«Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)
Урок подготовки к решению тестовой части Огэ призван помочь учащимся обобщить изученное. Материал дан в доступной форме, присутствует элемент игры. При подготовке к уроку было дано опережающее задание исследовательского характера, связанное с изучением фразеологизмов. Также к уроку учащимися были подготовлены презентации, тесты, словарные диктанты. Надеюсь, материал поможет в работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Подготовка к ОГЭ. Работа над тестовой частью | 48.5 КБ |
Урок сопровождается презентацией. | 959.72 КБ |
вариант презентации к уроку "Подготовка к ОГЭ" (работа над тестовой частью) | 543 КБ |
material_k_uroku.doc | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по теме:
«Подготовка к ОГЭ по русскому языку»
(работа над тестовой частью)
Цели урока:
1) повторение, обобщение и систематизация полученных знаний, необходимых для выполнения тестовых заданий ОГЭ-2020:
«Грамматическая основа предложения»,
«Знаки препинания в сложных предложениях»,
«Типы подчинительной связи в словосочетаниях»,
«Орфографический анализ слов»,
«Анализ средств выразительности»,
«Лексический анализ слов»;
умение применять знания на практике; подготовка к сдаче экзамена;
2) развитие творческого потенциала учащихся, выработка навыка работы над тестовой частью ОГЭ;
3) обеспечение ценностного отношения к совместной творческой деятельности;
4) воспитание познавательного интереса к русскому языку.
Задачи:
1) образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи, предупреждение орфографических и пунктуационных ошибок, формирование умения применять полученные знания на практике, умение самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее смысловой цельностью и структурной связностью;
2) развивающие: развитие любознательности, творческой, речевой и мыслительной активности, логического мышления, развитие коммуникативных возможностей учащихся, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме, отработка навыков использования раздаточного материала и выполнения тестовых заданий в формате ОГЭ;
3) воспитательные: воспитание у учащихся ответственности, организованности, самостоятельности, чувства коллективизма, эстетического вкуса, формирование психологической установки на успешное решение тестовой части ОГЭ.
Тип урока: урок развивающего контроля
Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация к уроку, «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, карточки, раздаточный материал (приложение №2), карта самоанализа, листы с домашним заданием (приложение №3).
Ход урока
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой на работу на уроке.
Вступительное слово учителя.
Слово… Испокон веков его главное назначение в том, чтобы объединять, а не разъединять людей. Слово – это поступок. И от каждого из нас зависит, будет ли этот поступок добрым или злым…
- Найдите в тексте антонимы, выпишите их. Какова их роль в текст?
- Объясните значение фразеологизма испокон веков, подберите к нему синонимы (с давних времен, издавна, от века, со времен царя Гороха)
- Вспомните определение фразеологизма
Фразеологизмы (идиомы) — это устойчивые сочетания слов. Лексическое значение имеет всё словосочетание в целом.
В предложении фразеологизм является одним членом предложения
- Соедините прилагательные и существительные в верные фразеологизмы. Запишите. Объясните их значение и происхождение.
1.Мокрая крыса,
2.сидорова овца,
3. Маланьина победа,
4.филькина свадьба,
5.валаамова курица,
6. иерихонская грамота,
7.канцелярская сирота,
8.казанская ворона,
9.заблудшая коза,
10.белая ослица,
11. пиррова труба.
/ Мокрая курица, сидорова коза, Маланьина свадьба, филькина грамота, валаамова ослица, иерихонская труба, канцелярская крыса, казанская сирота, заблудшая овца, белая ворона, пиррова победа /
II.Анализ текста
Хотя роман его с Машенькой прод…лжался в те д…лекие годы не три дня не неделю а гораздо больше он (не) чу…ствовал (ни) какого (не) соответствия между д…йствительным врем…нем и тем другим врем…нем в к…тором он ж.л так как пам…ть его сов…рше(нн, н)о (не) учит…вала каждого мгновения а перескак…вала через пустые (не) нужные ему места я…стве(нн,н) озаряя только то что было связа(нн,н)о с Машенькой и потому вых…дило так что (не) было (не) соответствия между ходом прошлой ж…зн… и ходом наст…ящей.
(По В.Набокову)
- Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания
- Сколько частей в этом предложении? Пронумеруйте каждую часть. Определите тип этого сложного предложения.
- Выпишите основу 5 части. Определите тип сказуемого.
- Напишите номер части, которая осложнена однородными определениями.
- Напишите номер части, которая осложнена обособленным обстоятельством.
- Выпишите из предложения слова, правописание которых определяется правилом: «В глаголах пишется суффикс – ЫВА-/-ИВА -, если в 1-м лице единственного числа настоящего или простого будущего времени он не чередуется с суффиксом – У-/-Ю-, а остается неизменным.
- Выпишите из предложения слово, правописание которого определяется правилом: « Одна буква Н пишется в суффиксах кратких страдательных причастий»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ, ТЕСТ/СЛОВ.ДИКТАНТ
- Найдите в тексте орфограммы «Не с разными частями речи»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ТЕСТ /СЛОВ.ДИКТ
- Выпишите из 7 части контекстные антонимы.
- Назовите средство художественной выразительности
Память перескакивала через пустые места
III. КРОССВОРД -ДИКТАНТ поможет проверить, хорошо ли учащиеся знают определения средств выразительности. Итак, возвращаемся к листам контроля. Учитель читает определение термина, задача обучающихся – НАЗВАТЬ название средства выразительности.
1) Преувеличение. (ГИПЕРБОЛА)
2) Употребление слова в переносном значении. (МЕТАФОРА)
3) Яркое, красочное прилагательное. (ЭПИТЕТ)
4) Уподобление одного предмета или явления другому. (СРАВНЕНИЕ)
5) Устойчивое по составу и структуре и целостное по значению выражение.(ФРАЗЕОЛОГИЗМ)
6) Неживой предмет приобретает свойства живого. (ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ)
IV.Тест «Средства выразительности»
Укажите, какое средство выразительности использовано в приведенном ниже предложении.
1.Мне приходилось ночевать в стогах в октябре, когда трава на рассвете покрывается инеем, как солью. (Пришвин М.)
1) олицетворение 2) метафора 3) фразеологизм 4) сравнение
2.На закруглениях он [поезд] кряхтел и останавливался. (Пришвин М.)
1) олицетворение 2) метафора 3) эпитет 4) сравнение
3 .Шатры чёрных ив нависают над головой. (Пришвин М.)
1) олицетворение 2) метафора 3) эпитет 4) фразеологизм
4. А вечером блеснет наконец озеро, как черное, косо поставленное зеркало.
1) олицетворение 2) метафора 3) эпитет 4) сравнение
5. Котелок сердится и бормочет на огне. (Пришвин М.)
1) олицетворение 2) метафора 3) эпитет 4) сравнение
6. Хмель, ползя по земле, хватается за встречные травы, но они оказываются слабоватыми для него, и он ползёт, пресмыкаясь, всё дальше. (Солоухин В.)
1) олицетворение 2) метафора 3) эпитет 4) сравнение
7. Но и до сих пор я не знаю, как отнесся бы попутчик к моей просьбе насчет хлеба или ночлега, потому что, когда дошли до его деревни, он свернул с дороги на тропинку вдоль домов и сказал мне, дотронувшись до башлыка: "Ну, бывай здоров! Не падай духом..." (Солоухин В.)
1) олицетворение 2) метафора 3) фразеологизм 4) сравнение
8. Но присесть было не на что, и я механически шагал, приминая рыхлый снежок и почти не продвигаясь вперед из этой бесконечной ночи к крохотному и недостижимому островку тепла и покоя, где теперь спит моя мать, не зная, что я бреду сквозь метельную темень. (Солоухин В.)
1) олицетворение 2) метафора 3) эпитет 4) сравнение
9. Значит, не было случая до этого, чтобы рассказать и облегчить душу. (Солоухин В.)
1) олицетворение 2) фразеологизм 3) эпитет 4) сравнение
V. «Превращения». Заменить словосочетания.
Заменить словосочетания, построенные на основе управления, синонимичными словосочетаниями со связью согласование и наоборот:
1.полковое знамя – (знамя полка)
2. солнечная энергия – (энергия солнца)
3.лесной запах – (запах леса)
4. учительский стол - (стол учителя)
5. конское ржание - (ржание коня)
6. школьный портфель - (портфель для школы)
7.плюшевый медвежонок – (медвежонок из плюша)
8. приморский парк - (парк у моря)
9.клетчатый шарф – (шарф в клетку)
10.бессонная ночь – (ночь без сна)
VI. Подведение итогов. Рефлексия деятельности.
Выберите фразеологизм, который характеризует вашу работу сегодня на уроке:
Шевелить мозгами
Краем уха
Хлопать ушами
«Плюс – минус – интересно». Самоанализ с картой
Я узнал….
Я научился…
Мне нужно усовершенствовать знания по теме: «Подготовка к ОГЭ».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Найдите в тексте антонимы, выпишите их. Какова их роль в тексте? Вспомните определение фразеологизма. Объясните значение фразеологизма испокон веков, подберите к нему синонимы .
Соедините прилагательные и существительные в верные фразеологизмы. Запишите. Объясните их значение и происхождение.
1.Мокрая крыса, 2.сидорова овца, 3. Маланьина победа, 4.филькина свадьба, 5. валаамова курица, 6. иерихонская грамота, 7.канцелярская сирота, 8. казанская ворона, 9.заблудшая коза, 10.белая ослица, 11. пиррова труба.
Мокрая курица, сидорова коза, Маланьина свадьба, филькина грамота, валаамова ослица, иерихонская труба, канцелярская крыса, казанская сирота, заблудшая овца, белая ворона, пиррова победа.
« Превращения». Заменить словосочетания синонимичными. полковое знамя – солнечная энергия – лесной запах – учительский стол - конское ржание - школьный портфель - плюшевый медвежонок - приморский парк - клетчатый шарф – бессонная ночь
Гипербола Метафора Эпитет Сравнение Фразеологизм Сравнение
Тест Мне приходилось ночевать в стогах в октябре, когда трава на рассвете покрывается инеем, как солью. ( Пришвин М .) 1) олицетворение 2) метафора 3) фразеологизм 4) сравнение
На закруглениях он [поезд] кряхтел и останавливался. ( Пришвин М .) 1) олицетворение 2) метафора 3) эпитет 4) сравнение
Шатры чёрных ив нависают над головой. ( Пришвин М.) 1) олицетворение 2) метафора 3) эпитет 4) фразеологизм
А вечером блеснет наконец озеро, как черное, косо поставленное зеркало. 1) олицетворение 2) метафора 3) эпитет 4) сравнение
Котелок сердится и бормочет на огне. (Пришвин М.) 1) олицетворение 2) метафора 3) эпитет 4) сравнение
Хмель, ползя по земле, хватается за встречные травы, но они оказываются слабоватыми для него, и он ползёт, пресмыкаясь, всё дальше . (Солоухин В.) 1) олицетворение 2) метафора 3) эпитет 4) сравнение
Но присесть было не на что, и я механически шагал, приминая рыхлый снежок и почти не продвигаясь вперед из этой бесконечной ночи к крохотному и недостижимому островку тепла и покоя, где теперь спит моя мать, не зная, что я бреду сквозь метельную темень. (Солоухин 1) олицетворение 2) метафора 3) эпитет 4) сравнение
Но и до сих пор я не знаю, как отнесся бы попутчик к моей просьбе насчет хлеба или ночлега, потому что, когда дошли до его деревни, он свернул с дороги на тропинку вдоль домов и сказал мне, дотронувшись до башлыка: "Ну, бывай здоров! Не падай духом...« (Солоухин В.) 1) олицетворение 2) метафора 3) фразеологизм 4) сравнение
Выберите фразеологизм, который характеризует вашу работу сегодня на уроке: Шевелить мозгами Краем уха Хлопать ушами
УДАЧИ НА ЭКЗАМЕНЕ !
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
в полноч…цветы срываются с веток от ветра и медленно плавно падают на землю чертя в воздухе прощальную золотистую дугу. ( По С. Клычкову. )
1.Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. 2.Сколько частей в этом предложении? Пронумеруйте каждую часть. Определите тип этого сложного предложения . 3.Выпишите основу 3-й части. 4. Напишите номер части, в которая осложнена обособленным обстоятельством. 5.Напишите номер части, в которой есть сравнительный оборот.
6. Выпишите из 4-й части имя существительное 3-го склонения. 7.Выпишите из предложения слово с чередующейся гласной корня. 8.Выпишите из предложения слова, правописание которых определяется правилом: «В окончаниях глаголов II спряжения пишутся гласные И. А/Я»
9.Запишите синонимы к слову НЕОБОЗРИМАЯ из 4-й части. 10.Назовите средство художественной выразительности Небесная пустошь-
Изменяя строение данных ссч, составьте синонимичные им словосочетания. Простор океана силуэт мужчины площадь у вокзала чувство дружбы проект города ручка двери зал для тренировок день радости
Предварительный просмотр:
II.Анализ текста
Хотя роман его с Машенькой прод…лжался в те д…лекие годы не три дня не неделю а гораздо больше он (не) чу…ствовал (ни) какого (не) соответствия между д…йствительным врем…нем и тем другим врем…нем в к…тором он ж.л так как пам…ть его сов…рше(нн, н)о (не) учит…вала каждого мгновения а перескак…вала через пустые (не) нужные ему места я…стве(нн,н) озаряя только то что было связа(нн,н)о с Машенькой и потому вых…дило так что (не) было (не) соответствия между ходом прошлой ж…зн… и ходом наст…ящей.
(По В.Набокову)
- Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания
- Сколько частей в этом предложении? Пронумеруйте каждую часть. Определите тип этого сложного предложения.
- Выпишите основу 5 части. Определите тип сказуемого.
- Напишите номер части, которая осложнена однородными определениями.
- Напишите номер части, которая осложнена обособленным обстоятельством.
- Выпишите из предложения слова, правописание которых определяется правилом: «В глаголах пишется суффикс – ЫВА-/-ИВА -, если в 1-м лице единственного числа настоящего или простого будущего времени он не чередуется с суффиксом – У-/-Ю-, а остается неизменным.
- Выпишите из предложения слово, правописание которого определяется правилом: « Одна буква Н пишется в суффиксах кратких страдательных причастий»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ, ТЕСТ/СЛОВ.ДИКТАНТ
- Найдите в тексте орфограммы «Не с разными частями речи»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ТЕСТ /СЛОВ.ДИКТ
- Выпишите из 7 части контекстные антонимы.
- Назовите средство художественной выразительности
Память перескакивала через пустые места
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ при подготовке учащихся к ОГЭ по русскому языку (работа над тестовой частью ОГЭ).
Использование ИКТ при подготовке учащихся к ОГЭ по русскому языку (работа над тестовой частью ОГЭ)....
Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Работа над сжатием текста
Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Работа над сжатием текста....
Конспект урока " Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Работа над тестовой частью.
Конспект урока русского языка в 9 классе. Тема подготовка к ОГЭ по русскому языку. Работа над тестовой частью.Представленный конспект урока может быть полезным материалом для подготовки к выполнению т...
Открытый урок по русскому языку в 9 классе. «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)
Конспект открытого урока по теме:«Подготовка к ОГЭ по русскому языку»(работа над тестовой частью)Дата проведения : 17.03.2021Цели урока:1) повторение, обобщение и систематизация полученных...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»(работа над тестовой частью)...
Конспект открытого урока по теме «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» - (работа над тестовой частью)
Конспект открытого урока по теме «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» -(работа над тестовой частью) В аракян В.Г.(РФ, Москва, ГБОУ Ш №2065,vera.varakyan@mail.ru)...
Конспект урока по теме: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)
Материалы урока позволяют повторить, обобщить и систематизировать полученные знания, необходимые для выполнения тестовых заданий по ОГЭ (с новыми изменениями), уметь применять их на практике, подготов...