ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО: ЛЕКСИКА, МОРФЕМИКА, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Петренко Ольга Михайловна

Планируемые результаты:

предметные: на практике применяют знания из области лексики, морфемики, словообразования; владеют навыками лексического, морфемно - словообразовательного разборов;

личностные: имеют эстетические потребности, ценности и чувства;

регулятивные: работая по плану, сверяют свои действия с целью и при необходимости исправляют ошибки с помощью учителя;

познавательные: выполняют универсальные логические действия (устанавливают аналогии и причинно-следственные связи, выстраивают логическую цепь рассуждений, относят объекты к известным понятиям);

коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_klass_leksika.rar107.78 КБ

Предварительный просмотр:

9 класс                                                              Урок 5
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО: ЛЕКСИКА,
МОРФЕМИКА, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Планируемые результаты:

предметные: на практике применяют знания из области лексики, морфемики, словообразования; владеют навыками лексического, морфемно - словообразовательного разборов;

личностные: имеют эстетические потребности, ценности и чувства;

регулятивные: работая по плану, сверяют свои действия с целью и при необходимости исправляют ошибки с помощью учителя;

познавательные: выполняют универсальные логические действия (устанавливают аналогии и причинно-следственные связи, выстраивают логическую цепь рассуждений, относят объекты к известным понятиям);

коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.

Оборудование, наглядность: схема-таблица «Разделы русского языка» (см. урок 1), раздаточный материал для орфоэпической работы.

Сценарий урока

Оформление записей на доске к пунктам I, II, III. Запись темы урока, постановка цели урока (возможно, самими учащимися).

I. Лингвистическая разминка.

1. Обращение к таблице-схеме «Разделы русской лингвистики», объяснение, что на этом уроке речь пойдёт о следующих разделах.

– Определите, какое задание к какому разделу относится. (Задание смотри в плане урока 2.)

На доске запись:

1) Это слово однозначное:

а) жюри;    б) летать;    в) кроссворд;    г) вишнёвый;    д) крыло.

2) Эти слова имеют одинаковые окончания:

а) домов;   б) столбов;  в) коров;   г) ковров;   д) основ.

3) В этих словах приставка находится внутри слова:

а) водопроводчик;       б) землепроходец;      в) птицеводческий;

г) быстроходный;        д) выпроводить.

Запись в тетради: 1. а, в.    2. а, б, г.    3. а, б.

Проверка.

2. Устно упражнения 26, 27 (карандашом).

II. Комплексный анализ текста.

Учитель. Наше следующее задание будет тесно связано с предыдущим. Именно знания в области морфемики и словообразования нам помогут. Обратите внимание, в какой части слова пропущены буквы. (В суффиксе.)

Учитель. От чего зависит написание этих слов? При помощи каких суффиксов они образованы? (Это прилагательные, образованные при помощи суффиксов -ан-, -ян-, -ин-, -енн-, -н-; причастия с суффиксами -енн-, -нн-.)

На доске предложение, подчеркнутые буквы пропущены, знаков препинания, кроме подчеркнутого, нет.

День был туманный, безветренный, когда вдоль глиняного берега, усеянного острыми камнями, разведчики вышли к невспаханному полю, тянувшемуся около не замеченной ими речонки.

Задания:

– запишите, расставляя пропущенные знаки препинания и вставляя буквы;

– графически объясните написание н-нн (в слабом классе – с комментированием);

– объясните различное написание в предложении не с причастиями (только у причастий написание не зависит от наличия зависимого слова);

– с точки зрения морфологии объяснить написание суффикса в слове «речонка» (в именных частях речи в суффиксах после шипящих пишется о, в глагольных ё. Можно попросить привести примеры: холщовый, горячо, мышонок, но освещённый, ночёвка, бережёт – или глагол, или слово образовано от глагола);

– найти слова в переносном значении (берег усеянный, полю тянувшемуся), многозначные слова (день);

– подобрать синоним к слову поле (нива).

В учебнике есть задание, выполнение которого связано со знаниями в области лексики русского языка. Прочитайте задание к упражнению 24, выполните его устно.

Возможные варианты ответов: 1) лексическое значение, при помощи синонимов и антонимов; 2) давили, мешали; 3) предметы провозглашали.

Учитель. Как называется этот художественный приём? (Олицетворение.)

Учитель. В каком словаре мы бы искали сведения о происхождении слова «разведчики»? (В этимологическом.)

Учитель.  О его образовании? (В словообразовательном.)

Составьте словообразовательную цепочку:

IV. Исследование языкового материала. Анализ трудных орфографических случаев: омонимия разных частей речи.

Задание: составьте словосочетания с омонимичными (то есть одинаково звучащими, но по-разному записанными) словами.

На доске:

с начала (урока) – существительное с предлогом;

в первые (дни) – прилагательное с предлогом;

сначала (сделать это), впервые (увидел) – наречие;

в следствии (по делу) – существительное с предлогом;

вследствие (непогоды) – предлог (по значению синонимичен предлогу из-за);

образована (комиссия) – краткое причастие;

образованна (и хороша) – краткое прилагательное.

Домашнее задание: упражнения 23 (устно), 25 (письменно).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Повторение изученного по морфемике и словообразованию в 9 классе"

Конспект урока русского языка по теме "Повторение изученного по морфемике и словообразованию в 9 классе" разработан в соответствии с требованиями "Программы" по русскому языку для учащихся общеобразов...

Урок – практикум Повторение изученного по теме «Словообразование и орфография» (6 класс)

Цели урока:- повторить орфограммы, изученные в разделе «Словообразование и орфография», условия их выбора, опознавательные признаки;- формировать умение применять изученное на практике;- привива...

Тест Повторение изученного по теме «Словообразование и орфография» (6класс)

Тест Повторение изученного по теме «Словообразование и орфография» (6класс)...

Разработка урока по русскому языку в 6 классе "Повторение изученного по теме "Словообразование"

Тема: Повторение  изученного по теме «Словообразование» Вид урока:  урок обобщения и систематизации полученных знаний...

Повторение изученного по теме:"Морфемика. Словообразование"

Повторить основные морфемы русского языка...

Повторение изученного по морфемике и словообразованию.

Миршрутный лист дистанционного урока...

Фрагмент конспекта урока русского языка в 6 классе "Повторение изученного по теме «Словообразование»

Данный фрагмент урока был представлен на муниципальном конкурсе "Лучший учитель". На уроке использовались активные методы обучения, например, учащиеся рисовали интеллект-карты по теме урока....