Урок – практикум Повторение изученного по теме «Словообразование и орфография» (6 класс)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Цели урока:
- повторить орфограммы, изученные в разделе «Словообразование и орфография», условия их выбора, опознавательные признаки;
- формировать умение применять изученное на практике;
- прививать детям интерес к изучению русского языка, любовь к русскому слову.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-praktikum_povtorenie_temy_slovoobrazovanie_i_orfografiya_6_kl.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – практикум
Повторение изученного по теме «Словообразование и орфография»
(6 класс)
Цели урока:
- повторить орфограммы, изученные в разделе «Словообразование и орфография», условия их выбора, опознавательные признаки;
- формировать умение применять изученное на практике;
- прививать детям интерес к изучению русского языка, любовь к русскому слову.
Ход урока
1.Вступительное слово учителя.
- Здравствуйте, дорогие ребята!
Сегодняшний урок я хочу начать со стихотворения поэта С.Острового «Первородство». Послушайте его внимательно и выделите в нем ключевые слова.
К словам привыкаешь день ото дня,
А они первородного смысла полны...
И когда я слышу:
-Извини меня!-
Это значит:
-Исключи меня из вины!
У слова цвет своего огня.
Своё пространство. Свои рубежи.
И когда я слышу:
-Обереги меня!
Это значит:
-Берегами меня окружи!
У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
И когда я слышу:
-Защити меня!
Это значит:
-Спрячь меня под щитом!
Вслушайся. Вникни. Не позабудь.
У слова свой норов. Своё нутро.
И если ты в эту проникнешь суть-
Слово тебе сотворит добро.
2. Подводящий диалог.
- На какие слова поэт обращает внимание?
- Выделите в них корень и объясните гласные в корне слова.
- Во всех словах мы выделили корень. Для чего нужно разбираться в строении слова? (Определять смысл слова)
- Какой раздел науки о языке изучает строение слова?
- А ещё для чего нужно разбираться в строении слова?( чтобы правильно писать)
3. Формулировка темы урока, целей урока.
(Стук в дверь)
Входит Незнайка.
Много чему я хотел научиться:
Стихи сочинять и на флейте играть.
Даже портреты друзей своих верных
Пытался красиво нарисовать.
Теперь захотел научиться писать,
Чтоб без ошибок всегда различать
Чередованья в корнях О и А,
Что так измучили меня.
4.Практическая часть.
- Ребята, давайте поможем Незнайке , расскажем о правописании корней с чередующимися гласными. (Формулировка правила).
-Теорию вы усвоили хорошо, а теперь перейдем к практике.
1 задание: узнайте слово по лексическому значению, запишите его, обозначьте орфограмму.
Лексический диктант
1) Выцвести, потерять окраску (выгореть)
2) Слегка дотронуться до чего- нибудь (прикоснуться)
3) Приобрести загар (загореть0
4) В математике: прямая, имеющая общие точки с прямой, но не пересекающая её (касательная)
5) Смуглый от загара (загорелый)
6) Сгореть до конца, погаснуть (догореть)
7) Масло, добываемое из растений (растительное)
8) Догадка, предварительная мысль (предположение)
9) Что- то описывать, передавать устной или письменной речью (излагать)
- Работа закончена. Незнайка, теперь ты понял, отчего зависит выбор букв О и А в корнях с чередованием.
- И какое у тебя после этого настроение? (Прекрасное)
- А как ты напишешь слово «прекрасное»?
- Я думаю, что ребята помогут Незнайке и расскажут об условиях выбора гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ-.
Рифмованные правила.
1.Прибыл ли поезд, приплыл теплоход,
Космонавт прилетел из Вселенной-
В словах придёт, прилетит, приплывёт
Пишется ПРИ- ,несомненно.
2. Винт привинтил, прикрутил колесо,
Приклеил, пришил умело-
Пишем мы ПРИ- ,говоря обо всём,
Что добрые руки приделали.
3. Если что-то находится около, рядом-
Привокзальная площадь, приморский бульвар-
Обязательно ПРИ- в словах писать надо
(Если даже вам кто-то про ПРЕ- подсказал).
4. Язык прикусил- не совсем откусил,
Пригорело- не значит сгорит.
Помни — что сделано, но не совсем,
Пишем с приставкой ПРИ-.
5. ПРИ- или ПРЕ-? ПРЕ- или ПРИ-?
Это совсем не секрет.
На содержание слова смотри-
Сразу получешь ответ.
ПРЕдлинный достанет до крыши рукой,
ПРЕжадный не даст вам конфету.
Если «очень такой» или «очень сякой»,
ПРЕ- мы напишем при этом.
6. Дожди непременно льют в ноябре,
Но грамотным дождь не преграда.
Где очень похожи ПЕРЕ-и ПРЕ-
Писать только ПРЕ- надо.
2 задание: Распределительный диктант.
В левый столбик выпишите слова с приставкой ПРИ-, в правый с приставкой ПРЕ-
Пр..интересный рассказ, пр..держиваться за край стола, пр..вокзальная площадь, пр..ехать на автомобиле, неожиданная пр..града, пр..миленький ребенок, пр..поднять тяжелый шкаф, пр..мчаться, пр..красное настроение.
- Для проверки используется метод сверки.
-Незнайка, а ты любишь играть?
- А во что бы ты сыграл?
- Ребята, а какое правило объясняет правописание слов играть- сыграть?
3 задание: Составьте три предложения или текст на тему «Футбольный матч», используя словосочетания: сверх..нтересная игра, великолепно с.граться, под..тожить результат.
- Молодцы, ребята! И с этим заданием вы справились.
- Незнайка, а фокусы ты любишь?
В русском языке есть свои фокусники. Они могут из двух (иногда даже из трех) корней составить одно слово. Но попасть к фокусникам нелегко. Они живут на вершине горы. И нам предстоит пройти сложный путь.
4 задание: Игра «На вершине горы». Заполнить таблицу словами.
л | у | н | о | х | о | д | ||||||
п | ч | е | л | о | в | о | д | |||||
о | б | щ | е | ж | и | т | и | е | ||||
б | е | н | з | о | з | а | п | а | с | |||
м | о | р | е | п | л | а | в | а | т | е | л | ь |
1. Путешественник по морям.
2. Запас бензина.
3. Помещение для совместного проживания людей.
4.Человек. занимающийся пчеловодством.
5. Аппарат, передвигающийся по Луне.
- Вот мы и добрались до вершины горы!
- Как называются слова- фокусники? (сложные слова)
- Как называются гласные, соединяющие части сложного слова?
- В каких случаях пишется соединительная е, а когда о ?
- Итак, наш урок подходит к концу. Надеюсь, Незнайка, ты сегодня узнал много нового и интересного, а ребята повторили изученный материал. И в заключении я предлагаю выполнить итоговый тест (5 задание).
Работа за компьютером или с печатным вариантом.
Тест.
1.Раздел науки о языке, который изучает строение слова и способы его образования называется:
а)морфология;
б)словообразование;
в)лексика;
г)фонетика.
2.Найди слово, которое соответствует данной схеме:
а)перечитала;
б)приготовилась;
в)приморский;
г)преподаватель.
3.Найди лишнее слово:
а)сложный;
б)сложить;
в)слагаемый;
г)прилагательное.
4.Найди слово с буквой О в корне:
а)неприк..сновенность;
б)выр..сти;
в)изл..гать;
г)к..сательная.
5.Найди слово с буквой А в корне:
а)заг..рать;
б)р..сток;
в)изл..жение;
г)выр..сти.
6.Найди слово с приставкой при-:
а)пр..пятствие;
б)пр..добрый;
в)пр..тащиться;
г)пр..града.
7.Найди слово с приставкой пре-:
а)пр..дорожный;
б)пр..спокойно;
в)пр..глушить;
г)пр..ехать.
8.Найди слово с соединительной гласной Е:
а)вод..провод;
б)глаз..мер;
в)жизн..описание;
г)басн..писец.
5. Подведение итогов.
6. Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Систематизация и обобщение изученного по теме:" Словообразование и орфография" 6 класс
Методическая разработка урока включает план-конспект содержания урока и мультимедийную презентацию....
Повторение и обобщение изученного по теме: Словообразование и орфография
Данный учебный материал может быть использован на уроках русского языка в 6 классе в рамках повторения и обобщения по теме; Словообразование и обобщение. Сам урок постороен в форме путешествия п...
Тест Повторение изученного по теме «Словообразование и орфография» (6класс)
Тест Повторение изученного по теме «Словообразование и орфография» (6класс)...
Обобщение изученного по теме «Фонетика. Графика. Орфография" (5 класс)
Технологическая карта урока + презентация для интерактивной доскиФорма урока - урок-путешествие (игровая технология). Цели урока: выявление степени владения обучающими теоретическими знаниями и п...
Технологическая карта урока "Обобщение изученного по теме "Словообразование""
Технологическая карта составлена в соответствии с ФГОС....
Контрольная работа по теме «Словообразование и орфография» 6 класс
Данная работа проверочная работа проверяет у учащихся знания по изученным разделам. Проверяется умение учащихся работать с чередующимися корнями, отличать их от корней с безуда...
Контрольная работа по теме "Словообразование и орфография" 6 класс
Контрольная работа по теме "Словообразование и орфография" 2 варианта...