Урок по русскому языку в 8 классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым"
методическая разработка (русский язык, 8 класс) по теме

Хакимова Регина Алексеевна

РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ОСНОВЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок

по русскому языку в 8 классе на тему:

«Тире между подлежащим и сказуемым»

                                                Учитель: Р.А. Хакимова

Использование уровневой дифференциации вносит в учебный процесс определенные изменения, которые проявляются не только в каких – либо особых методических приемах, применяемых учителем, сколько в изменении стиля взаимодействия с учениками. В условиях этой технологии ученик это, прежде всего, партнер, имеющий право на принятие решений (на выбор содержания своего образования, уровня его усвоения и т.д.). Совместная деятельность учителя и ученика должна обеспечить возможность каждому школьнику овладеть знаниями на обязательном или на одном более высоком уровне по выбору ребенка. Главная задача и обязанность учителя помочь составить программу самообразования, поставить познавательную задачу, адекватную интересам и возможностям ученика, контролировать процесс освоения, своевременно консультировать и корректировать программу. При этом данная технология не ограничивает учителя в выборе средств и методов обучения.

 В условиях уровневой дифференциации обучения целесообразно применять новые информационные технологии: тесты, разноуровневые карточки, использовать на уроках русского языка компьютеры. Использование компьютера на уроках русского языка помогает учителю решать множество задач: определение уровня обученности, работа по индивидуальному плану, постоянный контроль за усвоением материала. При этом учитель экономит время на проверке работ учащихся и имеет возможность индивидуальной работы с каждым учеником.

Использование новых информационных технологий в обучении русскому языку в условиях уровневой дифференциации позволило обеспечить более высокий уровень знаний учащихся, сознательную мотивацию учения, интерес к предмету, положительное эмоциональное отношение к уроку; разнообразить систему обучения; повысить грамотность учащихся по русскому языку, подготовиться и успешно справиться с итоговым тестированием в выпускных классах.

Сложность ЕГЭ в том, что он охватывает весь курс русского языка. Кроме проверки орфографической и пунктуационной грамотности проверяется владение нормами литературного языка, применение теоретических знаний на практике, умение анализировать тексты, создавать собственный текст. Главным инструментом проверки знаний при сдаче ЕГЭ является текст. Поэтому я стараюсь использовать на уроках тестовые задания.

Методическая тема, над которой я работаю: «Развитие языковой и коммуникативной компетенции на основе дифференциации и индивидуализации». Языковая компетенция обеспечивает овладение системой русского языка (знаниями по лексике, фонетике, морфемике, словообразованию, грамматике – морфологии и синтаксису, стилистике). Коммуникативная компетенция предполагает овладение учащимися особенностями функционирования русского языка в устной и письменной форме, что реализуется в процессе решения следующих практических задач: овладения нормами русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); обучения учащихся умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Хочу проиллюстрировать работу над методической темой на примере одного урока по русскому языку.

Тема: Тире между подлежащим и сказуемым.

Цель:        1) ознакомить учащихся с условиями постановки тире

между подлежащим и сказуемым; повторить виды

сказуемых;

2) развитие умений:

а) ставить знаки препинания между главными членами предложения;

б) составлять предложения, в которых необходимо тире;

в) развитие речи учащихся;

3) воспитание интереса к чтению, любви к книгам.

Оборудование: опорные схемы, уровневые карточки, тесты,

компьютеры, выставка книг.

Тип урока: комбинированный.

 

Ход урока.

I. Организационный момент

II. Актуализация.

- Сегодня мы проведем урок – соревнование между двумя командами.

  1. Опрос.

1 команда. – Какое сказуемое называется с г с?

(Все учащиеся называют по 1 примеру).

2 команда. – Какое сказуемое называется с и с?

(Один ученик отвечает, остальные приводят по 1 примеру).

  1. Тесты.
  1. Книга поможет в труде, выручит в беде.
  2. Всем хорошим во мне я обязан книгам.
  3. Человек должен стремиться к высшей, блестящей цели.

  1. Назовите предложения с с.г.с. (3)
  2. Назовите предложения с п.г.с. (1)
  3. Предложения с однородными сказуемыми. (1)
  4. Предложения с однородными определениями. (3)

Проверка тестов.

1 вопрос объясняет 2 команда.

2 вопрос объясняет 1 команда.

3 вопрос объясняет 2 команда.

4 вопрос объясняет 1 команда.

  1. Задания. (разные для команд).

1 команда – анализ предложенного текста.

Выполняет по 1 ученику у доски, остальные в тетрадях.

Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти – книги.

Книги встречают нас в самом раннем детстве и сопровождают нас всю жизнь. Они заставляют нас непрерывно совершенствоваться.         

                                                                (К. Паустовский)

  1. Подчеркните грамматическую основу. Определите, чем выражены главные члены предложения.
  2. Определите вид сказуемых.
  • О чем размышляет Паустовский?
  • А какую роль в вашей жизни играет книга?

2 команда. Уровневые карточки.

(Определите вид сказуемых; определите, чем выражены главные члены предложения).

III. Усвоение нового материала.

  1. Записывают тему урока.
  2. – Почему в 1, 3 – ем предложениях (текст на доске) ставится тире?

- Чем выражены в этих предложениях подлежащие и сказуемые?

  1. Анализ предложений.
  1. Читать – это не только узнавать факты. Читать – значит вырабатывать вкус, постигать прекрасное. (К. Федин)
  2. Дело художника – рождать радость. (К. Паустовский).
  3. Прочитать хорошую книгу – это огромная радость. (М.Горький).
  4. А ведь двадцать лет – треть человеческой жизни.

  • Чем выражены главные члены предложения?
  • В каких случаях между подлежащим и сказуемым ставится тире?

  1. Запись опорной схемы:

Сущ. – сущ.

Н.ф.гл. – н.ф.гл.

Сущ. – н.ф.гл.

Н.ф.гл. – сущ.

Числ. – числ.

  1. Вывод: Опираясь на схему расскажите, в каких случаях между подлежащим и сказуемым ставится тире.

IV. Физкультминутка.

                Кое -, либо -, то -, нибудь –

Черточки не позабудь.

                И при таки -, ка -, и де –

Ставьте черточки везде.

                Лишь к частицам бы, же, ли,

                Черточки не проводи.

V. 1) - Когда тире не ставится между подлежащим и сказуемым?

  • Найдите главные члены предложения. Определите, чем они выражены.
  1. Озеро как зеркало.
  2. Бедность не порок.
  3. Он победитель конкурса.
  1. Вывод: - В каких случаях тире не ставится?

VI. Формирование умений и навыков.

  1. Работа на компьютере.

2 текста: 1) теоретический,  2) практический.

  1. Учитель диктует предложения.

I команда. Записывает предложения с постановкой тире.

II команда. Записывает предложения без постановки тире.

  1. Книга – источник знания.
  2. Книга будто друг.
  3. Слово – одежда всех фактов.
  4. Хорошие книги – вот верные друзья.
  5. Он читатель.
  6. Читать вечером книги – мое любимое занятие.
  7. Любимая книга словно сказка.
  8. Чтение научной литературы не шутка.
  9. Я писатель.

Проверить, объяснить.

3. – Наш следующий конкурс так и называется – «Я писатель».

Кто лучше составит предложения (с тире). А в конце учитель зачитывает высказывания выдающихся деятелей.

  1. Слово – это одежда всех фактов, всех мыслей. (М.Горький).
  2. Основной мотив моей жизни – не прожить даром жизнь. (Циолковский).
  3. Читать – это не только узнавать факты. Читать – значит вырабатывать вкус, постигать прекрасное. (К.Федин).
  4. Первая цель искусства – воспроизведение действительности. (Чернышевский).
  5. Чтение – создание собственных мыслей при помощи мыслей других людей. (Рубакин).
  6. Книга – лучший друг.
  7. Книга – мост в мир знаний.
  8. Книга – твой друг, без нее как без рук. (Пословицы).

Книга – одно из самых великих изобретений человеческого ума – обогащает опытом нашу жизнь. Какое же счастье для человека, что ему дана возможность дружить с книгой и пользоваться ее неиссякаемой мудростью! (Б. Горбатов).

Книга – учитель, книга – наставница.

Книга – близкий товарищ и друг.

Ум, как ручей, вытекает и старится,

Если ты выпустишь книгу из рук…

Книга – советчик, книга – разведчик,

Книга – активный борец и боец,

Книга – нетленная память и вечность,

Спутник планеты Земля, наконец.

                                        (В.Быков).

VII. Итог урока.

- На какую тему мы сегодня писали, составляли предложения, беседовали?

(Обратить внимание на выставку книг).

VIII. Домашнее задание на выбор.

  1. Написать сочинение – миниатюру «Книга – мой друг».
  2. Составить предложения на все случаи постановки тире.

IX. Вывод:

  1. Когда между подлежащим и сказуемым ставится тире?
  2. Определить и поздравить победившую команду.
  3. Выставить оценки в дневники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок закрепления с элементами исследования по теме "Тире между подлежащим и сказуемым".

План урока закрепления изученного материала с элементами исследования....

Урок по русскому языку 5 класс " Тире между подлежащим и сказуемым"

Конспект урока по русскому языку 5 класс " Тире между подлежащим и сказуемым"...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема: «Тире между подлежащим и сказуемым»

Цели  1.     Продолжить знакомить обучающихся с условиями постановки тире между подлежащим и сказуемым.2.     Развивать умение находить грамматическую осно...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...