Гласные звуки 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
ф
Педагогическое отделение
Кафедра литературы и методики её преподавания
МБОУ СОШ №42 с углубленным изучением английского языка г. Ставрополя
Технологическая карта урока
Тема: «Фонетика. Гласные звуки».
Разработала:
студентка 5 курса
педагогического отделения
Колосова Полина Олеговна
Проверили:
учитель русского языка и литературы
Добарина Ирина Викторовна
Групповой руководитель:
Санькова Алёна Александровна
Оценка за урок « »
(подпись учителя)
(подпись гр.рук.)
г. Ставрополь, 2018 г.
Дата проведения: 26.11.2018г.
Класс: 5 «В», МБОУ СОШ №42 с углубленным изучением английского языка г. Ставрополя.
УМК: Русский язык, 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений, в 2 ч. Ч.1. / [ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова ]. – М, Просвещение, 2012.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, презентационный материал.
Ход урока:
- Организационный этап (5 мин.);
- Актуализация изученного материала (10 мин.);
- Открытие нового знания (15 мин);
- Этап рефлексии (5 мин.);
- Домашняя работа (5 мин).
Цели урока:
Воспитывающие:
- воспитывать интерес к изучению русского языка;
- способствовать развитию интереса к русскому языку, а так же к его бережному отношению и его лексике;
- формировать положительную мотивацию обучения;
- способствовать нравственному воспитанию обучающихся через слово.
Обучающие:
- повторить изученное по теме «Фонетика»;
- изучить, как образуются гласные звуки;
- закрепить умения учащихся при работе с фонетическим разбором слова;
- закрепить умения учащихся при работе с транскрибированием.
Развивающие:
- обеспечить условия для развития умений грамотно, чётко и точно выражать свои мысли по данной теме;
- обеспечить условия для развития исследовательских способностей учащихся;
- обеспечить условия для развития умений и навыков работы с источниками учебной и научно-технической информации, выделять главное и характерное для данной темы.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
- обучающиеся умеют использовать знания по теме «Фонетика»;
- обучающиеся знают, как образуются гласные звуки;
- обучающиеся умеют делать фонетический разбор слова;
- обучающиеся умеют делать транскрибирование.
Метапредметные:
- способность осознавать цели учебной деятельности и пояснять их;
- умение поставить цель и организовать её достижение;
- владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами русского литературного языка;
- рефлексивное мышление, самооценка и самоанализ.
Личностные:
- осознание потребности в развитии и саморазвитии;
- осознание ответственности за результаты своей учебы;
- осознание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа.
Опорные понятия: фонетика, звук, буква, транскрипция, фонетический разбор, алфавит.
Этапы урока: | Деятельность учителя: | Деятельность ученика: | Формируемые УУД: | Используемые методы, приемы и формы |
I. Организационный этап Цель этапа: подготовить обучающихся к уроку, заинтересовать к работе на уроке. Сформулировать тему и определить цель урока. |
Теперь давайте вместе с вами запишем тему нашего урока. А как вы думаете о чем именно мы с вами должны поговорить сегодня? | Дети готовятся к уроку, приветствуют учителя. Записывают число, классная работа. Смотрят на доску. Отгадывают «Фонетика и гласные звуки».
| Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка; Познавательные: дети вспоминают правила по пройденному материалу. Личностные: нравственно-этическая ориентация; любовь и уважение к своему языку. | Словесный, приём – слово учителя Мозговой штурм |
II. Актуализация изученного материала Цель этапа: актуализация знаний по теме «Фонетика» с начальной школы. |
Но прежде чем мы с вами начнем изучение нового материала по данной теме, давайте ка вспомним, что вы помните из начальной школы по данной теме:
|
1. фонетика – это раздел науки о языке, который изучает звуки речи. 2. Начнем с гласных букв, так как их меньше — всего 10: а, у, о, ы, и, э, я, ю, ё, е, а звуков 6: [а], [э], [и], [о], [у], [ы], и [йэ], [йо], [йу], [йа]. Согласных букв больше — 21: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ. 3. гласные звуки образуются и состоят только из голоса. 4. согласные звуки образуются и состоят из шума. 5. я, ю, е, ё. 6. в начале слова: например, ель — [йэ]ль, ёж — [йо]ж, юла — [йу]ла, яма — [йа]ма; после гласного звука: моет — мо[йэ]т, поёт — по[йо]т, дают — да[йу]т, лаять — ла[йа]ть; после разделительных ь,ъ: съем — съ[йэ]м, пьёт — пь[йо]т, льют — ль[йу]т, рьяный — рь[йа]ный. 7. ударные и безударные. 8. твердые, мягкие, глухие, звонкие. 9. твердые: лук — [лук] мягкие: люк — [л′ук] глухие: слива — [с′л′ива] звонкие: заяц – [зайац] | Познавательные: вспоминают то, что изучали по фонетике в начальной школе; Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, аргументируют ее, задают вопросы необходимые для организации собственной деятельности в сотрудничестве с партнером и коллективом. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осуществляют самоопределение уровня изученного материала; осознают возникающие трудности, умеют находить их причины и пути преодоления. Личностные: нравственно - этическая ориентация; любовь и уважение к языку. | Мозговой штурм Частичнопоисковый и исследовательский метод |
III. Открытие нового знания Цель этапа: пополнить знания детей по теме «Фонетика». | Вы большие умнички ребята. Но давайте теперь с вами еще запомним, что фонетика с греческого языка, обозначает звук. А теперь давайте все вместе вспомним, как мы делаем фонетический разбор, раньше вы его называли звуко-буквенный, а теперь фонетический. Итак, записываем слово (земле). Приложение 1 А теперь мне нужно три человека которые будут работать у доски. Приложение 2 Проверка выполненных заданий на доске, а дети проверяют карточки друг другу и выставляют друг другу оценки. Открываем страницу 123 упражнение 265. Вам нужно выписать только выделенные слова и заключить в квадратные скобки гласные звуки. А теперь я хочу вам раздать не большие памятки.Приложение 3 | Дети записывают пример фонетического разбора в тетрадь. Далее, трое детей работает у доски, а остальные по карточкам. Дети выполняют упражнение и устно проверяют с учителем. Получают памятки по «Фонетике». | Познавательные: вспоминают то, что изучали по фонетике в начальной школе; Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, аргументируют ее, задают вопросы необходимые для организации собственной деятельности в сотрудничестве с партнером и коллективом. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осуществляют самоопределение уровня изученного материала; осознают возникающие трудности, умеют находить их причины и пути преодоления. Личностные: нравственно - этическая ориентация; любовь и уважение к языку. | Словесный, приём – слово учителя. Наглядный метод |
IV. Этап рефлексии Цель этапа: подведение итога, оценивание своей работы на уроке, создание условий для совершенствования коммуникативных умений. | - Ребята, на этом наш урок подходит к концу. - Я узнал... | Ребята отвечают на вопросы. | Коммуникативные: взаимодействие с учителем; взаимоконтроль; соблюдение правил речевого поведения; умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; развитие умения извлечь главное, подвести итог. | Словесный метод (обобщающая беседа) |
V. Домашняя работа Цель этапа: продолжение работы по закреплению изученного материала дома, формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности. | - Наш урок подошел к концу. Откройте дневники, запишите домашнее задание. Вам необходимо выполнить: Параграф: 50-51; | Обучающиеся записывают домашнее задание в дневники, задают вопросы, которые у них возникают. | Коммуникативные: взаимодействие с учителем; взаимоконтроль; соблюдение правил речевого поведения. | Словесный метод Репродуктивный |
Приложение 1
Пример фонетического разбора
Земле — зем-лé
з[з′] — согласный, мягкий, звонкий
е[и] — гласный, безударный
м[м] — согласный, твердый, звонкий
л[л′] — согласный, мягкий, звонкий
е[э] — гласный, ударный
__________
5 букв, 5 звуков
Приложение 2
- Транскрипция: устный, вьюн, юность, юнга, семья. Фонетический разбор: сердце.
- Транскрипция: яблоко, красивый, юг, горох, беда. Фонетический разбор: деревья.
- Транскрипция: якорь, ель, труд, ястреб, юла. Фонетический разбор: птичьего.
Приложение 3
Памятка по «Фонетике» для 5 класса
10 гласных букв – а, о, у, и, е, ё, ы, э, ю, я. | 6 гласных звуков - [а], [э], [и], [о], [у], [ы]. |
Буквы ю, я, е, ё делятся на два звука: | е - [йэ], ё - [йо], ю - [йу], я - [йа]. |
21 согласная буква:
| 36 согласных звуков:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе. Тема: Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами гласных звуков
Урок русского языка в 5 классе. Тема: Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами гласных звуков Цель:повторить правописание проверяемых и непроверяемых гласных в корн...
Дифференциация гласных звуков и букв 1и2 ряда (3 класс)
Данное занятие разработано для учащихся 3 класса, имеющих диагноз нарушение чтения и письма, обусловленные ОНР, по теме дифференциация гласных звуков...
Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему "Фонетика. Гласные звуки" ФГОС
Урок русского языка в 5 классе по теме "Фонетика. Гласные звуки." разработан в соответствии с ФГОС. Представлена технологическая карта урока с пошаговым описанием всех этапов урока. Урок п...
Мастер-класс для родителей учеников 1 класса. "Роль гласных звуков и букв в начальном обучении грамоте"
Дать родителям представление о значимости гласного звука и буквы в подготовке к обучению чтению и письму...
Домашняя работа темам "Звуки [b]-[p], время суток, слова на гласные звуки"
Домашняя работа на закрепление следующих тем:-звуки [b]-[p]-время суток-повторение слов и их транскрипций с гласными звукамиЗадания могут различаться, зависит от уровня ученика...
«Гласные и согласные звуки. Слогообразующая роль гласных звуков»
Конспект логопедического занятия...
Игра для выделения гласного звука в начале слова (кроме звука Ы) и соотнесения звука с графическим символом гласного звука (по Бардышевой)
Цель: научить детей выделять первый гласный звук в слове и соотносить звучащий гласный с символом гласного звука.Инструкция: "Надави" голосом на первый звук (как я: аааангел). Какой звук ты ...