Методическая разработка по теме: Морфемный разбор
методическая разработка по русскому языку (10 класс)
В методической разработке предлагается повторить понятия и термины раздела «Морфемика», вспомнить порядок морфемного анализа. Материал нацелен на формирование орфографического навыка у обучающихся путем развития умения различать морфемы в составе слова и выделять их значения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_po_teme_morfemnyy_razbor.docx | 68.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическое занятие по теме: Морфемный разбор
Цель: формировать орфографический навык, развивая умение различать морфемы в составе слова и выделять их значения; повторить понятия и термины раздела «Морфемика», повторить порядок морфемного анализа;
воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского язык.
Инструкция по выполнению практической работы
Практическая работа проводится в форме вопросов и заданий в тетрадях для практических работ. Для выполнения работы отводится время – 1 час.
1. Прочитайте краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме.
2. Внимательно прочитайте задания для практического занятия.
3. Запишите в тетради название практической работы.
4. Выполните задания, ответы запишите в тетрадь.
Обеспеченность занятия
1. Тетрадь для практических занятий.
2. Ручка.
3. Тексты заданий.
Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме
Морфемный разбор слова по-другому называют разбором слова по составу, потому что задача разбора - определить морфемный состав слова.
Порядок разбора:
- Обозначить окончание и формообразующие суффиксы, если они есть.
- Выделить основу.
- Определить и выделить приставку (или приставки, если их несколько).
- Определить и выделить словообразовательный суффикс (или суффиксы, если их несколько).
- Определить и выделить корень слова.
Например, прибрежный – имя существительное
Имеет материально выраженное окончание (м.р., в форме Р.п. – придорожного, Т.п – придорожным).
Основа – прибрежн– (членимая, или производная)
Приставка – при– (при-ехал, при-школьный)
Суффиксы – -н– (пришколь-н-ый, лун-н-ый)
Корень – -бреж– однокоренные слова: берег, береговой, прибрежье. В корне слова наблюдается процесс чередования согласных г//ж
Советы. Как приступить к делу:
1. Начинай с вопроса, изменяемое слово перед тобой или нет.
У неизменяемых слов нет форм и соответственно нет окончаний.
Формообразующие суффиксы и окончания не входят в основу слова.
Основа слова - это та его часть, которая остаётся после выделения окончаний и формообразующих суффиксов.
В изменяемых словах определи окончания и формообразующие суффиксы и выдели основу.
Не удивляйся:
В слове может быть несколько окончаний, как, например, в числительных: двумстам, двумястами, двухстах. Первое окончание в таких числительных разрывает основу.
2. Не выделяй сразу корень: такая последовательность разбора распространена, но часто ведет к ошибкам.
Разберись прежде с приставками и суффиксами.
Запомни:
И приставок, и суффиксов в слове может быть несколько: понавыстроили, национализировать.
Для того чтобы не ошибиться, восстанови словообразовательную цепочку. То есть найди слово, от которого произведено анализируемое слово (т.е. ближайшее по форме и по значению), и т.д. вплоть до непроизводного слова. Если ты бессмысленно свалишь отдельные родственные слова в кучу, это тебе не поможет.
Правильно: по-боксёрски←боксёрский←боксёр←бокс
Ошибочно: по-боксёрски, бокс, боксёрский
3. Определи, есть ли в слове приставки.
Проверь, возможно ли слово без приставки, которую ты выделяешь. Затем подбери примеры других слов с такой же приставкой.
Пример: приехать – ехать; приехать – прилететь, приплыть, прийти.
4. Определи, есть ли в слове суффиксы.
Проверь, возможно ли слово без суффикса, который ты выделяешь. Затем подбери примеры других слов с тем же суффиксом.
Пример: грузчик – груз; грузчик – переводчик, наладчик, резчик .
5. Только выделив в основе все словообразовательные элементы, приступай к обозначению корня.
Помни: в слове может быть несколько корней, соединительные гласные при этом не разрывают основу слова. При разборе соединительные гласные о и е подчеркивают при выделении основы слова либо обводят в кружок.
Примеры: воздухоочиститель, вездеход, русско-английский.
Задания для практического занятия
1. Выполните морфемный разбор слова.
1 вариант
Задание 1
Слова для разбора:
1) замаскироваться, 2) восток, 3) жгу, 4) жжёшь, 5) вполуха
Задание 2
Слова для разбора:
1) англо-русский, 2) выдохнуться, 3) ждать, 4) жгут (существительное), 5) жгут (глагольная форма)
Задание 3
Слова для разбора:
1) кино, 2) заунывный, 3) заунывно, 4) наследница, 5) бил
Задание 4
Слова для разбора:
1) насекомое, 2) организационно, 3) спят, 4) пекарня, 5) пилотаж
Задание 5
Слова для разбора:
1) пилотирование, 2) понизу, 3) помимо, 4)мять, 5) мну
2 вариант
Задание 1
Слова для разбора:
1) справа, 2) пригнать, 3) приворотить, 4) рученька, 5) пять
Задание 2
Слова для разбора:
1) русифицированный, 2) рядышком, 3) ряби´на (дерево), 4) рябина´ (неровность, пятнистость), 5) русский
Задание 3
Слова для разбора:
1) шить, 2) шитьё, 3) бра, 4) мяу, 5) очищу
Задание 4
Слова для разбора:
1) репетировать, 2) схитрить, 3) вот, 4) сыгранность, 5) сызмальства
Задание 5
Слова для разбора:
1) себя, 2) себялюбец, 3) вру, 4) дал, 5) поучительный
2. Для каких слов из перечисленных годится следующий морфемный разбор:
1 вариант
Даны слова: обучить, приходила, узнали, подоконник, треугольник, встряска, настольный, излишне, снова.
2 вариант
Даны слова: петь, застолье, одеть, знал, столик, верхом, рано, волчонок, новее, ворча.
3. Какое слово неправильно разобрано по составу?
1 вариант
2 вариант
4. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
1) проскакивая, 2) перевозчик,3) разыгравший,4) стержневой.
5. В каком слове есть суффикс -ЧИК– со значением “маленький”?
1) шкафчик; 2) мячик; 3) лётчик; 4) огурчик.
6. В каком ряду во всех словах выделяется окончание -Е ?
1) междуречье, вдвойне;
2) чудовище, преддверие, знамение;
3) вызывающе, глубже, доисторические;
4) вкратце, сверхдальние.
7. В каком ряду во всех словах нулевое окончание?
1) гербарий, босиком;
2) суффикс, смелость, рощ;
3) олений, разбросав.
8. Определите, в каком ряду приставка ПЕРЕ– одного значения:
1. перелететь, переварить, перешить;
2. привстать, привязать;
3. пересолить, переносить;
4. перебежать, переползти, перейти.
Учебная, нормативная и специальная литература
- Аванесов Р.И., Ожегов С.И. Морфемно-орфографический словарь Около 100 000 слов / А. Н. Тихонов. — М.: АСТ: Астрель, 2002. — 704 с.
- Кузнецова А.И., Ефремова Т.Ф. Словарь морфем русского языка, 1986.
- Рацибурская Л.В. Словарь уникальных морфем современного русского языка М.: Флинта: Наука, 2009. — 160 с.
- Тихонов А.Н. Морфемно-орфографическом словаре русского языка" А.Н. Тихонова (М.: АСТ; Астрель. 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока в 5 классе на тему: "Морфемный разбор слова"
Данный материал разработан как урок обобщения и систематизации изученного по теме "Морфемика" в 5 классе....
Технологическая карта урока русского языка по теме "Морфемный разбор слова" в соответствии с ФГОС (УМК Е. Быстровой) 5 класс.
Использование системно-деятельностного подхода как одного из важнейших принципов построения урока в соответствии с ФГОС....
Урок в 5 классе по теме "Морфемный разбор слова"
Технологическая карта урока....
Урок по теме «Морфемный разбор слова» (5-й класс)
Разработка урока...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме: Морфемный разбор
Что такое морфемика?Морфемика – это раздел науки о языке, который изучает морфемный состав слова.Что такое корень?Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение,...
Урок русского языка в 5 классе по теме "Морфемный разбор слова"
На уроке ученики знакомятся с порядком морфемного разбора слова, повторяют определение морфемы, частей слова. Ученики выполняют различные задания на закрепление: разбор слов, задание на внимательность...
Конспект урока по теме " Морфемный разбор слова" 5 класс
Данный урок является завершающим в теме "Морфемика". Можно использовать и для повторения этой темы как в конце 5 класса, так и в начале 6....