Речевое творчество
учебно-методическое пособие по русскому языку

Марнова Марина Арестовна

Примеры работы на уроках русского языка со словом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechetvorcheskaya_perspektiva_slova.odt84.52 КБ

Предварительный просмотр:

                           

                    

                                       Ход работы:

  1. Значения слова

                               лексическое

       перцептивное                                             индивидуально-

                                                                             авторское(ученическое)

                                                   

  символическое                СЛОВО                            этимологическое

        ассоциативное                                     мифологическое

 

                                       художественное  

                                                     

  1. Работа со значениями.

а) лексическое – проверяется по толковому словарю,

    добавить фразеологизмы ( все это помогает понять суть слова).

б) перцептивное – значение,связанное с субъективным отражением    

    вещей через органы чувств:

      -  цвет...

      -  звук...                                    определяют сами учащиеся

      -  запах...

      -  характер...

в)  индивидуально-авторское (каким вы его представляете, в каком

     образе) – выявляется благодаря перцептивному значению.

г)  ассоциативное (слова-реакции на данное слово).

д)  этимологическое – определяется по словарю.

е)  символическое – определяется по словарю.

ж)  мифологическое - определяется по словарю.

з)  художественное (образное) – определяется в художественных текстах (анализ текста), музыкальных произведениях, произведениях живописи.

  1. Результатом осмысления слова являются творческие работы учащихся (проза, поэзия).

  1. Лексическое.

- ЛЗ 1. - Род атмосферных осадков в виде водяных капель.

- ЛЗ 2(перен). - Поток сыплющихся во множестве мелких частиц.

- ЛЗ 3. - Множество, непрерывное обилие чего-либо.

Лексика и фразеология: Дождь искр. Звездный дождь.  После дождичка в четверг. Золотой дождь ( Неожиданное быстрое обогащение).

  1. Перцептивное (из ученических работ):

  1. Индивидуально-авторское (из ученических работ):

  1. Этимологическое.
  • (Общеславянское) от греч. «плохой» + «день, небо», т.е. «плохая погода, пасмурное небо».
  • Или звукоподражательное (как визг) – сначала «дазг»

  1. Ассоциативное (из ученических работ):

  1. Символическое.

  1. Мифологическое.

  1. Художественное:

Текст 1.

БУНИН ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ

Как дымкой даль полей закрыв на полчаса,

Прошел внезапный дождь косыми полосами -

И снова глубоко синеют небеса

Над освеженными лесами.

Тепло и влажный блеск. Запахли медом ржи,

На солнце бархатом пшеницы отливают,

И в зелени ветвей, в березах у межи,

 Беспечно иволги болтают.

И весел звучный лес, и ветер меж берез

Уж веет ласково, а белые березы

Роняют тихий дождь своих алмазных слез

 И улыбаются сквозь слезы.

        Текст 2.

     Дождь хлынул крупный, частый. Он с силою забил по земле, заволакивая ее мелкой водяной пылью.  Даль туманно замутилась, все небо стало ровного, серого цвета, и только на юге шевелились и быстро таяли мутные клочья туч.  Свежий ветер мчался по степи, в брызги разбивая сплошные стеклянные струи дождя, и казалось, какие-то сказочные существа несутся под дождем в бесконечную даль.  Молнии то и дело сверкали малиновым светом, поодиночке и кучно, гром весело катался по небу из конца в конец. Перед сторожкою образовалась большая лужа, она росла, вздувалась и, обогнув полынные кусты, неспешно поползла по дороге, оставляя за собой пенистый след.  (По В. Вересаеву)  

 

     

                       Текст 3.

      Благодатный дождь.

   

      Автомобиль рванулся навстречу выползающей из-за леса фиолетовой туче.  Крупные дождевые капли, сочетающиеся с автомобильной скоростью, хлестали нас, подобно картечи.  Но по земле, истомленно        й в зное, раливалась свежестью прохлада и неизъяснимая легкость, от которой хотелось петь.

     Еще не скоро, недели через три, дождь станет проклятьем. Пока же он был благодатью, и люди поднимали навстречу золотистым, летящим из голубизны каплям просветленные улыбками и надеждой лица.  

     Крупный дождь, успевший прибить пыль, но не успевший навести грязь, перестал.  В воздухе сталкивались во время дождя, бились раздробленные друг о друга капли, порождая мельчайшую пыльцу.  Теперь тонкая пыльца эта висела в воздухе, не опускаясь на землю.  Она зажгла близкую, широкую, яркую радугу.  Обрывки тучи торопливо уплывали в эту роскошную арку.  ( В . Солоухин)            

 

        Текст 4.

     Всю ночь шел теплый дождь.  Он начался как-то очень тихо, без ветра, без грозы, без наползающих черных туч.  Простое небо слегка потускнело, а после захода солнца звездочки не зажглись.  Потянуло сыростью, запахом еловой смолки, и по ветвям деревьев застучали крупные редкие капли.  Так всегда начинается ничем не приметный, обыкновенный дождь.  Однако все: тихий, убаюкивающий стук падающих на землю капель, мягкий шелест травы, окружающей палатку, - казалось недобрым. ( Г. Сартаков)

 

       Отрывки из художественных текстов.

  1. Дождь копошился в опавших тополиных листьях. (Е. Носов.)
  2. И хлынул ливень, точь-в-точь занавес опустился на землю и закрыл все вокруг.  Пропал куда-то город, а по улицам торопливо побежали мутные потоки воды.  Дождь шел долго, а утром вымытый город выглядел по-праздничному. (А. Иллюминаторская)
  3. Печальный дождь падает из туч на землю. (А. Иллюминаторская)
  4. А дождь так и сыплет, так и сечет, все чаще и чаще, и дробит в кровли и окна сильнее и сильнее. ( И. А. Гончаров)
  5. Неделю льет. Вторую льет... Картина

Такая – мы не видели грустней!

Безжизненная водная равнина,

И небо беспросветное над ней.  (Н. Рубцов)

  1. Над лугами тащились из-за реки, цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи. Из них назойливо сыпался дождь. (К. Паустовский)

                   Из словаря синонимов.

            Изморось – очень мелкий дождь.

Обложной –  длительный

Ливень, проливной

Дождь как из ведра – сильный

Разверзлись хляби небесные (шутливо)

          Из словаря литературных эпитетов.

Алмазный                                       золотозерный                   стеклянный

безотрадный                                   крупный                           стремительный

беспощадный                                  ленивый                            серый

бойкий                                             многоводный                    тонкий

благодатный                                    могучий                             тоскующий

веселый                                            монотонный                      хмурый

вялый                                               надоедливый                     хрустальный

густой                                              назойливый                        шумный

докучный                                        непроницаемый                 шумливый  

животворящий                               неумолимый  

затяжной                                        проливной

заунывный                                     редкий

злой                                                светлый

 *** Из музыкальных отрывков:

      -  песня ДДТ «Дождь»

      -  отрывок  с кассеты «Звуки природы» (шум дождя)

      1.  Лексическое.

- ЛЗ 1.- Часть суток, промежуток времени от вечера до утра.

Фразеология:  Афинские ночи (кутежи). Варфоломеевская ночь. Полярная ночь (часть года, когда не всходит солнце). День и ночь. Воробьиная ночь (короткая ночь с непрерывными зарницами, т.е. «рябая», как воробей). Тысяча и одна ночь (о чем-либо необыкновенном).

2.  Перцептивное (из ученических работ).

 

3.  Индивидуально-авторское (из ученических работ).

4.  Ассоциативное (из ученических работ).

5.  Этимологическое.

  • Общеславянское, родственные слова в немецком, латышском языках.

6.  Символическое (см. приложение)

7.  Мифологическое (см. приложение)

8.  Художественное

         Текст 1.

     Опускаясь в море, садится солнце, и вскоре звездная ночь, сменяя короткую вечернюю зарю, обволакивает землю.  Город погружается в глубокий сон, и все замолкает.  Лишь изредка хлюпает вода о прибрежный камень, и этот одинокий звук еще больше подчеркивает ничем не нарушаемую тишину.  Ночь и молчание сливаются в одном черном объятии. (А. Куприн)

           

       Текст 2.

     Чудесная ночь.

     

     В эту ночь чудеса приходят без приглашения. Поздним вечером, устроившись у окна, ты ясно ощущаешь, что кто-то пробирается к дому.  Распахнув окно, прикасаешься к падающим с неба голубовато-серебряным снежинкам и говоришь: «Здравствуй, Новый год!»  

     Шепот, шорохи, таинственный перезвон – признаки приближающейся таинственной сказки.

     Загорается на небе луна, с крыш слетает снежок, и метель, кружащая под окном, словно окутывает тебя с головы до ног.  Забыв о времени, о празднике, прикрываешь глаза и погружаешься в сладкий сон.  Тебе снится, что ты, оторвавшись от земли, летишь над сонным городом, заснеженным лесом, небольшой речонкой, покрытой ледяным панцирем. Долетев до звездного неба и сняв звездочку, прикрепляешь ее к себе на грудь.  

     Утром, проснувшись с легким сердцем и радостной улыбкой, вспоминаешь необыкновенную встречу с чудом.  (А. Иллюминаторская)

     

       Текст 3.

Какая ночь!  Как воздух чист,

Как серебристый дремлет лист,

Как тень черна прибрежных ив,

Как безмятежно спит залив,

Как не вздохнет нигде волна,

Как тишиною грудь полна!

                     (А. Фет)

     Текст 4.

      Была ночь, ясная, осенняя, с морозом.  Под ногами у Антипова звонко крошились хрупкие ледяные пластинки.  Звездное небо, как пламя горящего спирта, озаряло голубым движущимся отсветом черную землю с комками замерзшей грязи.  

     ... Он посмотрел на звезды, словно спрашивая у них совета.  Они мерцали, частые и редкие, крупные и мелкие, синие и радужно-переливчатые.  Неожиданно их мерцание затмилось, и двор с домом, лодкою и сидящим в ней Антиповым озарился резким, мечущимся светом, словно кто-то бежал с поля к воротам, размахивая зажженным факелом.  Это, выбрасывая в небо клубы желтого, пронизанного огнем дыма, шел мимо переезда на запад поезд... ( Б. Пастернак)

       Текст 5.

       Ночной полет.

     Как грустна вечерняя земля! Как таинственны туманы над болотами! ......  

     Волшебные черные кони и те утомились и несли своих всадников медленно, и неизбежная ночь стала их догонять.  Чуя ее за своей спиной, притих даже неугомонный Бегемот и, вцепившись в седло когтями, летел молчаливым и серьезным, распушив свой хвост.  Ночь начала закрывать черным платком леса и луга, ночь зажигала печальные огонечки где-то далеко внизу, теперь уже неинтересные и ненужные ни Маргарите, ни мастеру, чужие огоньки.  Ночь обгоняла кавалькаду, смеялась на нее сверху и выбрасывала то там,  то тут в загрустившем небе белые пятнышки звезд.  

     Ночь густела, летела рядом, хватала скачущих за плащи и, содрав их с плеч, разоблачала обманы.  (М. Булгаков)

 

                  Из литературного словаря эпитетов.

         

1.  Лексическое.

- ЛЗ 1.- Растение с душистыми широколепестными цветами и стеблем, обычно покрытым шипами.

- ЛЗ 2. - Цветок этого растения.

- ЛЗ 3. - Архитектурное или ювелирное украшение в виде этого растения.

Фразеология:  Царица цветов.  

2. Перцептивное (из ученических работ).

3. Индивидуально-авторское (из ученических работ).

4. Ассоциативное (из ученических работ).

5. Этимологическое.

   -  Заимствовано в 18 веке из немецкого языка.

   -  «колючка, шип»

   -  буквально «колючая»

6.  Символическое (см. приложение).

7.  Мифологическое (см. приложение).

8.  Художественное

          Текст 1.

Очень скоро я лучше узнал этот цветок. На планете  маленького  принца всегда росли простые, скромные цветы - у  них  было  мало  лепестков,  они занимали совсем мало места и никого не беспокоили. Они раскрывались поутру в траве и под вечер увядали. А этот пророс однажды из  зерна,  занесенного неведомо откуда, и маленький принц не сводил глаз с крохотного ростка,  не похожего на все остальные ростки и былинки. Вдруг это  какая-нибудь  новая разновидность баобаба? Но кустик быстро перестал тянуться ввысь, и на  нем появился бутон. Маленький  принц  никогда  еще  не  видал  таких  огромных бутонов и предчувствовал, что увидит чудо. А неведомая гостья,  скрытая  в стенах своей зеленой комнатки, все готовилась,  все  прихорашивалась.  Она заботливо подбирала краски. Она наряжалась  неторопливо,  один  за  другим примеряя лепестки. Она  не  желала  явиться  на  свет  встрепанной,  точно какой-нибудь мак. Она хотела показаться во всем блеске своей красоты.  Да, это была ужасная кокетка! Таинственные приготовления длились день за днем. И вот однажды утром, едва взошло солнце, лепестки раскрылись.

     И красавица, которая столько трудов положила, готовясь к этой минуте, сказала, позевывая:

     -  Ах,  я  насилу  проснулась...  Прошу  извинить...  Я  еще   совсем растрепанная...

     Маленький принц не мог сдержать восторга:

     - Как вы прекрасны!

     - Да, правда? - был тихий ответ. - И заметьте, я  родилась  вместе  с солнцем.

     Маленький принц,  конечно,  догадался,  что  удивительная  гостья  не страдает избытком  скромности,  зато  она  была  так  прекрасна,  что  дух захватывало! ( А. Де Сент-Экзюпери)

Текст 2.

     Розы  - самые прекрасные из цветов – были известны много тысячелетий назад. В Древней Индии каждый, кто преподносил царю розу, мог просить все, что захочет. ... В Греции роза считалась символом красоты. Особой любовью пользовался этот цветок у римлян.  Воины, отправляясь на войну, снимали шлемы и надевали венки из роз,считая, что они надежнее защитят их и вселят в души мужество и отвагу. Некоторые патриции, отправляясь на прогулку на галерах, усыпали лепестками роз водную гладь.  Однажды таким образом была покрыта поверхность огромного озера. (С. Черкасова)

Из словаря литературных эпитетов.

Алая, алмазная, благовонная, белоснежная, гордая, душистая, махрово-алчная, нежно-снежно-белая (Бальмонт), огненная, пахучая, пылающая, пышная, пышнолиственная, столепестковая (Бальмонт), яркая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Социально-психологическая реабилитация дезадаптированных детей средствами художественно-речевого творчества»

Безнадзорные и беспризорные дети характеризуются широким спектром отклонений в поведении. Лишение детей родительской  любви и заботы порождает множественные психологические проблемы в их ра...

семинар - практикум для педагогов логопедических групп Тема: «Развитее речевого творчества через театрализованную деятельность»

Семинар - практикум познакомит педагогов с психолого - педагогическими аспектами   развития театрализованной деятельности и современными подходами к ней....

Уголок речевого творчества в группе для детей 6-7 лет с ТНР

Развивающая среда в группе ля детей с ТНР имеет большое значение в коррекции речи детей. Для оформленя развивающей среды очень важно, чтобы материал ее соответствовал уровню развития речи детей на дан...

Инновационный проект «Развитие креативного мышления в «Мастерской речевого творчества»

Данный проект направлен на повышение уровня креативности  речи  школьников, посредством развития необходимых навыков и компетенций 21 века. В проекте подробно расписана деятельность педагога...