Рабочая программа для 5 класса по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Данная рабочая программа разработана для учащихся 5 класса. (учебник под редакцией Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_ruskiy.docx | 92.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Сергиевский
Саратовского района Саратовской области»
«РАССМОТРЕНО» на заседании МО учителей гуманитарного цикла Протокол №_____ Руководитель МО _____________________ Г.А.Хмелевских «_____»____________2014г. | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора школы по УВР ____________________________ Н.В.Муминова «_____»_________________2014г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор школы О.В.Донских «___»___________2014г. |
Рабочая программа учебного курса
«Русский язык»
для 5 класса
базовый уровень
Составитель: учитель русского языка и литературы
МОУ «СОШ п. Сергиевский
Саратовского района Саратовской области»
Зайцева Н.В., I квалификационной категории
п. Сергиевский
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы по русскому (родному) языку и Рабочей программы по русскому языку для 5-9 классов (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2011.)
В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами начального общего образования.
Русский язык – язык русского народа. Он служит ему средством:
- общения во всех сферах жизни (в быту, между гражданами и учреждениями, в научном и художественном словесном творчестве);
- хранения и передачи информации;
- связи поколений русских людей, живущих в разные эпохи.
Русский язык – один из развитых языков мира. Он отличается богатством словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. На русском языке созданы художественная литература и наука, имеющие мировое значение.
Русский язык в современном мире – один из официальных языков ООН. В Российской Федерации он является государственным языком.
Свободное владение русским языком – обязательное условие успешности русского человека в жизни, труде, творчестве.
Целями и задачами изучения русского (родного) языка в основной школе являются:
- воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в различных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
- овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
- освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерности её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Общая характеристика курса
В 5 классе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нём. Вместе с тем в неё включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях.
Программа содержит:
- отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества и т. д., речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков, сведения об основных нормах русского литературного языка;
- сведения о графике, орфографии и пунктуации, перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.
Содержание курса русского (родного) языка в 5 классе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования (слушания), чтения и письма) и осуществляется в трёх направлениях, составляющих единое целое.
Первое направление в развитии речи учащихся – овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребление слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью. Овладение нормами русского литературного языка предполагает систематическую работу по устранению из речи учащихся диалектизмов и жаргонизмов.
Второе направление – обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Обогащение словарного запаса слов на уроках русского языка обеспечивается систематической словарной работой. Обогащение грамматического строя речи детей достигается постоянной работой над синонимией словосочетаний и предложений, наблюдениями над формой, значением и особенностями употребления языковых единиц.
Третье направление в развитии речи учащихся – формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания, которая осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке изложений и сочинений. Она включает формирование и совершенствование умений анализировать тему, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.
Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения. Занятиям по выразительному чтению предшествует и сопутствует работа над развитием речевого слуха учащихся (умение различать звуки в слове, отчётливо произносить слова, различать ударные и безударные слоги, определять границы предложения, повышать и понижать голос, убыстрять и замедлять темп речи, выделять слова, на которые падает логическое ударение).
Языковая и лингвистическая компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; приобретениях необходимых знаний о лингвистике как о науке; освоение основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
В рабочей программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции нашла отражение в структуре программы.
Школьный курс русского языка в 5 классе предполагает изучение фонетики и графики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии и орфографии, первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации. Предусмотрена работа по культуре речи. Вводные уроки о русском языке дают большие возможности для решения воспитательных задач и создают эмоциональный настрой, способствующий повышению интереса к предмету и успешному его изучению.
Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 5 классе в разделе «Повторение пройденного в 1 – 4 классах» определено содержание этой работы, что продиктовано необходимостью правильно решать вопросы преемственности между начальным и средним звеном обучения. Каждая тема завершается повторением пройденного. Данная система повторения обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений.
В программе специально выделены часы на развитие связной речи – пятая часть всего учебного времени. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются среди грамматического материала.
Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в 5 классе в объёме 175 часов.
Личностные, метапредметные, предметные результаты
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
- владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение разными видами чтения;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
- применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);
- коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
- представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
- понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
- усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
- освоение базовых основ лингвистики;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
- опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
- проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
- понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
- осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание курса (5 класс)
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции
Раздел 1. Речь и речевое общение
- Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.
- Осознание основных особенностей устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами диалога и монолога. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.
Раздел 2. Речевая деятельность
- Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
- Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему.
Раздел 3. Текст
- Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.
- Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части и составление плана. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и т. д.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.
Раздел 4. Функциональные разновидности языка
- Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, язык художественной литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа).
- Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных типов речи: описание, повествование, рассуждение.
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций
Раздел 5. Общие сведения о языке
- Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном мире. Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка.
Раздел 6. Фонетика и орфоэпия
- Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог ударение.
- Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения. Орфоэпический словарь.
- Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов. Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности. Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.
Раздел 7. Графика
- Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [j].
- Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в СМС-сообщениях.
Раздел 8. Морфемика и словообразование
- Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.
- Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.
- Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования. Применение знаний по морфемике в практике правописания.
Раздел 9. Лексикология и фразеология
- Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка. Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
- Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, фразеологического словаря и т. п.) и использование её в различных видах деятельности.
Раздел 10. Морфология
- Морфология как раздел грамматики. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола, наречия. Словари грамматических трудностей.
- Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Раздел 11. Синтаксис
- Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены. Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложнённой и неосложнённой структуры. Однородные члены предложения, обращение. Классификация сложных предложений. Прямая речь
- Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация
- Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание Ъ и Ь. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов. Орфографические словари и справочники.
Пунктуация как система правил правописания. Знаки препинания и их функции. Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом неосложнённом предложении. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложном предложении. Знаки препинания при прямой речи, в диалоге.
- Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении. Использование орфографических словарей и справочников по правописанию.
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции
Раздел 13. Язык и культура
- Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.
- Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Планируемые результаты изучения курса русского языка
Требования к уровню подготовки учащихся за курс 5 класса
I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в V классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу V класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
речевая деятельность:
аудирование:
понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух; выделять основную мысль, структурные части исходного текста;
чтение:
владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; разбивать текст на смысловые части и составлять простой план; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;
прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника; извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов; правильно расставлять логические ударения, паузы; выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;
говорение:
доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи; создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль; выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;
письмо:
подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи; создавать письменные высказывания разных типов речи; составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма; определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания; делить текст на абзацы; писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного); пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста; выражать свое отношение к предмету речи; находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения; подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.); исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;
фонетика и орфоэпия:
выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику; различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;
использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова; находить в художественном тексте явления звукописи; правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи; работать с орфоэпическим словарем;
графика:
правильно произносить названия букв русского алфавита; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями; проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;
морфемика:
выделять морфемы на основе смыслового анализа слова; подбирать однокоренные слова с учетом значения слова; учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов; объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;
лексикология и фразеология:
объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения злова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов; распределять слова на тематические группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; различать прямое и переносное значение слов; отличать омонимы от многозначных слов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово; находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении; владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета; использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
морфология:
различать части речи; правильно указывать морфологические признаки; уметь изменять части речи;
орфография:
находить орфограммы в морфемах; группировать слова по видам орфограмм; владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии; устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила;
синтаксис и пунктуация:
выделять словосочетания в предложении; определять главное и зависимое слово; составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме; выделять основы предложений с двумя главными членами; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений; составлять простые и сложные предложения изученных видов; опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами; находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью; владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
Тематическое планирование
№ п/п | Количество часов | Наименование разделов и тем | Тип занятия /формы работы, формы диагностики и контроля | Планируемые результаты УУД | Дата | |
план | фактич | |||||
Язык и общение (2 ч. + 1 ч.) | ||||||
1 | 1 | Язык — важнейшее средство человеческого общения | Урок изучения нового материала | Чтение текста, анализ его структуры, пересказ содержания, используя выделенные слова. Работа в группах (сочинение продолжения сказки, моделируя ситуацию диалога), понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования | ||
2 | 1 | Язык и речь. Язык и его единицы. Общение устное и письменное. | Урок изучения нового материала | Чтение и анализ текста; работа с текстом упражнения, мини-сочинение. Анализ устных и письменных высказываний с точки зрения их цели, условий общения; анализ русских пословиц и поговорок; работа с текстом: списывание, заучивание наизусть, выразительное чтение; анализ жизненных ситуаций, приводимых детьми, осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию. | ||
3 | 1 | Стили речи | Урок развития речи | Работа с текстом по определению принадлежности функциональной разновидности языка; анализ текстов с точки зрения целей высказывания; приводят собственные примеры. | ||
Вспоминаем, повторяем, изучаем (21 ч. + 6 ч.) | ||||||
4 | 1 | Входной диагностический тест | Урок контроля знаний | Выполнение контрольной работы. | ||
5 | 1 | Состав слова. Окончание. Корень слова | Комбинированный урок | Выполнение упражнений на опознавание различных видов орфограмм, графическое выделение морфем в словах. | ||
6 | 1 | Суффикс. Приставка. Орфограмма | Комбинированный урок | Работа с текстом, упражнениями учебника. Работа в группе | ||
7 | 1 | Звуки и буквы. Произношение и правописание. Орфография. Орфограмма. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова | Комбинированный урок | Работа с текстом, упражнениями учебника. Работа в группе | ||
8 | 1 | Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова | Комбинированный урок | Выполнение упражнений на опознавание различных видов орфограмм, графическое выделение морфем в словах. | ||
9 | 1 | Проверочная работа по теме «Правописание безударных гласных в корне слова» | Урок-практикум | Различать проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова; подбирать проверочные слова | ||
10 | 1 | Правописание проверяемых согласных в корне слова | Комбинированный урок | Правильно писать слова с парными звонкими и глухими согласными в корне, подбирать к ним проверочные слова; составлять пары одинаково произносимых слов и использовать их в нужном лексическом значении при составлении словосочетаний и предложений | ||
11 | 1 | Правописание непроверяемых согласных в корне слова | Комбинированный урок | Различать проверяемые и непроверяемые согласные в корне слова; правильно писать знакомые словарные слова; работать с орфографическим словарем; графически обозначать изученные орфограммы | ||
12 | 1 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова | Комбинированный урок | Разграничивать виды орфограмм в корне слова; правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне, подбирать к ним проверочные слова; графически обозначать изученные орфограммы | ||
13 | 1 | Буквы и, у, а после шипящих | Комбинированный урок | Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило: вставляют пропущенные буквы, составляют предложения со словами-исключениями из правила; работа со словарём. | ||
14 | 1 | Разделительные ъ и ь | Комбинированный урок | Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило; диктант. | ||
15 | 1 | Раздельное написание предлогов с другими словами | Комбинированный урок | Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило: работа с текстом; выделение орфограмм-букв и орфограмм-пробелов; работа с иллюстрацией (описание ситуации). | ||
16 | 1 | Контрольная работа по теме «Правописание корней слов» | Урок контроля знаний | Выполнение контрольной работы. | ||
17 | 1 | Анализ контрольной работы | Урок коррекции знаний | Выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему | ||
18 | 1 | Текст | Урок-исследование | Выполнение упражнений, направленные на анализ текстов с точки зрения смысловой цельности. | ||
19 | 1 | Изложение | Урок развития речи | Определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль | ||
20 | 1 | Части речи | Комбинированный урок | Знать общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль частей речи, изученных в начальной школе; алгоритм распознавания частей речи. Уметь распознавать части речи; приводить примеры слов разных частей речи и составлять с ними предложения и словосочетания; выполнять грамматические разборы | ||
21 | 1 | Глагол | Урок-исследование | Знать понятие глагол; общее грамматическое значение и морфологические признаки глагола. Отличать глаголы от других самостоятельных частей речи; определять время, лицо и число глаголов; образовывать неопределенную форму глаголов; объяснять правописание глаголов и графически обозначать орфограммы; грамотно употреблять глаголы в речи; выполнять морфологический разбор глаголов | ||
22 | 1 | Правописание -тся и -ться в глаголах | Урок-практикум | Различать глаголы в неопределенной форме и глаголы в форме 3-го лица, правильно писать их; грамотно употреблять глаголы в речи | ||
23 | 1 | Тема текста | Урок развития речи | Определять тему текста и озаглавливать его; указывать средства связи предложений в тексте; самостоятельно составлять текст на заданную тему; выполнять грамматические разборы | ||
24 | 1 | Личные окончания глаголов. Не с глаголами | Комбинированный урок | Определять спряжение глаголов; правильно писать безударные личные окончания глаголов и объяснять их правописание устно и графически; писать не с глаголами раздельно | ||
25 | 1 | Имя существительное | Урок-исследование | Распознавать имена существительные среди других частей речи, указывать их функцию в предложении; определять начальную форму, род, склонение, число, падеж существительных; рассказывать об этимологии существительных, указанных учителем или самостоятельно выбранных для учебного исследования | ||
26 | 1 | Имя прилагательное | Комбинированный уро | Распознавать прилагательные среди других частей речи; определять значение и морфологические признаки прилагательных, их роль в предложении; комментировать изменение форм прилагательных; составлять сочетания существительного и прилагательного | ||
27 | 1 | Обучающее сочинение по картине А.А. Пластова «Летом» | Урок развития речи | Давать общую характеристику увиденного на картине, на ее переднем и заднем плане; составлять устный рассказ о героях картины; составлять план сочинения по картине; отбирать языковой материал для сочинения | ||
28 | 1 | Местоимение | Урок-исследование | Распознавать местоимения среди других частей речи (в том числе в косвенных падежах) и определять их морфологические признаки; употреблять местоимения 3-го лица с предлогами | ||
29 | 1 | Основная мысль текста | Урок развития речи | Определять основную мысль текста (высказывания) и сопоставлять ее с названием текста; находить слова, словосочетания и предложения, в которых сформулирована основная мысль текста; самостоятельно озаглавливать тексты; редактировать текст с учетом его основной мысли; писать сочинение по данному началу | ||
30 | 1 | Контрольная работа по теме «Морфология» | Урок контроля знаний | Писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему | ||
Синтаксис, пунктуация, культура речи (38 ч. + 6 ч.) | ||||||
31 | 1 | Синтаксис и пунктуация. | Урок изучения нового материала | Анализировать текст с точки зрения роли в них знаков препинания. | ||
32 | 1 | Понятие словосочетания | Урок изучения нового материала | Определять главное и зависимое слово в словосочетаниях; устанавливать смысловую и грамматическую связь слов в словосочетаниях; распознавать словосочетания, характерные для книжного стиля; заменять словосочетания «СУЩ. + СУЩ.» синонимичными словосочетаниями «прил. + суш.» и наоборот; составлять словосочетания со словарными словами учебника | ||
33 | 1 | Строение словосочетания | Урок-исследование | Определять строение словосочетаний; устанавливать смысловую и грамматическую связь слов в словосочетаниях; распознавать именные и глагольные словосочетания, определять их роль в тексте | ||
34 | 1 | Понятие предложения | Урок изучения нового материала | Определять и обозначать знаками препинания границы предложений в тексте; восстанавливать структуру предложений и текста в целом; выразительно читать текст; самостоятельно составлять предложения | ||
35 | 1 | Сжатое изложение | Урок развития речи | Определять тему и основную мысль текста, составлять его план; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; использовать различные приемы сжатия текста | ||
36 | 1 | Виды предложений по цели высказывания | Урок изучения нового материала | Распознавать повествовательные, вопросительные и побудительные предложения, конструировать их самостоятельно и употреблять в речи; при чтении текста соблюдать нужную интонацию. | ||
37 | 1 | Восклицательные предложения | Урок изучения нового материала | Различать восклицательные и невосклицательные предложения | ||
38 | 1 | Главные члены предложения. Подлежащее | Урок изучения нового материала | Разграничивать главные и второстепенные члены предложения; находить в предложении подлежащее и определять способ его выражения; выполнять синтаксический разбор предложении | ||
39 | 1 | Сказуемое | Урок изучения нового материала | Распознавать сказуемое среди других членов предложения, ставить к нему вопросы и определять способ выражения; конструировать предложения, вставляя в них подходящие по смыслу сказуемые | ||
40 | 1 | Тире между подлежащим и сказуемым | Урок изучения нового материала | Определять способы выражения главных членов предложения; обосновывать употребление тире между подлежащим и сказуемым | ||
41 | 1 | Нераспространенные и распространенные предложения | Урок изучения нового материала | Различать распространенные и нераспространенные предложения; подчеркивать главные члены предложения; распространять предложения второстепенными членами | ||
42 | 1 | Сочинение на тему «Памятный (интересный, веселый) день» | Урок развития речи | Самостоятельно писать сочинение на заданную тему; связно и последовательно излагать свои мысли | ||
43 | 1 | Второстепенные члены предложения. Дополнение. | Урок изучения нового материала | Разграничивать главные и второстепенные члены предложения; различать распространенные и нераспространенные предложения; выделять второстепенные члены, поясняющие подлежащее и сказуемое | ||
44 | 1 | Определение | Урок изучения нового материала | Распознавать определения и подчеркивать их в предложении; при сравнении текстов определять смысловую и художественную функцию определений; выполнять синтаксический разбор предложений | ||
45 | 1 | Обстоятельство | Урок изучения нового материала | Распознавать обстоятельства и подчеркивать их в предложении; различать обстоятельства, отличающиеся по значению; определять роль обстоятельств в предложении; дополнять предложения подходящими по смыслу обстоятельствами; заменять словосочетания с предлогами противоположными по смыслу словосочетаниями (приехать на Урал — приехать с Урала); выполнять синтаксический разбор предложений | ||
46 | 1 | Предложения с однородными членами | Урок изучения нового материала | Находить однородные члены в предложении; определять, какие члены предложения являются однородными, способ связи однородных членов; читать предложения с однородными членами, соблюдая интонацию перечисления, и комментировать пунктуацию в них | ||
47 | 1 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | Урок изучения нового материала | Различать союзную и бессоюзную связь однородных членов предложения; расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами; исправлять речевые ошибки в предложениях с однородными членами; выполнять синтаксический разбор предложений | ||
48 | 1 | Обобщающие слова при однородных членах предложения | Урок-практикум | Расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами и в предложениях с обобщающими словами при однородных членах; исправлять речевые ошибки в предложениях с однородными членами; выполнять синтаксический разбор предложений | ||
49 | 1 | Предложения с обращениями | Урок изучения нового материала | Распознавать обращения в предложениях, отличать их от подлежащих; ставить знаки препинания при обращениях; находить предложения с обращениями к неодушевленным предметам; выразительно читать предложения с обращениями, использовать их в собственной речи | ||
50 | 1 | Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения | Урок-практикум | Выполнять синтаксический и пунктуационный разбор простых предложений; строить схемы простых предложений | ||
51 | 1 | Письмо | Урок развития речи | Работать над написанием письма; правильно ставить знаки препинания в предложениях с обращениями | ||
52 | 1 | Простые и сложные предложения | Урок изучения нового материала | Различать простые и сложные предложения и правильно расставлять в них знаки препинания | ||
53 | 1 | Простые и сложные предложения | Урок закрепления знаний | |||
54 | 1 | Синтаксический разбор сложного предложения | Урок-практикум | Выполнять устный и письменный синтаксический разбор сложных предложений; составлять схемы предложений | ||
55 | 1 | Прямая речь | Урок изучения нового материала | Распознавать предложения с прямой речью; разграничивать прямую речь и слова автора и по необходимости менять их местами; расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью; определять глаголы, вводящие прямую речь в предложение; конструировать предложения с прямой речью; составлять схемы предложений с прямой речью | ||
56 | 1 | Диалог | Урок изучения нового материала | Определять, сколько человек участвует в диалоге; записывать и правильно оформлять реплики диалога; составлять диалоги по схемам | ||
57 | 1 | Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» | Урок повторения и обобщения знаний | Применять на практике изученные правила пунктуации; правильно оформлять тексты, включающие в себя различные способы передачи чужой речи | ||
58 | 1 | Контрольная работа по теме «Синтаксис. Пунктуация» | Урок контроля знаний | Писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему | ||
59 | 1 | Анализ контрольной работы | Урок коррекции знаний | Выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему | ||
60 | 1 | Гласные звуки | Урок изучения нового материала | Различать понятия буква и звук; использовать различные способы, помогающие отличить гласные звуки от согласных; определять роль гласных звуков в поэтической речи | ||
61 | 1 | Согласные звуки. | Урок изучения нового материала | Различать гласные и согласные звуки; выделять буквы, обозначающие согласные звуки. | ||
62 | 1 | Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи. Согласные твердые и мягкие. | Урок изучения нового материала | Различать гласные и согласные звуки; выделять буквы, обозначающие согласные звуки; распознавать парные и непарные твердые и мягкие согласные; анализировать смысловое различие слов, отличающихся только твердой/мягкой согласной. | ||
63 | 1 | Повествование | Урок развития речи | Анализировать тексты повествовательного типа, доказывать принадлежность текста к определенному стилю. | ||
64 | 1 | Согласные звонкие и глухие | Урок изучения нового материала | Распознавать парные и непарные звонкие и глухие согласные; выделять буквы, обозначающие звонкие и глухие согласные | ||
65 | 1 | Графика. Алфавит | Урок изучения нового материала | Записывать слова в алфавитном порядке; выполнять устный и письменный фонетический разбор слов; находить слова в словаре. | ||
66 | 1 | Развитие речи. Описание предмета | Урок развития речи | Писать сочинение-миниатюру «Описание предмета». | ||
67 | 1 | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака | Урок изучения нового материала | Распознавать в словах ь знак, обозначающий мягкость согласного; различать функции ь в словах. | ||
68 | 1 | Двойная роль букв е, ё, ю, я | Урок изучения нового материала | Определять роль гласных е, ё, ю,я в словах; выполнять фонетический анализ слов, в которых буквы е,ё,ю,я обозначают два звука или мягкость предыдущего согласного. | ||
69 | 1 | Орфоэпия | Урок изучения нового материала | Произносить слова в соответствии с орфоэпическими нормами русского языка; работать с орфоэпическим словарем и словарем ударений; находить произносительные ошибки и исправлять их. | ||
70 | 1 | Фонетический разбор слова | Урок изучения нового материала | Выполнять устные и письменные фонетические разборы слов. | ||
71 | 1 | Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи» | Уроки повторения и обобщения знаний | Правильно писать слова с изученными орфограммами; выполнять фонетический разбор слов | ||
72 | 1 | Контрольный тест по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика» или контрольная работа | Урок контроля знаний | Решать тестовые задания | ||
73 | 1 | Анализ контрольного теста | Урок коррекции знаний | Выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном тесте | ||
74 | 1 | Повествование. Обучающее изложение с элементами описания (К.Г.Паустовский «Шкатулка») | ||||
Лексика. Культура речи (26 ч. + 4 ч.) | ||||||
75 | 1 | Слово и его лексическое значение | Урок изучения нового материала | Определять лексическое значение слов с помощью толкового словаря; объяснять различие лексического и грамматического значений слова; правильно употреблять слова в устной и письменной речи; разграничивать лексическое и грамматическое значения слова | ||
76 | 1 | Однозначные и многозначные слова | Урок изучения нового материала | Распознавать однозначные и многозначные слова; определять с помощью толкового словаря значения многозначных слов | ||
77 | 1 | Прямое и переносное значение слов | Урок изучения нового материала | Распознавать слова, употребленные в переносном значении; определять лексическое значение слов с помощью словаря и без него; употреблять слова в переносном значении в речи | ||
78 | 1 | Омонимы | Урок изучения нового материала | Различать омонимы и многозначные слова; определять лексическое значение омонимов с помощью толкового словаря | ||
79,80 | 2 | Синонимы | Урок изучения нового материала,обобщения | Распознавать слова-синонимы; устанавливать смысловые и стилистические различия синонимов; подбирать синонимы к словам; составлять синонимические ряды и определять общее значение слов в них; употреблять синонимы, чтобы избежать неоправданного повторения слов | ||
81 | 1 | Сочинение-описание по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» | Уроки развития речи | Самостоятельно писать сочинение описательного характера по картине | ||
82 | 1 | Антонимы | Урок изучения нового материала | Распознавать слова-антонимы; подбирать антонимы к словам | ||
83 | 1 | Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Лексика. Культура речи» | Урок повторения и обобщения знаний | Определять лексическое значение слов; распознавать однозначные и многозначные слова, слова, употребленные в прямом и переносном значении, синонимы, омонимы, антонимы, использовать их в речи; работать с различными словарями | ||
84 | 1 | Контрольный работа по теме «Лексика. Культура речи» | Урок контроля знаний | Решать тестовые задания, пользоваться словарями различных типов | ||
85 | 1 | Подробное изложение | Урок развития речи | Определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль | ||
86 | 1 | Морфема — наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов | Урок изучения нового материала | Определять состав слова; выделять морфемы соответствующими значками; различать формы одного и того же слова и однокоренные слова | ||
87 | 1 | Окончание. Основа слова. | Урок изучения нового материала | Выделять в словах окончания и его грамматические значения. | ||
88 | 1 | Корень слова | Урок изучения нового материала | Определять состав слова; выделять корни в словах; формировать группы однокоренных слов; исправлять ошибки в подборе однокоренных слов. | ||
89 | 1 | Рассуждение | Урок развития речи | Самостоятельно создавать текст-рассуждение; выстраивать композицию рассуждения; доказывать стилевую принадлежность текста | ||
90 | 1 | Суффикс | Урок изучения нового материала | Выделять суффикс из основы; подбирать однокоренные слова с указанными учителем суффиксами; определять лексическое значение слова, отражая в нем значение суффикса; выполнять морфемный разбор слов | ||
91 | 1 | Приставка | Урок изучения нового материала | Выделять приставку из основы; различать приставки и предлоги; писать приставки слитно со словами; определять значение приставок; выполнять морфемный разбор слов; подбирать ряды однокоренных слов, образованным приставочным способом. | ||
92 | 1 | Чередование звуков | Урок изучения нового материала | Распознавать слова с чередованием звуков; выделять корни, в которых возможно чередование; определять, при каких условиях происходит чередование. | ||
93 | 1 | Беглые гласные | Урок изучения нового материала | Распознавать слова с беглыми гласными; выделять части слов, в которых находятся беглые гласные | ||
94 | 1 | Варианты морфем | Урок изучения нового материала | Выделять части слов с чередованием звуков; выделять однокоренные слова с вариантами корней, приставок, суффиксов. | ||
95 | 1 | Морфемный разбор слова | Урок-практикум | Выделять морфемы в словах и определять их значение; выполнять устный и письменный морфемный разбор слов | ||
96 | 1 | Правописание гласных и согласных в приставках | Урок изучения нового материала | Правильно писать приставки в словах | ||
97 | 1 | Буквы з и с на конце приставок | Урок изучения нового материала | Правильно писать слова с приставками на -з (-с); выделять в словах изученную орфограмму; подбирать к данным словам однокоренные с приставками с орфограммой. | ||
98 | 1 | Чередование букв о — а в корне –лаг-/ -лож- | Урок изучения нового материала | Правильно писать слова с изученной орфограммой; обозначать условия выбора букв о — а в корне -лаг-/-лож- | ||
99 | 1 | Чередование букв о — а в корне –раст - /-рос- | Урок изучения нового материала | Правильно писать слова с изученной орфограммой; обозначать условия выбора букв о — а в корне -раст-/-рос-; подбирать к данным в упражнениях словам однокоренные с чередованием гласных. | ||
100 | 1 | Буквы ё—о после шипящих в корне | Урок изучения нового материала | Правильно писать слова с изученной орфограммой; обозначать орфограмму графически. | ||
101 | 1 | Буквы и — ы после ц | Урок изучения нового материала | Писать слова с изученной орфограммой и обозначать ее графически. | ||
102 | 1 | Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Морфемика. Орфография. Культура речи» | Урок повторения и обобщения знаний | Правильно писать слова с изученными орфограммами; обозначать орфограммы графически; выполнять морфемный разбор слов | ||
103 | 1 | Контрольная работа по теме «Морфемика» | Урок контроля знаний | Писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему | ||
104 | 1 | Анализ контрольной работы | Урок коррекции знаний | Выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему | ||
Морфология. Орфография. Культура речи ( 58 ч.) | ||||||
105 | 1 | Самостоятельные и служебные части речи | Урок изучения нового материала | Определять части речи; различать самостоятельные и служебные части речи | ||
Имя существительное (14 ч. + 3 ч.) | ||||||
106 | 1 | Имя существительное как часть речи | Урок изучения нового материала | Распознавать имена существительные, определять их морфологические признаки и синтаксическую роль. | ||
107 | 1 | Имя существительное как часть речи. Доказательство в рассуждении. | Урок изучения нового материала, коррекции знаний. | Определять род, склонение, падеж существительных; самостоятельно писать сочинение-рассуждение | ||
108 | 1 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные | Урок изучения нового материала | Различать одушевленные и неодушевленные существительные, ставить к ним вопросы; использовать одушевленные и неодушевленные существительные в качестве обращений | ||
109 | 1 | Имена существительные собственные и нарицательные | Урок изучения нового материала | Различать собственные и нарицательные существительные; писать собственные имена существительные с большой буквы; употреблять кавычки и большую букву при написании названий газет, картин, книг, кинофильмов и т. д. | ||
110 | 1 | Морфологический разбор имени существительного | Урок изучения нового материала | Характеризовать имя существительное по его морфологическим признакам и синтаксической роли; выполнять устный и письменный морфологический разбор имен существительных | ||
111 | 1 | Род имен существительных | Урок изучения нового материала | Различать имена существительные мужского, женского и среднего рода; согласовывать существительные и глаголы в роде | ||
112 | 1 | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа | Урок изучения нового материала | Приводить примеры имен существительных, которые имеют форму только множественного числа, и грамотно употреблять их в речи | ||
113 | 1 | Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа | Урок изучения нового материала | Приводить примеры имен существительных, которые имеют форму только единственного числа, и грамотно употреблять их в речи | ||
114 | 1 | Три склонения имен существительных | Урок изучения нового материала | Различать существительные 1, 2 и 3-го склонения, склонять существительные 1,2,3 склонений | ||
115 | 1 | Падеж имен существительных | Урок изучения нового материала | Пользоваться алгоритмом определения падежа имен существительных, выделять падежные окончания существительных и относящиеся к именам существительным предлоги. | ||
116 | 1 | Правописание падежных окончаний существительных | Урок изучения нового материала | Определять склонение и падеж существительных; правильно писать падежные окончания существительных; склонять существительные по падежам | ||
117 | 1 | Изложение с элементами сочинения | Уроки развития речи | Определять тему и основную мысль текста, составлять его план; самостоятельно писать изложение с элементами сочинения | ||
118 | 1 | Множественное число существительных | Урок изучения нового материала | Определять число существительных; указывать падеж существительных, употребленных во множественном числе; правильно образовывать множественное число существительных. | ||
119 | 1 | Сочинение-описание | Урок контроля знаний | Писать сочинение-описание, выдерживая текст в одном стиле и в рамках одной тематики | ||
120 | 1 | Правописание о — е после шипящих и ц в окончаниях существительных | Урок изучения нового материала | Правильно писать слова с изученной орфограммой и обозначать ее графически | ||
121 | 1 | Повторение и обобщение изученного материала об имени существительном | Урок повторения и обобщения знаний | Правильно писать слова с изученными орфограммами; выполнять морфологический разбор имен существительных | ||
122 | 1 | Контрольная работа по теме «Имя существительное» | Урок контроля знаний | Писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему | ||
Имя прилагательное (7 ч. + 2 ч.) | ||||||
123 | 1 | Имя прилагательное как часть речи | Урок изучения нового материала | Распознавать имена прилагательные, определять их морфологические признаки и синтаксическую роль; анализировать роль прилагательных в речи | ||
124 | 1 | Имя прилагательное как часть речи | Урок закрепления знаний | |||
125 | 1 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных | Урок изучения нового материала | Определять род, число и падеж прилагательных; правильно писать безударные окончания прилагательных; графически обозначать изученную орфограмму | ||
126 | 1 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных | Урок закрепления знаний | |||
127 | 1 | Описание животного. Изложение с элементами сочинения. (А.И.Куприн «Ю-ю») | Урок-исследование | Применять выразительные возможности имен прилагательных в речи; анализировать тексты-описания, устранять в них речевые ошибки и недочеты | ||
128 | 1 | Прилагательные полные и краткие | Урок изучения нового материала | Различать полные и краткие формы имен прилагательных; образовывать краткие формы имен прилагательных; определять синтаксическую роль кратких прилагательных; писать краткие прилагательные с основой на шипящий без ь на конце | ||
129 | 1 | Морфологический разбор имени прилагательного | Урок изучения нового материала | Характеризовать имя прилагательное по его морфологическим признакам и синтаксической роли; выполнять устный и письменный морфологический разбор имен прилагательных | ||
130 | 1 | Повторение и обобщение изученного материала об имени прилагательном | Уроки повторения и обобщения знаний | Правильно писать слова с изученными орфограммами; выполнять морфологический разбор имен прилагательных | ||
131 | 1 | Контрольный тест по теме «Имя прилагательное» или контрольная работа | Урок контроля знаний | Решать тестовые задания различных уровней (часть А и часть В) | ||
Глагол (17 ч. + 3 ч.) | ||||||
132 | 1 | Глагол как часть речи. | Урок изучения нового материала | Распознавать глаголы, определять их морфологические признаки и синтаксическую роль; согласовывать глаголы-сказуемые с подлежащим. | ||
133 | 1 | Не с глаголами | Урок изучения нового материала | Распознавать глаголы, определять их морфологические признаки и синтаксическую роль; писать не с глаголами раздельно | ||
134 | 1 | Развитие речи. Рассказ | Урок развития речи | Составлять устный рассказ по серии картинок. | ||
135 | 1 | Неопределенная форма глагола | Урок изучения нового материала | Распознавать глаголы в неопределенной форме и личные глаголы; писать ь после ч в глаголах в неопределенной форме | ||
136 | 1 | Правописание -тся и -ться в глаголах | Урок изучения нового материала | Различать глаголы в неопределенной форме и в форме 3-го лица с помощью вопросов; правильно писать глаголы на -тся и -ться; графически обозначать изученную орфограмму | ||
137 | 1 | Виды глагола | Урок изучения нового материала | Определять вид глаголов по вопросам и значению, образовывать от данных глаголов глаголы другого вида. | ||
138 | 1 | Буквы е — и в корнях с чередованием | Урок изучения нового материала | Правильно писать слова с изученной орфограммой и обозначать ее графически | ||
139 | 1 | Рассказ «Как я однажды...» | Урок развития речи | Анализировать и самостоятельно создавать тексты в жанре рассказа | ||
140 | 1 | Время глагола | Урок изучения нового материала | Определять вид и время глаголов | ||
141 | 1 | Прошедшее время | Урок изучения нового материала | Распознавать глаголы прошедшего времени и правильно их писать; определять род и число глаголов прошедшего времени | ||
142 | 1 | Настоящее время | Урок изучения нового материала | Распознавать глаголы настоящего времени и грамотно употреблять их в речи | ||
143 | 1 | Будущее время | Урок изучения нового материала | Распознавать глаголы будущего времени и грамотно употреблять их в речи | ||
144 | 1 | Спряжение глаголов | Урок изучения нового материала | Определять спряжение глаголов; правильно писать безударные личные окончания глаголов; графически обозначать изученную орфограмму | ||
145 | 1 | Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием | Урок закрепления знаний | |||
146 | 1 | Морфологический разбор глагола | Урок изучения нового материала | Характеризовать глагол по его морфологическим и синтаксическим признакам, выполнять устный и письменный морфологический разбор глагола | ||
147 | 1 | Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа | Урок изучения нового материала | Писать ь после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа | ||
148 | 1 | Употребление времен в устных и письменных рассказах. | Урок изучения нового материала | Правильно и уместно употреблять глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени | ||
149 | 1 | Повторение и обобщение изученного материала о глаголе | Урок повторения и обобщения знаний | Правильно писать слова с изученными орфограммами; выполнять морфологический разбор глагола | ||
150 | 1 | Контрольная работа по теме «Глагол» | Урок контроля знаний | Писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему | ||
151 | 1 | Анализ контрольной работы | Урок коррекции знаний | Выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему | ||
Повторение и систематизация изученного (16 ч. + 2 ч.) | ||||||
152 | 1 | Разделы науки о языке | Урок повторения и обобщения знаний | Применять на практике изученные правила. | ||
153,154 | 2 | Орфограммы в приставках и корнях слов | Урок повторения и обобщения знаний | Правильно писать слова с изученными орфограммами; выполнять фонетический разбор слов; соблюдать фонетические нормы русского языка | ||
155,156 | 2 | Орфограммы в окончаниях слов | Урок повторения и обобщения знаний | Правильно писать слова с изученными орфограммами; выполнять морфемный разбор слов | ||
157,158 | 2 | Употребление букв Ъ и Ь знак. Раздельные написания. | Урок повторения и обобщения знаний | Правильно писать слова с изученными орфограммами; выполнять морфемный разбор слов | ||
159,160 | 2 | Синтаксис. Пунктуация | Урок повторения и обобщения знаний | Применять на практике изученные правила пунктуации; выполнять синтаксический разбор простых и сложных предложений, составлять их схемы; выполнять разбор словосочетаний | ||
161 | 1 | Итоговый тест по программе 5 класса | Урок повторения и обобщения знаний | |||
162 | 1 | Анализ теста. Итоги года. | ||||
163-175 | 13 | Резерв учителя |
Учебно-методическое обеспечение
- Книгопечатная продукция
- Русский язык V класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. – М.:Просвещение, 2012.
- Богданова Г. А. Уроки русского языка в 5 кл. / Г. А. Богданова. - СПб., 2004.
- Тростенцова Л. А. Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс: Книга для учителя / Л. А.Тростенцова, М. М. Стракевич. - М.: Просвещение, 2004.
- Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для V класса. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др. – М.:Просвещение, 2008.
- Русский язык V класс. Поурочные планы. По учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т. Баранова и др. Автор – составитель И.В. Карасева. – Волгоград.:Учитель, 2007.
- Обучение русскому языку в V классе. Методические рекомендации к учебнику для V класса общеобразовательных учреждений. Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др. – М.:Просвещение, 2000.
- Цифровые образовательные ресурсы:
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия
- http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
- http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
- http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
- http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
- http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
- http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
- Культура письменной речи http://www.gramma.ru
- Имена.org – популярно об именах и фамилиях http://www.imena.org
- Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru
- Мир слова русского http://www.rusword.org
- Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ru
- Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/
- Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru
- Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru
- Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru
- http://rusolimp.kopeisk.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа 5 класса по русскому языку
рабочая программа 5 класса по русскому языку...
рабочая программа 6 класса по русскому языку
рабочая программа 6 класса по русскому языку...
рабочая программа 7 класса по русскому языку
рабочая программа 7 класса по русскому языку...
рабочая программа 8 класса по русскому языку
рабочая программа 8 класса по русскому языку...
рабочая программа 9 класса по русскому языку
рабочая программа 9 класса по русскому языку...
Рабочая программа 7 класса по русскому языку
Рабочая программа 7 класса по русскому языку...
Рабочая программа 8 класса по русскому языку
Рабочая программа 8 класса по русскому языку...