Разработка урока по русскому языку в 6 классе "Повторение изученного по теме "Словообразование"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
Тема: Повторение изученного по теме «Словообразование»
Вид урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний
Тип: урок с использованием активных форм работ
Цели:
1.Обучающая: обобщить и углубить полученные знания о
словообразовании; обработать навыки морфемного и словообразовательного анализа слов; развивать и совершенствовать орфографическую зоркость
2.Развивающая: уметь сравнивать, делать выводы, обобщать материал, работать со словарём, совершенствовать умения производить морфемный анализ слова с учётом его значения и особенностей образования, производить словообразовательный разбор слова.
3.Воспитательная: воспитать интерес к русскому языку, расширить кругозор и активность, инициативность, аккуратность; формировать навыки контроля и самоконтроля; активизировать познавательную деятельность
Методы и формы работы:
Словесный, наглядный, репродуктивный, продуктивный, частично- поисковый
Словарная, парная, фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, тестирование, игра, комментированные формы работы
Оборудование урока: компьютер, мультимедиапроектор,таблицы, учебники по русскому языку для 6 класса (авторы: М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян, Т.А. Ладыженская), школьный словообразовательный словарь под редакцией А.Н.Тихонова, тестовые задания
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Больше-Аратская средняя школа
Повторение изученного по теме «Словообразование»
6 класс
Подготовила: Шабунина Валентина Витальевна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории
с. Большая Арать
Тема: Повторение изученного по теме «Словообразование»
Вид урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний
Тип: урок с использованием активных форм работ
Цели:
1.Обучающая: обобщить и углубить полученные знания о
словообразовании; обработать навыки морфемного и словообразовательного анализа слов; развивать и совершенствовать орфографическую зоркость
2.Развивающая: уметь сравнивать, делать выводы, обобщать материал, работать со словарём, совершенствовать умения производить морфемный анализ слова с учётом его значения и особенностей образования, производить словообразовательный разбор слова.
3.Воспитательная: воспитать интерес к русскому языку, расширить кругозор и активность, инициативность, аккуратность; формировать навыки контроля и самоконтроля; активизировать познавательную деятельность
Методы и формы работы:
Словесный, наглядный, репродуктивный, продуктивный, частично- поисковый
Словарная, парная, фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, тестирование, игра, комментированные формы работы
Оборудование урока: компьютер, мультимедиапроектор,таблицы, учебники по русскому языку для 6 класса (авторы: М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян, Т.А. Ладыженская), школьный словообразовательный словарь под редакцией А.Н.Тихонова, тестовые задания
Не можешь оторвать глаз от лесенки слов, на которой покоится жизнь с её прошлым, с её нынешним пульсом, со взглядом в завтра… В. Песков
Содержание урока | Психолого-педагогическое обоснование деятельности учителя | Ожидаемые результаты со стороны ученика |
1.Организационный момент. 2.Создание проблемной ситуации. -Ребята, мы с вами изучили сложный раздел русского языка. -Давайте вспомним, как этот раздел называется. -Как вы думаете, чем мы сегодня на уроке будем заниматься? Какие цели вы поставите перед собой? ( 1слайд) —Работа с эпиграфом -Ребята, давайте прочитаем эпиграф к уроку. (эпиграф написан на доске) - Какой смысл вкладывает автор в эти слова? Слово учителя Словообразование – один из важнейших разделов русского языка. Словообразование – один из источников пополнения словарного запаса. Многие орфографические правила опираются на словообразование. Поэтому, чтобы понять смысл, суть правил, надо хорошо знать состав слова, его строение, находить морфемы и точно определять границы между ними. — Ребята, а что же такое морфема? 3.Закрепление материала -Чтобы вспомнить морфемы, я предлагаю вам разгадать кроссворд. (2 слайд) Кроссворд по горизонтали: 1.Изменяемая часть слова. 5.Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. по вертикали: 2. Часть слова без окончания. 3. Часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. 4. Часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов. -Молодцы, а сейчас мы проведём игру «Угадай слово» -На доске «спрятано» слово, догадайтесь какое. Я открою первую букву. Сможете ли вы догадаться, какое это слово? (нет). (скрыто слово «тигрята») -Открываю последнюю букву. Стало ли слово вам понятнее? (нет) -Кто может предположить, какая это морфема и какой части речи (или частям речи) она может принадлежать? (окончание существительного или глагола) - Как вы догадались? Подберите слова с этой же морфемой (машина, улица, взяла, приняла). - Что можно определить по окончанию, когда нам дано слово полностью (род, число, падеж, спряжение). - Здесь вы видите другие окончания, каким частям речи они принадлежат? Подберите примеры ( -ешь,- ут,- ют, -ая, -ое, - читаешь, пишут, поют, светлая, большое, врач). - Для чего нужно окончание? (для связи слов в словосочетании и предложении) - Какие части речи не имеют окончания? (наречие) -А теперь я открою сразу три буквы. Кто догадался, какое слово здесь «прячется»? (тигрята) - Благодаря какой морфеме вы догадались? (корню). -Какой вывод можно сделать. Что такое корень? (корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Без корня слов не бывает). - Оказывается, в русском языке 4,5 тысяч корней, а служебных морфем намного меньше: 500 суффиксов, меньше 100 приставок и около 100 окончаний, поэтому-то мы и допускаем больше ошибок именно в корнях слов. - А что обычно находится после корня? (суффикс) Для чего он служит? (для образования новых слов) -Откроем всё слово. Сравните: тигр – тигрята. Что меняется в значении слова и благодаря какой морфеме это происходит? - ят - обозначает детёнышей животных, птиц. Как мы называем такой суффикс? (уменьшительно-ласкательный). Подберите примеры с этим суффиксом (котята, щенята, цыплята) - Какую ещё морфему можно выделить в этом слове? (основу) -Что такое основа? (Часть изменяемого слова без окончания) -А бывают ли слова, где часть основы находится после окончания? Приведите примеры (ся, сь). Как мы тогда выделяем основу? (она будет прерывистой) -А какой же морфемы нет в слове? (приставки) Для чего она служит и какое место занимает в слове? (перед корнем и служит для образования новых слов) Докажите это. Работа в группах (задание на карточках) - Передайте друг другу свои листочки, проверьте друг у друга. Поставьте оценку. Лист оценивания (3 слайд) ( 0 ошибок- «5», за 1-2 ошибки – « 4»; за 3–«3», больше 3 – «2») – А теперь я называю верные ответы. Проверьте, соответствуют ли они вашим оценкам. (4 слайд) (Учитель читает правильные ответы). – Поднимите руку, кто написал на «5»; на «4»; на «3»; на «2». Игра «Составь слово» - Ребята, давайте попробуем сконструировать слова с помощью отдельных морфем. Работаем индивидуально, кто первый запишет слово, поднимает руку и называет готовый ответ. Выделите морфемы в словах. ( карточки с заданием у каждого на столе) 1) От глагола понёс взять приставку, от глагола дарить корень, от существительного кружок суффикс. - Какое слово получилось? (подарок) 2) От глагола побелел взять корень, от прилагательного маленький суффикс, от прилагательного синий окончание. (беленький) 3) От глагола пришёл взять приставку, от глагола улетел взять корень, от глагола бежит окончание. (прилетит) Физминутка Способы образования слов - Ребята, давайте вспомним способы образования слов. Какие вы знаете способы образования слов? 1. приставочный 2. суффиксальный 3.приставочно-суффиксальный 4. сложение (основ или целых слов) 5.сложение сокращенных основ 6. переход одной части речи в другую ( 5 слайд ) Словообразовательный разбор слов (задание на карточках) - Вы должны выполнить словообразовательный разбор слов. Задание выполняется в парах. Можно совещаться, но так, чтобы не мешать своим товарищам. Кто готов, поднимает руку. Морфемный и словообразовательный разборы слова приморский Словообразование и орфография Словообразование тесно связано с орфографией. И сейчас мы с вами повторим основные орфографические правила, изученные в этом разделе.
1) Корни с чередованием гласной — Какие корни с чередующимися гласными мы изучали? (6слайд) —От какого условия зависит написание гласных в корнях -кос-, -кас-? — От какого условия зависит написание гласных в корнях -гар-,-гор-? -Назовите и другие корни с чередованием гласных. (7 слайд) Задание:Вставьте пропущенные буквы в корни с чередованием. Объясните выбор гласной графически. (Выписать только слова с чередованием в корне). Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях. (задания на карточках) 1. Софья наклонялась, срывала цветок и легким прик…сновением пальцев гладила дрожащие лепестки. 2. Он знал эту отр…сль производства. 3. Ночь уже л…жилась на горы. 4. Все двери зап…рались на замок. 5. Река протекала в густых зар…слях. 6. Заг…рались и бл…стали стекла, озаренные пожаром. — Синтаксический разбор 1-го предложения. 2) Гласные в приставках пре- и при-. —Назовите условия выбора гласной в приставках пре- и при-. Задание: заполните таблицу, поставив галочку в нужной колонке. (индивидуальное задание) Тест 1) В каком ряду пре-, при- входят в состав корня. 1)привилегия, престижный 2)неприметный, превращение 2) В каких словах пропущенные буквы входят в приставки. Выберите правильный вариант. Кудесник, ты лживый безумный старик! Пр…зреть бы твое пр…дсказанье. 1) пре-, пред- 2) при-, прид- 3) Отметьте номера предложений, в которых есть слово с приставкой при-. 1)Бесшумно пр..чаливали разбойники к плывущему кораблю. 2) Непр…одолимо тянуло их богатство купцов. 3) Пр…шлось покинуть ему волжские берега. Словообразование и культура речи 1) Сообщение ученика. ( дом. зад.) 2) Сравним однокоренные слова с различными приставками и суффиксами. (слайд) горд-ость горд-ын-я горяч-к-а горяч-н-ость об-судить за-судить о-своить у-своить гордость – чувство собственного достоинства. гордыня – непомерная гордость. горячка (разг.) – сильное возбуждение, азарт. горячность – вспыльчивость, несдержанность. обсудить – кого-то, что-то. Засудить – человека. освоить – профессию. усвоить – материал. - Надо знать правила словообразования. Умение членить слово на морфемы, определять роль и значение морфем помогут избежать многих ошибок, связанных с грамотностью и культурой речи. Задание: составить словосочетания (по группам).
1 группа: надеть-? нарезать - ? 2 группа: одеть-? порезать - ? 4.Итоги урока. Рефлексия. -Ребята, что же мы с вами сегодня повторили на уроке? — основные способы словообразования. — морфемный и словообразовательный разборы — орфографические правила (пре-, при-, чередование корней). (Таблица). —отметили,что словообразование связано с другими разделами. — Какой можно сделать вывод? Вывод: Словообразование – важнейший раздел русского языка. Он тесно связан с лексикой, орфографией, культурой речи. Знание этого раздела поможет избежать многих ошибок и сделать нашу речь правильной и грамотной. 5.Самооценка. 6.Домашнее задание (дифференцированное) Повторить материал по теме. Письменно выполнить задание (кто-то выполняет оба, кто-то одно) а) Восстановите пропущенные звенья в словообразовательных цепочках: давний ... недавно; теннис ... теннисистка; велосипед ... велосипедистка; привлекать....привлекательность б) Распределите слова по группам в зависимости от способа словообразования. Приставить, подпись, сталевар, прибрежный, булочная, ракетчик, стенгазета, подрасти, подоконник, пригорок, больной, военный, выход, придорожный, военная (тайна) | Эмоциональный настрой на работу
С целью формирования умений и навыков используется частично-поисковый метод. Включение ребят в решение поставленной перед ними задачи происходит через создание проблемной ситуации. Ребята сами называют тему урока и ставят перед собой цели. Воспитательный и развивающий аспекты урока планируется раскрыть через использование частично-поискового метода, через индивидуальные и групповые способы организации познавательной деятельности, через атмосферу на уроке. Игра привлекает детей и тем самым создаёт почву для закрепления большого и сложного материала. Идёт фронтальная работа с учащимися, беседа по вопросам на основе ранее изученного материала. Игра - эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся; правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки; стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету; игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;
Групповая работа способствует созданию лучших условий для учебного самоопределения учащихся. В развивающем образовании групповая работа заставляет учащихся ставить цели и находить соразмерные его возможностям способы работы. Это даёт учителю, во-первых, дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения, во-вторых, возможность и необходимость органически сочетать на уроке ''обучение'' и ''воспитание'', строить и человеческие, и деловые отношения детей. Использование в своей работе индивидуального подхода позволяет учителю развить творческие силы в ученике, активизировать их деятельность, воспитывать потребность узнавать всё больше и больше о богатстве и многообразии форм русского языка. Использование на уроках русского языка индивидуального подхода позволяет раскрыть и развить способности учащихся, удовлетворить образовательные потребности каждого ученика в полной мере, адаптировать весь учебный процесс к особенностям школьников, стимулировать процессы самопознания и самоопределения личности. Любой новый материал, который учащийся усвоил на уроке, необходимо закрепить и выработать соответствующие ему умения и навыки. Физминутка служит для снятия усталости учащихся и повышения их работоспособности на уроке. Учитель должен проводить короткую разрядку длительностью в 1-2 минуты. Одной из форм разрядки является физкультминутка – разрядка с использованием различного рода движений. Она способствует смене позы и характера деятельности, отличается двигательной активностью, которая снимает утомление и восстанавливает эмоционально положительное состояние. Нередко ученик проявляет на уроке «двигательное беспокойство»: стремится изменить позу, отвлекается, не может сосредоточиться. Работа в парах предусматривает разделение на группы для выполнения определенных одинаковых или различных заданий (деление происходит на основе знаний психологических особенностей детей). Частично-поисковый метод позволяет развивать орфографическую грамотность, глубже и осознанней усваивать систему учебных методов. Самостоятельное выполнение заданий по повторению и более глубокому усвоению изучаемого материала и его применению на практике способствует развитию творческих способностей и совершенствованию учебных умений и навыков. Проблемный метод обучения позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся. Подведены итоги урока, внесены коррективы в свою деятельность. Использование на уроке разных методов обучения позволило повторить большой по объёму изученный материал, проверить умение применять полученные знания на практике. Работа каждого оценена, учебно-воспитательные задачи достигнуты. | Учащиеся настраиваются на работу Учащиеся вовлекаются в процесс усвоения знаний постепенно, сами выделяют новое. Учащиеся активно работают на уроке, нет пассивных, развивается память, стимулируется умственная деятельность учащихся, познавательный интерес к предмету. Учащиеся демонстрируют ранее полученные знания по данной теме. Учащиеся активно работают на уроке, нет пассивных, развивается память, стимулируется умственная деятельность учащихся, познавательный интерес к предмету. Взаимопроверка способствует выявлению пробелов в знаниях, воспитанию требовательности и уважения к товарищу. Учащиеся ограничены во времени, но стараются выполнить работу. Проговаривают ответы, слушают друг друга, проявляют свою требовательность Физминутка делает учеников жизнерадостными, активными, любознательными. Процесс усвоения знаний будет более лёгким и радостным. Развивается мышление учащихся. Каждый ребенок находит эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие не могут самостоятельно включиться в общую работу класса, без которой у робких и слабо подготовленных детей развивается школьная тревожность, а у лидеров неприятно искажается становление характера. Каждый ребенок утверждается в себе, попробует свои силы в посильном для него задании. Следовательно, идёт активная работа по формированию речевых навыков, умения общаться с аудиторией. Развивается умение отстаивать свою точку зрения, использовать доказательства, делать выводы. Развивается самостоятельность, повышается работоспособность, вырастает чувство ответственности за проделанную работу. В целом же – повышается творческий потенциал. Знания усваиваются прочнее. В работе детей отмечается осознанное владение теоретическим материалом и умение применять полученные знания на практике. Выполнение тестовых заданий позволит учащимся проанализировать ошибки и в дальнейшем не допускать их. Учащиеся получают новые знания, которые помогут избежать ошибок, связанных с грамотностью и культурой речи. Изучение раздела «Словообразование» поможет учащимся в дальнейшем избежать ошибок, обогатит их знаниями и умениями, которые ребята смогут применить на ЕГЭ при выполнении некоторых заданий части А и В. Дифференцированные задания позволяют учащимся проявить свои способности, повышают самооценку. |
Приложение
1 слайд
Цели урока:
1.Обучающая:обобщить и углубить полученные знания о словообразовании; обработать навыки морфемного и словообразовательного анализа слов; развивать и совершенствовать орфографическую зоркость
2.Развивающая:уметь сравнивать, делать выводы, обобщать материал, работать со словарём, совершенствовать умения производить морфемный анализ слова с учётом его значения и особенностей образования, производить словообразовательный разбор слова.
3.Воспитательная:воспитать интерес к русскому языку, расширить кругозор и активность, инициативность, аккуратность; формировать навыки контроля и самоконтроля; активизировать познавательную деятельность
2 слайд
Кроссворд
по горизонтали: 1. Изменяемая часть слова. 5. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.
по вертикали: 2. Часть слова без окончания. 3. Часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. 4. Часть слова, которая находится после корня и служит для образования слов.
Задание на карточках
«Запиши правильный ответ»
№ | Вопрос | Ответ |
1 | Часть слова, которая служит для образования формы слова, называется __________ | |
2 | Какое окончание в слове “договорилась”? | |
3 | Какой корень в слове “досрочный”? | |
4 | Какое окончание в слове “видел”? | |
5 | С помощью какого суффикса образовано слово “охотник”? | |
6 | Какой корень в слове “маленький”? | |
7 | Слово белизна образовано _______________ способом | |
8 | Каким способом образовано слово “героизм”? |
3 слайд
Лист оценивания
4 слайд
Ответы
5 слайд
Способы образования слов
1. приставочный
2. суффиксальный
3. приставочно-суффиксальный 4. бессуффиксный
5. сложение (основ или целых слов)
6. сложение сокращенных основ
7. переход одной части речи в другую
Задание на карточках
Определите способ образования данных слов
Развесёлый Овражек Подсвечник Бег Диван-кровать Самовар Мороженая рыба Съел мороженое
Правильные ответы
1. Развесёлый ← весёлый (приставочный способ)
2. Овражек ← овраг (суффиксальный)
3. Подсвечник ← свеча (приставочно-суффиксальный)
4. Бег← бегать (бессуффиксный)
5. Диван-кровать← диван, кровать (сложение целых слов)
6. Самовар ← сам варит (сложение сокращённых основ слов)
7. Мороженая рыба} переход одной части речи в другую
8. Съел мороженое}
6слайд
Корни с чередованием гласных
7слайд
Корни с чередованием гласных
Задание на карточках
Вставьте пропущенные буквы в корни с чередованием. Объясните выбор гласной графически.
(Выписать только слова с чередованием в корне)
1. Софья наклонялась, срывала цветок и легким
прик…сновением пальцев гладила дрожащие лепестки.
2. Он знал эту отр…сль производства.
3. Ночь уже л…жилась на горы.
4. Все двери зап…рались на замок.
5. Река протекала в густых зар…слях.
6. Заг…рались и бл…стали стекла, озаренные пожаром.
— Синтаксический разбор 1-го предложения.
8слайд
Тест
1) В каком ряду пре-, при- входят в состав корня.
а) привилегия, престижный
б) неприметный, превращение
2) Отметьте правильный вариант, выберите приставки.
а) Кудесник, ты лживый безумный старик!
б) Пр…зреть бы твое пр…дсказанье.
а) пре-, пред- б) при-, прид-
3) Отметьте предожения, в которых есть слово с приставкой при-.
а) Бесшумно пр..чаливали разбойники к плывущему кораблю.
б) Непр…одолимо тянуло их богатство купцов.
в) Пр…шлось покинуть ему волжские берега.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по русскому языку в 5 классе по теме: «Повторение и обобщение изученного материала по разделу «Морфемика»
Разработка урока по русскому языку 5 класса...
"Способы словообразования в русском языке" (разработка урока по русскому языку в 10 классе)
"Способы словообразоваяния в русском языке" (разработка урока по расскому языку в 10 классе)...
Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Наречие. Обобщение изученного. 7класс"
Тип урока: комбинированный (интегрированное изучение русского языка и литературы) Цель урока: обобщение изученного о наречии, повторение орфографических правил, развитие речи учащихся, освоение л...
Методическая разработка урока по русскому языку 7 класс по теме "Повторение и обобщение изученного о предлоге".
Методическая разработка урока с приложением и презентация....
Разработка урока по русскому языку в 10 классе Русский язык в современном мире (по учебнику Власенкова А.И.)
Разработка содержит презентацию и приложения для групповой работы....
Урок по русскому языку: Диктант по изученным орфограммам- буквой Ё и О после буквы шипящего в корне слова и ранее изученным орфограммам
Урок контроля. Ученик учиться владеть различными видами аудирования, писать слова с изученной орфограммой....
Методическая разработка урока по русскому языку Происхождение и употребление лексики современного русского языка
Методическая разработка урока по русскому языку предназначена для проведения занятия у студентов первого курса, обучающихся специальностям СПО при повторении раздела «Лексика и фразеология&raqu...