рабочая программа для 7 класса по русскому языку для национальной школы
рабочая программа по русскому языку (7 класс) по теме
Рабочая программа составлена для 7 класса общеобразовательной средней школы на основании Закона об образовании РФ, Закона об образовании РТ, Федерального компонента образовательного стандарта, базисного учебного плана РФ (2008), регионального учебного плана (2008), школьного учебного плана на 2012-2013 учебный год, учебник «Русский язык: Учеб. Для 7 кл. татар. Сред. Общеобразоват. шк. /Г.Х.Ахбарова, Ф.С.Камалова, Т.О.Скиргайло, Н.Н.Фаттахова; Под. ред. Н.Н.Фаттаховой.-4-е изд., перераб. и доп.- Казань: Магариф, 2007.-231 с.»
Программа рассчитана на 140часов (4 часа в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_kl_rus.yaz_.doc | 370 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЮЛТИМЕРОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
САРМАНОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Рассмотрено Согласовано Утверждено
На заседании ШМО зам.директора по УР директор школы
____________Г.Т.Заманова _________ Д.Г.Ахметзянова _________ А.А.Нигматзянова
Протокол №1 на заседании МС приказ № 84 от 31.08.2012 г.
28.08.2012 пр № 1 “28” 08.2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку для 7 класса
учительницы первой квалификационной категории
Нигматзяновой А.А.
Принято на заседании педсовета
Протокол №1, от 29.08.2012 г.
2012-2013 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена для 7 класса общеобразовательной средней школы на основании Закона об образовании РФ, Закона об образовании РТ, Федерального компонента образовательного стандарта, базисного учебного плана РФ (2008), регионального учебного плана (2008), школьного учебного плана на 2012-2013 учебный год, учебник «Русский язык: Учеб. Для 7 кл. татар. Сред. Общеобразоват. шк. /Г.Х.Ахбарова, Ф.С.Камалова, Т.О.Скиргайло, Н.Н.Фаттахова; Под. ред. Н.Н.Фаттаховой.-4-е изд., перераб. и доп.- Казань: Магариф, 2007.-231 с.»
Программа рассчитана на 140часов (4 часа в неделю).
На основании приказа МБОУ «Юлтимеровская ООШ» № 91 от 31 августа 2012 года «О выполнении учебных программ», если уроки совпадают с праздниками, будут использованы часы, выделенные на повторение или объединены по данной теме.
ЗАДАЧИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
в национальной (татарской) школе состоят в том, чтобы:
- дать определенный круг знаний о строе русского языка, его уровнях и единицах (фонемах, морфемах, лексемах, типах словосочетаний, предложений и сложных синтаксических целых);
- сформировать навыки конструирования функционально-смысловых типов речи (повествования, описания, рассуждения) в устной и письменной форме и использования их с учетом целей и условий языковой коммуникации, речевого этикета;
- выработать орфоэпические, интонационные, орфографические и пунктуационные навыки;
- привить навыки выразительного чтения;
- пробудить интерес к изучению русского языка, стремление овладеть им;
- приобщить к культурным ценностям русского народа.
ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ТАТАРСКОЙ ШКОЛЕ:
научить школьников практически владеть государственным языком Российской Федерации и Республики Татарстан, пользоваться русской речью в производственной и общественной деятельности как средством межнациоанльного общения.
Личностно-деятельностное ориентированное обучение русскому языку требует формирования у учащихся:
ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ, обеспечивающей овладение системой русского языка (знаниями по лексике, фонетике, морфемике, словообразованию, грамматике –морфологии и синтаксису, стилистике).
ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ, что предполагает расширение кругозора учащихся за счет знаний о самой науке «Русский язык»; умение производить лингвистический анализ текста, знание элементарных сведений о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении русского языка;
КОММУНИКАТИВНОЙ (РЕЧЕВОЙ) КОМПЕТЕНЦИИ , предполагающей овладение учащимися особенностями функционирования русского языка в устной и письменной форме, что реализуется в процессе решения следующих практических задач: овладение нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); обучения учащихся умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
ЭТНОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ, включающей в себя сведения о языке как национально-культурном феномене, отражающем духовно-нравственный опыт народа, закрепляющем основные нравственные ценности, представления о связях языка с национальными традициями народа, а также осознание учащимися красоты, выразительности и эстетических возможностей русского языка. При этом огромную роль играет формирование одинаково уважительного отношения к русской и родной литературе как одному из показателей культуры учащегося-билингва.
ОБЩЕПРЕДМЕТНЫМИ задачами при обучении русскому языку являются: развитие логического мышления школьников; обучение самостоятельному пополнению своих знаний за счет умения работать над доступной для учащихся справочной литературой и пользоваться специально созданными для школы (русской и национальной) словарями и справочниками.
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема урока | Тип урока | Цели урока | Работа на уроке | Развитие речи | ||
Пл | Фак | |||||||
Русский и родной языки как явление национальной культуры. Повторение изученного в 6 классе. (3 часа) Развитие речи ( 1 час) Сочинение-рассуждение. Сочинение-описание местности. | ||||||||
1 | 1.09 | Русский и родной языки как явление национальной культуры. | Совершенствование знаний, умений, навыков | Закрепить полученные в предшествующие годы обучения представления о языке как средстве общения | Беседа по вопросам учителя. Работа с текстом упр. 1. Письменная работа по упр. 4 и 5 | Пересказ текста упр. 3. | ||
2 | 3.09 | Части слова. Орфограммы. | Совершенствование знаний, умений, навыков | Восстановить и закрепить навыки словообразовательного разбора, повторить орфограммы в корнях, суффиксах и окончаниях. | Тренировочные упражнения, групповые задания. Разбор предложений, обозначение орфограмм. Упр. 6 и 7. Тест (вариант1 повторение) | Композиционная схема сочинения- описания. | ||
3 | 4.09 | Морфология и орфограммы. | Совершенствование знаний, умений, навыков | Повторить основные сведения по морфологии | Выполнение задания по группам. Составить предложения. Диктант с комментированием окончаний глаголов. Упр.11, Выполнение упражнений на повторение правописания местоимений и числительных. Комментированный диктант. Словарный диктант. | Диалог. Описание поля в разное время года. | ||
4 | 6.09 | Р/р Сочинение «Чудесное рядом с нами» | Урок развития речи | Развивать творческие способности учеников. Закрепить орфографические и пунктуационные навыки | Конструирование предложений | Составление связного текста. | ||
Лексика и фразеология. (4 часа) Развитие речи (2 часа) Сложное синтаксическое целое. Абзац. | ||||||||
5 | 8.09 | Повторение изученного по лексике в 6 классе. Исконно-русские и заимствованные слова | Совершенствование знаний, умений, навыков | Закрепление понятия о лексикологии как разделе науки о языке; понятие «лексическое и грамматическое» значение слов; одно-значные и многознач-ные слова; синонимы и антонимы | Диктант. Беседа с классом по вопросам. Задания по определению лексического значения слов. Работа со словарями. Тест (в.1) | Перевод некото-рых слов на татарский язык. | ||
6 7 | 10.09 11.09 | Неологизмы. Устаревшие слова (архаизмы, историзмы) | Изучение нового материала | Знать о причинах устаревания и появления новых слов в русском языке; уметь пользоваться толковым словарем | Лексический диктант. Работа по словарю, определение лексических значений иноязычных слов. Работа с текстом упр.14. | |||
8 | 13.09 | Общеупотребительные и необщеупотребительные слова. Профессионализмы, термины | Изучение нового материала | Знать о профессионализмах; уметь работать со словарями | Работа с текстом упр. 26; беседа по вопросам к тексту Тест (в.2) | |||
9 | 15.09 | Фразеологические обороты | Изучение нового материала | Знать о фразеологизмах- устойчивых сочетаниях слов, их роли в обогащении речи; уметь употреблять в речи фразеологизмы с целью ее обогащения | Синтаксическая пятиминутка. Беседа с классом по вопросам. Наблюдения по упр.27,28,29,30. Письменная работа по упр.31,33 | Употребление фразеологизмов в предложениях Составление предложений по шуточным рисункам (цвет. вклейка) | ||
10 | 17.09 | Развитие речи Сложное синтаксическое целое и абзац. | Изучение нового материала | Уметь находить в тексте сложное синтаксическое целое и абзац, различать их | Работа по тексту упр. 15 текстам по книге «Русская речь» Тест | |||
11 | 18.09 | Развитие речи Самостоятельная работа по тексту упр.42 | Совершенствование знаний, умений, навыков | Развивать творческие способности учеников. Закрепить орфографические и пунктуационные навыки. | Составление связного текста. | |||
Словообразование (2 часа) Развитие речи ( 1 час) Сочинение-рассуждение | ||||||||
12 13 | 20.09 22.09 | Морфологические способы образования слов. Повторение | Совершенствование знаний, умений, навыков | Повторить основные сведения по словообразованию | Работа по упр.43,44,45,46,47. Письменно 48,51, | Составление предложений | ||
14 15 | 24.09 25.09 | Неморфологические способы образования слов. | Совершенствование знаний, умений, навыков | Повторить основные сведения по словообразованию | Наблюдения по упр.53,55 Письменно упр.54 | |||
16 | 27.09 | Развитие речи «Спорт-залог здоровья» | Комбинированный урок | Развивать творческие способности учеников. Закрепить орфографические и пунктуационные навыки Спортсмены Татарстана | Составление связного текста | |||
Имя существительное. (5 часов) Развитие речи (2 часа) Контрольная работа (1час) Репортаж. Народные праздники. | ||||||||
17 18 | 29.09 1.10 | Повторение пройденного в 6 классе Основные способы образования сущ-х. Образование сущ-х при помощи суффиксов | Совершенствование знаний, умений, навыков | Расширить представления учащихся о роли имен существительных в речи; закрепление умения определять грамматические признаки имен сущ-х Татарские народные праздники | Работа с текстом упр.56. Запись предложений, определение форм сущ-х, их синтаксической роли в предложениях. Упр.57 (ср-ва связи),58 (склонение сущ.),63,64(у) Упр 66,67 (п) | Составление предложений. Определение типа текста. | ||
19 | 2.10 | Образование сущ-х с помощью приставок | Изучение нового материала | Уметь образовывать сущ-е с помощью приставок; правописание приставок | Комментированный диктант. Объяснительный диктант. Упр.72 устно 73-75 | Знакомство с репортажем, его особенностями | ||
20 | 4.10 | Образование сущ-х с помощью приставок и суффиксов | Изучение нового материала | Уметь различать части слов, правописание сущ-х с приставками, суффиксами | Объяснительный диктант. Синтаксический разбор. Упр.78-80 | Составление предложений. | ||
21 22 | 6.10 8.10 | Сложные существительные Слитное и дефисное написание сложных существительных | Изучение нового материала | Уметь образовывать существительные путем сложения основ или сокращенных слов. | Словарный диктант.Упр 81-86 Работа с текстом. Тест | Составление предложений. | ||
23 | 9.10 | Повторение Морфологический разбор имени существительного | Совершенствование знаний, умений, навыков | Повторить основные сведение по образованию существительных Традиции татарского народа | Игра-конкурс «Кто больше знает?» по теме «Образование и правописание существительных в русском языке» Тест (К.6 класс) | |||
24 | 11.10 | Контрольная работа. Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков | Проверить знания учеников, закрепить орфографические и пунктуационные навыки, навыки лингвистического разбора. | ||||
25 | 13.10 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. Р.р. Репортаж | Комбинированный урок | Знать об особенностях написания репортажа; уметь объяснить свои ошибки; формирование навыков правописания | Работа по орфограммам. Репортаж со школьного праздника. Репортаж «Осенний сабантуй в школе», «День учителя» | Работа над текстом репортажа | ||
26 | 15.10 | Р.р. Сочинение на тему «Праздники татарского народа» | Урок развития речи | Развивать творческие способности учеников. Закрепить орфографические и пунктуационные навыки Праздники татарского народа | Составление связного текста | |||
Имя прилагательное. (10 часов) Развитие речи (2 часа) Контрольная работа (1час) Портретный очерк. Научное и художественное описание. | ||||||||
27 | 16.10 | Повторение пройденного в 6 классе. | Совершенствование знаний, умений, навыков | Углубить понятие о роли имени прилагательного в речи; формирование умения обосновывать выбор падежных окончаний прилагательного | Сравнительный анализ текста без прилагательных и с прилагательными. Выписать словосочетания с прилагательными. Упр.92-95 | Описание внешности. | ||
28 | 18.10 | Образование качественных прилагательных | Изучение нового материала | Знать о признаках качественных прилагательных, уметь находить качественные прилагательные, образовывать их. | Объяснительный диктант. Упр.96-97 | Составление предложений. | ||
29 | 20.10 | Суффиксы прилагательных –оньк-, -еньк- | Изучение нового материала | Знать об образовании прил-х с суффиксами, вносящими уменьшительно-ласкательное значение | Выборочный диктант. Упр.100-103. Работа с текстом | Составление словосочетаний и предложений | ||
30 | 23.10 | Образование относительных прилагательных | Изучение нового материала | уметь образовывать их, отличать качественные и относительные прилагательные; правописание гласных в суффиксах прил-х после шипящих | Синтаксический разбор. Тренировочные упр-я 104-109 | Стили речи: художественный и научный | ||
31 | 25.10 | Образование притяжательных прилагательных | Комбинированный урок | Уметь образовывать и употреблять притяжательные прилагательные | Орфографический диктант. Замена сущ-х словосочетаниями с притяж-ми прил-ми. Упр. 119-128 | Употребление притяж-х прил-х в речи | ||
32 | 27.10 | Р.р. Сжатое изложение по тексту упр.115 | Урок развития речи | Развивать творческие способности учеников. Закрепить орфографические и пунктуационные навыки | Работа над текстом | |||
33 | 29.10 | Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных | Комбинированный урок | Знать условия выбора одной и двух н в суффиксах прил-х, уметь обнаруживать орфограмму «Одна и две буквы н в суф-х прил-х» | Синтаксическая пятиминутка. Тренировочные упр-я 130,131,134. Работа по тексту. | Портретный очерк. | ||
34 | 30.10 | Правописание не с прилагательными | Комбинированный урок | Знать условия выбора написания не с прил-ми; уметь правильно применять правило для написания не с именами прил-ми | Орфографическая диктовка. Тренировочные упр-я 137-138 Объяснительный диктант. | |||
35 | 12.11 | Сложные имена прилагательные | Комбинированный урок | Знать условия выбора дефиса в сложных прилагательных, различения слитного и раздельного написания слов; уметь правильно писать сложные прилагательные | Словарный диктант.Упр.141-142. Упр.145 Работа по тексту. | Тип текста. Составление предложений Описание кувшинки | ||
36 37 | 13. 1 1 15.11 | Переход имен прилагательных в существительные. Морфологичекий разбор имени прилагательного | Комбинированный урок | Знать об употреблении прил-х в значении сущ-х; уметь различать такие сущ-е от прил-х | Объяснительный диктант. Упр. 146-147 | Составление предложений Составление диалога | ||
38 | 17.11 | Повторение по теме «Имя прилагательное» | Совершенствование знаний, умений, навыков | Закрепление знаний и навыков учащихся по теме; формипрование навыков правильного употребления и написания прил-х | Тренировочные упр-я по дидактическим материа-лам. Фронтальный опрос. Упр-я по дидактическому материалу. Тест | |||
39 | 19.11 | Контрольная работа. Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков | Проверить знания учеников, закрепить орфографические и пунктуационные навыки, навыки лингвистического разбора. | ||||
40 41 | 20.11 22.11 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. Развитие речи. Портретный очерк | Комбинированный урок | Закрепление навыков составления портретного очерка | Составление портрета друга | Составление связного текста | ||
Местоимение (4 часов) Развитие речи ( 1 часа) Контрольная работа (1 час) Интервью. | ||||||||
42 | 24.11 | Повторение изученного в 6 классе | Совершенствование знаний, умений, навыков | Уметь находить местоимения в речи, определять их роль в тексте, правильно употреблять местоимения | Синтаксическая пятиминутка. Тренировочные упражнения. Упр.154-156. Упр-я по дидактическому материалу | Ответы на вопросы по тексту | ||
43 44 | 26.11 27.11 | Разряды местоимений. Неопределенные местоимения Правописание неопределенных местоимений | Изучение нового материала | Знать об отличительном признаке неопределенных местоимений, образовании неопр-х местоимений, написании | Орфографическая диктовка. Работа с текстом. Упр-я 157-164 | Составление предложений на тему «Мой любимый вид спорта» Переводы Ответы на вопросы | ||
45 | 29.11 | Отрицательные местоимения | Изучение нового материала | Знать как образуются отрицательные местоимения, как изменяются; уметь распознавать приставки не и ни в отрицательных место-имениях; правильно писать отрицательные местоимения с предлогами | Орфографическая диктовка. Знакомство с теоретическим материа-лом. Тренировочные упр-я 165-169 Объяснительный диктант | Работа с текстом План текста ССЦ | ||
46 | 1.12 | Морфологический разбор местоимения. Повторение | Совершенствование знаний, умений, навыков | Знать морфологичес-кие признаки место-имения; уметь правильно определять морфологические признаки местоимения | Орфографическая диктовка. Работа с текстом. Морфологический разбор местоимений.упр.171,172 Тест | Части текста. Заголовок. | ||
47 | 3.12 | Контрольная работа. Контрольный диктант по теме «Местоимение». | Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков | Проверить знания учеников, закрепить орфографические и пунктуационные навыки, навыки лингвистического разбора. | ||||
48 49 | 4.12 6.12 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. Развитие речи. Составление интервью | Комбинированный урок | Формирование навыков написания интервью; правильное оформление записи интервью | Письменная работа. Интервью с одним из учителей школы по заранее распределенным темам | |||
Имя числительное (7 часов) Развитие речи (2 часа) Контрольная работа (1 час) Заявление. | ||||||||
50 | 8.12 | Повторение пройденного в 6 классе Склонение числительных 40,90,100 | Совершенствование знаний, умений, навыков Изучение нового материала | Знать о признаках числительного как части речи; уметь употреблять числительные в речи; уметь различать количественные и порядковые числительные Национальная обувь Знать об особенностях склонения числ-х 40,90,100 | Орфографическая диктовка. Запись пословиц, загадок с числительными. Упражнения 173-175 Работа по таблице Работа с текстом. Упр-176-178 | Основная мысль текста. Пересказ текста | ||
51 | 10.12 | Склонение простых числительных от 50 до 80 и от 200 до 900 | Изучение нового материала | Знать особенности склонения числ-х; уметь правильно изменять числитель-ные, употреблять их в речи | Работа с таблицей. Объяснительный диктант. Тренировочные упр-я 179-181 и по дидактическому материалу. | Составление связного теста | ||
52 53 | 11.12 13.12 | Склонение составных количественных числительных | Изучение нового материала | Знать особенности склонения составных колич-х числит-х; уметь правильно изменять числит-е и употреблять их в речи | Работа с таблицей. Объяснительный диктант. Тренировочные упр. по дидактическому материалу. | Составление предложений с числительными | ||
54 | 15.12 | Собирательные числительные | Изучение нового материала | Знать значение собирательных числительных, их образование, особенности сочетания их с сущ-ми; уметь правильно употреблять в речи собирательные числ-е | Объяснительный диктант. Теоретический материал. Тренировочные упр-я 185-191. Работа по таблице | Составление предложений с собирательными числительными | ||
55 | 17.12 | Административная контрольная работа на первое полугодие . | урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков | Проверить знания учеников, закрепить орфографические пунктуационные навыки, навыки лингвистического разбора. | Контрольный диктант | |||
56 57 | 18.12 20.12 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Дробные числительные | Изучение нового материала | Знать о функции, составе дробных числительных,особенностях их склонения; уметь правильно употреблять дробные числительные | Теоретический материал. Тренировочные упр-я 193-197. Работа по таблице . | Предложения с дробными числ-ми | ||
58 | 22.12 | Составные порядковые числительные | Изучение нового материала | Знать об изменении составных порядковых числ-х, согласовании их с сущ-ми; уметь правильно изменять порядковые числ-е и употреблять их в речи | Работа по таблице . Работа с текстом. Тренировочные упр-я 199-203 Объяснительный диктант | Составление предложений | ||
59 60 | 24.12 25.12 | Морфологический разбор числительного Повторение | Совершенствование знаний, умений, навыков | Знать план разбора числительного; уметь определять морфологические признаки числительного Достопримечательности родного края
| Синтаксический разбор предложения с числительным. Предупр. диктант. Морфологический разбор числительного | |||
61 | 27.12 | Развитие речи. Заявление | Изучение нового материала | Уметь правильно написать заявление | Орфографическая диктовка. Упр.179. Заявление (образец). Этапы оформления заявления. Тренировочные упр-я | Оформление заявления | ||
62 | 29.12 | Развитие речи «Какая профессия мне нравится и почему?» | Урок развития речи | Развивать творческие способности учеников. Закрепить орфографические и пунктуационные навыки Учебные заведения Татарстана | Составление связного текста | Сочинение-рассуждение Составление связного текста | ||
Глагол ( 8 часов). Развитие речи ( 1 час) Контрольная работа (1час) | ||||||||
63 | 10..01 | Повторение пройденного в 6 классе Развитие речи. Диалог. Реплика | Совершенствование знаний, умений, навыков Комбинированный урок | Повторение и углубление знаний о глаголе и его грамматических признаках Природа Татарстана Уметь правильно составлять диалог. Дать понятие о диалогических единствах. | Синтаксическая пятиминутка. Тренировочные упр-я. Работа с текстом. Предупредительный диктант. Тренировочные упр-я 216-217. | Сочинение-описание зимнего леса. Диалог | ||
64 | 12.01 | Основа настоящего времени и неопределенной формы. | Совершенствование знаний, умений, навыков | Уметь:1) выделять основу настоящего времени и неопределенной формы 2) Образовывать от нее возможные формы глагола | Работа по таблице 10. Тренировочные упражнения по дидактическому материалу. Работа с текстом. Упр. 221-226 | Правила речевого этикета. | ||
65 | 14.01 | Виды глагола. Повторение | Совершенствование знаний, умений, навыков | Воспроизведение и углубление знаний о видах глагола Природные богатства нашей Республики | Объяснительный диктант. Тренировочные упражнения. Образование форм глагола от видовых пар. | Ключевые предложения текста. | ||
66 | 15.01 | Образование видовой пары с помощью ударного суффикса –а-(-я-) | Изучение нового материала | Повторить образование видовых паря; уметь различать глаголы сов. и несов. вида, определять вид глагола | Объяснительный диктант. Синтаксическая пятиминутка. Тренировочные упр-я 237-238 | Описание трудовых процессов | ||
67 68 | 17.01 19.01 | Суффикс–ыва-(-ива-) и чередование звуков в основах глагола Суффикс –а- (-я-) | Изучение нового материала | Знать об образовании глаголов несов. вида с помощью суффиксов –ыва-(-ива-); уметь находить чередование гласных, правильно определять вид глаголов | Предупредительный диктант. Работа по таблице упр.240 и по таблице 12. Работа с текстом. Тренировочные упражнения. 241,242. Работа по таблице 13 и упр.244,245. | Составление предложений с глаголами видовой пары. | ||
69 | 21.01 | Правописание гласных в суффиксах –ова-(-ева-), -ыва- (-ива-) | Изучение нового материала | Знать об образовании форм глагола с суффиксами и изменениях, происходящих при спряжении глаголов с этими суффиксами; уметь правильно выбирать гласную в суффиксах | Наблюдения по таблице упр. 248. Тренировочные упражнения 249-251 | Объявление. | ||
70 | 22.01 | Безличные глаголы | Изучение нового материала | Знать о безличных глаголах, их лексическом значении, форме употребления. Уметь отличать безличные глаголы от личных, употреблять безличные глаголы в речи | Синтаксическая пятиминутка. Наблюде-ния по записанным предложениям. Работа по таблице упр. 252, тренировочные упражнения 253-259 | Составление предложений о состоянии человека, природы | ||
72 73 | 24.01 26.01 | Морфологический разбор глагола. Повторение темы «Глагол» | Совершенствование знаний, умений, навыков | Знать порядок морфологического разбора глагола; уметь определять морфологические признаки глагола. Систематизация знаний о глаголе. | Синтаксическая пятиминутка. Диктант «Проверь себя». Морфологический разбор глаголов. Тест | Составлений предложений. | ||
74 | 28.01 | Развитие речи. Работа по картине Л.А.Фаттахова «Пока мама не видит» | Комбинированный урок | Уметь составлять рассказ по картине Художники Татарстана | Сочинение. | Составление связного текста | ||
75 | 29.01 | Контрольная работа. Контрольный диктант по теме «Глагол» | урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков | Проверить знания учеников, закрепить орфографические и пунктуационные навыки, навыки лингвистического разбора. | ||||
76 | 31.01 | Анализ диктанта. Работа над ошибками.Значение и основные грамматические признаки причастия. Синтаксическая роль причастия в предложении | Изучение нового материала | Познакомить с грамматическими признаками причастия, формировать умение отличать причастие от прилагательного | Наблюдения на материале записанных предложений, сравнение однокоренных прилаг-го, глагола и причастия. Тренировочные упр-я 262-266. Работа по таблице . | Описание | ||
77 78 | 2.02 4.02 | Образование действительных причастий настоящего времени | Изучение нового материала | Познакомить учащихся со способами образования действ-х причастий настоящего времени, с условиями выбора гласной в суффиксе этих причастий | Теоретический материал. Работа по таблице . Тренировочные упр-я 268-273, 275 | Составление предложений | ||
79 | 5.02 | Образование страдательных причастий настоящего времени | Изучение нового материала | Познакомить учащихся со способами образования страдательных причастий настоящего времени, с условиями выбора гласной в суффиксе этих причастий | Теоретический материал. Работа по таблице . Тренировочные упр-я 277-280 | Составление предложений | ||
78 | 7.02 | Образование действительных и страдательных причастий прошедшего времени | Изучение нового материала | Познакомить с образова-нием действит-х и срадательных причастий прошедшего времени, с правописанием гласной перед суффиксом действительного причастия прошедшего времени, с правописанием суффиксов –енн-,-нн- | Работа по таблицам упр.282,288. Наблюдения за образованием причастий. Таблица. Тренировочные упр-я 283-286,289-293 | Составление предложений | ||
79 | 9.02 | Полные и краткие страдательные причастия | Изучение нового материала | Познакомить учащихся с новой формой причастий, с их синтаксической ролью, формировать умение находить краткие страд-е причастия в тексте | Промежуточное тестирование. Теоретический материал- сравнение форм. Тренировочные упр-я 2295-299 | Диалог | ||
80 81 | 11.02 12.02 | Правописание НН в полных и Н в кратких страдательных причастиях | Изучение нового материала | Познакомить учащихся со способами разграничения страд-х причастий прошедшего времени и прилаг-х, образованных от глаголов; формировать навыки написания нн в причастиях и н в прилаг-х, образованных от глаголов | Тестовое задание. Работа по таблице упр.301 Тренировочные упр-я 302-306 и по дидактическому материалу. | Составление предложений | ||
82 83 | 14.02 16.02 | Склонение причастий | Изучение нового материала | Познакомить с особенностями склонения причастия; закрепить навыки согласования причастия с сущ-ми, правописания окончаний причастий | Фронтальный опрос. Объяснительный диктант. Работа по таблице.Устное сочинение по картине «Пионы». | описание | ||
84 | 18.02 | Причастный оборот | Изучение нового материала | Дать понятие о причастном обороте, его месте по отношению к определяемому слову, правилах его выделения запятыми; выработать умение видеть определяемое слово, причастие и все зависимые от него слова. | Выборочный диктант. Тренировочные упражнения 309-310,312 Запись под диктовку с комментированием. Тест | Зачин, средняя часть и концовка текста. | ||
85 | 19.02 | Не с причастиями | Изучение нового материала | Знакомство с правилом правописания не с причастиями, формирование навыка обозначения этой орфограммы и условий ее выбора; | Словарный диктант. Работа по таблице упр.314. Тренировочные упр-я 313-315 и по дидактическому материалу. | Составление предложений | ||
86 | 21.02 | Переход причастий в имена существительные и прилагательные | Изучение нового материала | Познакомить учащихся с признаками перехода причастий в имена прилагательные | Объяснительный диктант Тренировочные упр. 317-320 Тест | Составление предложений | ||
87 | 23.02 | Развитие речи. Работа по картине «Дети, бегущие от грозы» К.Е.Маковского | Комбинированный урок | Формирование навыков употребления причастий в речи; | Сочинение по картине | Составление связного текста | ||
88 89 | 25.02 26.02 | Синтаксическая роль причастий Повторение. Морфологический разбор причастий. | Совершенствование знаний, умений, навыков | Систематизировать знания уч-ся о грамматических признаках причастия, выработать умение делать морфологический разбор причастия; | Морфологический разбор. Орфографическая диктовка. Тренировочные упр-я Работа с текстом Тест | Пересказ текста. | ||
90 | 28.02 | Контрольная работа. Контрольный диктант по теме «Причастие» | урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков | Проверить знания учеников, закрепить орфографические и пунктуационные навыки, навыки лингвистического разбора. | ||||
Деепричастие ( 6 часов) Контрольная работа (1 час) Строение повествовательного текста с элементами описания | ||||||||
91 92 | 2.03 4.03 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. Значение и основные грамматические признаки деепричастия. Синтаксическая роль в предложении | Изучение нового материала | Знакомство с грамматичес-кими особенностями деепричастия, местом и ролью деепричастий, деепричастных оборотов в предложении, предупреж-дение ошибок при упот-реблении деепричастий в речи | Работа с текстом. Объяснение нового материала. Тренировочные упр-я 330-334 | Ответы на вопросы по тексту | ||
93 94 | 5.03 7.03 | Образование деепричастий Деепричастия несовершенного вида | Изучение нового материала | Знакомство со способами образования деепричастий несовершенного вида; формирование умения образовывать деепричастия от глаголов, сохраняя вид | Работа по таблице упр.338. Тренировочные упр-я 337-339 и по дидактическому материалу. | Употребление деепричастий | ||
95 96 | 9.03 | Образование деепричастий Деепричастия совершенного вида | Изучение нового материала | Знакомство со способами образования деепричастий совершенного вида; формирование умения образовывать деепричастия от глаголов, сохраняя вид | Работа по таблице упр.340. Тренировочные упр-я 341- 344 | Употребление деепричастий | ||
97 | 11.03 | Деепричастный оборот | Изучение нового материала | Формирование навыка выделения запятыми деепричастий и деепричастных оборотов | Синтаксическая пятиминутка. Комментированный диктант. Тренировочные упр-я 345-347 Тест | План текста . Диалог. | ||
98 | 12.03 | Не с деепричастиями | Изучение нового материала | Познакомить уч-ся с правилом правописания не с деепричастиями, формировать навык правописания не с деепричастиями | Синтаксическая пятиминутка. Тренировочные упр-я 348-349 и по дидактическому материалу. Комментированное письмо. | |||
99 100 | 14.03 16.03 | Синтаксическая функция деепричастий Морфологический разбор деепричастия. Повторение. | Совершенствование знаний, умений, навыков | Обобщение и систематизация знаний о деепричастии; знакомство с порядком морфологического разбора деепричастия | Конструирование предложений. Морфологический разбор деепричастий. Тренировочные упр-я 354-356 | Составление предложений с деепричастиями | ||
101 | 18.03 | Контрольная работа. Контрольный диктант по теме «Деепричастие» | урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков | Проверить знания учеников, закрепить орфографические и пунктуационные навыки, навыки лингвистического разбора. | ||||
102 | 19.03 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. Значение и грамматические признаки наречия. Роль в предложении | Изучение нового материала | Формирование умений определять значение наречий, их морфологичес-кие признаки и синтакси-ческую роль, находить наречия в тексте | Словарный диктант. Работа с текстом. Упр.357-358 тренировочные упр-я по дидактическому материалу | |||
103 | 21.03 | Смысловые группы наречий | Изучение нового материала | Систематизация знаний учащихся о значении наречий, знакомство со смысловыми группами; формирование умения определять принадлежность наречия к той или иной смысловой группе | Работа по таблице упр.360. Выборочный диктант. Тренировочные упр-я 361366 | Составление словосочетаний и предложений | ||
104 | 23.03 | Степени сравнения наречий | Изучение нового материала | Ознакомление с бразовании-ем сравнительной и пре-восходной степени наречий, с синтаксической ролью наречий в сравнительной степени; формирование умения различать сравни-тельную степень прилаг-го и наречия; образовывать степени сравнения наречий. | Синтаксическая пятиминутка. Теоретический материал. Составление схемы рассуждения для определения степени сравнения. Тренировочные упр-я 367-370 | Составление предложений с наречиями в степенях сравнения | ||
105 | 25.03 | Наречия, образованные от качественных прилагательных с помощью суффиксов | Изучение нового материала | Формирование умения отличать наречия от кратких прилагательных; формирование умения правильного написания суффиксов в наречиях | Теоретический материал. Комментированное письмо. Тренировочные упр-я 372-374,376 | |||
106 107 | 2.04 4.04 | Наречия, образованные от полных прилагательных, числительных, местоимений. Их правописание | Изучение нового материала | Формирование умения отличать наречия от других частей речи; знакомство с условиями написания наречия с приставками через дефис | Словарный диктант. Работа с текстом. Теоретический материал. Тестовые задания. Упр.377-379 | |||
108 | 6.04 | Образование наречий от кратких прилагательных. Их правописание | Изучение нового материала | Формирование умения выбрать нужный суффикс в зависимости от способа образования наречия и приставки; знакомство с правилом правописания о, а на конце наречий с приставками | Наблюдения по упр.381. Вывод правила. Тренировочные упр-я 382-386,388. Комментированный диктант. Оформление схемы в тетрадях-копилках | Составить инструкцию | ||
109 | 8.04 | Сложные наречия и их правописание | Изучение нового материала | Знакомство с условиями написания сложного наречия через дефис; формирование умения правильного написания сложных наречий Малая родина Любовь к прекрасной природе родных мест, к традициям и к своим предкам, к людям, с которыми он вместе живет | Наблюдения по таблице упр.389. Тренировочные упр-я 390 и по дидактическому материалу. Объяснительный диктант. | Сочинение-рассуждение | ||
110 | 9.04 | Правописание не с наречиями. | Изучение нового материала | Знакомство с правилом правописания не с наречия-ми на –о,-е, сопоставление с правилами правописания не с именами существитель-ными и прилагательными; Формирование умения обозначать новую орфограмму, выбирать правильное написание. | Теоретический материал; Алгоритм рассуждения при использовании правила; тренировочные упр-я 392-395; Объяснительный диктант. | Составление предложений | ||
111 | 11.04 | Отрицательные наречия | Изучение нового материала | Формирование умения правильно выбрать гласную е,и в приставках не-, ни- отрицательных наречий в сопоставлении с правописа-нием отрицательных и неопределенных местоимений | Nренировочные упр-я 396-398,400 | Составление предложений | ||
112 113 | 13.04 15.04 | Мягкий знак на конце наречий после шипящих Морфологический разбор наречия. Повторение. | Изучение нового материала | Знакомство с правилом употребления мягкого знака на конце наречий; форми-рование умения находить данную орфограмму Систематизация знаний о наречии, знакомство с порядком морфологического разбора наречий; формирование умения делать морфологический разбор наречий | Словарный диктант. Работа с текстом. Составление таблицы по написанию ь на конце наречий после шипящих. Тренировочные упр-я 401-403. Объяснительный диктант. Выборочное письмо. Тест (по вариантам) | |||
112 | 16.04 | Контрольная работа. Тест по теме «Наречие» | Совершенствование знаний, умений, навыков | Тест (по вариантам) | ||||
113 | 18.04 | Развитие речи. Рассуждение- опровержение | Комбинированный урок | Знакомство с рассуждением – опровержением. | Анализ текста. Работа на черновиках по написанию сочинения по данному тезису. | |||
Служебные части речи ( 8часов) Развитие речи ( 1 час) Контрольная работа (1 час) | ||||||||
114 115 | 20.04 22.04 | Служебные части речи. Значение и роль предлога Предлоги с существительными, числительными, местоимениями в косвенных падежах | Совершенствование знаний, умений, навыков | Дать понятие о делении предлогов на производные и непроизводные Закрепление умения писать предлоги с сущест-ми, числительными, местоиме-ниями, причастиями в косвенных падежах, знаний об отсутствии предлогов перед деепричастиями, наречиями, глаголами; предупредить возможные ошибки в употреблении предлогов Путешествие по родному краю | Работа с текстом упр.410. Тренировочные упражнения в употреблении непроизводных предлогов для выражения значения места, направления и времени Тест | Составление словосочетаний и предложений | ||
116 117 | 23.04 25.04 | Морфологический разбор. Повторение | Совершенствование знаний, умений, навыков | Знакомство с порядком морфологического разбора; формирование умения делать морфологический разбор предлогов Выработка умения писать путевые заметки Путешествие по родному краю | Объяснительный диктант; упр-е 419 Теоретический материал. Работа с текстом . Работа по плану. Составление путевых заметок. | Составление связного текста | ||
118 119 | 27.04 29.04 | Частица как служебная часть речи. Разряды частиц. Формообразующие частицы. | Изучение нового материала | Показать особенности частицы как служебной части речи, формировать умение отличать частицы от других частей речи; познакомить с формообразующими частицами | Работа по тексту упр.420 Упр.421 | Составление предложений Диалог, речевой этикет упр.423 | ||
120 121 | 30.04 2.05 | Отрицательные частицы и их роль в языке. Разграничение частиц не и ни. | Изучение нового материала | Повторить известные случаи употребления отрицательной частицы не, познакомить с отрицательным и положительным смыслом предложений с частицей не, совершенствовать навык раздельного написание не с различными частями речи | Словарный диктант. Тренировочные упр-я 424-427. Диктант с комментированием | Составление предложений. | ||
122 123 | 4.05 6.05 | Модальные частицы. Морфологический разбор частиц. Повторение | Изучение нового материала | Знакомство с новым понятием «модальные» частицы, с многообразием их значений; формирование умения выделять модальные частицы среди других частей речи | Комментированное письмо. Объяснительный диктант. Тренировочные упр-я 429-432 Тест (по вариантам) | Развитие речи Рассказ с необычным построением | ||
124 125 | 7.05 9.05 | Понятие о союзе. Союзы сочинительные и подчинительные. Простые и составные союзы | Изучение нового материала | Повторение и совершенствование знаний о союзе как части речи; формирование умения определять роль союзов в предложении, ставить знаки препинания при однород-ных членах и в сложном предложении;знакомство с группами сочинит-х и подчинит-х союзов; Знакомство с понятиями «простые и составные» союзы, формирование навыков правописания союзов | Синтаксическая пятиминутка. Выделение союзов и определение их роли. Теоретический материал учебника. Тренировочные упр-я 433-437 | Составление сложных предложений | ||
126 127 | 11.05 13.05 | Отличие союзов чтобы, зато, тоже, также от местоимений и наречий | Изучение нового материала | Знакомство с правописанием союзов тоже, также, чтобы, зато; формирование умения различать эти союзы и местоимения и наречия с частицей же, местоимения с частицей бы и предлогом за | Сравнение предложений. Выявление отличий. Тренировочные упр-я 440-443,445. Тест. Работа с текстом; предложениями на доске. Тест по вариантам) | Составление предложений | ||
128 129 | 14.05 16.05 | Развитие речи. Официально-деловой стиль. Докладная записка. Морфологический разбор союза. | Совершенствование знаний, умений, навыков | Дать понятие о докладной записке. Формирование умения делать морфологический разбор союзов; | Словарный диктант; Тест. Тренировочные упр-е 445 Теоретический материал о докладной записке. Образец оформления стр. 204 | |||
130 | 18.05 | Междометие | Изучение нового материала | Знакомство с междоме-тиями как частью речи, с дефисным написанием | Объяснительный диктант. Тренировочные упр. 446-448,450-455 | Составление предложений с междометиями | ||
134 | 20.05 | Контрольная работа. Тест по теме «Служебные части речи» | Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков | Проверить знания учеников | ||||
Повторение изученного за год (2часа) Контрольная работа (1час) Заметки информационного характера | ||||||||
135 | 21.05 | Административная итоговая контрольная работа | Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков | Проверить знания учеников, закрепить орфографические и пунктуационные навыки, навыки лингвистического разбора. | ||||
136 137 | 23.05 25.05 | Стили речи Заметки информационного характера | Совершенствование знаний, умений, навыков | Обобщение знаний о морфологии | Стили речи: упр.457 Тренировочные упр-я 456,458-460 Тест | Составление заметки | ||
138 139 140 | 27.05 28.05 30.05 | Морфология. Орфография. Синтаксис. Пунктуация. | Совершенствование знаний, умений, навыков | Проверить знания учеников, закрепить орфографические и пунктуационные навыки, навыки лингвистического разбора. | Объяснительный диктант |
СОДЕРЖАНИЕ ШКОЛЬНОГО КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА
Русский и родной как явление национальной культуры
Повторение и систематизация изученного в 6 классе
Прямое и переносное значение слова. Переносное значение слова- основа образно- выразительных средств языка.
Основные способы образования слов в русском языке. Способы образования сложных слов.
Правописания морфем ( правописание чередующихся гласных и согласных в корне, правописание гласных и согласных в приставках, правописание приставок пре- и при-).
Существительные общего рода. Правописание существительных на –ий, -ия, -ие.
Вид глагола. Вид глагола в инфинитиве. Вид глагола в изъявительном накланении. Вид глагола в повелительном накланении. Текстообразующая роль видо- временных форм глагола.
Правописание окончаний глаголов 1 и 2 спряжения.
Правописание кратких прилагательных.
Количественные порядковые числительные, их правописание.
Правописание падежных окончаний личных, вопросительных, притяжательных, указательных, определительных местоименей. Относитетельные местоимения.
Текст
Типы речи: повествование, описание, рассуждение, их композиционные особенности. Сложный план.
Стили речи. Разговорный и книжные ( научный, официально- деловой) стили. Сфера их употребления и жанровые разновидности. Стиль художественной литературы ( повторение).
Публицистический стиль речи, его основные признаки, сфера употребления, лексические и грамматические особенности. Жанровые разновилнрсти текстов публицистического стиля (заметка, репортаж, интервью, рекламное сообщение).
Стилевая принадлежность типов речи: повествование- любой стиль речи, рассуждение- научный и публицистическиц стиль.
Характер смысловых связей предложений в различных типах речи: цепная и параллельная (повторение). Наличие цепной и параллельной связи в одном тексте.
Микротема как логическая основа текста.
Абзац, его роль в тексте. Абзацное членение текста. Структура абзаца: зачин (начало), разработка или развитие мысли, концовка (конец). Средства связи между предложениями в абзаце и между абзацами в тексте. Выделение абзаца при чтении и на письме.
Лексика. Фразеология. Культура речи
Многозначные слова и омонимы. Синонимы и антонимы. Синономические ряды.
Умение использовать названные лексические пласты с учётом ззнания сферы их употребления и стиля речи (повторение).
Исконно русские слова. Заимстврванные слова. Причины появления заимствованных слов в русском языке.
Неологзмы. Устаревшие слова. Причины устаревания слов в языке. Стилистическое использование устаревших слов и неологизмов. Словари иностранных слов.
Общеупотребительные слова. Профессиональные слова. Использование профессиональных слов в художественной литературе. Терминологическая лексика, сфера её использования.
Фразеологизмы. Их значение и грамматическое значение. Синтаксическая роль фрезеологизмов. Фразеологизмы-синонимы и фразеологизмы-антонимы. Многозначность и омонимичность фразеологизмов. Фразеологизмы разговорные и книжные. Стилистический нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Фразеологические словари.
Словообразование. Культура речи.
Морфологические способы образования слов в русском языке.
Морфемный и словообразовательный анализ слова(повторение).
Неморфологический способ образования слов в русском языке.
Морфология и орфография.
Культура речи.
Имя существительное и его употребление в речи
Определение рода существительных с помощью разных средств: морфологических, синтаксических, словообразовательных.
Падежи существительных.
Текстообразующая роль существительных(повторение).
Основные способы образования имён существительных. Образование существительных с помощью суффиксов, приставок, пиствки и суффикса, сложения полных или сокращённых слов. Слитное и дефисное написание сложных существительных.
Имя прилагательное и его употребление в речи.
Роль прилагательных в речи.
Качественные, относительные и притяжательные прилагательные.
Степени сравнения имён прилагательных, их образование и изменение.
Склонение полных прилагательных в единственном и множественном числе. Правописание падежных окончаний прилагательных. Правописание букв о и е в окончаниях прилагательных после шипящих(повторение).
Образование качественных прилагательных с помощью суффиксов –н-, -к-; приставок пре-, без-, не-.
Суффиксы прилагательных –оньк-, -еньк-.
Образование относительных прилагательных при помощи суффиксов –н-, -ов-, -ск-, -ан-(-ян-), -онн-(-енн-); приставок пред-, при-. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.
Образование притяжательных прилагательных от одушевлённых существительных при помощи суффиксов –ин-/-ын-, -ов-/-ев-,-ий. Правописание притяжательных прилагательных, образованных от имён собственных.
Правописание не с прилагательными.
Сложные имена прилагательные, их образование и правописание.
Переход имён прилагательных в существительные.
Имя числительное и его употребление в речи.
Роль числительных в речи.
Сочетаниеколичественных числительных, обозначающих целые числа, с существительными. Сочетание порядковых числительных с существительными.
Прописные буквы в датах, обозначающих праздники(повторение).
Склонение числительных 40, 90, 100. Склонение числительных от 50 до 80, от 200 до 900.
Склонение составных количественных числительных.
Собирательные числительные, их образование с помощью суффиксов –ер-, -ой-. Собирательные числительные оба(обе).сочетание собирательных числительных с существительными и их склонение.
Дробные числительные, их значение и изменение.
Составные порядковые числительные, их склонение.
Морфологический разбор имени числительного.
Местоимение и его употребление в речи
Значение и морфологические признаки местоимений. Синтаксическая роль местоимений. Склонение местоимений(повторенре).
Неопределённые местоимени. Их значение, изменение и роль в предложении.
Отрицательные местоимения, их значение, изменение и роль в предложении. Приставки не- и ни- в отрицательных местоимениях.
Морфологический разбор местоимения.
Глагол и его употребление в речи
Инфинитив. Видовые формы в инфинитиве. Их сочетательные особенности.видо-временные формы глагола и х роль в организации текста.
Переходные и непереходные глаголы.
Правописание безударных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения. Разноспрягаемые глаголы(повторение).
Две основы глагола.
Ударение и чередование звуков как дополнительные средствавыражения видовых отличий, сопровождающие суффиксацию.
Правописание гласных в суффиксах –ова-(-ева-), -ыва-(-ива-).
Безличные глаголы. Их значение и употребление в предложениях с одним главным членом.
Морфологический разбор глагола.
Причастие и его употребление в речи.
Причастие. Значение и грамматические признаки причастия. Синтаксическая роль причастия.
Причастия действительные и страдательные, зависимость их образования от переходности-непереходности глагола. Причастия настоящего и прошедшего времени, зависимость их образования от вида глагола.
Образование действительных и страдательных причастий настоящего времени.
Образование действительных и страдательных причастий прошедшего времени. Чередование звуков при образовании страдательных причастий прошедшего времени. Изменение места ударения в причастиях, образованных от глагола с ударной гласной.
Полные и краткие страдательные причастия. Морфологические и синтаксические признаки кратких причастий. Правописание нн в полных и н в кратких страдательных причастиях.
Склонение причастий. Правописание падежных окончаний.
Причастный оборот. Порядок слов в предложениях с причастным оборотом. Знаки припенания в предложении с причастным оборотом.
Првописание не с причастиями.
Правописание н и нн в причастиях и прилагательных, образованных от глагола.
Переход причастий в имена существительные и прилагательные.
Синтаксическая роль причастий. Использование причастий для лаконичного, сжатого изложения мысли.
Причастия как принадлежность письменной речи. Стилистический употребление причастий.
Морфологический разбор причастия.
Деепричастие и его употребление в речи
Деепричастие.значение и грамматические признаки деепричастий. Синтаксическая роль деепричастий.
Образование деепричастий несовершенного вида и совершенного вида.
Деепричастный оборот. Порядок слов в деепричастном обороте. место деепричастного оборота в предложении. Знаки припенания в предложениях с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом.
Правописание частицы не с деепричастием.
наречи
Синтаксическая функция деепричастий. Особенности употребления деепричастий в речи. Деепричастия несовершенного вида, указывающие на то, что действия, обозначенные деепричастием и глаголом- сказуемым, происходят одновременно. Деепричастия совершенного вида, обозначающие действие, предшествующее действию глагола- сказуемого или следующее за ним.
Морфологический рабор деепричастия.
Наречие и его употребление в речи.
Наречие. Значение и основные морфологические признаки наречий. Синтаксическая роль наречий. Роль наречий в речи.
Смысловые группы наречий. Обстоятельственные наречия: времени, причины, цели. Определитильные наречия: образа действия, меры степени. Местоименные наречия.
Степени сравнения наречий. Образование сранительной и привосходной степени наречий. Различение простой сравнительной степени наречия прилагательного.
Способы образавания наречий. Образование их с помощью суффиксов, приставок и суффиксов, сложением.
Правописание наречий. Не и ни с наречиями. Суффиксы о и а в конце наречий. О и е в конце наречий после шипящих. Буква ь в конце наречий после шипящих. Дефикс в наречиях. Одна и две буквы н в наречиях на –о, -е. Не с наречиями на о.
Синтаксическая функция наречий. Текстообразующая роль наречий.
Морфологический разбор наречий.
Служебные части речи и их употребление в речи
Служебные части речи: предлог, союз, частица, назначение их в речи. Особенности служебных частей речи, отличие их от знаменательных частей речи. Отличие служебных часткй речи друг от друга. Частность служебных частей речи.
Предлог
Предлог как служебная часть речи. Назначение предлогов в речи.
Разряды предлогов: пространственные, временные, причинные, целевые. Многозначность предлогов, употребление их с разными падежными формами. Синонимияи антономия предлогов.
Разряды предлогов по происхождению: непроизводные и производные. Переход других частей речи в предлоги.
Раздельное слитное написание производных предлогов. Букав е на конце предлогов в течении, в продолжение, вследствие. Дефисное написание двойных предлогов из-за, из-под, по-над.
Текстообразующая роль в тексте.
Морфологический разбор предлога.
Союз
Союз как служебная часть речи. Значение и роль союзов в предложении. Деление союзов по функции: сочинительные и подчинительные.
Разряды сочиниельных союзов: соединительные, противительные, разделительные.
Разряды подчинительных союзов: изъяснительные, причинные, целевые, временные, условные, сравнительные, уступительные.
Одиночные и повторящиеся союзы, знаки припенания перед ними.
Деление союзов по составу: простые и состовные. Правописание составных союзов. Отличие состовных союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами, союза также от наречия с частицей.
Текстообразующая роль союза.
Морфологический разбор союза.
Частицы
Частицы как служебная част речи. Разряды частицы по значению: отрицательные, модальные. Частицы формообразующие.
Правописание не и ни.
Текстообразующая роль частиц.
Междометие и его употребление в речи
Значение междометий и их роль в речи. Интоноционные выделение междометий. Дефис в междометиях. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
Повторение изученного за год
Программа содержит:
- отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики, фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, пунктуации, а также сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию речи, формирование коммуникативных умений и навыков.
- сведения о графике, орфографии и пунктуации, перечень видов орфограмм и название пунктуационных правил, а также перечень орфографических, пунктуационных, речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся 7 класса
Структура школьного курса русского языка в 7 классе
Примерная рабочая программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности.
Материал курса русского языка в 7 классе располагается следующим образом: лексика и фразеология, словообразование, морфология и орфография. При этом особенностью программы является рассредоточенность орфографических сведений по всем разделам курса, что позволяет создать непрерывность в обучении грамотному письму.
Работа над языковым материалом проводится однотипно: от текста к его структурным единицам. Текстовой аспект в программе расценивается как один из ведущих, преследующих задачи не только собственно текстового характера, но и освещения функционирования изучаемых языковых единиц и категорий в связной речи.
Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся. В связи с этим изучение тем: « Лексика», «Словообразование», «Существительное», «Имя прилагательное», «Глагол», «Местоимение» проводится в три этапа, т.е. изучается в 5 и 6, 7 классах. Ознакомление с морфемным строением слова, с процессом словообразования и словоизменения в русском языке не заканчивается в 5 и 6 классах: в курсе морфологии в 7 классе изучаются морфемное членение и словообразование самостоятельных частей речи, присущие частям речи грамматические категории и способы изменения слов. В разделе «Морфология и орфография» в 5-7 классах при изучении имени существительного особого внимания требуют категории рода и числа. При подаче материала по теме «Глагол» в 5-7 классах основное внимание сосредоточено на категории вида, при этом в центре внимания – функционирование видо-временных форм глагола в тексте.
Раздел «Лексика», должен содействовать постепенному обогащению словарного запаса учащихся, раздел «Фонетика и графика» дает практические знания о фонетических особенностях русского языка, при изучении раздела «Морфемика и словообразование» особое значение надо уделить изучению морфемы, приобретению навыков словообразовательного анализа. Изучение морфемики и словообразования должно содействовать формированию орфографических навыков.
Программа предусматривает постоянное формирование и совершенствование навыков речевой деятельности в её основных видах: аудировании (слушании с пониманием) и говорении (порождении речи) – при устном общении, чтении и письме – при письменной форме речевого общения.
В рабочей программе специально выделены часы на развитие речи. Виды работ различны: это и виды работ над текстом, и речеведческие понятия.
Основные направления работы по русскому языку в 7 классе:
- Организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями;
- Усвоение теоретических сведений;
- Осуществление практической деятельности учащихся на уроках при проведении фонетического разбора, морфологического, синтаксического и других видов работы;
- Формирование навыков грамотного письма (через понимание и запоминание правил, иллюстрацию их своими примерами);
- Контроль за классными и домашними заданиями (особенно слабоуспевающих учащихся);
- Развитие логического мышления и речи учащихся;
- Овладение нормами литературного языка;
- Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи;
- Формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме;
- Предупреждение и устранение различных речевых ошибок.
Используемые средства обучения:
- Учебно- методический комплекс:
1.Русский язык: Учеб. для 7 кл. татар. сред. общеобразоват. шк./ Г.Х.Ахбарова, Ф.С.Камалова, Т.О. Скиргайло, Н.Н. Фаттахова; Под ред. Н.Н.Фаттаховой.-4-е изд., перераб. и доп.- Казань: Магариф, 2007
2.Электронные носители:
3. Справочная литература
4. Раздаточный материал, карточки, тесты
Дополнительные обобщающие материалы
Литература для учителя:
- Сборник тестовых заданий для тематического итогового контроля. 7 класс Русский язык. Основная школа./В.И.Капинос, М.Н.Махонина, Л.Н.Пучкова, А.О.Татур-М.: «Интеллект-Центр», 2009
- Контрольно-измерительные материалы. Русский язык:7 класс/Сост. Н.В.Егорова.-М.:ВАКО, 2011
- Разбор слова по составу:Словарик школьника.-СПб.:Издательский Дом «Литера», 2010
- Учебные таблицы по русскому языку: 5-11 классы. Составители А.Б.Малюшкин.2-е изд.-М.:ТЦ Сфера, 2009
- Русский язык. 9-й класс.Подготовка к ГИА-2011: учебно-методич.пособие/ под ред.Н.А.Сениной.-Ростов н/Д: Легион-М, 2010
- Дидактический материал по русскому языку/З.Ф.Юсупова; Под ред. Л.З.Шакировой.-Казань: Магариф, 2009.
- Сочинение по картине в 6-м кл.: метод. Пособие/ Л.А.Ходякова, Е.В.Кабанова; под ред. проф. Л.А.Ходяковой.-М.: АСТ: Астрель, 2008.
- Сочинение по картине в 5-м кл.: метод. Пособие/ Л.А.Ходякова, Л.И.Новикова, О.П.Штыркина,Е.В.Кабанова; под ред. проф. Л.А.Ходяковой.-М.: АСТ: Астрель, 2008.
- Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию: ГИА. 9 класс/ Скиргайло Т.О., Ахбарова Г.Х.-Казань: РИЦ, 2012
- Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы/ М.М.Казбек-Казиева.-2-е изд.-М.:Айрис-пресс, 2007.
- Энциклопедии, словари, справочники.
- Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 кл.: кН..для учителя/Г.А.Богданова.-4-е изд.-М.:Просвещение, 2009.-176 с.
- ГИА-2012. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 28 вариантов/ под ред. И.П.Цыбулько-М.: Национальное образование, 2012.
12. Компьютерный диск. Русский язык 7 класс.
13. Компьютерный диск. Русский язык 8-9 класс
14. Ресурсы Интернета
Межпредметные связи
При обучении на уроках русского языка использую тексты художественных произведений, на уроках развития речи использую картины русских художников.
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку
Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:
- учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;
- учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;
- учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.
Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.
Оценка сочинений и изложений
Сочинение и изложение – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.С помощью сочинений и изложений проверяются:
1) умение раскрывать тему;
2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку
Оценка сочинений и изложений
Оценки | Основные критерии оценки | |
Содержание и речь | Грамотность | |
«5» | 1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 -2 речевых недочёта. | Допускается: 1) 1 орфографическая; 2)или 1 пунктуационная; 3)или 1 грамматическая ошибка. |
«4» | 1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочётов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. | Допускается: 1) 3 орфографические, 3 пунктуационные ошибки, 3 грамматические ошибки. |
«3» | 1. В работе допущены существенные отклонения от темы. 2. Работа достоверна в основном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочётов в содержании и 5 речевых недочётов. | Допускается: 1) 5 орфографические, 5 пунктуационные, 5 грамматические ошибки. |
«2» | 1. Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 5. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено до 6 недочётов в содержании и до 7 речевых недочетов. | Допускается: 1) 7-8 орфографических и 8 пунктуационных,8 грамматических ошибок. |
«1» | В работе допущено более до 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочётов. |
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умения применять правила, определения в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2)степень осознанности, понимания изученного; 3)языковое оформление ответа.
Ответ на теоретический вопрос оценивается по традиционной пятибалльной системе.
Отметка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести самостоятельно составленные примеры; 3)излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка диктантов.
Диктанты – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса. Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определённой теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретённых навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся по всем изученным темам.
Объем текстов для диктантов:
Для 5 класса – 60-80 слов,
Для 6 класса – 80-100 слов,
Для 7 класса – 100-110 слов,
Для 8 класса – 110-130 слов,
Для 9 класса – 130-150 слов,
Для 10-11 классов – 150-200 слов.
Нормы оценки диктантов
«5» ставится за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.
«4» выставляется при наличии в работе трех орфографических и трех пунктуационных ошибок, или двух орфографических и четырех пунктуационных, или пяти пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок.
«3» выставляется при наличии пяти орфографических и пяти пунктуационных ошибок, или четырех орфографических и пяти пунктуационных ошибок, или девяти пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических.
В пятом классе допускается выставление оценки «3» за диктант при шести орфографических и пяти пунктуационных ошибках.
«2» ставится при наличии восьми орфографических и восьми пунктуационных ошибок, или семи орфографических и девяти пунктуационных, или шести орфографических и десяти пунктуационных, или девяти орфографических и семи пунктуационных.
«1» при большем количестве ошибок.
Нормы оценки словарного диктанта
Объем словарного диктанта:
Для 5 класса – 10-15 слов,
Для 6 класса – 15-20 слов,
Для 7 класса – 20-25 слов,
Для 8 класса – 25-30слов,
Для 9 класса – 30-35слов,
Для 10-11 классов – 35-40 слов.
«5» ставится за безошибочную работу.
«4» выставляется при наличии в работе 1-2 ошибок.
«3» выставляется при наличии 3-4 ошибок.
«2» ставится при наличии 7 ошибок.
«1» при большем количестве ошибок.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС 7 КЛАССА.
Учащиеся должны знать определения основных изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;
- составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала;
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты, (стоящие после существительного), деепричастные обороты.
По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как устно, так и письменно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения рассуждения ( на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о происшедших событиях, аргументировать свои выводы.
Использование приобретённых знаний:
- при написании сочинений;
- при выстраивании диалога и монолога;
-при подготовке и сдаче ЕГЭ;
а также при развитии коммуникативных функций, развитии логики, мышления, интеллекта.
Контроль за уровнем обучения
Формы контроля | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | год |
Зачет | - | - | - | 1 | 1 |
Тесты | - | 1 | 1 | - | 2 |
Практические работы | 5 | 1 | 1 | 2 | 9 |
Творческие работы | 4 | 1 | 4 | 4 | 13 |
Административные контрольные работы | - | 1 | - | 1 | 2 |
Контрольные работы | 2 | 2 | 4 | 3 | 11 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа 5 класса по русскому языку
рабочая программа 5 класса по русскому языку...
рабочая программа 6 класса по русскому языку
рабочая программа 6 класса по русскому языку...
рабочая программа 7 класса по русскому языку
рабочая программа 7 класса по русскому языку...
рабочая программа 8 класса по русскому языку
рабочая программа 8 класса по русскому языку...
рабочая программа 9 класса по русскому языку
рабочая программа 9 класса по русскому языку...
Рабочая программа 7 класса по русскому языку
Рабочая программа 7 класса по русскому языку...
Рабочая программа 8 класса по русскому языку
Рабочая программа 8 класса по русскому языку...