Рабочая программа для 5 класса по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

Зайцева Наталья Викторовна

Данная рабочая программа разработана для учащихся 5 класса. (учебник под редакцией Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_ruskiy.docx92.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Сергиевский

Саратовского района Саратовской области»

«РАССМОТРЕНО»

на заседании МО учителей гуманитарного цикла

Протокол №_____

Руководитель МО

_____________________

Г.А.Хмелевских

«_____»____________2014г.

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора школы по УВР

____________________________

Н.В.Муминова

«_____»_________________2014г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы

О.В.Донских

«___»___________2014г.

Рабочая программа учебного курса

«Русский язык»

для 5 класса

базовый уровень

Составитель: учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ п. Сергиевский

Саратовского района Саратовской области»

Зайцева Н.В., I квалификационной категории

п. Сергиевский

2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы по русскому (родному) языку и Рабочей программы по русскому языку для 5-9 классов (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2011.)

 В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами начального общего образования.

Русский язык – язык русского народа. Он служит ему средством:

  • общения во всех сферах жизни (в быту, между гражданами и учреждениями, в научном и художественном словесном творчестве);
  • хранения и передачи информации;
  • связи поколений русских людей, живущих в разные эпохи.

Русский язык – один из развитых языков мира. Он отличается богатством словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. На русском языке созданы художественная литература и наука, имеющие мировое значение.

Русский язык в современном мире – один из официальных языков ООН. В Российской Федерации он является государственным языком.

Свободное владение русским языком – обязательное условие успешности русского человека в жизни, труде, творчестве.

Целями и задачами изучения русского (родного) языка в основной школе являются:

  • воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в различных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
  • овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
  • освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерности её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
  • совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Общая характеристика курса

В 5 классе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нём. Вместе с тем в неё включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях.

Программа содержит:

  • отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества и т. д., речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков, сведения об основных нормах русского литературного языка;
  • сведения о графике, орфографии и пунктуации, перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.

Содержание курса русского (родного) языка в 5 классе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование  и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования (слушания), чтения и письма) и осуществляется в трёх направлениях, составляющих единое целое.

Первое направление в развитии речи учащихся – овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребление слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью. Овладение нормами русского литературного языка предполагает систематическую работу по устранению из речи учащихся диалектизмов и жаргонизмов.

Второе направление – обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Обогащение словарного запаса слов на уроках русского языка обеспечивается систематической словарной работой. Обогащение грамматического строя речи детей достигается постоянной работой над синонимией словосочетаний и предложений, наблюдениями над формой, значением и особенностями употребления языковых единиц.

Третье направление в развитии речи учащихся – формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания, которая осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке изложений и сочинений. Она включает формирование и совершенствование умений анализировать тему, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.

Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения. Занятиям по выразительному чтению предшествует и сопутствует работа над развитием речевого слуха учащихся (умение различать звуки в слове, отчётливо произносить слова, различать ударные и безударные слоги, определять границы предложения, повышать и понижать голос, убыстрять и замедлять темп речи, выделять слова, на которые падает логическое ударение).

Языковая и лингвистическая компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; приобретениях необходимых знаний о лингвистике как о науке; освоение основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

В рабочей программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции нашла отражение в структуре программы.

Школьный курс русского языка в 5 классе предполагает изучение фонетики и графики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии и орфографии, первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации. Предусмотрена работа по культуре речи. Вводные уроки о русском языке дают большие возможности для решения воспитательных задач и создают эмоциональный настрой, способствующий повышению интереса к предмету и успешному его изучению.

Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 5 классе в разделе «Повторение пройденного в 1 – 4 классах» определено содержание этой работы, что продиктовано необходимостью правильно решать вопросы преемственности между начальным и средним звеном обучения. Каждая тема завершается повторением пройденного. Данная система повторения обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений.

В программе специально выделены часы на развитие связной речи – пятая часть всего учебного времени. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются среди грамматического материала.

Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане

Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации  предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в 5 классе в объёме 175 часов.

Личностные, метапредметные, предметные результаты

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

  1. понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
  2. осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
  3. достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

  1. владение всеми видами речевой деятельности:
  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
  • владение разными видами чтения;
  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
  1. применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);
  2. коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

  1. представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
  2. понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
  3. усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
  4. освоение базовых основ лингвистики;
  5. овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,  лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
  6. опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
  7. проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
  8. понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
  9. осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Содержание курса (5 класс)

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции

Раздел 1. Речь и речевое общение

  1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.
  2. Осознание основных особенностей устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами диалога и монолога. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.

Раздел 2. Речевая деятельность

  1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
  2. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему.

Раздел 3. Текст

  1. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.
  2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части и составление плана. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и т. д.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.

Раздел 4. Функциональные разновидности языка

  1. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, язык художественной литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа).
  2. Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных типов речи: описание, повествование, рассуждение.

Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций

Раздел 5. Общие сведения о языке

  1. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном мире. Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка.

Раздел 6. Фонетика и орфоэпия

  1. Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог ударение.
  2. Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения. Орфоэпический словарь.
  3. Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов. Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности. Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.

Раздел 7. Графика

  1. Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [j].
  2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в СМС-сообщениях.

Раздел 8. Морфемика и словообразование

  1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.
  2. Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.
  3. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования. Применение знаний по морфемике в практике правописания.

Раздел 9. Лексикология и фразеология

  1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка. Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
  2. Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, фразеологического словаря и т. п.) и использование её в различных видах деятельности.

Раздел 10. Морфология

  1. Морфология как раздел грамматики. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола, наречия. Словари грамматических трудностей.
  2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.

Раздел 11. Синтаксис

  1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены. Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложнённой и неосложнённой структуры. Однородные члены предложения, обращение. Классификация сложных предложений. Прямая речь
  2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.

Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация

  1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание Ъ и Ь. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов. Орфографические словари и справочники.

Пунктуация как система правил правописания. Знаки препинания и их функции. Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом неосложнённом предложении. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложном предложении. Знаки препинания при прямой речи, в диалоге.

  1. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении. Использование орфографических словарей и справочников по правописанию.

Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции

Раздел 13. Язык и культура

  1. Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.
  2. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

Планируемые результаты изучения курса русского языка

Требования к уровню подготовки учащихся за курс 5 класса

I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в V классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

II. К концу V класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

речевая деятельность:

            аудирование:

понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух; выделять основную мысль, структурные части исходного текста;

            чтение:

владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; разбивать текст на смысловые части и составлять простой план; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;

прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника; извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов; правильно расставлять логические ударения, паузы; выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;

говорение:

доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи; создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль; выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;

письмо:

подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи; создавать письменные высказывания разных типов речи; составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма; определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания; делить текст на абзацы; писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного); пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста; выражать свое отношение к предмету речи; находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения; подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;

использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.); исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;

фонетика и орфоэпия:

выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику; различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;

использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова; находить в художественном тексте явления звукописи; правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи; работать с орфоэпическим словарем;

графика:

правильно произносить названия букв русского алфавита; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями; проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;

морфемика:

выделять морфемы на основе смыслового анализа слова; подбирать однокоренные слова с учетом значения слова; учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов; объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;

лексикология и фразеология:

объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения злова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов; распределять слова на тематические группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; различать прямое и переносное значение слов; отличать омонимы от многозначных слов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово; находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении; владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета; использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;

морфология:

различать части речи; правильно указывать морфологические признаки; уметь изменять части речи;

орфография:

находить орфограммы в морфемах; группировать слова по видам орфограмм; владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии; устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила;

синтаксис и пунктуация:

выделять словосочетания в предложении; определять главное и зависимое слово; составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме; выделять основы предложений с двумя главными членами; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений; составлять простые и сложные предложения изученных видов; опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами; находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью; владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.


Тематическое планирование

п/п

Количество часов

Наименование разделов и тем

Тип занятия

/формы работы, формы диагностики и контроля

Планируемые результаты УУД

Дата

план

фактич

Язык и общение (2 ч. + 1 ч.)

1

1

Язык — важнейшее средство человеческого общения

Урок изучения нового материала

Чтение текста, анализ его структуры, пересказ содержания, используя выделенные слова. Работа в группах (сочинение продолжения сказки, моделируя ситуацию диалога),

понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования

2

1

Язык и речь. Язык и его единицы. Общение устное и письменное.

Урок изучения нового материала

Чтение и анализ текста; работа с текстом упражнения, мини-сочинение. Анализ устных и письменных высказываний с точки зрения их цели, условий общения; анализ русских пословиц и поговорок; работа с текстом: списывание, заучивание наизусть, выразительное чтение; анализ жизненных ситуаций, приводимых детьми,  осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

3

1

Стили речи

Урок развития речи

Работа с текстом по определению принадлежности функциональной разновидности языка; анализ текстов с точки зрения целей высказывания; приводят собственные примеры.

Вспоминаем, повторяем, изучаем (21 ч. + 6 ч.)

4

1

Входной диагностический тест

Урок контроля знаний

Выполнение контрольной работы.

5

1

Состав слова. Окончание. Корень слова

Комбинированный

урок

Выполнение упражнений на опознавание различных видов орфограмм, графическое выделение морфем в словах.

6

1

Суффикс. Приставка. Орфограмма

Комбинированный урок

Работа с текстом, упражнениями учебника. Работа в группе

7

1

Звуки и буквы. Произношение и правописание. Орфография. Орфограмма. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова

Комбинированный урок

Работа с текстом, упражнениями учебника. Работа в группе

8

1

Правописание непроверяемых безударных гласных

в корне слова

Комбинированный урок

Выполнение упражнений на опознавание различных видов орфограмм, графическое выделение морфем в словах.

9

1

Проверочная работа по теме «Правописание безударных гласных в корне слова»

Урок-практикум

Различать проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова; подбирать проверочные слова

10

1

Правописание проверяемых согласных в корне слова

Комбинированный урок

Правильно писать слова с парными звонкими и глухими согласными в корне, подбирать к ним проверочные слова; составлять пары одинаково произносимых слов и использовать их в нужном лексическом значении при составлении словосочетаний и предложений

11

1

Правописание непроверяемых согласных в корне слова

Комбинированный урок

Различать проверяемые и непроверяемые согласные в корне слова; правильно писать знакомые словарные слова; работать с орфографическим словарем; графически обозначать изученные орфограммы

12

1

Правописание непроизносимых согласных в корне слова

Комбинированный урок

Разграничивать виды орфограмм в корне слова; правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне, подбирать к ним проверочные слова; графически обозначать изученные орфограммы

13

1

Буквы и, у, а после шипящих

Комбинированный урок

Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило: вставляют пропущенные буквы, составляют предложения со словами-исключениями из правила; работа со словарём.

14

1

Разделительные ъ и ь

Комбинированный урок

Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило; диктант.

15

1

Раздельное написание предлогов с другими словами

Комбинированный урок

Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило: работа с текстом; выделение орфограмм-букв и орфограмм-пробелов; работа с иллюстрацией (описание ситуации).

16

1

Контрольная работа  по теме «Правописание корней слов»

Урок контроля знаний

Выполнение контрольной работы.

17

1

Анализ контрольной работы

Урок коррекции знаний

Выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему

18

1

Текст

Урок-исследование

Выполнение упражнений, направленные на анализ текстов с точки зрения смысловой цельности.

19

1

Изложение

Урок развития речи

Определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль

20

1

Части речи

Комбинированный урок

Знать общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль частей речи, изученных в начальной школе; алгоритм распознавания частей речи.

Уметь распознавать части речи; приводить примеры слов разных частей речи и составлять с ними предложения и словосочетания; выполнять грамматические разборы

21

1

Глагол

Урок-исследование

Знать понятие глагол; общее грамматическое значение и морфологические признаки глагола. 

 Отличать глаголы от других самостоятельных частей речи; определять время, лицо и число глаголов; образовывать неопределенную форму глаголов; объяснять правописание глаголов и графически обозначать орфограммы; грамотно употреблять глаголы в речи; выполнять морфологический разбор глаголов

22

1

Правописание

-тся и -ться в глаголах

Урок-практикум

Различать глаголы в неопределенной форме и глаголы в форме 3-го лица, правильно писать их; грамотно употреблять глаголы в речи

23

1

Тема текста

Урок развития речи

Определять тему текста и озаглавливать его; указывать средства связи предложений в тексте; самостоятельно составлять текст на заданную тему; выполнять грамматические разборы

24

1

Личные окончания глаголов. Не с глаголами

Комбинированный

урок

Определять спряжение глаголов; правильно писать безударные личные окончания глаголов и объяснять их правописание устно и графически; писать не с глаголами раздельно

25

1

Имя существительное

Урок-исследование

Распознавать имена существительные среди других частей речи, указывать их функцию в предложении; определять начальную форму, род, склонение, число, падеж существительных; рассказывать об этимологии существительных, указанных учителем или самостоятельно выбранных для учебного исследования

26

1

Имя прилагательное

Комбинированный

уро

Распознавать прилагательные среди других частей речи; определять значение и морфологические признаки прилагательных, их роль в предложении; комментировать изменение форм прилагательных; составлять сочетания существительного и прилагательного

27

1

Обучающее сочинение по картине А.А. Пластова «Летом»

Урок развития речи

Давать общую характеристику увиденного на картине, на ее переднем и заднем плане; составлять устный рассказ о героях картины; составлять план сочинения по картине; отбирать языковой материал для сочинения

28

1

Местоимение

Урок-исследование

Распознавать местоимения среди других частей речи (в том числе в косвенных падежах) и определять их морфологические признаки; употреблять местоимения 3-го лица с предлогами

29

1

Основная мысль текста

Урок развития речи

Определять основную мысль текста (высказывания) и сопоставлять ее с названием текста; находить слова, словосочетания и предложения, в которых сформулирована основная мысль текста; самостоятельно озаглавливать тексты; редактировать текст с учетом его основной мысли; писать сочинение по данному началу

30

1

Контрольная работа  по теме «Морфология»

Урок контроля знаний

Писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему

Синтаксис, пунктуация, культура речи (38 ч. + 6 ч.)

31

1

Синтаксис и пунктуация.

Урок изучения нового материала

Анализировать текст с точки зрения роли в них знаков препинания.

32

1

Понятие словосочетания

Урок изучения нового материала

Определять главное и зависимое слово в словосочетаниях; устанавливать смысловую и грамматическую связь слов в словосочетаниях; распознавать словосочетания, характерные для книжного стиля; заменять словосочетания  «СУЩ. + СУЩ.» синонимичными словосочетаниями «прил. + суш.» и наоборот; составлять словосочетания со словарными словами учебника

33

1

Строение словосочетания

Урок-исследование

Определять строение словосочетаний; устанавливать смысловую и грамматическую связь слов в словосочетаниях; распознавать именные и глагольные словосочетания, определять их роль в тексте

34

1

Понятие предложения

Урок изучения нового материала

Определять и обозначать знаками препинания границы предложений в тексте; восстанавливать структуру предложений и текста в целом; выразительно читать текст; самостоятельно составлять предложения

35

1

Сжатое изложение

Урок развития речи

Определять тему и основную мысль текста, составлять его план; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; использовать различные приемы сжатия текста

36

1

Виды предложений по цели высказывания

Урок изучения нового материала

Распознавать повествовательные, вопросительные и побудительные предложения, конструировать их самостоятельно и употреблять в речи; при чтении текста соблюдать нужную интонацию.

37

1

Восклицательные предложения

Урок изучения нового материала

 Различать восклицательные и невосклицательные предложения

38

1

Главные члены предложения. Подлежащее

Урок изучения нового материала

Разграничивать главные и второстепенные члены предложения; находить в предложении подлежащее и определять способ его выражения; выполнять синтаксический разбор предложении

39

1

Сказуемое

Урок изучения нового материала

 Распознавать сказуемое среди других членов предложения, ставить к нему вопросы и определять способ выражения; конструировать предложения, вставляя в них подходящие по смыслу сказуемые

40

1

Тире между подлежащим и сказуемым

Урок изучения нового материала

Определять способы выражения главных членов предложения; обосновывать употребление тире между подлежащим и сказуемым

41

1

Нераспространенные и распространенные предложения

Урок изучения нового материала

Различать распространенные и нераспространенные предложения; подчеркивать главные члены предложения; распространять предложения второстепенными членами

42

1

Сочинение на тему «Памятный (интересный, веселый) день»

Урок развития речи

Самостоятельно писать сочинение на заданную тему; связно и последовательно излагать свои мысли

43

1

Второстепенные члены предложения. Дополнение.

Урок изучения нового материала

Разграничивать главные и второстепенные члены предложения; различать распространенные и нераспространенные предложения; выделять второстепенные члены, поясняющие подлежащее и сказуемое

44

1

Определение

Урок изучения нового материала

Распознавать определения и подчеркивать их в предложении; при сравнении текстов определять смысловую и художественную функцию определений; выполнять синтаксический разбор предложений

45

1

Обстоятельство

Урок изучения нового материала

Распознавать обстоятельства и подчеркивать их в предложении; различать обстоятельства, отличающиеся по значению; определять роль обстоятельств в предложении; дополнять предложения подходящими по смыслу обстоятельствами; заменять словосочетания с предлогами противоположными по смыслу словосочетаниями (приехать на Урал — приехать с Урала); выполнять синтаксический разбор предложений

46

1

Предложения с однородными членами

Урок изучения нового материала

Находить однородные члены в предложении; определять, какие члены предложения являются однородными, способ связи однородных членов; читать предложения с однородными членами, соблюдая интонацию перечисления, и комментировать пунктуацию в них

47

1

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Урок изучения нового материала

Различать союзную и бессоюзную связь однородных членов предложения; расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами; исправлять речевые ошибки в предложениях с однородными членами; выполнять синтаксический разбор предложений

48

1

Обобщающие слова при однородных членах предложения

Урок-практикум

Расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами и в предложениях с обобщающими словами при однородных членах; исправлять речевые ошибки в предложениях с однородными членами; выполнять синтаксический разбор предложений

49

1

Предложения с обращениями

Урок изучения нового материала

Распознавать обращения в предложениях, отличать их от подлежащих; ставить знаки препинания при обращениях; находить предложения с обращениями к неодушевленным предметам; выразительно читать предложения с обращениями, использовать их в собственной речи

50

1

Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения

Урок-практикум

Выполнять синтаксический и пунктуационный разбор простых предложений; строить схемы простых предложений

51

1

Письмо

Урок развития речи

Работать над написанием письма; правильно ставить знаки препинания в предложениях с обращениями

52

1

Простые и сложные предложения

Урок изучения нового материала

Различать простые и сложные предложения и правильно расставлять в них знаки препинания

53

1

Простые и сложные предложения

Урок закрепления знаний

54

1

Синтаксический разбор сложного предложения

Урок-практикум

Выполнять устный и письменный синтаксический разбор сложных предложений; составлять схемы предложений

55

1

Прямая речь

Урок изучения нового материала

Распознавать предложения с прямой речью; разграничивать прямую речь и слова автора и по необходимости менять их местами; расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью; определять глаголы, вводящие прямую речь в предложение; конструировать предложения с прямой речью; составлять схемы предложений с прямой речью

56

1

Диалог

Урок изучения нового материала

Определять, сколько человек участвует в диалоге; записывать и правильно оформлять реплики диалога; составлять диалоги по схемам

57

1

Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»

Урок повторения и обобщения знаний

Применять на практике изученные правила пунктуации; правильно оформлять тексты, включающие в себя различные способы передачи чужой речи

58

1

Контрольная работа  по теме «Синтаксис. Пунктуация»

Урок контроля знаний

Писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему

59

1

Анализ контрольной работы

Урок коррекции знаний

Выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему

60

1

Гласные звуки

Урок изучения нового материала

Различать понятия буква и звук; использовать различные способы, помогающие отличить гласные звуки от согласных; определять роль гласных звуков в поэтической речи

61

1

Согласные звуки.

Урок изучения нового материала

Различать гласные и согласные звуки; выделять буквы, обозначающие согласные звуки.

62

1

Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи. Согласные твердые и мягкие.

Урок изучения нового материала

Различать гласные и согласные звуки; выделять буквы, обозначающие согласные звуки; распознавать парные и непарные твердые и мягкие согласные; анализировать смысловое различие слов, отличающихся только твердой/мягкой согласной.

63

1

Повествование

Урок развития речи

Анализировать тексты повествовательного типа, доказывать принадлежность текста к определенному стилю.

64

1

Согласные звонкие и глухие

Урок изучения нового материала

Распознавать парные и непарные звонкие и глухие согласные; выделять буквы, обозначающие звонкие и глухие согласные

65

1

Графика. Алфавит

Урок изучения нового материала

Записывать слова в алфавитном порядке; выполнять устный и письменный фонетический разбор слов; находить слова в словаре.

66

1

Развитие речи. Описание предмета

Урок развития речи

Писать сочинение-миниатюру «Описание предмета».

67

1

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака

Урок изучения нового материала

Распознавать в словах ь знак, обозначающий мягкость согласного; различать функции ь в словах.

68

1

Двойная роль букв е, ё, ю, я

Урок изучения нового материала

Определять роль гласных е, ё, ю,я в словах; выполнять фонетический анализ слов, в которых буквы е,ё,ю,я обозначают два звука или мягкость предыдущего согласного.

69

1

Орфоэпия

Урок изучения нового материала

Произносить слова в соответствии с орфоэпическими нормами русского языка; работать с орфоэпическим словарем и словарем ударений; находить произносительные ошибки и исправлять их.

70

1

Фонетический разбор слова

Урок изучения нового материала

Выполнять устные и письменные фонетические разборы слов.

71

1

Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи»

Уроки повторения и обобщения знаний

Правильно писать слова с изученными орфограммами; выполнять фонетический разбор слов

72

1

Контрольный тест по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика» или контрольная работа

Урок контроля знаний

Решать тестовые задания

73

1

Анализ контрольного теста

Урок коррекции знаний

 Выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном тесте

74

1

Повествование. Обучающее изложение с элементами описания (К.Г.Паустовский «Шкатулка»)

Лексика. Культура речи (26 ч. + 4 ч.)

75

1

Слово и его лексическое значение

Урок изучения нового материала

Определять лексическое значение слов с помощью толкового словаря; объяснять различие лексического и грамматического значений слова; правильно употреблять слова в устной и письменной речи; разграничивать лексическое и грамматическое значения слова

76

1

Однозначные и многозначные слова

Урок изучения нового материала

Распознавать однозначные и многозначные слова; определять с помощью толкового словаря значения многозначных слов

77

1

Прямое и переносное значение слов

Урок изучения нового материала

Распознавать слова, употребленные в переносном значении; определять лексическое значение слов с помощью словаря и без него; употреблять слова в переносном значении в речи

78

1

Омонимы

Урок изучения нового материала

Различать омонимы и многозначные слова; определять лексическое значение омонимов с помощью толкового словаря

79,80

2

Синонимы

Урок изучения нового материала,обобщения

Распознавать слова-синонимы; устанавливать смысловые и стилистические различия синонимов; подбирать синонимы к словам; составлять синонимические ряды и определять общее значение слов в них; употреблять синонимы, чтобы  избежать неоправданного повторения слов

81

1

Сочинение-описание по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»

Уроки развития речи

Самостоятельно писать сочинение описательного характера по картине

82

1

Антонимы

Урок изучения нового материала

Распознавать слова-антонимы; подбирать антонимы к словам

83

1

Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Лексика. Культура речи»

Урок повторения и обобщения знаний

Определять лексическое значение слов; распознавать однозначные и многозначные слова, слова, употребленные в прямом и переносном значении, синонимы, омонимы, антонимы, использовать их в речи; работать с различными словарями

84

1

Контрольный работа по теме «Лексика. Культура речи»

Урок контроля знаний

Решать тестовые задания, пользоваться словарями различных типов

85

1

Подробное изложение

Урок развития речи

Определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль

86

1

Морфема — наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов

Урок изучения нового материала

Определять состав слова; выделять морфемы соответствующими значками; различать формы одного и того же слова и однокоренные слова

87

1

Окончание. Основа слова.

Урок изучения нового материала

Выделять в словах окончания и его грамматические значения.

88

1

Корень слова

Урок изучения нового материала

Определять состав слова; выделять корни в словах; формировать группы однокоренных слов; исправлять ошибки в подборе однокоренных слов.

89

1

Рассуждение

Урок развития речи

Самостоятельно создавать текст-рассуждение; выстраивать композицию рассуждения; доказывать стилевую принадлежность текста

90

1

Суффикс

Урок изучения нового материала

Выделять суффикс из основы; подбирать однокоренные слова с указанными учителем суффиксами; определять лексическое значение слова, отражая в нем значение суффикса; выполнять морфемный разбор слов

91

1

Приставка

Урок изучения нового материала

Выделять приставку из основы; различать приставки и предлоги; писать приставки слитно со словами; определять значение приставок; выполнять морфемный разбор слов; подбирать ряды однокоренных слов, образованным приставочным способом.

92

1

Чередование звуков

Урок изучения нового материала

Распознавать слова с чередованием звуков; выделять корни, в которых возможно чередование; определять, при каких условиях происходит чередование.

93

1

Беглые гласные

Урок изучения нового материала

Распознавать слова с беглыми гласными; выделять части слов, в которых находятся беглые гласные

94

1

Варианты морфем

Урок изучения нового материала

Выделять части слов с чередованием звуков; выделять однокоренные слова с вариантами корней, приставок, суффиксов.

95

1

Морфемный разбор слова

Урок-практикум

Выделять морфемы в словах и определять их значение; выполнять устный и письменный морфемный разбор слов

96

1

Правописание гласных и согласных в приставках

Урок изучения нового материала

Правильно писать приставки в словах

97

1

Буквы з и с на конце приставок

Урок изучения нового материала

Правильно писать слова с приставками на -з (-с); выделять в словах изученную орфограмму; подбирать к данным словам однокоренные с приставками с орфограммой.

98

1

Чередование букв о — а в корне –лаг-/ -лож-

Урок изучения нового материала

Правильно писать слова с изученной орфограммой; обозначать условия выбора букв о — а в корне -лаг-/-лож-

99

1

Чередование букв о — а в корне –раст - /-рос-

Урок изучения нового материала

Правильно писать слова с изученной орфограммой; обозначать условия выбора букв о — а в корне -раст-/-рос-; подбирать к данным в упражнениях словам однокоренные с чередованием гласных.

100

1

Буквы ё—о после шипящих в корне

Урок изучения нового материала

Правильно писать слова с изученной орфограммой; обозначать орфограмму графически.

101

1

Буквы и ы после ц

Урок изучения нового материала

Писать слова с изученной орфограммой и обозначать ее графически.

102

1

Повторение и обобщение изученного материала  в разделе «Морфемика. Орфография. Культура речи»

Урок повторения и обобщения знаний

Правильно писать слова с изученными орфограммами; обозначать орфограммы графически; выполнять морфемный разбор слов

103

1

Контрольная работа  по теме «Морфемика»

Урок контроля знаний

Писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему

104

1

Анализ контрольной работы

Урок коррекции знаний

Выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему

Морфология. Орфография. Культура речи (  58  ч.)

105

1

Самостоятельные и служебные части речи

Урок изучения нового материала

Определять части речи; различать самостоятельные и служебные части речи

Имя существительное (14 ч. + 3 ч.)

106

1

Имя существительное как часть речи

Урок изучения нового материала

Распознавать имена существительные, определять их морфологические признаки и синтаксическую роль.

107

1

Имя существительное как часть речи. Доказательство в рассуждении.

Урок изучения нового материала, коррекции знаний.

Определять род, склонение, падеж существительных; самостоятельно писать сочинение-рассуждение

108

1

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

Урок изучения нового материала

Различать одушевленные и неодушевленные существительные, ставить к ним вопросы; использовать одушевленные и неодушевленные существительные в качестве обращений

109

1

Имена существительные собственные и нарицательные

Урок изучения нового материала

Различать собственные и нарицательные существительные; писать собственные имена существительные с большой буквы; употреблять кавычки и большую букву при написании названий газет, картин, книг, кинофильмов и т. д.

110

1

Морфологический разбор имени существительного

Урок изучения нового материала

Характеризовать имя существительное по его морфологическим признакам и синтаксической роли; выполнять устный и письменный морфологический разбор имен существительных

111

1

Род имен существительных

Урок изучения нового материала

Различать имена существительные мужского, женского и среднего рода; согласовывать существительные и глаголы в роде

112

1

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа

Урок изучения нового материала

Приводить примеры имен существительных, которые имеют форму только множественного числа, и грамотно употреблять их в речи

113

1

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа

Урок изучения нового материала

Приводить примеры имен существительных, которые имеют форму только единственного числа, и грамотно употреблять их в речи

114

1

Три склонения имен существительных

Урок изучения нового материала

Различать существительные 1, 2 и 3-го склонения, склонять существительные 1,2,3 склонений

115

1

Падеж имен существительных

Урок изучения нового материала

Пользоваться алгоритмом определения падежа имен существительных, выделять падежные окончания существительных и относящиеся к именам существительным предлоги.

116

1

Правописание падежных окончаний существительных

Урок изучения нового материала

Определять склонение и падеж существительных; правильно писать падежные окончания существительных; склонять существительные по падежам

117

1

Изложение с элементами сочинения

Уроки развития речи

Определять тему и основную мысль текста, составлять его план; самостоятельно писать изложение с элементами сочинения

118

1

Множественное число существительных

Урок изучения нового материала

Определять число существительных; указывать падеж существительных, употребленных во множественном числе; правильно образовывать множественное число существительных.

119

1

Сочинение-описание

Урок контроля знаний

Писать сочинение-описание, выдерживая текст в одном стиле и в рамках одной тематики

120

1

Правописание о — е после шипящих и ц в окончаниях существительных

Урок изучения нового материала

Правильно писать слова с изученной орфограммой и обозначать ее графически

121

1

Повторение и обобщение изученного материала  об имени существительном

Урок повторения и обобщения знаний

Правильно писать слова с изученными орфограммами; выполнять морфологический разбор имен существительных

122

1

Контрольная работа  по теме «Имя существительное»

Урок контроля знаний

Писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему

Имя прилагательное (7 ч. + 2 ч.)

123

1

Имя прилагательное как часть речи

Урок изучения нового материала

Распознавать имена прилагательные, определять их морфологические признаки и синтаксическую роль; анализировать роль прилагательных в речи

124

1

Имя прилагательное как часть речи

Урок закрепления знаний

125

1

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных

Урок изучения нового материала

Определять род, число и падеж прилагательных; правильно писать безударные окончания прилагательных; графически обозначать изученную орфограмму

126

1

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных

Урок закрепления знаний

127

1

Описание животного. Изложение с элементами сочинения.  (А.И.Куприн «Ю-ю»)

Урок-исследование

Применять выразительные возможности имен прилагательных в речи; анализировать тексты-описания, устранять в них речевые ошибки и недочеты

128

1

Прилагательные полные и краткие

Урок изучения нового материала

Различать полные и краткие формы имен прилагательных; образовывать краткие формы имен прилагательных; определять синтаксическую роль кратких прилагательных; писать краткие прилагательные с основой на шипящий без ь на конце

129

1

Морфологический разбор имени прилагательного

Урок изучения нового материала

Характеризовать имя прилагательное по его морфологическим признакам и синтаксической роли; выполнять устный

и письменный морфологический

разбор имен прилагательных

130

1

Повторение и обобщение изученного материала об имени прилагательном

Уроки повторения и обобщения знаний

Правильно писать слова с изученными орфограммами; выполнять морфологический разбор имен прилагательных

131

1

Контрольный тест  по теме «Имя прилагательное» или контрольная работа

Урок контроля знаний

Решать тестовые задания различных уровней (часть А и часть В)

Глагол (17 ч. + 3 ч.)

132

1

Глагол как часть речи.

Урок изучения нового материала

Распознавать глаголы, определять их морфологические признаки и синтаксическую роль; согласовывать глаголы-сказуемые с подлежащим.

133

1

Не с глаголами

Урок изучения нового материала

Распознавать глаголы, определять их морфологические признаки и синтаксическую роль; писать не с глаголами раздельно

134

1

Развитие речи. Рассказ

Урок развития речи

Составлять устный рассказ по серии картинок.

135

1

Неопределенная форма глагола

Урок изучения нового материала

Распознавать глаголы в неопределенной форме и личные глаголы; писать ь после ч в глаголах в неопределенной форме

136

1

Правописание       -тся и -ться в глаголах

Урок изучения нового материала

Различать глаголы в неопределенной форме и в форме 3-го лица с помощью вопросов; правильно писать глаголы на -тся и -ться; графически обозначать изученную орфограмму

137

1

Виды глагола

Урок изучения нового материала

Определять вид глаголов по вопросам и значению, образовывать от данных глаголов глаголы другого вида.

138

1

Буквы е — и в корнях с чередованием

Урок изучения нового материала

Правильно писать слова с изученной орфограммой и обозначать ее графически

139

1

Рассказ «Как я однажды...»

Урок развития речи

Анализировать и самостоятельно создавать тексты в жанре рассказа

140

1

Время глагола

Урок изучения нового материала

Определять вид и  время глаголов

141

1

Прошедшее время

Урок изучения нового материала

Распознавать глаголы прошедшего времени и правильно их писать; определять род и число глаголов прошедшего времени

142

1

Настоящее время

Урок изучения нового материала

Распознавать глаголы настоящего времени и грамотно употреблять их в речи

143

1

Будущее время

Урок изучения нового материала

Распознавать глаголы будущего времени и грамотно употреблять их в речи

144

1

Спряжение глаголов

Урок изучения нового материала

Определять спряжение глаголов; правильно писать безударные личные окончания глаголов; графически обозначать изученную орфограмму

145

1

Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием

Урок закрепления знаний

146

1

Морфологический разбор глагола

Урок изучения нового материала

Характеризовать глагол по его морфологическим и синтаксическим признакам, выполнять устный и письменный морфологический разбор глагола

147

1

Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа

Урок изучения нового материала

Писать ь после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа

148

1

Употребление времен в устных и письменных рассказах.

Урок изучения нового материала

 Правильно и уместно употреблять глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени

149

1

Повторение и обобщение изученного материала  о глаголе

Урок повторения и обобщения знаний

Правильно писать слова с изученными орфограммами; выполнять морфологический разбор глагола

150

1

Контрольная работа  по теме «Глагол»

Урок контроля знаний

 Писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему

151

1

Анализ контрольной работы

Урок коррекции знаний

Выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему

Повторение и систематизация изученного (16 ч. + 2 ч.)

152

1

Разделы науки о языке

Урок повторения и обобщения знаний

Применять на практике изученные правила.

153,154

2

Орфограммы в приставках и корнях слов

Урок повторения и обобщения знаний

Правильно писать слова с изученными орфограммами; выполнять фонетический разбор слов; соблюдать фонетические нормы русского языка

155,156

2

Орфограммы в окончаниях слов

Урок повторения и обобщения знаний

Правильно писать слова с изученными орфограммами; выполнять морфемный разбор слов

157,158

2

Употребление букв Ъ и Ь знак. Раздельные написания.

Урок повторения и обобщения знаний

Правильно писать слова с изученными орфограммами; выполнять морфемный разбор слов

159,160

2

Синтаксис. Пунктуация

Урок повторения и обобщения знаний

Применять на практике изученные правила пунктуации; выполнять синтаксический разбор простых и сложных предложений, составлять их схемы; выполнять разбор словосочетаний

161

1

Итоговый тест по программе 5 класса

Урок повторения и обобщения знаний

162

1

Анализ теста. Итоги года.

163-175

13

Резерв учителя


Учебно-методическое обеспечение

  1. Книгопечатная продукция
  1. Русский язык V класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. –       М.:Просвещение, 2012.
  2. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 5 кл. / Г. А. Богданова. - СПб., 2004.
  3. Тростенцова Л. А. Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс: Книга для учителя / Л. А.Тростенцова, М. М. Стракевич. - М.: Просвещение,       2004.
  4. Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для V класса. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А,      Тростенцова Л.А. и др. – М.:Просвещение, 2008.
  5. Русский язык V класс. Поурочные планы. По учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т. Баранова и др. Автор – составитель И.В. Карасева. – Волгоград.:Учитель, 2007.
  6. Обучение русскому языку в V классе. Методические рекомендации к учебнику для V класса общеобразовательных учреждений. Авторы: Т.А. Ладыженская,   М.Т. Баранов и др. – М.:Просвещение, 2000.
  1. Цифровые образовательные ресурсы:
  1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия
  2. http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
  3. http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
  4. http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
  5. http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
  6. http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
  7. http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
  8. Культура письменной речи http://www.gramma.ru
  9. Имена.org – популярно об именах и фамилиях http://www.imena.org
  10. Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru
  11. Мир слова русского http://www.rusword.org
  12. Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ru
  13. Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/
  14. Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru
  15. Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru
  16. Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru
  17. http://rusolimp.kopeisk.ru/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа 5 класса по русскому языку

рабочая программа 5 класса по русскому языку...

рабочая программа 6 класса по русскому языку

рабочая программа 6 класса по русскому языку...

рабочая программа 7 класса по русскому языку

рабочая программа 7 класса по русскому языку...

рабочая программа 8 класса по русскому языку

рабочая программа 8 класса по русскому языку...

рабочая программа 9 класса по русскому языку

рабочая программа 9 класса по русскому языку...

Рабочая программа 7 класса по русскому языку

Рабочая программа 7 класса по русскому языку...

Рабочая программа 8 класса по русскому языку

Рабочая программа 8 класса по русскому языку...