Внеурочная деятельность
рабочая программа по русскому языку (9 класс)
В данном разделе представлены рабочие программы внеурочной деятельности в 9 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_vd_po_rya_9_klass.docx | 45.1 КБ |
russkiy_yazyk_pp_9_kl.doc | 136.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«От слова к предложению, от предложения к тексту»
9 А, Г классы
Направление: общеинтеллектуальное
Составитель: Флерко Ольга Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы
Нижневартовск, 2019
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка………………………………………………………………............3
2. Цель курса.……………...……………………….............................................................3
3. Планируемые результаты курса…………….………………………………………………4
4. Содержание курса «От слова к предложению, от предложения к тексту»..……..…… 4
5. Календарно-тематическое планирование…...........................................................................6
6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.....……………………..8
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одна из важнейших задач обучения русскому языку – формирование умений грамотного письма, а также умений опознавать, анализировать классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, уметь применять полученные знания и умения в собственной речевой практике.
Необходимо помнить, что достижение целей образовательного процесса осуществляется в процессе формирования и развития орфографической, пунктуационной, коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенций в совокупности.
Слабо реализуются воспитательные возможности предмета «русский язык» для формирования духовных и нравственных качеств личности школьника, его гражданского сознания; сознательного и бережного отношения к русскому языку как национально-культурной ценности; последовательного и глубокого приобщения к отечественной культуре и в то же время открытости для восприятия новых культур. Учитель- словесник должен показать учащимся роль русского языка и как средства сплочения народов России, и как языка межнационального общения, тем самым воспитывая у них чувство патриотизма и любви к родному языку и Родине.
В связи с тем, что стандарт общего образования по русскому языку развивает идеи действующего минимума содержания образования и характеризуется единым подходом в представлении целостной концепции его содержания на всех этапах обучения (начальная, основная, средняя); цели обучения должны быть сориентированы на развитие личности ученика основной школы и на его дальнейшее самоопределение с учетом его психофизических возможностей и учебных способностей и в соответствии с выбранным им уровнем освоения содержания образования по русскому языку. Содержание стандарта общего образования по русскому языку способствует предпрофильной подготовке учащихся 9 классов, которая призвана обеспечить условия для адекватного выбора школьниками дальнейшего обучения на старшей ступени ОУ и своей профессиональной карьеры в целом.
Введение предпрофильной подготовки в основной школе призвано стать важным средством для выбора профиля обучения в старших классах посредством элективных курсов.
Существует необходимость углубления лингвистических знаний, расширения культурного контекста преподавания. В то же время важно учитывать возрастные особенности учащихся и соответствующие этому возрасту сложности: 1- отсутствие начитанности в области лингвистики, 2- недостаточная для выбора гуманитарного профиля осведомленность о процессах, протекающих в лингвистике, 3- неразвитость (или недостаточная развитость) творческой деятельности, пунктуационной грамотности.
На преодоление этих противоречий и нацелены специальные дополнительные курсы предпрофильной подготовки. Посредством элективных курсов в рамках предпрофильной подготовки учащемуся основной школы открываются новые возможности для углубления содержания лингвистического образования и становления личности.
Элективные курсы для предпрофильной подготовки, являясь только дополнительными, не нарушают целостность базовой общеобразовательной подготовки. Поэтому они могут быть использованы в сочетании с любой из действующих программ по русскому языку, так как позволяют сочетать развитие индивидуальных способностей учащихся, их интересов с углублением базовой подготовки по русскому языку.
Общая характеристика элективного курса «Учимся работать с текстом»
Элективный курс ««Учимся работать с текстом»» направлен на освоение учащимися навыков работы с текстом. Понимание текста требует нравственно-интеллектуальных усилий и может быть достигнуто в процессе «диалога с текстом». Сам процесс «общения» с текстом — это учебная деятельность, когда духовно-нравственное становление личности постепенно происходит как часть самого обучения, приобретения тех знаний, умений. Процесс понимания текста, его интерпретация учеником — уже творчество.
Деятельность учащихся на основе текста развивает и мышление, и чувства (рациональное и эмоциональное), способствует воспитанию и эстетическому, и этическому, является решающим фактором формирования языковой личности. Курс призван обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над текстами способов деятельности учащимися основной школы и подготовку обучающихся к разработке и реализации собственных текстов. Актуальность курса «Учимся работать с текстом» определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников, с другой стороны, новизной формы сдачи экзамена по предмету, которая включает в себя и тестовые задания, и сжатое изложение, и сочинение _ рассуждение .
Актуальным становится умение сокращать текст до минимума информации без ущерба для смысла.
В программах основной школы по русскому языку на отработку этих навыков отведено минимальное количество времени, а некоторые темы и термины не включены в программу средней школы .
Владение работой с текстом, умение понимать информацию во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Данный курс неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Данная программа элективного курса для IX класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы
Цель курса – научить девятиклассников анализировать содержание и лингвистические компоненты текста, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст.
Задачи изучения элективного курса:
- помочь школьникам подняться на новую ступень речевой культуры, научиться более осознанно и свободно пользоваться богатствами родного языка для передачи своих мыслей и чувств;
- работать не только над обогащением словаря учащихся, но и над увеличением подвижности того запаса слов, которым владеет ученик в данный момент;
- соблюдать совокупность требований к правильной и хорошей речи;
- развивать речевое чутьё, гибкость и смелость мышления, вызвать стремление быть вдумчивым и проницательным читателем;
- формировать умение мыслить творчески, рассуждать логично, доказательно, с опорой на анализ текста художественного произведения или жизненный опыт;
- формировать собственный письменный стиль каждого ребёнка;
- выявлять творческие способности у каждого школьника;
- помочь ребёнку преодолеть комплексы, справиться со своими коммуникативными проблемами, развивать речь, память, внимание, способствовать становлению характера, умению побороть себя и свои пороки;
- помочь ученикам раскрыть красоту и богатство русского языка, показать им его многообразные возможности, приучить обучающихся вдумчиво относиться к слову и побудить к созданию собственных творческих работ.
- научить применять обобщённых знаний и умений при анализе текста.
Количество учебных часов
Рабочая программа в IX классе рассчитана на 34 учебных часа, в том числе на теорию – 5 часов, практику – 29 часов.
Технологии обучения
В процессе изучения русского языка будут применяться игровая технология, технология развития критического мышления, проблемное обучение, таксономия Блума, ИКТ.
Виды и формы контроля
Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ, с помощью тестов, письменных работ (сжатого изложения, сочинения - рассуждения), редактирования текста. После изучения всего курса проводится итоговая контрольная работа: сжатое изложение и сочинение-рассуждение. Письменные работы оцениваются по критериям, предусмотренным для ГИА.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Литература:
1. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно деятельностный подход.М.: КНОРУС, 2010.
2. Государственная итоговая аттестация: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс:Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговойаттестации в новой форме / ФИПИ, авт.сост.: И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. М.: "Астрель".
3. Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговаяаттестация (в новой форме). М.: "Экзамен".
4. Егораева Г.Т.Русский язык. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. Образцы сочинений. М.: Экзамен, 2013.
5. Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новойформе): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. 9 класс. М.: "Экзамен".
6. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С.Изложения: тексты с лингвистическим анализом. М.: Линка-Пресс, 2010.
7. Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2009: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новойформе). Государственная итоговая аттестация. М.: "Эксмо".
8.Нарушевич А.Г. Сочинение на ЕГЭ. Формулировки, аргументы, комментарии. М.: Просвещение,2011.
9. Опыты анализа художественного текста / Сост. Н.А. Шапиро. М.: МЦНМО, 2010.
10. Материалы сайта ФИПИ www.fipi.ru.
11. Сенина Н.А., Гармаш С.В., Диденко С.А., Кобякова Г.Н."Русский язык 9 класс. Подготовка к ОГЭ". – Ростов-на-Дону: Легион, 2012.
Материально-техническое обеспечение:
- Компьютер.
- Интерактивная приставка.
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
для предпрофильной подготовки
по русскому языку
«Синтаксис простого и сложного предложения»
для обучающихся 9 классов
2019-2020 учебный год
Учитель: Флерко Ольга Геннадьевна
Нижневартовск, 2019
1.Пояснительная записка
Программа курса по выбору «Синтаксис простого и сложного предложения» предназначена для обучающихся 9 классов .
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и с учетом социокультурных потребностей обучающихся, регулирует недопустимость перегрузки обучающихся. Рабочая программа курса соответствует концепции профильного обучения. Вопросы, рассматриваемые на курсе, дополняют и расширяют обязательное содержание программы по русскому языку и в тоже время примыкают к основному курсу, способствуя углублению знаний по русскому языку и литературе, развитию речевой культуры и самоопределению учащихся в отношении профильного обучения в старшей школе.
2.Цель курса по выбору - углубление и расширение изучения разделов: «Синтаксис простого предложения», «Синтаксис сложного предложения».
Предлагаемый курс позволяет осуществить интеграцию с курсом литературы, так как для наблюдений за употреблением слов, грамматических форм, разнообразных синтаксических конструкций, средств связи предложений и частей текста учащимся предлагаются программные художественные произведения.
3.Результаты курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
• эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
• чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
• интерес к изучению языка;
• осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
• работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
• в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
• перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
• пользоваться словарями, справочниками;
• осуществлять анализ и синтез;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
• высказывать и обосновывать свою точку зрения;
• слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
• задавать вопросы.
Предметные результаты
• понять особенности синтаксического разбора словосочетаний.
• научиться распознавать предложения различного вида и употреблять их в речи. Знать, что входит в понятия «Синтаксис и пунктуация», «пунктограммы», предложение, простое осложнённое предложение
• научиться распознавать основные типы подлежащих и сказуемых, второстепенные члены предложения, уметь использовать знания на тренировочных заданиях.
- научиться разграничивать предложения с однородными членами и сложносочиненными предложениями,выделять грамматическую основу в простых предложениях, входящих в состав сложносочинённого, правильно ставить знаки препинания, выполнять тестовые задания.
Воспитательные результаты
• любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
• интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
4. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Основное содержание | Формы организации | Виды деятельности |
1 часть «Синтаксис простого предложения» Вводное занятие Культура речи, ее предмет и задачи. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и эстетический. Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение. Лексические и грамматические нормы построения словосочетаний со связью согласования и управления. Синонимика словосочетаний. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Логическое ударение и порядок слов как средство повышения точности и выразительности речи. Интонация побудительных и восклицательных предложений, передающая различные эмоциональные оттенки значения. Риторический вопрос, вопросно-ответная форма изложения как стилистические приемы, повышающие выразительность речи. Варианты произношения в устной речи. Двусоставные предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим, имеющим в своем составе собирательное существительное. Сказуемое при подлежащем - несклоняемом существительном, сложносокращенном слове, нерасчленимой группе слов. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте. Разговорные формы сказуемого. Согласование определения с существительным общего рода. Стилистическая роль сравнительных оборотов и определений в изобразительной речи. Простые односоставные предложения. Синонимия двусоставных и односоставных предложений. Стилистические особенности употребления этих предложений. Однородные члены предложения. Правильное построение предложений с союзами не только…, но и…; как …, так и… . Использование разных типов сочетаний однородных членов (парное соединение, с повторяющимися союзами) как средство выразительности речи. Обращение. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему. Вводные слова и предложения. Синонимика вводных слов. Стилистические различия между ними. Неуместное употребление вводных слов и выражений книжного характера в разговорной речи. Использование вводных слов как средство связи предложений в тексте. Интонация предложений с вводными словами и предложениями. Обособленные члены предложения. Правильное построение предложений с обособленными определениями и обстоятельствами. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения и сопоставимых с ними синтаксических конструкций (обособленных определений и составных сказуемых, обособленных деепричастных оборотов и простых сказуемых). Прямая и косвенная речь. Интонационное выделение слов автора. Стилистические особенности употребления предложений с прямой речью, диалога, цитат. Синонимия прямой и косвенной речи. | Лекция. Дискуссия. Лабораторная работа. Исследование, практикум | Конспект лекции, составление сложного плана лекции. Работа по карточкам. |
2 часть «Синтаксис сложного предложения» Сложносочиненные предложения. Интонация сложносочиненного предложения. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Стилистические особенности сложносочиненного предложения и ряда простых предложений. Сложноподчиненные предложения. Синонимика союзных предложений. Стилистические особенности сложноподчиненного и простого предложения. Неправильное употребление союзов и союзных слов в сложноподчиненных предложениях. Использование сложноподчиненных предложений разного вида в разных типах речи. Бессоюзное сложное предложение. Выразительные особенности бессоюзных предложений. Синонимика простых и сложных предложений с союзами и без союзов. Сложное предложение с разными видами связи. Правильное построение сложных предложений с разными видами связи. Уместное употребление их (преимущественно в книжной речи). Стилистические особенности сложного предложения с разными видами связи и текста с разными способами связи простых предложений. | Лекция, групповой практикум. Ролевая игра. Мастерская. Лабораторная работа. Исследование, практикум. | Запись цитат по лекции учителя, составление тестов и перфокарт. Работа по карточкам. Составление словарных диктантов. |
5.Календарно-тематическое планирование (последовательное изучение)
№ | Дата | Факт. | Тема занятия | Количество часов |
1 | Вводное занятие. | 1 | ||
2 | Словосочетание и предложение. | 1 | ||
3 | Словосочетание и предложение. | 1 | ||
4 | Синонимика словосочетаний. | 1 | ||
5 | Логическое ударение и порядок слов как средство повышения точности и выразительности речи. | 1 | ||
6 | Логическое ударение и порядок слов как средство повышения точности и выразительности речи. | 1 | ||
7 | Двусоставные предложения. | 1 | ||
8 | Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | ||
9 | Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | ||
10 | Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | ||
11 | Простые односоставные предложения. | 1 | ||
12 | Однородные члены предложения. | 1 | ||
13 | Однородные члены предложения. | 1 | ||
14 | Обращение. | 1 | ||
15 | Вводные слова и предложения. | 1 | ||
16 | Вводные слова и предложения. | 1 | ||
17 | Обособленные члены предложения. | 1 | ||
18 | Обособленные члены предложения. | 1 | ||
19 | Обособленные члены предложения. | 1 | ||
20 | Прямая и косвенная речь. | 1 | ||
21 | Прямая и косвенная речь. | 1 | ||
22 | Сложносочиненное предложение. | 1 | ||
23 | Сложносочиненное предложение. | 1 | ||
24 | Сложносочиненное предложение. | 1 | ||
25 | Сложноподчиненное предложение. | 1 | ||
26 | Сложноподчиненное предложение. | 1 | ||
27 | Сложноподчиненное предложение. | 1 | ||
28 | Бессоюзное сложное предложение. | 1 | ||
29 | Бессоюзное сложное предложение. | 1 | ||
30 | Сложное предложение с разными видами связи. | 1 | ||
31 | Сложное предложение с разными видами связи. | 1 | ||
32 | Сложное предложение с разными видами связи. | 1 | ||
33 | Обобщение и систематизация изученного | 1 | ||
34 | Итоговое занятие. | 1 |
Библиография
- Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков. – М.: Просвещение, 1987.
- Баранов М. Т., Костяева Т.А. Русский язык. Справочные материалы. – М.: Просвещение, 1988.
- Блинов Г. И., Антохина В. А. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации 5-9классы. – М.: Просвещение, 2001.
- Воителева Т. М., Войлова К. А. и др. Большой справочник по русскому языку для школьников и поступающих в вузы. – М.;Дрофа,1999.
- Граник Г. Г., Бондаренко С. М. и др. Секреты орфографии. – М.: Просвещение,1991.
- Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. – М.: Просвещение,1982.
- Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку 7класс. – М.:Просвещение,2001.
- Максимов Л. Ю. Лабораторные работы по русскому языку. – М.: Просвещение,1989.
- Панов М. В. Занимательная орфография. – М.: Просвещение, 1984
- Соколова Г. П. Изучение частиц на уроках русского языка. – М.: Просвещение,1988.
- Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка в 2-х частях. – М.: Айрис.
- Фёдорова М.В. Изучение наречий в школе. – М.: Просвещение, 1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»
В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на взаимосвязи внутре...
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные задачи внеурочной деятельности
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется обра...
"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»
Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.
Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...
План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».
План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...