Урок русского языка по теме"Род имен существительных"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Цели урока:
- Знать о принадлежности имени существительного к одному из трёх родов;
- Уметь определять род имени существительного; согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с именами существительными;
- Развивать умения оценивать свои знания;
- Развивать навыки исследовательского труда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_rod_imen_sushchestvitelnyh.rar | 704.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме "Род имен существительных"
Цели:
- Знать о принадлежности имени существительного к одному из трёх родов;
- Уметь определять род имени существительного; согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с именами существительными;
- Развивать умения оценивать свои знания;
- Развивать навыки исследовательского труда.
Оборудование:
- мультимедийный проектор,
- компьютеры.
Ход урока
I. Организационный момент.
Прочитать хором стихотворение (психологический настрой на работу).
II. Синтаксическая пятиминутка
а) Практический блок.
Слайд 2 (приложение 1)
Работа по слайду:
- Прочитайте предложение, спишите его в тетрадь, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы, нарисуйте схему, докажите, что предложение сложное.
- Назовите имена существительные.
- Запишите их в единственном числе.
- Что общего у этих слов?
б) Теоретический блок
- Приведите примеры имён существительных.
- Расскажите об имени существительном. Каждый проговорите шепотом все сведения об имени существительном.
Проверьте себя с помощью данного слайда.
Работа по слайду № 3 (приложение 1)
III. Новый материал
- Как изменяются имена существительные?
- Как определить род имени существительного? (Дети рассматривают слайды и самостоятельно делают выводы о том, как определить род имен существительных)
Слайды № 4 (приложение 1)
Слайд № 5 (приложение 1)
Слайд № 6 (приложение 1)
Слайд №7 (приложение1)
- Приведите примеры имен существительных мужского, женского и среднего рода. Составьте с ними словосочетания: существительное + глагол; существительное + прилагательное.
-Запишите примеры в тетрадь.
IV. Закрепление
Слайд №8 (приложение 1)
- Определите, какого рода эти существительные, запишите их в тетрадь, распределив по родам.
Слайд №9 (приложение 1)
После выполнения работы дети самостоятельно проверяют написанное при помощи слайдов №10,11,12 (приложение 1) и оценивают свою работу.
Упражнение 501 (учебник Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова. Москва "Просвещение" 2006) выполняется устно, фронтально, затем самостоятельно письменно, после выполнения проводится самопроверка, для этого ученик выполнял данное упражнение на обратной стороне доски.
V. Тестирование
Выполнение теста по теме "Род имени существительного" при помощи программы "Ассистент" (программа самостоятельно изменит порядок вопросов и ответов), тест выполняется всеми учащимися.
Вопросы теста:
Определи род имени существительного: ШАМПУНЬ
а) мужской род
б) женский род
в) средний род
2) Определи род имени существительного: КАРТОФЕЛЬ
а) мужской род
б) женский род
в) средний род
3) Определи род имени существительного: МАШИНА
а) мужской род
б) женский род
в) средний род
4) Определи род имени существительного: ТЮЛЬ
а) мужской род
б) женский род
в) средний род
5) Определи род имени существительного: ПОЛЕ
а) мужской род
б) женский род
в) средний род
6) Определи род имени существительного: ПЕЧЕНЬЕ
а) мужской род
б) женский род
в) средний род
7) Определи род имени существительного: КРОВАТЬ
а) мужской род
б) женский род
в) средний род
8) Определи род имени существительного: СНЕГИРЬ
а) мужской род
б) женский род
в) средний род
9) Определи род имени существительного: СОЛНЦЕ
а) мужской род
б) женский род
в) средний род
10) Определи род имени существительного: РОЯЛЬ
а) мужской род
б) женский род
в) средний род
Одновременно ведется работа по карточкам.
| М | Ж | Ср |
| М | Ж | Ср |
Слон |
|
|
| Сосна |
|
|
|
Ручка |
|
|
| Шапка |
|
|
|
Полотно |
|
|
| Солнце |
|
|
|
Зрелище |
|
|
| Тигр |
|
|
|
Водопад |
|
|
| Тетрадь |
|
|
|
Кепка |
|
|
| Неприятность |
|
|
|
Зубр |
|
|
| Ворон |
|
|
|
(самопроверка работы на карточках осуществляется при помощи слайда № 13).
Слайд №13 (приложение 1)
Работа оценивается каждым учащимся самостоятельно с помощью критериев, предложенных учителем (записаны заранее на обратной стороне доски).
VI. Итог урока
- Определите род имен существительных (хоровая работа).
Работа со слайдом №14. (приложение 1)
VII. Домашнее задание
- Подберите несколько имен существительных, которые могут относиться к мужскому и женскому роду.
- Параграф 94 Упражнение 500 (задание к упражнению подробно разбирается в классе) (учебник Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова. Москва "Просвещение" 2006).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Склонение имен существительных" 5 класс
Урок обобщения по теме "Склонение имен существительных". Работа по теме идет с опорой на понятия "положительные " и "отрицательные" качества характера человека...
Открытый урок по русскому языку по теме "Правописание имен существительных" в 6 классе национальной школы
Данный урок разработан в режиме технологии КСО. Разработка содержит план занятия с приложением (алгоритмы работы, карточки с заданиями и т.д.)....
Урок русского языка по теме "Падежи имен существительных" 5 класс
Урок русского языка...
Конспект олимпийского урока по русскому языку на тему: « Род имен существительных» (5 класс)
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Задачи:1)образовательная – учить определять род имен существительных2)развивающая – способствовать развитию речи, мышления3) воспитательная – воспи...
Конспект-презентация урока русского языка "Закрепление знаний об имени существительном и имени прилагательном".
Конспект - презентация урока русского языка разработан для учащихся коррекционных школ VIII вида 9 класс по учебнику Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. "Русский язык 9 класс", Москва, "Просвещение", 20...
Урок русского языка на тему: "Изменение имен существительных по числам."
Урок по русскому языку и развитию речи в 5 классе на тему: "Изменение имен существительных по числам". Данный урок формирует умения определять число имен существительных....
Конспект урока русского языка на тему "Окончания имен существительных 2-го склонения в Д.п."
Представлен конспект комбинированного урока , цель которого: формирование навыка правописания окончаний имен существительных 2-го склонения в Д.п.....