План урока в 8 классе Написание наречий урок.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Волкова Елена Алексеевна

План урока в 8 классе Написание наречий урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass_napisanie_narechiy_urok.docx24.03 КБ

Предварительный просмотр:

Правописание наречий. Повторение изученного в 7 классе.

Урок  русского языка в 8 классе.

Цели:    

  • закрепить умение делать синтаксический разбор простого осложненного предложения и причастия; повторить с учащимся  условиями написания наречий;
  • обучать умению находить наречия в тексте;
  • формировать навык правильного написания наречий;
  • способствовать развитию мышления, включая ученика в активную мыслительную деятельность; воображения;
  • способствовать формированию познавательного интереса учащегося, формированию жизненных установок.
  • Таким образом, в цели включено формирование следующих УУД: Познавательные, регулятивные, коммуникативные

ХОД УРОКА

  1. Повторение порядка синтаксического и морфологического разборов:

Время, проведенное в походе, непременно вспоминается по-хорошему.

Разобрать причастие «проведенное»

  1. Формирование психологического настроя.

Как себя чувствуешь после выходных?  Вспомни, как  ты справлялся с заданиями на первом проверочном диктанте, когда нужно было разобрать предложение и наречие. Как обстоят дела сейчас?

В это время на листке записываются слова: хорошо (плохо), отлично, по-прежнему и др.

Твои слова-ответы – это известная тебе часть речи, о которой пойдет речь сегодня. Какая же это часть речи?

Ответ ученика.

3.  Повторение изученного по теме “Правописание наречий”.

1) Какую тему мы будем повторять сегодня? Как ты догадался?

А знаешь  ли ты игру “Что? Где? Когда?”?

Я предлагаю  сыграть в игру “Что? Где? Почему?” Правила игры похожи. Ты будешь знатоком, только на обдумывание будет даваться не более 20 секунд. И отвечать ты будешь сам за себя, без обсуждения.

Зато тема очень узкая: “Наречия. Правописание наречий”. А в роли ведущего буду я, составила специально для тебя вопросы по теме. Они  позволяют повторить весь изученный материал.

Итак, ты становишься членом клуба “20 секунд».  Если правильно ответишь много раз – станешь почетным членом клуба “20 секунд”

1. Найди наречие:

(В)начале пути все было хорошо.
(В)начале я с трудом разбирался в этой игре.
Ответ:

Правильный ответ:

  • В начале пути. У пути есть начало. Это существительное.
  • (Когда?) Вначале я с трудом разбирался… Это наречие.

2. Найди наречие:

День прошел (в)пустую.
Мы вернулись (в)пустую комнату.
Ответ:

Правильный ответ:

  • День прошел (как?) впустую, т.е. зря. Это наречие.
  • Мы вошли в пустую комнату. В комнату (какую?) пустую. Это прилагательное.

3.Найдите наречие и объясни его написание: Алексей завернулся в плащ, мужественно подавляя волнение. Ответ:

Правильный ответ:

  • Мужественно от прил. “мужественный”.

4. Найди наречия и объясни написание: Я отвечал не уверенно, а сбивчиво. Ответ: 

Правильный ответ:

  • Не уверенно, а сбивчиво (есть противопоставление).

5. Найди наречие и объясни написание: Тема раскрыта далеко не полно. Ответ:

Правильный ответ:

  • Далеко не полно (есть наречие, усиливающее отрицание).

6. Найди наречие и поясни написание: Он чувствует себя неплохо. Ответ:

.

Правильный ответ:

  • Неплохо – пишется слитно, нет отрицания, можно подобрать синоним (хорошо).

7. Найди наречие и объясни его написание: В лесу ещё свежо от утренней росы. Ответ:

Правильный ответ:

  • Свежо – на конце наречий после шипящих под ударением пишем О, без ударения – Е.

8. Найди наречие: Угрожающе шипит  серо-зеленая гадюка. Ответ:

Правильный ответ: угрожающе 

9. Найдите наречия: Мокрые ветки то слева, то справа ложатся на плечи. Ответ:

Правильный ответ:

  • Cлева, справа 

За правильный ответ дается 1 балл. В конце по результатам игры ставятся отметки и присваивается звание Член клуба «20 секунд».

4. Запишем в тетради дату и  орфограммы, которые встретились в наречиях.

О-Ё, Н-НН, А-О, НЕ с наречиями

5. Новый материал.

Слово учителя:

Мы вспомнили много наречий, вспомнили правила их написания. Но нам известно правописание еще не всех наречий.

Наблюдение:

Кое-где, где-либо, где-то, где-нибудь;

По-новому, по-моему, по-прежнему;

По-волчьи, по-немецки, по-дружески;

Во-первых, во-вторых, в-шестых;

Чуть-чуть, мало-помалу, крепко-накрепко, еле-еле.

Как пишутся эти наречия? Как бы ты определил новую тему – тему сегодняшнего урока?

Ответ: “Дефис в наречиях

Какие цели мы должны поставить перед собой? Чего должны добиться?

Целеполагание: узнать, когда наречия пишутся через дефис, т.е. условия дефисного написания наречий, научиться находить наречия в тексте и писать их правильно.

Давай еще раз обратимся к наречиям, внимательно посмотрим, может быть, произнесем их. Для начала вспомним вопросы наречий (где, когда, куда, откуда, почему, зачем, как)

Есть ли у тебя варианты ответов, когда наречия пишутся через дефис? При помощи чего, каким способом образовано наречие?

-То, -либо, -нибудь, кое-.

Запись в тетрадь: Через дефис:

1) кое-…

2) …-то

3)…-либо

4)… -нибудь

5) сложение слов или основ.

6) когда есть приставки по- и суффиксы и-,-ому,-ему

7) когда есть приставки в-/во- и суффиксы –ых/-их

Учитель хвалит ученика за проявленные способности

4. А теперь я предлагаю обратиться к тексту  по мотивам сказки Феликса Кривина.

Чтение

Рассказ про Лесоруба, которому до всего было дело

Когда_то давным_давно в одном городе потеряли улыбку. Никто не знал, откуда взялась эта странная болезнь. Местные медики ежедневно изучали причины её возникновения.

– По_моему, это что-то желудочное, – говорил доктор Касторка.

– А, по_моему, это простудное заболевание, – возражал доктор Стрептоцид.

Никак не могли прийти к единому решению.

А люди сначала стали грубо разговаривать друг с другом. Мало_помалу совсем перестали общаться.

В это самое время нежданно негаданно в город пришел Лесоруб. По пути в город он увидел человека, который тонул в реке, никак не мог выбраться на берег. Никто не помог ему – никто не хотел беспокоиться по_пустому.

– Тонешь? – спросил Лесоруб, собираясь помочь.

– Не твоё дело, – буркнул тот и ушел под воду.

Лесоруб бросился в реку, вытащил человека на берег.

– Что ты сопротивляешься, я же тебя спасти хотел?

– Откуда же я знал, что ты хочешь меня спасти. У нас это не принято.

Они по_братски обнялись, по_дружески попрощались.

Лесоруб пошел дальше. Вскоре весь город говорил о нем. Говорили, что он во все вмешивается, до всего ему есть дело.

Сначала отнеслись к этому с улыбкой (это была первая улыбка за долгое время), потом захотели подружиться с веселым Лесорубом. Правда, кое где ещё встречались люди, которые не хотели жить по новому, но Лесорубу удалось убедить и их, что надо поступать по иному.

В одно прекрасное утро профессор Пенициллин выглянул в окно, и слово “чепуха” застряло у него в горле – он увидел улыбающиеся лица.

По плану больницы борьба с эпидемией была рассчитана на год, и профессор собирался вести работу по прежнему. Он хотел было сказать: “Не мое дело”, но вошедший Лесоруб перебил его.

– Молчите, профессор. Не произносите эту фразу, ведь она и есть причина заболевания.

Так кончилась эпидемия. На улицах стало по весеннему празднично.

А Лесоруб пошел дальше. Во первых, он выполнил свое дело: люди перестали вести себя по глупому. Во вторых, где нибудь ещё может быть нужна его помощь.

По мотивам сказки Ф.Д.Кривина

Обсуждение

Какое здоровье хотели лечить доктора? А какое надо было лечить?

Кому удалось победить болезнь? Какой он? (Лесорубу – веселому, неравнодушному)

Что нам нужно сделать, чтобы не заболеть такой болезнью? (Не быть равнодушным, улыбаться, делать добрые дела)

В тексте встретилось много наречий. Я предлагаю поработать над ними, графически объяснить их правописание – проверить себя. Для этого вставить все потерянные дефисы.

7. Домашнее задание:

1) Упражнение:

2) Письменно ответить на вопрос: “Нужен ли в нашем городе Лесоруб?”. Докажите свою точку зрения.

6. Подведение итогов.

Что узнали нового за урок? Когда наречия через дефис. Что делать, чтобы не потерять радость в жизни.

Чему научились? Писать наречия через дефис

7. Оценивание.

8. Рефлексия: напиши слово, но не числительное, отвечающее на вопрос: как я сегодня работал на уроке

.

Раздаточный материал для игры «20 секунд»

1. Найди наречие:

(В)начале пути все было хорошо.
(В)начале я с трудом разбирался в этой игре.

Ответ:

2. Найди наречие:

День прошел (в)пустую.
Мы вернулись (в)пустую комнату.

Ответ:

3.Найдите наречие и объясни его написание: Алексей завернулся в плащ, мужественно подавляя волнение.

Ответ:

4. Найди наречия и объясни написание: Я отвечал не уверенно, а сбивчиво.

Ответ: 

5. Найди наречие и объясни написание: Тема раскрыта далеко не полно.

Ответ:

6. Найди наречие и поясни написание: Он чувствует себя неплохо.

Ответ:

7. Найди наречие и объясни его написание: В лесу ещё свежо от утренней росы.

 Ответ:

8. Найди наречие: Угрожающе шипит  серо-зеленая гадюка.

Ответ:

9. Найдите наречия: Мокрые ветки то слева, то справа ложатся на плечи.

Ответ:

Получено баллов:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку (6 класс) по теме "Урок Мужества "Площадь Памяти"

Данное мероприятие четко связано с другими, направленными на формирование у учащихся чувства патриотизма, и соответствует возрастным особенностям детей. Занятие логически делится на две части: теорети...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное" (урок актуализации знаний и умений, урок повторения)

В связи с введением ФГОС ОО изменились и требования к поурочному планированию. Конспект урока в нашем привычном понимании я представила  в виде технологической карты....

тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.

Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО МАТЕМАТИКЕ В 6 КЛАССЕ ПРИ 5 УРОКАХ В НЕДЕЛЮ (Всего 170 уроков)

Календарно - тематическое планирование к учебнику " Математика6 класс" Н.Я. Виленкин,В.И. Жохов,А.С. Чесноков...

Урок истории. Класс: 5. Тема урока: Жизнь египетского вельможи.

Урок: историяКласс: 5 Тема урока:       Жизнь египетского вельможи.Цель и задачи урока:       1. Познакомить учащихся с жизнью египетских ве...

Технологическая карта урока русского языка в 9 классе по теме: «Урок-практикум по написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту (задание 9.2 ОГЭ)»

Методический материал поможет учителям русского языка и литературы в подготовке обучающихся 9 класса к ОГЭ по русскому языку....