство воздействия». Слово- это мощное орудие, которым можно убить или воскресить человека.
Задание: попробуйте доказать этот факт. Испытывали ли вы на себе мощное воздействие слова?
(В рассказе К. Чапека описывается случай, когда молодой парень, услышав обидные слова о себе от крестьянина, бросил в него камень весом в 10 кг, который пролетел 21 метр и задел руку обидчика. На следственном эксперименте это не удалось повторить. Когда уехал следователь, крестьянин рассмеялся и вновь разозлил парня. Последний от его слов пришел в ярость и бросил камень на 30 метров)
Интерактивное общение предполагает взаимодействие людей и приспособление их друг к другу в процессе совместной работы, учебы, отдыха. В процессе такого общения у людей возникают симпатия, взаимопонимание. Такой вид общения включает в себя кооперацию, конкуренцию людей. Общаясь друг с другом, люди нередко вступают в конфликтные ситуации. – примеры
Перцептивное общение – это умение чувствовать другого человека, улавливать его психическое состояние. В процессе такого общения учитываются мотивы поведения людей.
Эмпатия – сопереживание, сочувствие
Идентификация – уподобление себе другому
4.Формы общения.
Работа с учебником /с.60-62/- работа в парах.
Задание 1: Деловое/ служебное –
Задание 2:Развлекательное/ досуговое
Задание 3.Убеждающее –
Задание 4:Ритуальное –
Каждая пара учащихся готовит одну форму общения.
В ходе проверки заполняется таблица, где указываются характерны черты основных форм общения.
Форма общения | Характерны черты |
Деловое | Осуществляется в форме приказов, советов, просьб. Люди воздействуют друг на друга с целью решения определенной проблемы. Пример: после окончания 9 класса ученик, желающий поступить в 10 класс, пишет заявление на имя директора. |
Повседневное | Осуществляется между родственниками, близкими людьми при решении семейных, бытовых проблем. Пример: общение между друзьями. |
Убеждающее | Влияние друг на друга с целью изменения поведения людей. Пример: директор фирмы может убедить сотрудников в необходимости изменить режим труда и т.д. |
Ритуальное | Представляет собой процесс соблюдения или выполнения предписанного поведения. Пример: мужчина при входе в дом пропускает даму вперед или при входе учителя в класс – школьники встают. |
Развлекательное | Обмен информацией, которая помогает расслабиться, отдохнуть, унестись куда-то воображением мечтами, пофантазировать. Юмор – непременный спутник такого общения. Пример: чтение художественной литературы, просмотр фильма по телевизору, посещение театра и т.д. |
5.Культура общения.
Чтение фрагмента из книги Д.Карнеги « Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей».
« Если вы хотите знать, как заставить людей избегать вас, смеяться над вами за глаза или даже презирать вас, то вот вам на этот случай рецепт: никогда никого долго не слушайте. Например, говорите о себе самом. Если у вас появляется какая- то мысль в тот момент, когда говорит ваш собеседник, не ждите, пока он кончит. Он не так умен, как вы. Зачем тратить время, выслушивать его пустую болтовню. Сразу же вмешивайтесь и прервите его на середине фразы.
Человек, который говорит только о себе, - только о себе и думает.
А «человек, который думает только о себе, - говорит президент Колумбийского университета доктор Батлер,- безнадежно некультурен».
Если вы хотите понравиться людям, соблюдайте правило: будьте хорошим слушателем. Поощряйте других людей говорить о себе»
Вопросы и задания:
1.Согласны ли вы с мнением Д.Карнеги? Почему ваше мнение таково?
2.Как, по вашему мнению, связаны между собой культура общения и общая культура?
3.Какими чертами должен обладать человек, стремящийся к полноценному общению?
- Что необходимо для того, чтобы оно было в радость?
Культура общения! Под этим понятием подразумевается целый комплекс умений уважительного, понимающего отношения к партнеру.
Древние заповеди общения гласят, что тому, кто хочет получать удовольствие от общения необходимо:
- Доверие к тому, с кем общаешься, вера в то, что человек с которым вы общаетесь, хороший, что он расположен к вам, готов с вами общаться;
- Уважение к тому, с кем общаешься, признание того, что человек высшая ценность, и общаться с ним надо бережно и вежливо;
- Уступчивость.
Иногда общение сравнивают с танцем. Для его успешного выполнения важно вовремя отступить, пропустить партнёра. Сделать это с желанием и тактом.
- В общение следует вступать без предвзятости, т.е. заранее принятого отрицательного отношения.
Как никто лучше о предвзятости сказал М. Горький.
«Никогда не подходите к человеку, думая, что в нём больше плохого, чем хорошего»
Культура общения предполагает, что человек не навязывает своих вкусов, привычек, предпочтений другому.
- М.М. Рощин:
«Попробуйте не наступать, а уступать. Не захватить, а отдать.
Не кулак показать, а протянуть ладонь.
Не спрятать, а поделиться.
Не орать, а выслушать.
Не разорвать, а склеить.»
А теперь мы с вами проведём творческий конкурс
Составим 2 букета «Законов общения»,
1 букет «Сложности общения» т.е., что нам мешает в полноценном общении.
2 букет «Радости общения», какие качества человека делают наше общение полноценным.
( ребятам выдаются цветы темного цвета, на них ребята пишут те качества человека, которые мешают общению; а затем цветы красного или оранжевого цвета, на которых ученики пишут качества человека, которые помогают полноценному общению. К магнитной доске прикрепляются ответы учащихся. Если у учащихся возникли затруднения, они могут воспользоваться вариантами ответов, которые записаны на рабочем листе.
Что помогает общению:
- Выслушай мнение другого с пониманием.
- Не обвиняй людей, а попытайся их понять.
- Искренне цените и хвалите достоинства людей.
- Доброжелательность.
- Любовь к людям.
- Сопереживание – это очень важно.
- Творить добро.
- Честность
- Чувство юмора.
- Вежливость
- Терпимость толерантность. и др.
Что мешает общению:
- Зависть
- Недисциплинированность,
- Злобность.
- Жестокость.
- Неуважение собеседника
- Национализм.
- Хамство.
- Замкнутость.
- Эгоизм (себялюбие).
- конфликтность.
- Пессимизм. и др.)
Вывод: Да заповеди общения актуальны и сегодня
ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
Итак, мы с вами в начале урока поставили цель выяснить, что такое общение и какова его роль в жизни людей?
Далее учитель предлагает учащимся продолжить мысль…
Самая главная цель общения состоит в том, чтобы…..
В ходе общения происходит….. Результатом общения можно считать….
Рассмотрим кейс-ситуацию и ответим на поставленные вопросы. Обсудим ответы в паре.
Кейс «Хочу быть старостой».
Лера всегда хотела быть старостой в классе, но классный руководитель, видя, что ребенок очень властный, не честный, проводила выборы в актив класса, так, что бы этой должности ей не предлагали. И старостой в классе выбиралась очень ответственная, добрая девочка Вика. В 9 классе, Лера решила взять эту ситуацию в свои руки, настраивает девочек класса против Вики. Приводит девчонкам вот такие примеры:
- Так Кристина жирная, ей бы последить за своим весом, а она постоянно жуёт конфеты.
- Лена, хоть и отличница, но по жизни глупа, так как выбрала в подруги Катю, которая с ней дружит только потому, что она даёт ей списать.
-Что Наташа и Рита влюбились в Колю, строят ему глазки, одеваются вызывающе и вообще ведут себя как дурочки.- Эля одевается из «Сэконхэнда», так как ей родители не могут купить нормальные вещи.
Говоря всё это, добавляла, что Вика всегда говорит плохо о других, а при этом ещё староста, можно представить, о чём она говорит классному руководителю Любовь Петровне.
Услышав о себе такие вещи, девочки класса пошли на разборки к Вике. Вика была ошарашена такими обвинениями, попыталась доказать, что она об этом не говорила, но её никто не слушал. Расплакавшись, она пошла к Любови Петровне. Классный руководитель разобралась в ситуации. Вика осталась старостой, а Лера, окончив 9 класс, ушла из школы.
Алгоритм разбора ситуации.
- Назовите участников ситуации.
- Отнеситесь к этой ситуации.
- Какие формы общения здесь встречаются?
- Как бы вы поступили, услышав о себе неприятное?
- Как бы вы поступили на месте Вики?
- Как вы думаете, как удалось классному руководителю разобраться в ситуации?
- Как вы думаете, что чувствовала Вика во время обвинения в свой адрес со стороны девочек; когда классный руководитель выяснял ситуацию?
- Как вы думаете, как относились к Лере после выяснения ситуации?
- Какими вы видите в будущем Вику и Леру
6.ИТОГ УРОКА
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Параграф 8. Подготовить и разыграть в классе модели различных видов общения.
- В течение недели проанализировать свое общение с различными людьми по схеме:
А) в каких формах происходило общение
Б) были ли конфликтные ситуации в процессе общения и как их можно было предотвратить
В) какие элементы культуры общения проявляли люди в процессе конкретного социально-психологического взаимодействия
РЕФЛЕКСИЯ.
Описание упражнения
Участники встают в кружок, и ведущий предлагает каждому мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку - то, что получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и кричат - ДА! или СПАСИБО!
Психологический смысл упражнения.
Завершающий ритуал. Позволяет задуматься над содержанием и результатом прошедшего занятия, а также завершить его красиво на положительной эмоциональной ноте.
Оцените, насколько хорошо вы усвоили материал. Выберите из рисунков наиболее подходящий для вашей самооценки.
Отлично
Хорошо
плохо
глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся, меняется характер взаимоотношений не только между детьми, но и между учителем и классом.
ИСТОЧНИКИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ УЧИТЕЛЕМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К УРОКУ:
1. Даль В. Толковый словарь. – Москва: Мир книги, 2002. 2. Кравченко А.И. Обществознание.- Москва: Русское слово, 2013.
3. Кравченко А.И. Методическое пособие по обществознанию. – Москва: Русское слово, 2006.
.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...