Урок по русскому языку в 8 классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым"
методическая разработка (русский язык, 8 класс) по теме
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ОСНОВЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Открытый урок
по русскому языку в 8 классе на тему:
«Тире между подлежащим и сказуемым»
Учитель: Р.А. Хакимова
Использование уровневой дифференциации вносит в учебный процесс определенные изменения, которые проявляются не только в каких – либо особых методических приемах, применяемых учителем, сколько в изменении стиля взаимодействия с учениками. В условиях этой технологии ученик это, прежде всего, партнер, имеющий право на принятие решений (на выбор содержания своего образования, уровня его усвоения и т.д.). Совместная деятельность учителя и ученика должна обеспечить возможность каждому школьнику овладеть знаниями на обязательном или на одном более высоком уровне по выбору ребенка. Главная задача и обязанность учителя помочь составить программу самообразования, поставить познавательную задачу, адекватную интересам и возможностям ученика, контролировать процесс освоения, своевременно консультировать и корректировать программу. При этом данная технология не ограничивает учителя в выборе средств и методов обучения.
В условиях уровневой дифференциации обучения целесообразно применять новые информационные технологии: тесты, разноуровневые карточки, использовать на уроках русского языка компьютеры. Использование компьютера на уроках русского языка помогает учителю решать множество задач: определение уровня обученности, работа по индивидуальному плану, постоянный контроль за усвоением материала. При этом учитель экономит время на проверке работ учащихся и имеет возможность индивидуальной работы с каждым учеником.
Использование новых информационных технологий в обучении русскому языку в условиях уровневой дифференциации позволило обеспечить более высокий уровень знаний учащихся, сознательную мотивацию учения, интерес к предмету, положительное эмоциональное отношение к уроку; разнообразить систему обучения; повысить грамотность учащихся по русскому языку, подготовиться и успешно справиться с итоговым тестированием в выпускных классах.
Сложность ЕГЭ в том, что он охватывает весь курс русского языка. Кроме проверки орфографической и пунктуационной грамотности проверяется владение нормами литературного языка, применение теоретических знаний на практике, умение анализировать тексты, создавать собственный текст. Главным инструментом проверки знаний при сдаче ЕГЭ является текст. Поэтому я стараюсь использовать на уроках тестовые задания.
Методическая тема, над которой я работаю: «Развитие языковой и коммуникативной компетенции на основе дифференциации и индивидуализации». Языковая компетенция обеспечивает овладение системой русского языка (знаниями по лексике, фонетике, морфемике, словообразованию, грамматике – морфологии и синтаксису, стилистике). Коммуникативная компетенция предполагает овладение учащимися особенностями функционирования русского языка в устной и письменной форме, что реализуется в процессе решения следующих практических задач: овладения нормами русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); обучения учащихся умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Хочу проиллюстрировать работу над методической темой на примере одного урока по русскому языку.
Тема: Тире между подлежащим и сказуемым.
Цель: 1) ознакомить учащихся с условиями постановки тире
между подлежащим и сказуемым; повторить виды
сказуемых;
2) развитие умений:
а) ставить знаки препинания между главными членами предложения;
б) составлять предложения, в которых необходимо тире;
в) развитие речи учащихся;
3) воспитание интереса к чтению, любви к книгам.
Оборудование: опорные схемы, уровневые карточки, тесты,
компьютеры, выставка книг.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
I. Организационный момент
II. Актуализация.
- Сегодня мы проведем урок – соревнование между двумя командами.
- Опрос.
1 команда. – Какое сказуемое называется с г с?
(Все учащиеся называют по 1 примеру).
2 команда. – Какое сказуемое называется с и с?
(Один ученик отвечает, остальные приводят по 1 примеру).
- Тесты.
- Книга поможет в труде, выручит в беде.
- Всем хорошим во мне я обязан книгам.
- Человек должен стремиться к высшей, блестящей цели.
- Назовите предложения с с.г.с. (3)
- Назовите предложения с п.г.с. (1)
- Предложения с однородными сказуемыми. (1)
- Предложения с однородными определениями. (3)
Проверка тестов.
1 вопрос объясняет 2 команда.
2 вопрос объясняет 1 команда.
3 вопрос объясняет 2 команда.
4 вопрос объясняет 1 команда.
- Задания. (разные для команд).
1 команда – анализ предложенного текста.
Выполняет по 1 ученику у доски, остальные в тетрадях.
Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти – книги.
Книги встречают нас в самом раннем детстве и сопровождают нас всю жизнь. Они заставляют нас непрерывно совершенствоваться.
(К. Паустовский)
- Подчеркните грамматическую основу. Определите, чем выражены главные члены предложения.
- Определите вид сказуемых.
- О чем размышляет Паустовский?
- А какую роль в вашей жизни играет книга?
2 команда. Уровневые карточки.
(Определите вид сказуемых; определите, чем выражены главные члены предложения).
III. Усвоение нового материала.
- Записывают тему урока.
- – Почему в 1, 3 – ем предложениях (текст на доске) ставится тире?
- Чем выражены в этих предложениях подлежащие и сказуемые?
- Анализ предложений.
- Читать – это не только узнавать факты. Читать – значит вырабатывать вкус, постигать прекрасное. (К. Федин)
- Дело художника – рождать радость. (К. Паустовский).
- Прочитать хорошую книгу – это огромная радость. (М.Горький).
- А ведь двадцать лет – треть человеческой жизни.
- Чем выражены главные члены предложения?
- В каких случаях между подлежащим и сказуемым ставится тире?
- Запись опорной схемы:
Сущ. – сущ.
Н.ф.гл. – н.ф.гл.
Сущ. – н.ф.гл.
Н.ф.гл. – сущ.
Числ. – числ.
- Вывод: Опираясь на схему расскажите, в каких случаях между подлежащим и сказуемым ставится тире.
IV. Физкультминутка.
Кое -, либо -, то -, нибудь –
Черточки не позабудь.
И при таки -, ка -, и де –
Ставьте черточки везде.
Лишь к частицам бы, же, ли,
Черточки не проводи.
V. 1) - Когда тире не ставится между подлежащим и сказуемым?
- Найдите главные члены предложения. Определите, чем они выражены.
- Озеро как зеркало.
- Бедность не порок.
- Он победитель конкурса.
- Вывод: - В каких случаях тире не ставится?
VI. Формирование умений и навыков.
- Работа на компьютере.
2 текста: 1) теоретический, 2) практический.
- Учитель диктует предложения.
I команда. Записывает предложения с постановкой тире.
II команда. Записывает предложения без постановки тире.
- Книга – источник знания.
- Книга будто друг.
- Слово – одежда всех фактов.
- Хорошие книги – вот верные друзья.
- Он читатель.
- Читать вечером книги – мое любимое занятие.
- Любимая книга словно сказка.
- Чтение научной литературы не шутка.
- Я писатель.
Проверить, объяснить.
3. – Наш следующий конкурс так и называется – «Я писатель».
Кто лучше составит предложения (с тире). А в конце учитель зачитывает высказывания выдающихся деятелей.
- Слово – это одежда всех фактов, всех мыслей. (М.Горький).
- Основной мотив моей жизни – не прожить даром жизнь. (Циолковский).
- Читать – это не только узнавать факты. Читать – значит вырабатывать вкус, постигать прекрасное. (К.Федин).
- Первая цель искусства – воспроизведение действительности. (Чернышевский).
- Чтение – создание собственных мыслей при помощи мыслей других людей. (Рубакин).
- Книга – лучший друг.
- Книга – мост в мир знаний.
- Книга – твой друг, без нее как без рук. (Пословицы).
Книга – одно из самых великих изобретений человеческого ума – обогащает опытом нашу жизнь. Какое же счастье для человека, что ему дана возможность дружить с книгой и пользоваться ее неиссякаемой мудростью! (Б. Горбатов).
Книга – учитель, книга – наставница.
Книга – близкий товарищ и друг.
Ум, как ручей, вытекает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук…
Книга – советчик, книга – разведчик,
Книга – активный борец и боец,
Книга – нетленная память и вечность,
Спутник планеты Земля, наконец.
(В.Быков).
VII. Итог урока.
- На какую тему мы сегодня писали, составляли предложения, беседовали?
(Обратить внимание на выставку книг).
VIII. Домашнее задание на выбор.
- Написать сочинение – миниатюру «Книга – мой друг».
- Составить предложения на все случаи постановки тире.
IX. Вывод:
- Когда между подлежащим и сказуемым ставится тире?
- Определить и поздравить победившую команду.
- Выставить оценки в дневники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок закрепления с элементами исследования по теме "Тире между подлежащим и сказуемым".
План урока закрепления изученного материала с элементами исследования....
Урок по русскому языку 5 класс " Тире между подлежащим и сказуемым"
Конспект урока по русскому языку 5 класс " Тире между подлежащим и сказуемым"...
Система уроков по русскому языку 8 кл по программе М.М.Разумовской «Сказуемое и способы его выражения»
урок в 8 кл...
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема: «Тире между подлежащим и сказуемым»
Цели 1. Продолжить знакомить обучающихся с условиями постановки тире между подлежащим и сказуемым.2. Развивать умение находить грамматическую осно...
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской « Русский язык в семье славянских языков».
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской...
Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...