Урок – практикум Повторение изученного по теме «Словообразование и орфография» (6 класс)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Гончарова Светлана Николаевна

 

Цели урока:

- повторить орфограммы, изученные в разделе «Словообразование и орфография», условия их выбора, опознавательные признаки;

- формировать умение применять изученное на практике;

- прививать детям интерес к изучению русского языка, любовь к русскому слову.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок – практикум

Повторение изученного по теме «Словообразование и орфография»

(6 класс)

Цели урока:

- повторить орфограммы, изученные в разделе «Словообразование и орфография», условия их выбора, опознавательные признаки;

- формировать умение применять изученное на практике;

- прививать детям интерес к изучению русского языка, любовь к русскому слову.

Ход урока

1.Вступительное слово учителя.

- Здравствуйте, дорогие ребята!

Сегодняшний урок я хочу начать со стихотворения поэта С.Острового «Первородство». Послушайте его внимательно и выделите в нем ключевые слова.

К словам привыкаешь день ото дня,

А они первородного смысла полны...

И когда я слышу:

-Извини меня!-

Это значит:

-Исключи меня из вины!

 

У слова цвет своего огня.

Своё пространство. Свои рубежи.

И когда я слышу:

-Обереги меня!

Это значит:

-Берегами меня окружи!

У слова есть корни. И есть родня.

Оно не подкидыш под сирым кустом.

И когда я слышу:

-Защити меня!

Это значит:

-Спрячь меня под щитом!

Вслушайся. Вникни. Не позабудь.

У слова свой норов. Своё нутро.

И если ты в эту проникнешь суть-

Слово тебе сотворит добро.

2. Подводящий диалог.

- На какие слова поэт обращает внимание?

- Выделите в них корень и объясните гласные в корне слова.

- Во всех словах мы выделили корень. Для чего нужно разбираться в строении слова? (Определять смысл слова)

- Какой раздел науки о языке изучает  строение слова?

- А ещё для чего нужно разбираться в строении слова?( чтобы правильно писать)

3. Формулировка темы урока, целей урока.

(Стук в дверь)

Входит Незнайка.

Много чему я хотел научиться:

Стихи сочинять и на флейте играть.

Даже портреты друзей своих верных

Пытался красиво нарисовать.

Теперь захотел научиться писать,

Чтоб без ошибок всегда различать

Чередованья в корнях О и А,

Что так измучили меня.

4.Практическая часть.

- Ребята, давайте поможем Незнайке , расскажем о правописании корней с чередующимися гласными. (Формулировка правила).

-Теорию вы усвоили хорошо, а теперь перейдем к практике.

1 задание: узнайте слово по лексическому значению, запишите его, обозначьте орфограмму.

Лексический диктант

1) Выцвести, потерять окраску (выгореть)

2)  Слегка дотронуться до чего- нибудь  (прикоснуться)

3) Приобрести загар (загореть0

4) В математике: прямая, имеющая общие точки с прямой, но не пересекающая её (касательная)

5) Смуглый от загара (загорелый)

6) Сгореть до конца, погаснуть (догореть)

7) Масло, добываемое из растений (растительное)

8) Догадка, предварительная мысль (предположение)

9) Что- то описывать, передавать устной или письменной речью (излагать)

- Работа закончена. Незнайка, теперь ты понял, отчего зависит выбор букв О и А в корнях с чередованием.

- И какое у тебя после этого настроение? (Прекрасное)

- А как ты напишешь слово «прекрасное»?

- Я думаю, что ребята помогут Незнайке и расскажут об условиях выбора гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ-.

Рифмованные правила.

1.Прибыл ли поезд, приплыл теплоход,

Космонавт прилетел из Вселенной-

В словах придёт, прилетит, приплывёт

Пишется ПРИ- ,несомненно.

2. Винт привинтил, прикрутил колесо,

Приклеил, пришил умело-

Пишем мы ПРИ- ,говоря обо всём,

Что добрые руки приделали.

3. Если что-то находится около, рядом-

Привокзальная площадь, приморский бульвар-

Обязательно ПРИ- в словах писать надо

(Если даже вам кто-то про ПРЕ- подсказал).

4. Язык прикусил- не совсем откусил,

Пригорело- не значит сгорит.

Помни — что сделано, но не совсем,

Пишем с приставкой ПРИ-.

   

5. ПРИ- или ПРЕ-? ПРЕ- или ПРИ-?

Это совсем не секрет.

На содержание слова смотри-

Сразу получешь ответ.

ПРЕдлинный достанет до крыши рукой,

ПРЕжадный не даст вам конфету.

Если «очень такой» или «очень сякой»,

ПРЕ- мы напишем при этом.

6. Дожди непременно льют в ноябре,

Но грамотным дождь не преграда.

Где очень похожи ПЕРЕ-и ПРЕ-

Писать только ПРЕ- надо.

2 задание: Распределительный диктант.

В левый столбик выпишите слова с приставкой ПРИ-, в правый с приставкой ПРЕ-

Пр..интересный рассказ, пр..держиваться за край стола, пр..вокзальная площадь, пр..ехать на автомобиле, неожиданная пр..града, пр..миленький ребенок, пр..поднять тяжелый шкаф,  пр..мчаться, пр..красное настроение.

- Для проверки используется метод сверки.

-Незнайка, а ты любишь играть?

- А во что бы ты сыграл?

- Ребята, а какое правило объясняет правописание слов играть- сыграть?

3 задание: Составьте три предложения или текст на тему «Футбольный матч», используя словосочетания: сверх..нтересная игра, великолепно с.граться, под..тожить результат.

- Молодцы, ребята! И с этим заданием вы справились.

- Незнайка, а фокусы ты любишь?

В русском языке есть свои фокусники. Они могут из двух (иногда даже из трех) корней составить одно слово. Но попасть к фокусникам нелегко. Они живут на вершине горы. И нам предстоит пройти сложный путь.

4 задание: Игра «На вершине горы». Заполнить таблицу словами.

л

у

н

о

х

о

д

п

ч

е

л

о

в

о

д

о

б

щ

е

ж

и

т

и

е

б

е

н

з

о

з

а

п

а

с

м

о

р

е

п

л

а

в

а

т

е

л

ь

1. Путешественник по морям.

2. Запас бензина.

3. Помещение для совместного проживания людей.

4.Человек. занимающийся пчеловодством.

5. Аппарат, передвигающийся по Луне.

- Вот мы и добрались до вершины горы!

- Как называются слова- фокусники? (сложные слова)

- Как называются гласные, соединяющие части сложного слова?

- В каких случаях пишется соединительная е, а когда о ?

- Итак, наш урок подходит к концу. Надеюсь, Незнайка, ты сегодня узнал много нового и интересного, а ребята повторили изученный материал. И в заключении я предлагаю выполнить итоговый тест (5 задание).

Работа за компьютером или с печатным вариантом.

Тест.

1.Раздел науки о языке, который изучает строение слова и способы его образования называется:

а)морфология;

б)словообразование;

в)лексика;

г)фонетика.

2.Найди слово, которое соответствует данной схеме:

а)перечитала;

б)приготовилась;

в)приморский;

г)преподаватель.

3.Найди лишнее слово:

а)сложный;

б)сложить;

в)слагаемый;

г)прилагательное.

4.Найди слово с буквой О в корне:

а)неприк..сновенность;

б)выр..сти;

в)изл..гать;

г)к..сательная.

5.Найди слово с буквой А в корне:

а)заг..рать;

б)р..сток;

в)изл..жение;

г)выр..сти.

6.Найди слово с приставкой при-:

а)пр..пятствие;

б)пр..добрый;

в)пр..тащиться;

г)пр..града.

7.Найди слово с приставкой пре-:

а)пр..дорожный;

б)пр..спокойно;

в)пр..глушить;

г)пр..ехать.

8.Найди слово с соединительной гласной Е:

а)вод..провод;

б)глаз..мер;

в)жизн..описание;

г)басн..писец.

5. Подведение итогов.

6. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Систематизация и обобщение изученного по теме:" Словообразование и орфография" 6 класс

Методическая разработка урока включает план-конспект содержания урока и мультимедийную презентацию....

Повторение и обобщение изученного по теме: Словообразование и орфография

Данный учебный материал может быть использован на уроках русского языка в 6 классе  в рамках повторения и обобщения по теме; Словообразование и обобщение. Сам урок постороен в форме путешествия п...

Тест Повторение изученного по теме «Словообразование и орфография» (6класс)

Тест Повторение изученного по теме «Словообразование и орфография» (6класс)...

Обобщение изученного по теме «Фонетика. Графика. Орфография" (5 класс)

Технологическая карта урока + презентация для интерактивной доскиФорма урока - урок-путешествие (игровая технология). Цели урока: выявление степени владения обучающими теоретическими знаниями и п...

Технологическая карта урока "Обобщение изученного по теме "Словообразование""

Технологическая карта составлена в соответствии с ФГОС....

Контрольная работа по теме «Словообразование и орфография» 6 класс

Данная работа проверочная работа проверяет у учащихся знания  по изученным разделам. Проверяется умение учащихся работать с чередующимися   корнями, отличать их от корней с безуда...

Контрольная работа по теме "Словообразование и орфография" 6 класс

Контрольная работа по теме "Словообразование и орфография" 2 варианта...