Конспект урока русского языка в 5 классе по теме : "Тире между подлежащим и сказуемым"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Расторгуева Олеся Юрьевна

Вашему вниманию предлагается конспект урока русского языка в 5 классе по теме : "Тире мжду подлежащим и сказуемым".Содержание материала адаптировано для детей ,обучающихся в коррекционной школе (VII вид).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка .

учителя МБОУ Школа № 8 г.Лыткарино Расторгуевой Олеси Юрьевны

Класс: 5 «Б»

УМК: учебник « Русский язык» под редакцией  Т.А. Ладыженской

Тема урока: Тире между подлежащим и сказуемым.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цели урока: расширять понятийную базу; учиться использовать на практике работу с главными членами предложения, продолжать работу над орфограммами и пунктограммами.

Задачи:

 Образовательные:

- обобщить знания  пятиклассников о главных членах предложения;

- познакомить с особенностями постановки тире между подлежащим и сказуемым.

Развивающие:

развивать умение анализировать предложенный лингвистический материал;

вырабатывать умение производить синтаксический разбор предложения;

продолжить работу с текстом.

Воспитывающие:

воспитывать языковую культуру и познавательный интерес к предмету через создание ситуации  успеха на уроке.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный этап

Цель:

Подготовка обучающихся к

работе на уроке.

(Настрой на работу,организация внимания),выяснить,что нового узнали учащиеся на уроке.

- Сегодня у нас необычный урок. На нем присутствует много гостей. А гостей всегда встречают с радостью. Давайте повернемся и подарим им свои улыбки. А теперь поприветствуйте друг друга приветливой улыбкой. Вот мы все улыбнулись, и жизнь наша хоть на самую капельку стала радостнее и интереснее.

- Думаю, и урок наш сегодня пройдет интересно, слаженно, с пользой для всех, ведь сегодня у нас урок изучения новых знаний. Зачерпните в свои ладошки побольше радости и подарите ее гостям

.

Подготовка класса к уроку

Ученики демонстрируют своё настроение.

2. Проверка домашнего задания.

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ

1.Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это…» (осень)

2.Лето кончилось,Пора

снова в школу, детвора,
К атласам и букварям.
Что за месяц в гости к нам?
(Сентябрь)

3.Листья клёна пожелтели,
Зеленеют сосны, ели,
Ветер, дождь, по речке рябь.
Это к нам пришел …
(Октябрь)

4.Поле чёрно-белым стало:
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало —
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?
(Ноябрь)

5.Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и всё вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это — …
(Дождь)

6.В сером небе низко
Тучи ходят близко,
Закрывают горизонт.
Будет дождь.
Мы взяли… (зонт)

7.Стало хмуро за окном,
Дождик просится к нам в дом.
В доме сухо, а снаружи
Появились всюду… (лужи)

Учащиеся

дают ответы и записывают отгадки, проговаривая вслух, в тетрадь

3. Подготовка обучающихся к усвоению нового материала.

Цель: организовать познавательную деятельность обучающихся.Пока

-зать практическую зна-чимость изучения нового материала.

Ребята, составьте со словом ОСЕНЬ предложение

Посмотрите на слайд, прочитайте предложения. Найдите грамматическую основу.

(работают парами)

Запишите последнее предложение в тетрадь.  Найдите в нем  грамматическую основу.

Какой знак препинания вы увидели?

Что такое тире?

Почему он здесь поставлен?

Учитель рассказывает о тире.

Осень укрыла землю разноцветными листьями.

Осень шумит сухой листвой.

Какая погода бывает осенью?

Осень – прекрасная пора.

Тире [рэ] – знак препинания в виде длинной горизонтальной чёрточки.

Тире́ (фр. tiret, от tirer — растягивать) — один из знаков препинания, применяемый во многих языках. В русскую письменность тире ввёл писатель и историк Н. М. Карамзин. Правила употребления и название этого знака установились не сразу. Он был описан в «Российской грамматике» А. А. Барсова, где был именован «молчанка», затем «черта», а позднее — «знак мыслеотделительный» (в «Сокращённой русской грамматике»)

– Для того чтобы узнать тему сегодняшнего урока, необходимо расшифровать фразу, зачёркивая буквы Ф, Х, Ю, Н, Ц (на слайде)

Т

Ф

И

Р

Ю

Х

Е

Н

Ф

Х

Ю

М

Н

Е

Н

Ж

Ф

Х

Д

У

Ю

П

О

Д

Н

Х

Ц

Л

Е

Ц

Х

Ж

Н

А

Ю

Ц

Щ

Х

И

М

Н

Ф

И

Ю

Ц

С

Ю

Х

К

Н

Ф

А

Ю

З

У

Х

Ц

Е

Ф

Н

М

Ю

Х

Ы

Ф

М

– Какова же тема нашего урока? Запишите в тетрадях.

 

.

Обсуждение вопросов.

Учашиеся   обсуждают теоретический материал..

4. Сообщение нового материала.

Цель:  дать конкретное представление об изучаемом вопросе, правиле,явлении…

Беседа:

Что нам уже известно в названии темы нашего урока. Что вы знаете? Что умеете? Чему должны научиться?


– Рассмотрите записанные на слайде предложения.

Сентябрь — вечер года.

 Октябрь — месяц листопадов.

Ноябрь — сентябрев внук

– Как можно объяснить постановку тире в предложении. Затрудняетесь?
– Для того чтобы не ошибиться, подчеркните грамматическую основу в предложении.
– Укажите, чем выражены главные члены предложения.

Учитель рассказывает сказку о постановке тире между подлежащим и сказуемым.

Сказка

Поссорились как-то Подлежащее со Сказуемым.
— Ты одеваешь часто мою маску,— сказало Подлежащее,— а мне это не нравится.
Сказуемое обиделось:
— Откуда ты взял? Когда это бывает?
— Когда и ты существительное, и я существительное. Попробуй разобраться, кто есть кто, а я не хочу быть тобой.
— Зачем мне твоя маска существительного? Я и само существительное.
Долго бы ссорились Подлежащее со Сказуемым, и вдруг появился разделительный знак по имени Тире.
— Я помирю вас,— сказал он,— встану между вами, и никто уже вас не спутает.
И с того времени стоит господин Тире между подлежащим-существительным, если между ними нет связи. А между подлежащим-существительным и сказуемым не хочет стоять, так как они и так не ссорятся.

Задача к сказке.

Чтобы «помирить» Подлежащее со Сказуемым, необходимо поставить там, где нужно, тире на месте пропущенной связки.

Учащиеся  читают упражнение

Поочерёдно  выполняют упражнение по цепочке.

5.Закрепление полученных знаний.

Цель: закрепить знания и умения,необходимые для самостоятельной работы учащихся по новому материалу, учить применять знания в сходной ситуации.

Выборочный диктант. Выпишите только те предложения, в которых есть тире между подлежащим и сказуемым.

Осень – щедрая хозяйка.

Всё нам дарит без утайки:

Тыквы, яблоки, арбузы,

 Виноград и кукурузу.

Варит джемы и варенье,

Разносолы, угощенья.

Осень – добрая подруга!

Пир горой на всю округу! (на слайде)

Найдите предложения со словом ОСЕНЬ

Подчеркните грамматическую основу в 1 предложении.

Сам-но 2 предложение

Самостоятельная работа .

Осуществляют самопроверку , пошагово сравнивая с эталоном.

6. Подведение итогов.

Цель: сделать вывод и подвести итог,как работал класс на уроке,отметить работу обучащихся,выяснить,что нового узнали учащиеся на уроке.

-Учитель задает вопросы на понимание изученного материала.

-Делает выводы.

-Дает оценку работы обучающихся

-Дает домашнее задание и производит его разбор.

Учащиеся отвечают на вопросы,записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку в 8 классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым"

РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ОСНОВЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ»....

Разработка открытого урока русского языка в 8 классе на тему "Тире между подлежащим и сказуемым"

ТЕМА УРОКА: Тире между подлежащим и сказуемым.На усвоение темы «Тире между подлежащим и сказуемым» в 8 классе отводится 2 часа.Тип урока: урок отработки навыков и умений, 2-й по этой теме.Вид уро...

Урок русского языка в 8 классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым"

План урока:№ЭтапЦель и содержание этапаВремя1.Организационный моментПриветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.1 мин.2.Актуализация опорных  знанийРабота с целью актуализации опорных знани...

Методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме "Тире между подлежащим и сказуемым".

Комбинированный урок (изучение нового материала с элементами повторения)....

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме " Тире между подлежащим и сказуемым"

Материал в помощь учителю русского языка в 8 классе .Цели: углубить понятие о постановке тире между подлежащим и сказуемым; отработать навык постановки тире, а также запятой при срав­нитель...

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Тире между подлежащим и сказуемым» с использованием ЭОР».

Урок проходит с использованием ЭОР.Предусмотрена работа обучающихся за компьютерами, имеющими выход в Интернет. Материал урока может быть использован при подготовке к ГВЭ в 9 классе (дети с ОВЗ)...

Конспект урока русского языка в 5 В классе на тему "Тире между подлежащим и сказуемым".

При изучении новой темы используются различные методы работы: фронтальный опрос, работа в парах, тестирование....