Урок русского языка в 8 классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым"
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

План урока:

Этап

Цель и содержание этапа

Время

1.

Организационный момент

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

1 мин.

2.

Актуализация опорных  знаний

Работа с целью актуализации опорных знаний о видах сказуемого. Переконструирование предложения с составным именным сказуемым  с глагольной связкой «является» в предложение с именным сказуемым с нулевой связкой. Объяснение пунктуации на основе изученного в 5 классе.

5 -7 мин.

3.

Целеполагание

Формулирование целей урока учениками.

2 мин.

4.

Этап усвоения новых знаний

Презентация работы групп с теоретическим материалом учебника ( инд.задания ).

10 мин.

5.

Этап первичной проверки понимания учащимися нового материала

Подбор примеров из текстов учебника. Выполнение тестовой работы с целью установления осознанности усвоения учащимися нового учебного материала.

10 мин.

6.

Этап закрепления и систематизации изученного

Организация деятельности учащихся по применению  изученного по теме. Дифференцированное задание.

5 мин.

7.

Этап информации о домашнем задании

Информация о домашнем задании, комментарии к его выполнению.

2 мин.

8.

Подведение итогов урока, выставление оценок

Рефлексия. Анализ, оценка и коррекция знаний учащихся.

2 мин.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку в 8 классе

________________________________________

Тема: Тире между подлежащим и сказуемым.

 Цели:

1.    Расширить представление учащихся о  правилах постановки тире между подлежащим и сказуемым.

2.    Формировать умения  применять правило в письменной речи.

3.    Развивать навыки, необходимых для презентации результатов исследования.

Тип урока: изучения  и первичного закрепления нового

Предварительное задание: работа в группах с теоретическим материалом учебника (1 группа – тире ставится, 2 группа – тире не ставится, 3 группа -  тест-опрос, 4 группа – подбор примеров, иллюстрирующих теорию), 1 группа- сочинение сказки или рассказа по теме.

План урока:

Этап

Цель и содержание этапа

Время

1.

Организационный момент

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

1 мин.

2.

Актуализация опорных  знаний

Работа с целью актуализации опорных знаний о видах сказуемого. Переконструирование предложения с составным именным сказуемым  с глагольной связкой «является» в предложение с именным сказуемым с нулевой связкой. Объяснение пунктуации на основе изученного в 5 классе.

5 -7 мин.

3.

Целеполагание

Формулирование целей урока учениками.

2 мин.

4.

Этап усвоения новых знаний

Презентация работы групп с теоретическим материалом учебника ( инд.задания ).

10 мин.

5.

Этап первичной проверки понимания учащимися нового материала

Подбор примеров из текстов учебника. Выполнение тестовой работы с целью установления осознанности усвоения учащимися нового учебного материала.

10 мин.

6.

Этап закрепления и систематизации изученного

Организация деятельности учащихся по применению  изученного по теме. Дифференцированное задание.

5 мин.

7.

Этап информации о домашнем задании

Информация о домашнем задании, комментарии к его выполнению.

2 мин.

8.

Подведение итогов урока, выставление оценок

Рефлексия. Анализ, оценка и коррекция знаний учащихся.

2 мин.

        Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.

Слово учителя:  На прошлых уроках мы говорили о главных членах предложения, о способах выражения главных членов, узнали новое о сказуемом. Давайте вспомним, на какие виды в зависимости от того, чем выражено, делится сказуемое. (Ответы учеников)

-  Определите вид сказуемого в данных предложениях (устно):

1.Ее светлый образ является мне лишь во сне.

2. Александр Сергеевич Пушкин является писателем.

3. Митяй перестал являться и после ужина.

- В предложении с составным именным сказуемым замените глагольную связку « является» нулевой. Запишите получившееся предложение в соответствии с правилами пунктуации. (Александр Сергеевич Пушкин – писатель). Объясните пунктуацию.

Ученик, готовивший презентацию материала из учебника 5 класса по теме, иллюстрирует  объяснение.

  1. Целеполагание

Ребята, как вы думаете, почему в 8 классе мы вновь обращаемся к теме «Тире между подлежащим и сказуемым». Давайте ее запишем. (Ответы учащихся. Формулирование целей урока.)

  1. Этап усвоения новых знаний

Презентация работ групп, работавших дома, над освоением теоретического материала учебника. Ученики в классе следят по параграфу.

        1 группа – презентация пунктов параграфа о постановке тире.

               2 группа – презентация пунктов параграфа об отсутствии тире.

               3 группа – подбор примеров к теоретическому материалу.

  1. Этап первичной проверки понимания учащимися нового материала.

1.Опираясь на текст параграфа, подберите примеры, иллюстрирующие каждый пункт теории параграфа (пронумеруйте). Поставьте, где нужно тире, графически объясните. (Двое, работавшие в группе, но не отвечавшие, работают на обороте доски).

Твои речи будто острый нож.

Шерстка у котенка дымчатая.

Понять значит простить.

Тире  знак препинания в виде длинной горизонтальной черточки.

Сердце не камень.

Излюбленное занятие крокодила греться на солнце.

Возраст Земли пять миллиардов лет.

2.Группа, готовившихся дома учащихся, проводит тестовую работу. (Тире ставится…  Тире не ставится…) По желанию проверка консультантами. Самопроверка.

  VI. Этап закрепления и систематизации изученного

Дифференцированное задание.

1 уровень – выполнение  упр.75 (2,3,7,9,13).

2 уровень -  творческий диктант со слайда.

3 уровень  - «Я учитель» (проверка письменных работ учащихся).

  1. Этап информации о домашнем задании.

Дифференцированное задание (по желанию).

  1. Упр 75 (по заданию)
  2. Составьте сами или выпишите из художественных произведений 5-6 предложений с тире между подлежащим и сказуемым.
  3. Сочинить сказку о постановке тире между подлежащим и сказуемым.
  1. Рефлексия. Подведение итогов урока. Выставление оценок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тире между подлежащим и сказуемым ставится :

Слайд 2

1.Если оба главных члена выражены существительными в именительном падеже . Сущ. в Им.п. тире Сущ. в Им.п.

Слайд 3

Если в составе сказуемого есть указательные слова это , вот , это значит , то тире ставится перед ними.

Слайд 4

2.Если оба главных члена выражены именами числительными: Им.числительное Им.числительное тире

Слайд 5

3.Если и подлежащее и сказуемое выражены глаголами в инфинитиве Инфин. тире Инфин.

Слайд 6

или если один из главных членов выражен существительным в им.падеже , а другой- глаголом в инфинитиве: Сущ. в Им.п. Глагол в инф . тире


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тире между подлежащим и сказуемым НЕ ставится: 1. Если подлежащее выражено личным местоимением. личн . мест .

Слайд 2

Тире между подлежащим и сказуемым НЕ ставится: 2. Если сказуемое выражено именем прилагательным. Прилагательное

Слайд 3

Тире между подлежащим и сказуемым НЕ ставится: 3. Если в роли связки выступают сравнительные союзы как, будто, словно, точно и т.п. как словно будто

Слайд 4

Тире между подлежащим и сказуемым НЕ ставится: 4. Если перед сказуемым употреблена частица не . не

Слайд 5

Тире между подлежащим и сказуемым НЕ ставится: 5. Если перед сказуемым есть вводное слово. ,вводное слово,


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Если в составе сказуемого есть указательные слова это , вот , это значит , то тире … 2. Если сказуемое выражено именем прилагательным, то тире … 3. Если подлежащее выражено личным местоимением, то тире …

Слайд 2

Если подлежащее и сказуемое выражены глаголами в инфинитиве, то тире … Если оба главных члена выражены существительными в именительном падеже, то тире … 6. Если перед сказуемым употреблена частица не, то тире …

Слайд 3

Если оба члена выражены именами числительными, то тире … Если в роли связки выступают сравнительные союзы как, будто, словно, точно и т.п., то тире … 9. Если один из главных членов выражен существительным в И.п., а другой – глаголом в инфинитиве, то тире …

Слайд 4

1.+ 2.- 3.- 4.+ 5.+ 6.- 7.+ 8.- 9.+


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже, между ними ставится тире Сущ.,им.п. Сущ.,им.п.

Слайд 2

Например Словари – наши помощники в учёбе. Снегирь – красногрудая птица. Сатурн – планета. Сказка – ложь да в ней намёк. Коростель – это дичь: его можно есть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"

Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...

Урок русского языка 3 класс УМК «Планета знаний» Тема: Взаимосвязь подлежащего и сказуемого.

Конспект урока  русского языка УМК "Планета знаний " Взаимосвязь подлежащего и сказуемого" 3 класс...

Презентация к уроку русского языка. 5 класс. "Тире между подлежащим и сказуемым".

Целью данного урока является формирование умения и навыка правильной постановки тире между главными членами предложения; отработка навыка. Так же учащимся предлагается повторить знанаия по синтак...

Презентация для урока русского языка. 8 класс. Сказуемое. Способы выражения сказуемого

С помощью данной презентации учащиеся вспомнят известное им о сказуемом и узнают о способах его выражения...

Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема: «Тире между подлежащим и сказуемым»

Цели  1.     Продолжить знакомить обучающихся с условиями постановки тире между подлежащим и сказуемым.2.     Развивать умение находить грамматическую осно...

Урок русского языка по теме "Главные члены предложения. Подлежащее". 5-й класс

Тема “Главные члены предложения. Подлежащее” рассчитана на 1 час, изучается в разделе “Синтаксис. Пунктуация”. Всего на изучение темы “Главные члены предложения” от...