Методическая разработка по теме: Морфемный разбор
методическая разработка по русскому языку (10 класс)

Вихарева Татьяна Сергеевна

В методической разработке предлагается повторить понятия и термины раздела «Морфемика», вспомнить порядок морфемного анализа. Материал нацелен на формирование орфографического навыка у обучающихся путем развития умения различать морфемы в составе слова и выделять их значения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_teme_morfemnyy_razbor.docx68.62 КБ

Предварительный просмотр:

Практическое занятие по теме: Морфемный разбор

Цель: формировать орфографический навык, развивая умение различать морфемы в составе слова и выделять их значения; повторить понятия и термины раздела «Морфемика», повторить порядок морфемного анализа;

воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского язык.

Инструкция по выполнению практической работы

Практическая работа проводится в форме вопросов и заданий в тетрадях для практических работ. Для выполнения работы отводится время – 1 час.

1. Прочитайте краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме.

2. Внимательно прочитайте задания для практического занятия.

3. Запишите в тетради название практической работы.

4. Выполните задания, ответы запишите в тетрадь.

Обеспеченность занятия

1. Тетрадь для практических занятий.

2. Ручка.

3. Тексты заданий.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме

Морфемный разбор слова по-другому называют разбором слова по составу, потому что задача разбора - определить морфемный состав слова.

Порядок разбора:

  1. Обозначить окончание и формообразующие суффиксы, если они есть.
  2. Выделить основу.
  3. Определить и выделить приставку (или приставки, если их несколько).
  4. Определить и выделить словообразовательный суффикс (или суффиксы, если их несколько).
  5. Определить и выделить корень слова.

Например, прибрежный – имя существительное

Имеет материально выраженное окончание (м.р., в форме Р.п. – придорожного, Т.п – придорожным).

Основа – прибрежн– (членимая, или производная)

Приставка – при– (при-ехал, при-школьный)

Суффиксы – -н– (пришколь-н-ый, лун-н-ый)

Корень – -бреж– однокоренные слова: берег, береговой, прибрежье. В корне слова наблюдается процесс чередования согласных г//ж

r_k09_2

Советы. Как приступить к делу:

1. Начинай с вопроса, изменяемое слово перед тобой или нет.

У неизменяемых слов нет форм и соответственно нет окончаний.

Формообразующие суффиксы и окончания не входят в основу слова.

        Основа слова - это та его часть, которая остаётся после выделения окончаний и формообразующих суффиксов.

В изменяемых словах определи окончания и формообразующие суффиксы и выдели основу.

Не удивляйся:

В слове может быть несколько окончаний, как, например, в числительных: двумстам, двумястами, двухстах. Первое окончание в таких числительных разрывает основу.

2. Не выделяй сразу корень: такая последовательность разбора распространена, но часто ведет к ошибкам.

Разберись прежде с приставками и суффиксами.

Запомни:

И приставок, и суффиксов в слове может быть несколько: понавыстроили, национализировать.

Для того чтобы не ошибиться, восстанови словообразовательную цепочку. То есть найди слово, от которого произведено анализируемое слово (т.е. ближайшее по форме и по значению), и т.д. вплоть до непроизводного слова. Если ты бессмысленно свалишь отдельные родственные слова в кучу, это тебе не поможет.

Правильно: по-боксёрски←боксёрский←боксёр←бокс

Ошибочно: по-боксёрски, бокс, боксёрский

3. Определи, есть ли в слове приставки.

Проверь, возможно ли слово без приставки, которую ты выделяешь. Затем подбери примеры других слов с такой же приставкой.

Пример: приехать – ехать;  приехать – прилететь, приплыть, прийти.

 

4. Определи, есть ли в слове суффиксы.

Проверь, возможно ли слово без суффикса, который ты выделяешь. Затем подбери примеры других слов с тем же суффиксом.

Пример: грузчик  – груз; грузчик – переводчик, наладчик, резчик .

 

5. Только выделив в основе все словообразовательные элементы, приступай к обозначению корня.

Помни: в слове может быть несколько корней, соединительные гласные при этом не разрывают основу слова. При разборе соединительные гласные о и е подчеркивают при выделении основы слова либо обводят в кружок.

Примеры:  воздухоочиститель,  вездеход,  русско-английский.

Задания для практического занятия

1. Выполните морфемный разбор слова.

1 вариант

Задание 1

Слова для разбора:

1) замаскироваться, 2) восток, 3) жгу, 4) жжёшь, 5) вполуха

Задание 2

Слова для разбора:

1) англо-русский, 2) выдохнуться, 3) ждать, 4) жгут (существительное), 5) жгут (глагольная форма)

Задание 3

Слова для разбора:

1) кино, 2) заунывный, 3) заунывно, 4) наследница, 5) бил

Задание 4

Слова для разбора:

1) насекомое, 2) организационно, 3) спят, 4) пекарня, 5) пилотаж

Задание 5

Слова для разбора:

1) пилотирование, 2) понизу, 3) помимо, 4)мять, 5) мну

2 вариант

Задание 1

Слова для разбора:

1) справа, 2) пригнать, 3) приворотить, 4) рученька, 5) пять

Задание 2

Слова для разбора:

1) русифицированный, 2) рядышком, 3) ряби´на (дерево), 4) рябина´ (неровность, пятнистость), 5) русский

Задание 3

Слова для разбора:

1)  шить,  2) шитьё, 3) бра, 4) мяу, 5) очищу  

Задание 4

Слова для разбора:

1) репетировать, 2) схитрить, 3) вот, 4) сыгранность, 5) сызмальства

Задание 5

Слова для разбора:

1) себя, 2) себялюбец, 3) вру, 4) дал, 5) поучительный

2.  Для каких слов из перечисленных годится следующий морфемный разбор: 168411837c3d130675ba10fe0079e271

1 вариант

Даны слова: обучить, приходила, узнали, подоконник, треугольник, встряска, настольный, излишне, снова.

 

2 вариант

Даны слова: петь, застолье, одеть, знал, столик, верхом, рано, волчонок, новее, ворча.

3. Какое слово неправильно разобрано по составу?

1 вариант

99ac72e2a6389eecbb3c42bdb9d8cc8c

2 вариант

7b71ffd4e41052926ae02bf3d8e8127b

4.  Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

1) проскакивая, 2) перевозчик,3) разыгравший,4) стержневой.

5.  В каком слове есть суффикс -ЧИК– со значением “маленький”?

1) шкафчик; 2) мячик; 3) лётчик; 4) огурчик.

6.  В каком ряду во всех словах выделяется окончание -Е ?

1) междуречье, вдвойне;

2) чудовище, преддверие, знамение;

3) вызывающе, глубже, доисторические;

4) вкратце, сверхдальние.

7. В каком ряду во всех словах нулевое окончание?

1) гербарий, босиком;

2) суффикс, смелость, рощ;

3) олений, разбросав.

8. Определите, в каком ряду приставка ПЕРЕ– одного значения:

1. перелететь, переварить, перешить;

2. привстать, привязать;

3. пересолить, переносить;

4. перебежать, переползти, перейти.


Учебная, нормативная и специальная литература

  • Аванесов Р.И., Ожегов С.И. Морфемно-орфографический словарь        Около 100 000 слов / А. Н. Тихонов. — М.: АСТ: Астрель, 2002. — 704 с.
  • Кузнецова А.И., Ефремова Т.Ф. Словарь морфем русского языка, 1986.
  • Рацибурская Л.В. Словарь уникальных морфем современного русского языка М.: Флинта: Наука, 2009. — 160 с.
  • Тихонов А.Н. Морфемно-орфографическом словаре русского языка" А.Н. Тихонова (М.: АСТ; Астрель. 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 5 классе на тему: "Морфемный разбор слова"

Данный материал разработан как урок обобщения и систематизации изученного по теме "Морфемика" в 5 классе....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Морфемный разбор слова" в соответствии с ФГОС (УМК Е. Быстровой) 5 класс.

Использование системно-деятельностного подхода как одного из важнейших принципов построения урока в соответствии  с ФГОС....

Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме: Морфемный разбор

Что такое морфемика?Морфемика – это раздел науки о языке, который изучает морфемный состав слова.Что такое корень?Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение,...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Морфемный разбор слова"

На уроке ученики знакомятся с порядком морфемного разбора слова, повторяют определение морфемы, частей слова. Ученики выполняют различные задания на закрепление: разбор слов, задание на внимательность...

Конспект урока по теме " Морфемный разбор слова" 5 класс

Данный урок является завершающим в теме "Морфемика". Можно использовать и для повторения этой темы как в конце 5 класса, так и в начале 6....