ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО: ЛЕКСИКА, МОРФЕМИКА, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему
Планируемые результаты:
предметные: на практике применяют знания из области лексики, морфемики, словообразования; владеют навыками лексического, морфемно - словообразовательного разборов;
личностные: имеют эстетические потребности, ценности и чувства;
регулятивные: работая по плану, сверяют свои действия с целью и при необходимости исправляют ошибки с помощью учителя;
познавательные: выполняют универсальные логические действия (устанавливают аналогии и причинно-следственные связи, выстраивают логическую цепь рассуждений, относят объекты к известным понятиям);
коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass_leksika.rar | 107.78 КБ |
Предварительный просмотр:
9 класс Урок 5
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО: ЛЕКСИКА,
МОРФЕМИКА, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
Планируемые результаты:
предметные: на практике применяют знания из области лексики, морфемики, словообразования; владеют навыками лексического, морфемно - словообразовательного разборов;
личностные: имеют эстетические потребности, ценности и чувства;
регулятивные: работая по плану, сверяют свои действия с целью и при необходимости исправляют ошибки с помощью учителя;
познавательные: выполняют универсальные логические действия (устанавливают аналогии и причинно-следственные связи, выстраивают логическую цепь рассуждений, относят объекты к известным понятиям);
коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.
Оборудование, наглядность: схема-таблица «Разделы русского языка» (см. урок 1), раздаточный материал для орфоэпической работы.
Сценарий урока
Оформление записей на доске к пунктам I, II, III. Запись темы урока, постановка цели урока (возможно, самими учащимися).
I. Лингвистическая разминка.
1. Обращение к таблице-схеме «Разделы русской лингвистики», объяснение, что на этом уроке речь пойдёт о следующих разделах.
– Определите, какое задание к какому разделу относится. (Задание смотри в плане урока 2.)
На доске запись:
1) Это слово однозначное:
а) жюри; б) летать; в) кроссворд; г) вишнёвый; д) крыло.
2) Эти слова имеют одинаковые окончания:
а) домов; б) столбов; в) коров; г) ковров; д) основ.
3) В этих словах приставка находится внутри слова:
а) водопроводчик; б) землепроходец; в) птицеводческий;
г) быстроходный; д) выпроводить.
Запись в тетради: 1. а, в. 2. а, б, г. 3. а, б.
Проверка.
2. Устно упражнения 26, 27 (карандашом).
II. Комплексный анализ текста.
Учитель. Наше следующее задание будет тесно связано с предыдущим. Именно знания в области морфемики и словообразования нам помогут. Обратите внимание, в какой части слова пропущены буквы. (В суффиксе.)
Учитель. От чего зависит написание этих слов? При помощи каких суффиксов они образованы? (Это прилагательные, образованные при помощи суффиксов -ан-, -ян-, -ин-, -енн-, -н-; причастия с суффиксами -енн-, -нн-.)
На доске предложение, подчеркнутые буквы пропущены, знаков препинания, кроме подчеркнутого, нет.
День был туманный, безветренный, когда вдоль глиняного берега, усеянного острыми камнями, разведчики вышли к невспаханному полю, тянувшемуся около не замеченной ими речонки.
Задания:
– запишите, расставляя пропущенные знаки препинания и вставляя буквы;
– графически объясните написание н-нн (в слабом классе – с комментированием);
– объясните различное написание в предложении не с причастиями (только у причастий написание не зависит от наличия зависимого слова);
– с точки зрения морфологии объяснить написание суффикса в слове «речонка» (в именных частях речи в суффиксах после шипящих пишется о, в глагольных ё. Можно попросить привести примеры: холщовый, горячо, мышонок, но освещённый, ночёвка, бережёт – или глагол, или слово образовано от глагола);
– найти слова в переносном значении (берег усеянный, полю тянувшемуся), многозначные слова (день);
– подобрать синоним к слову поле (нива).
В учебнике есть задание, выполнение которого связано со знаниями в области лексики русского языка. Прочитайте задание к упражнению 24, выполните его устно.
Возможные варианты ответов: 1) лексическое значение, при помощи синонимов и антонимов; 2) давили, мешали; 3) предметы провозглашали.
Учитель. Как называется этот художественный приём? (Олицетворение.)
Учитель. В каком словаре мы бы искали сведения о происхождении слова «разведчики»? (В этимологическом.)
Учитель. О его образовании? (В словообразовательном.)
Составьте словообразовательную цепочку:
IV. Исследование языкового материала. Анализ трудных орфографических случаев: омонимия разных частей речи.
Задание: составьте словосочетания с омонимичными (то есть одинаково звучащими, но по-разному записанными) словами.
На доске:
с начала (урока) – существительное с предлогом;
в первые (дни) – прилагательное с предлогом;
сначала (сделать это), впервые (увидел) – наречие;
в следствии (по делу) – существительное с предлогом;
вследствие (непогоды) – предлог (по значению синонимичен предлогу из-за);
образована (комиссия) – краткое причастие;
образованна (и хороша) – краткое прилагательное.
Домашнее задание: упражнения 23 (устно), 25 (письменно).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка "Повторение изученного по морфемике и словообразованию в 9 классе"
Конспект урока русского языка по теме "Повторение изученного по морфемике и словообразованию в 9 классе" разработан в соответствии с требованиями "Программы" по русскому языку для учащихся общеобразов...
Урок – практикум Повторение изученного по теме «Словообразование и орфография» (6 класс)
Цели урока:- повторить орфограммы, изученные в разделе «Словообразование и орфография», условия их выбора, опознавательные признаки;- формировать умение применять изученное на практике;- привива...
Тест Повторение изученного по теме «Словообразование и орфография» (6класс)
Тест Повторение изученного по теме «Словообразование и орфография» (6класс)...
Разработка урока по русскому языку в 6 классе "Повторение изученного по теме "Словообразование"
Тема: Повторение изученного по теме «Словообразование» Вид урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний...
Повторение изученного по теме:"Морфемика. Словообразование"
Повторить основные морфемы русского языка...
Повторение изученного по морфемике и словообразованию.
Миршрутный лист дистанционного урока...
Фрагмент конспекта урока русского языка в 6 классе "Повторение изученного по теме «Словообразование»
Данный фрагмент урока был представлен на муниципальном конкурсе "Лучший учитель". На уроке использовались активные методы обучения, например, учащиеся рисовали интеллект-карты по теме урока....