Повторение изученного по теме "Морфемика и словообразование"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Урок-повторение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к уроку | 2.42 МБ |
конспект урока | 25.24 КБ |
Рабочий лист | 18.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Запишите предложения, вставив пропущенные буквы. Объясни их написание. Закат т… жело пылает на кронах д… ревьев . Последний луч ещё к… сается верхушек, а у п… дножия сосен уже темно. Бе …шумно парят летучие мыши. В зар … слях кто-то шевелится.
Теоретический диктант 1. Изменяемая часть слова……… 2. Часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов………… 3. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов…… 4. Часть слова без окончания. ….. 5. Часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов………
Передайте друг другу свои листочки, проверьте друг друга. Поставьте оценку. (за 1-2 ошибки – 4; за 3 – 3-4, больше – 2).
Какие вы знаете способы образования слов?
Определите, как образованы следующие слова. 1)Учительский 2)перелесок 3)Пододеяльник 4)выход 5)паровозный 6)Госбанк 7)Морской 8)РФ 10)генерал-майор 11)Ледокол 12) Завхоз 13)Прибрежный 14)Спецназ
-кос-, - кас - - гар -, -гор- Орфограммы – зар -, - зор - пре- и при- Ы- И после приставок Соединительная О , Е
А) Выхожу один я на дорогу; сквозь туман кремнистый путь бл е стит Б) Ночь уже л о жилась на горы. В) Заг о релась на небе над рекой семицветная радуга. Г) Белый пар по лугам расст и лается . Д) Детей из школы заб и рает бабушка. Е) Испокон века книга р а стит человека. Ж)Начинают просыпаться птицы, оз а ренные лучами разг о рающегося солнца.
Заполните таблицу, поставив галочку в нужной колонке. Слова е и Пр...неприятный пр...соединиться пр...землиться пр...вокзальное кафе пр...лечь пр … ступление пр…клонить колени перед мамой Пр...мудрый старик, пр…вращение пр... косновение к руке
Буквенный диктант 1)Под.. грать , 2)сверх .. нтересный , 3 ) роз.. грыш , 4)пред .. стория , 5 ) об.. скать , 6) меж.. здательский , 7 ) пред.. юньский , 8)по .. скать
Игра «Угадай словечко». По лексическому значению узнать слово, записать, объяснить условие выбора О - Е. Специалист по разведению садов. Никогда не ест ,а только пьет, а когда зашумит всех приманит. Русская народная игра — пляска. С утра сидит на озере любитель…. Тот , кто идет пешком. Человек , изучающий родной край.
Творческая работа. Добавьте в текст сложные слова. Друг моего друга. У моего друга есть опытный коротко________ ный висло____ ий пёс. И хотя он и ____ корослый , но очень______душный и само _______ ный . ( - стоятель -, -добр-, -люб-,- шёрст , -ухо-, -низ-) - Прочтите получившееся.
Вывод: Ребята, что же мы с вами сегодня повторили на уроке?
Предварительный просмотр:
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 6 класс
Тема: «Морфемика, Словообразование. Повторение изученного».
Цель урока: систематизация знаний по теме "Морфемика и словообразование".
Задачи: повторить и обобщить ранее изученное о морфемике ,морфемах и их роли в словообразовании; закрепить навык производить морфемный и словообразовательный разбор слова; повторить изученные орфограммы; развивать навык работы в группах, мотивацию к аналитической деятельности; воспитывать интерес к изучению языка, уважительное отношение друг к другу.
Формы работы: индивидуальная, коллективная, групповая.
Оборудование: презентация, рабочий лист.
Ход урока
1. Организационный момент. (слайд 1)
2. Введение в тему (Работа с текстом - слайд 2)
Прочитайте текст. Обратите внимание на слова, в которых пропущены буквы. Что мы должны знать, чтобы правильно записать их? (Знать состав слова, уметь находить морфемы и точно определять границы между ними).
Запишите предложения, вставив пропущенные буквы.
Закат т…жело пылает на кронах д…ревьев. Последний луч ещё к…сается верхушек, а у п…дножия сосен уже темно. Бе…шумно парят летучие мыши. В зар…слях кто-то шевелится.
3. Устный опрос. Теоретический диктант. (слайд 3)
А) Изменяемая часть слова.(окончание)
Б) Часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов. (суффикс)
В)Гласная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. (корень)
Г) Часть слова без окончания (основа)
Д) Часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов (приставка)
4. Работа в парах. (слайд 4 + рабочий лист)
- Молодцы, с теоретическим заданием вы справились, а теперь посмотрите на следующее задание и выполните его .
№ | Вопрос | Ответ |
1 | Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов, называется __________ | |
2 | Какое окончание в слове “замечательный”? | |
3 | Какой корень в слове “прыгнешь”? | |
4 | Какое окончание в слове “уснул”? | |
5 | Какой суффикс в слове “бумажка”? | |
6 | Какой корень в слове “собрать”? | |
7 | Какой (ие) суффиксы в слове «задумалась» ? | |
8 | Какой корень в слове “учительская”? |
Передайте друг другу свои листочки, проверьте друг друга. Поставьте оценку. (за 1-2 ошибки – 4; за 3 – 3-4, больше – 2).
(Учитель читает правильные ответы. Ребята проверяют соответствие оценки)
5. Устный опрос.
Какие вы знаете способы образования слов?(слайд 5) (Ребята перечисляют, приводят примеры)
6. Определите, как образованы следующие слова.
1)Учительский
2)перелесок
3)Пододеяльник
4)выход
5)паровозный
6)Госбанк
7)Морской
8)РФ
10)генерал-майор
11)Ледокол
12) Завхоз
13)Прибрежный
14)Спецназ
7.А теперь давайте немного отдохнём и разгадаем ребусы (слайд 7-11)
8.Словообразование тесно связано с орфографией. И сейчас мы с вами повторим основные правила орфографии, изученные в этом разделе.(слайд 12)
А) Какие корни с чередующимися гласными мы изучали?
Б) Расскажите о правописании корней –кас- -кос.
В) Расскажите о правописании корней –гар- -гор.
Г) Расскажите о правописании корней –зар- -зор.
9. Задание: Я диктую предложения. Вам необходимо выписать только слова с чередующимися гласными в корне, графически обозначить орфограммы.
А) Выхожу один я на дорогу; сквозь туман кремнистый путь бл..стит
Б) Ночь уже л..жилась на горы.
В) Заг..релась на небе над рекой семицветная радуга.
Г) Белый пар по лугам расст..лается.
Д) Детей из школы заб..рает бабушка.
Е) Испокон века книга р..стит человека.
Ж)Начинают просыпаться птицы, оз..ренные лучами разг..рающегося солнца.
- Проверяем по цепочке, выставляем оценки. (слайд 13)
Гласные в приставках пре- и при-.
10. Расскажите о правилах выбора гласной в приставках пре- и при-.
С теорией справились, приступаем к практике. Перед вами карточки с заданием.
Задание: заполните таблицу, поставив галочку в нужной колонке.
- Проверка с объяснением.(слайд 14 + рабочий лист)
Слова | е | и |
Пр...неприятный | ||
пр...соединиться | ||
пр...землиться | ||
пр...вокзальное кафе | ||
пр...лечь | ||
пр…ступление | ||
пр…клонить колени перед мамой | ||
Пр...мудрый старик, | ||
пр…вращение | ||
пр...косновение к руке |
11. Все ли орфограммы, изученные в этом разделе, мы с вами сегодня повторили? Нет. Правописание Ы- И после приставок
Буквенный диктант. (слайд 15 + рабочий лист)
1)Подыграть, 2)сверхинтересный, 3) розыгрыш, 4)предыстория, 5) обыскать, 6) межиздательский, 7) предыюньский, 8)по..скать
Проверка. Один человек у доски.
12. Как образуются сложные слова? Когда пишется соединительная О , Е в сложных словах? (слайд 16)
Игра «Угадай словечко». По лексическому значению узнать слово, записать, объяснить условие выбора О - Е.
Специалист по разведению садов. САДОВОД
Никогда не ест ,а только пьет, а когда зашумит всех приманит. САМОВАР
Русская народная игра — пляска. ХОРОВОД
С утра сидит на озере любитель….РЫБОЛОВ
Тот, кто идет пешком. ПЕШЕХОД
Человек, изучающий родной край. .КРАЕВЕД
13.Творческая работа. Добавьте в текст сложные слова.(слайд 17)
Друг моего друга.
У моего друга есть опытный коротко________ный висло____ий пёс. И хотя он и ____корослый, но очень______душный и само_______ный.
( -стоятель-, -добр-, -люб-,-шёрст, -ухо-, -низ-)
- Прочтите получившееся.
Итак, что мы сегодня повторили на уроке? (слайд 18)
Над чем стоит ещё поработать?
В чём возникают трудности?
С каким настроением вы уходите с урока?
Вывод: Морфемика и словообразование – важнейший раздел русского языка. Этот раздел тесно связан с лексикой, орфографией, культурой речи. Знание этого раздела поможет избежать многих ошибок и сделать нашу речь правильной и грамотной.
Рефлексия.
-Было интересно...
-Меня удивило...
-Мне удалось...
- Мне не удалось...
- Спасибо за работу на уроке.
Предварительный просмотр:
Рабочий лист ученика(цы) 6-А класса __________________________________
1. Запишите предложения, вставив пропущенные буквы. Объясни их написание.
Закат т…жело пылает на кронах д…ревьев. Последний луч… ещё к…сается верхушек, а у п…дножия сосен уже темно. Бе…шумно парят летучие мыши. В зар…слях кто-то шевелится.
2.
№ | Вопрос | Ответ |
1 | Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов, называется __________ | |
2 | Какое окончание в слове “замечательный”? | |
3 | Какой корень в слове “прыгнешь”? | |
4 | Какое окончание в слове “уснул”? | |
5 | Какой суффикс в слове “бумажка”? | |
6 | Какой корень в слове “собрать”? | |
7 | Какой (ие) суффиксы в слове «задумалась» ? | |
8 | Какой корень в слове “учительская”? |
3. Определите, как образованы следующие слова.
1)Учительский
2)перелесок
3)Пододеяльник
4)выход
5)паровозный
6)Госбанк
7)Морской
8)РФ
10)генерал-майор
11)Ледокол
12) Завхоз
13)Прибрежный
14)Спецназ
4. Заполните таблицу, поставив галочку в нужной колонке.
Слова | е | и |
Пр...неприятный | ||
пр...соединиться | ||
пр...землиться | ||
пр...вокзальное кафе | ||
пр...лечь | ||
пр…ступление | ||
пр…клонить колени перед мамой | ||
Пр...мудрый старик, | ||
пр…вращение | ||
пр...косновение к руке |
5. Буквенный диктант
1)Под..грать, 2)сверх..нтересный, 3) роз..грыш, 4)пред..стория, 5) об..скать, 6) меж..здательский, 7) пред..юньский, 8)по..скать
4. Игра «Угадай словечко». По лексическому значению узнать слово, записать, объяснить условие выбора О - Е.
Специалист по разведению садов.
Никогда не ест ,а только пьет, а когда зашумит всех приманит.
Русская народная игра — пляска.
С утра сидит на озере любитель….
Тот, кто идет пешком.
Человек, изучающий родной край.
6. Творческая работа. Добавьте в текст сложные слова.
Друг моего друга.
У моего друга есть опытный коротко________ный висло____ий пёс. И хотя он и ____корослый, но очень ______душный и само_______ный.
( -стоятель-, -добр-, -люб-,-шёрст, -ухо-, -низ-)
- Прочтите получившееся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка "Повторение изученного по морфемике и словообразованию в 9 классе"
Конспект урока русского языка по теме "Повторение изученного по морфемике и словообразованию в 9 классе" разработан в соответствии с требованиями "Программы" по русскому языку для учащихся общеобразов...
Словообразование. Повторение изученного. 6 класс
Систематизация и обобщение изученного по теме «Словообразование»....
Урок – практикум Повторение изученного по теме «Словообразование и орфография» (6 класс)
Цели урока:- повторить орфограммы, изученные в разделе «Словообразование и орфография», условия их выбора, опознавательные признаки;- формировать умение применять изученное на практике;- привива...
Тест Повторение изученного по теме «Словообразование и орфография» (6класс)
Тест Повторение изученного по теме «Словообразование и орфография» (6класс)...
Разработка урока по русскому языку в 6 классе "Повторение изученного по теме "Словообразование"
Тема: Повторение изученного по теме «Словообразование» Вид урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний...
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО: ЛЕКСИКА, МОРФЕМИКА, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
Планируемые результаты:предметные: на практике применяют знания из области лексики, морфемики, словообразования; владеют навыками лексического, морфемно - словообразовательного разборов;личностные: им...
Повторение изученного по теме:"Морфемика. Словообразование"
Повторить основные морфемы русского языка...