Урок русского языка по теме "Падежи имен существительных" 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Урок русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_5_klass.docx23.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 5 классе

по теме «Падежи имен существительных»

учитель Щурова Л.В.

НОУ «Школа-интернат № 12» ОАО «РЖД» г. Пермь

Вид урока: обобщение знаний о падежах имен прилагательных

Тип урока: комбинированный

Цели урока: обобщение знаний об особенностях каждого падежа, развивать умение различать падежи по совокупности их признаков. развивать умения употреблять существительные в нужном падеже; создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.

Ход урока:

І. Организационный момент. Сообщение целей урока.

Нам радостно, нам весело!

Смеёмся мы с утра,

Но вот пришло мгновение,

Серьёзным быть пора.

Глазки прикрыли, ручки сложили,

Головки опустили, ротик закрыли.

И затихли на минутку,

Чтоб не слышать даже шутку,

Чтоб не видеть никого,

А себя лишь одного.

- На уроках мы изучали каждый падеж в отдельности. Сегодня мы обобщим всё, что о них узнали, чтобы лучше отличать один падеж от другого и точно употреблять слова в нужном падеже.

ІІ. Повторение  изученного.

Тест. Выбери правильный ответ:

  1. Именительный падеж имён существительных отвечает на вопросы:

Кто? Что?

Кому? Чему?

Кого? Чего?

  1. Родительный падеж имён существительных отвечает на вопросы

Кого? Чего?

Кто? Что?

Кому? Чему?

  1. Выбери существительные в родительном падеже

достать из печи

ходить около клуба

куртка сына

увидеть кошку

отдыхать в тиши

взять тетрадь

  1. Дательный падеж имён существительных отвечает на вопросы

Кому? Чему?

Кого? Чего?

Кого? Что?

  1. Выбери существительные в дательном падеже

подойти к папе

идти по аллее

помочь маме

думал о море

книга о школе

ложка мёда

  1. Творительный падеж имён существительных отвечает на вопросы

Кем? Чем?

О ком? О чём?

Кому? Чему?

  1. Выбери существительные творительного падежа

гордится другом

искать под столом

стоять перед домом

отошёл от вишни

приехать к другу

спал на диване

  1. Предложный падеж имён существительных отвечает на вопросы

О ком? О чём?

Кому? Чему?

Кем? Чем?

  1. Выбери существительные предложного падежа

сидеть на скамье

озеро в лесу

увидеть картину

вырвал из тетради

дошёл до башни

ІІІ. Словарная работа.

- Сегодня у слова гореть день рождения. Оно пригласило в гости своих родственников. Давайте подумаем, кто к нему может прийти?

Гореть, сгорел, горячий, горелка, подгорел, обгорел, загар, угар.

- Знаете ли вы крылатое выражение со словом гореть?

(В руках работа горит, горит на работе, сгореть от стыда).

ІV. Творческая задание

Представлены три картинки: цыплёнок, жираф, яблоко.

- О какой особенности данных предметов можно сказать?

(цыплёнок – пушистый, жёлтый;

жираф – длинная шея, маленькие рожки;

яблоко – сочное, красное, наливное).

- Составьте загадку о любом из предметов. Запишите.

V. Закрепление темы «Склонение имён существительных».

- Сколько в русском языке падежей?

- Расскажите всё, что вы о них знаете. Игра «Снежный ком».

1) Упражнение «Найди именительный падеж»

Читаю предложения, а ученики записывают только имена существительные в именительном падеже.

В горной деревушке тяжело заболел человек. Ребята взялись за руки и встали в кружок. Тихо шелестит листва деревьев. На траве заблестели крупные капли росы. Пассажиры торопились на посадку. Снегири клевали в кормушке ягоды, кусочки хлеба.

(человек, ребята, листва, капли, пассажиры, снегири.)

2) Упражнение «Расположи словосочетания по порядку».

На доске даны словосочетания.

Их нужно записать по порядку; вначале все словосочетания, в которых существительные в родительном падеже, затем – в дательном и т.д.

Легла на землю; перепрыгнул через овраг; залез на дерево; рады зиме; мчится по дороге; смешался с толпой; работал ножом; рассказал о поездке; гулял по лесу; были в театре; треснет от жары; не вытащишь из пруда.

 (Р.п. – треснет от жары; вытащишь из пруда.

Д.п. – рады зиме; мчится по дороге; гулял по лесу.

В.п. – легла на землю; перепрыгнул через овраг; залез на дерево.

Т.п. – смешался с толпой; работал ножом.

П.п. – рассказал о поездке; были в театре.)

VІ. Обобщение.

1)- Что необходимо сделать, чтобы определить падеж существительного7

(Чтобы определить падеж существительного надо:

1.Найти слово, к которому относится имя существительное, и поставить от него вопрос.

2.По вопросу и предлогу определить падеж.)

- На какие вопросы отвечают существительные в И.п., Р.п., Д.п., В.п., Т.п., П.п.?

- Существительные в каком падеже отвечают на смысловой вопрос откуда?

(Только в родительном падеже).

- Устно составьте предложение с существительным в родительном падеже.

- Существительные в каких падежах отвечают на вопрос где?

- Можно ли по вопросу где? отличить один падеж от другого?

(Нет, нужно ставить падежный вопрос).

2) Самостоятельная работа.

Упражнение 162.

- Устно определите падеж существительных. ( По цепочке)

3) Работа по карточкам в группах.

Карточка 1

-Определить падеж выделенных существительных.

В полдень дождь перестал,

И, что белый пушок,

На осеннюю грязь

Начал падать снежок.

Карточка 2

- Определить падеж выделенных существительных.

Подчеркнуть орфограммы.

Ночь прошла. Рассвело,

Нет нигде облачка.

Воздух лёгок и чист,

И замёрзла река.

Карточка 3

- Определить падеж выделенных существительных.

Разобрать предложение по членам предложения.

На дворах и домах

Снег лежит полотном

И от солнца блестит

Разноцветным огнём.

VІІІ. Итог урока.

-Вспомним сегодняшний урок и проанализируем свою работу на уроке.

ІX. Домашнее задание.

X. Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок русского языка и биологии в 6 классе по теме "Роль имени прилагательного в текстах-описаниях"

Урок-обобщение темы "Имя прилагательное". Урок -практикум (работа учащихся в группах)...

урок русского языка "Винительный падеж имен существительных 1-го склонения единственного числа

Данный материал позволит раскрыть понятие "падежи имен существительных 1 склонения"...

урок русского языка "Предложный падеж имен существительных 1-го склонения единственного числа"

данный урок поможет довести до сознания детей особенности предложного падежа....

урок русского языка "Творительный падеж имен существительных"

Данный конспект урока познакомит с особенностями существительных 1 склонения в  творительном падеже....

урок русского языка "Дательный падеж имен существительных 1-го склонения

Данный конспект урока познакомит с особенностями имен существительных 1- го склонения в Дательном падеже....

Конспект интегрированного урока русского языка и литературы для 6 класса "Понятие об имени сущестительном, или знакомство с творчеством А.Костюнина"

Урок углубляет знания учащихся об имени существительном, знакомит с группами существительных по значению, с творчеством современного писателя А.Костюнина на примере рассказа "Сострадание", учит добру ...

Презентация к уроку русского языка "Степени сравнения имен прилагательных", 6 класс.

Презентация к уроку русского языка разработана по учебнику М.Т.Баранова для 6 класса. Тип урока: комбинированный....