Доклад "Детское речевое творчество как условие полноценного общения"
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Филиал «Дружба» муниципального дошкольного образовательного учреждения «Первомайский детский сад»
Первомайского района
Тамбовской области
ДОКЛАД
«ДЕТСКОЕ РЕЧЕВОЕ ТВОРЧЕСТВО
КАК УСЛОВИЕ ПОЛНОЦЕННОГО ОБЩЕНИЯ»
Подготовила:
Воспитатель
Щетинникова А.В.
п. Первомайский
2016 год
Речь сопровождает практически все виды деятельности ребенка, совершенствует ее и обогащается сама. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, наладить полноценное взаимоотношение с детьми и взрослыми, отрегулировать свое поведение, а, следовательно, и его личность в целом.
Ведущую роль в развитии ребенка до школы играет речь. В течение всего периода дошкольного детства идет накопление словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи, усвоение морфологической системы языка. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.
Необходимость изучения детского творчества создает базу для развития речи и мышления детей, что впоследствии обеспечит эффективность их применения, так как развитие связной речи выступает одним из важных компонентов готовности ребенка к школьному обучению, требует дальнейшего усовершенствования организации педагогического процесса в дошкольном учреждении.
Творчество ребенка проявляется во всех видах деятельности, которой он занимается. Словесное творчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребенка. Детская речь изумительна, забавна и изобретательна. Но как развивать речевое общение детей? Как ребенка умеющего уже говорить, научить разговаривать? Вопрос актуальный. Это не одно и то же. Чтобы говорить, ребенок должен обладать определенным запасом слов, активно пользоваться им, уметь строить высказывания, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих, уметь слушать и быть внимательным. Чем богаче речь ребенка, тем сильнее его стремление к общению с окружающими людьми. Ведь старшие дошкольники болезненно ощущают имеющиеся у них недостатки речи, становятся застенчивыми, замкнутыми, а некоторые раздражительными.
Развитие речевого творчества дошкольников будет эффективно, если проводить с детьми специальную работу, направленную на развитие фантазирования, путем обучения детей придумыванию новых сказок, сюжетов игр.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
- способствовать развитию воображения и творческих проявлений детей, интереса к участию в художественно-речевой деятельности с элементами творчества;
- развивать воображение в художественно-речевой и игровой деятельности;
- учить комбинировать, сочленять целостные сюжетные ситуации, которые способствуют расширению содержания рассказа;
- воспитывать чувство удовлетворения и радости от реализации своих замыслов и желаний;
- развивать детскую самостоятельность и инициативу в речевом творчестве, стремление к активной деятельности в создании необычных историй. Организация работы по развитию детского речетворчества не предусматривает проведение дополнительной образовательной деятельности, а направлена на отработку методов и приемов.
На основе изучения результатов образовательного процесса, можно сказать следующее:
- достаточно сложно развить речевые творческие способности, сформировать интерес к речетворчеству и учитывать индивидуальные особенности речевого развития при строго регламентированном программой учебном процессе;
- упрощение структурной формы диалога (приведение к вопросо-ответной форме) вызывает затруднения в формировании совокупности речевых и поведенческих коммуникативных умений, что значительно снижает уровень заинтересованности ребенка к речетворчеству.
Задача педагога – воспитание свободной личности, способной к полноценному общению.
Содержание работы в рамках этого направления должно обеспечить эмоционально-комфортное состояние детей как в семье, так и в детском саду, сформировать доверительные отношения между педагогами и родителями, установление взаимодействия с семьей. Только тогда процесс развития речи будет целенаправленным и действенным.
Мероприятия в рамках проекта проводились в 3 этапа.
Первый этап – подготовительный - представляет собой диагностические исследования, изучение материалов по данной теме и определение дальнейших перспектив работы.
Второй этап – основной. Это непосредственно реализация самого проекта.
Дошкольный возраст – возраст интенсивного формирования речи, это благоприятная пора для выработки навыков эффективного общения. Чтобы такие навыки у детей вырабатывались, нужно создать им определенные условия.
В первую очередь, это развивающая среда. Дошкольная группа – это среда обитания ребенка, в которой он находится большую часть времени и может реализовать свои интересы. Все игровые материалы и пособия, предназначенные для детей, находятся в доступном месте, функциональны, востребованы ими в самостоятельных свободных видах деятельности, что обеспечивает необходимые условия для самореализации детей с разным уровнем развития.
Отсутствие жесткого зонирования в игровой комнате открывает широкие возможности детям для разнообразного и творческого использования игрового материала в свободной игровой деятельности.
Разнообразные иллюстрации, картины, дидактические игры, познавательные альбомы являются важными составляющими развивающей речевой среды в группе.
Вторым условием для развития навыков эффективного общения является «широкая» речевая практика. Для детей важно общение и со взрослыми. Но это общение не должно замыкаться на тех, кто работает в детском саду. Поэтому частыми гостями детей являются артисты детских театров.
Третьим условием эффективного общения является детское речевое творчество, его поддержка и развитие. Это, прежде всего, совместная деятельность взрослых и детей в форме творческой мастерской.
Творческая мастерская – одна из самых демократичных форм организации воспитательно-образовательного процесса: каждому ребенку предоставляется возможность для удовлетворения своих желаний и потребностей в творческой деятельности.
Творческая мастерская имеет свои особенности, для реализации которых педагогу нужно:
1. Не мешать ребенку творить, быть рядом с ним в этом процессе, принять и понять его позицию, довериться ребенку в минуты творческого поиска, который сам чувствует и знает, что ему нужно.
2. Самому быть творцом и бережно относиться к результатам детского творческого труда.
Для творческой мастерской характерны психологическая свобода и безопасность, разумная дозволенность, игра, спонтанность. Даже самый застенчивый ребенок находит возможность проявить себя, показать свою индивидуальность.
В процессе совместной творческой речевой деятельности у детей развивается умение интересно рассказывать и заинтересовывать слушателей, что помогает стать общительнее, преодолевать застенчивость, развивает уверенность в своих силах.
Для развития речевого творчества и формирования речевого общения необходима определенная система работы:
1. Организация образовательной деятельности по ознакомлению детей с литературными нормами и правилами родного языка, лексическими и грамматическими формами при выражении своих мыслей, высказываний.
2. Организация образовательной деятельности, игр, упражнений по творческому рассказыванию.
3. Развитие культуры общения, умение вступать в контакт со сверстниками, взрослыми.
4. Знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться им в зависимости от ситуации.
5. Сотрудничество с родителями.
6. Посещение культурно-досуговых мероприятий, организация целевых прогулок и экскурсий.
Так как в активный словарь постоянно входят слова, обозначающие признаки и качества предметов, производимые с ними действия, то использую такие словесные и дидактические игры, как «Чудесный мешочек», «Узнай на ощупь», «Магазин игрушек», «Угадай-ка» и другие.
Следующий шаг в обучении детей связной речи – пересказ, потому что это самый доступный вид рассказывания. С пересказом были небольшие трудности: дети поверхностно излагали содержание, перескакивали через события. Приходилось задавать дополнительные вопросы. Использовала такой прием: дополняют или подсказывают, или продолжают другие дети, которые внимательно слушают.
В составлении рассказов по картине вначале давала свой образец, дети повторяли этот рассказ, в дальнейшем предоставляла возможность самостоятельно передать сюжет. Такой прием позволяет не только видеть то, что изображено на картине, но и воображать предшествующие и последующие события. Интересно проходит образовательная деятельность по составлению коллективного рассказа. Вначале мы вместе рассматриваем картину, составляем по ней рассказ, затем придумываем, что могло быть до этого, что изображено на картине и что может случиться дальше. После такой беседы трое детей начинают рассказывание: один ребенок рассказывает, что было раньше. Другой, что изображено на картине, третий – последующие действия. Предлагаю родителям задание на дом: рассмотреть картины, составить рассказ по картине или из личного опыта. После такой работы дома дети становятся более активными в образовательной деятельности.
Большое значение для развития связной речи имеют рассказы детей из личного опыта. Это в основном повседневная жизнь. Материал для таких рассказов дают ежедневные прогулки, труд, многочисленные экскурсии в природу. В этом виде рассказывания также вначале давала рассказ – образец, так как, подражая, дети лучше усваивают содержание и находят форму для его выражения.
Множество сюжетно – ролевых игр: «Почта», «Семья», «Магазин», «Аптека», «Больница» дают возможность детям в непринужденной обстановке раскрыть себя через игровую деятельность.
В развитии связной речи большую помощь оказывают любые ситуации, режимные моменты, экскурсии и прогулки. Провожу с детьми спортивные игры с текстом («Гуси – гуси», «У медведя во бору» и другие), пальчиковые игры со словами («Лодочка», «Цветы», «Замок» и другие. Работа по формированию словесного творчества осуществляется на основе развития художественного воображения ребенка, его коммуникативных способностей и развития всех сторон его речи.
От уровня развития чуткости к смысловым оттенкам слова зависит и уровень развития словесного творчества, так как у детей повышается смысловая точность речи, совершенствуется грамматический строй, а это позволяет пользоваться усвоенными навыками в любом самостоятельном высказывании.
Был сделан вывод о том, что развитие у ребенка творческого воображения тесно связано с развитием языковой способности.
Родителям рекомендую как можно больше разговаривать с детьми и постоянно усложнять требования к речи. Провожу консультации, учитывая интересы родителей, например: «Как читать и понимать стихи», «Художественное чтение и рассказывание» и другое. Очень удобны с родителями практикумы и анкетирования, на которых обучаю, как описывать игрушки, составлять рассказ по картине. А с некоторыми родителями, детям которых трудно дается обучение, провожу индивидуальные беседы, даю дополнительные задания на закрепление пройденного материала. Также затрагиваю эту тему и на родительских собраниях, отвечая на вопросы родителей.
Развитие словесного творчества осуществлялось как через образовательную деятельность, так и вне ее. Во время фронтальной образовательной деятельности дети учились включать в текст диалоги действующих лиц, развивать умение соединять структурные части высказывания (начало, середина, конец) разнообразными способами. Вне образовательной деятельности проводилась индивидуальная работа с детьми, в которой особое внимание уделялось развитию умений выстраивать самостоятельные сочинения в логической последовательности, с использованием разнообразных образных слов и выражений.
В конечном итоге проведенная работа показала, что словесное творчество является составной частью общего развития творческих способностей дошкольников в разных видах деятельности. В основе его формирования лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества в единстве содержания и художественной формы. Ознакомление с разными жанрами литературных произведений, их специфическими особенностями вводит ребенка в мир художественных образов, понимание которых углубляется в изобразительной и театральной деятельности, что способствует развитию творческого воображения, а также воспитывает умение использовать разнообразные языковые средства при создании собственных сочинений.
Результаты диагностического обследования в конце учебного года подтвердили правильность выбора методов и приемов в разработке системы работы по развитию речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста.
Выдвинутая гипотеза подтвердилась, цель и задачи достигнуты.
В результате проделанной работы у детей сформировалась устойчивость интересов. Замыслы их стали разнообразнее и содержательней, расширилась тематика. Более активные дети получили возможность реализовать свои способности, а у малоактивных - возросли творческие проявления.
Анкетный опрос в конце года показал, что большинство родителей удовлетворены сплоченной работой педагогов детского сада по развитию и становлению грамматически правильной речи детей. В процессе работы над проектом родители стали непосредственными участниками творческого процесса, который перерос в тесное содружество детского сада и семьи.
По результатам проделанной работы советую родителям так организовать речевую деятельность ребенка, чтобы она носила игровой занимательный характер, потому что только таким образом можно развить у ребенка умение точно и образно выражать свои мысли и чувства в устном слове.
Основным инструментом распространения информации о проекте и его результатах является сайт детского сада. Доклад с презентацией по данной теме был представлен на ежегодной районной педагогической конференции. Работа по проекту была представлена на семинаре по развитию речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Теоретические и практические материалы работы могут использоваться в качестве методических рекомендаций для педагогов ДОУ.
Для реализации проекта пользовалась следующими источниками, которые помогли детально разобраться в проблеме развития детского речевого творчества старших дошкольников и разработать необходимый материал для формирования всесторонне развитой личности на пороге школы.
Список литературы
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. –М.: Академия, 1999. –159с.
2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. –М.: Просвещение, 1981. –255с.
3. Давидович П. Правильно ли говорит ваш воспитанник. «Дошкольное воспитание». 1998г., №8.
Ушакова О.С. Методика выявления уровня речевого развития старшего дошкольного возраста. «Дошкольное воспитание». 1989г., №9.
4. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. –М.: Просвещение, 1976. –127с.
5. Клименко Г. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми (подготовительная к школе группа) // Дошк. воспитание. –1983.-№5.-С.34-35.
6. Максакова А.И. Обследование состояния развития речи детей старшего дошкольного возраста. «Дошкольное воспитание». 1986г., №2.
7. Программа "Развитие" (Основные положения). Науч. рук-ль Л.А. Венгер. –М.: Новая школа, 1994. –158с.
8. Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А. Сохина –М.: Просвещение, 1984. –223с.
9. Ушакова О.С. Методика выявления уровня речевого развития старшего дошкольного возраста. «Дошкольное воспитание». 1989г., №9.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектное обучение как условие полноценного образовательного взаимодействия с учеником.
Статья на тему: "Проектное обучение как условие полноценного образовательного взаимодействия с учеником."...
Проектное обучение как условие полноценного образовательного взаимодействия с учеником
Проектное обучение как условие полноценного образовательного взаимодействия с учеником...
САМОЦЕННОСТЬ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПОЛНОЦЕННОГО ПСИХИЧЕСКОГО И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
В статье описывается роль самоценности, как важнейшего фактора в развитии личности ребенка, роль значимых взрослых в формировании его самоценности....
САМОЦЕННОСТЬ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПОЛНОЦЕННОГО ПСИХИЧЕСКОГО И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
В статье описывается роль самоценности, как важнейшего фактора в развитии личности ребенка, роль значимых взрослых в формировании его самоценности....
: «Речевой этикет как показатель культуры общения в произведениях А.П.Чехова и в современности»
: «Речевой этикет как показатель культуры общения в произведениях А.П.Чехова и в современности»:...