конспект урока русского языка в 8 классе. Тема: "Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему по упр.290,291"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Урок развития речи дает представление о сочинении-рассуждении на лигвистическую тему на примере предложенного шаблона и дополнительного материала. Дети смогут написать сочинение-рассуждение самостоятельно
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8 класс урок русского языка в 8 классе | 20.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 8 классе
Тема: «Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему по упр.290, 291»
Лопина Алла Петровна –учитель русского языка и литературы
Статья отнесена к разделу: Преподавание русского языка
Цели:
-знать структуру рассуждения как типа речи;
-развивать навыки анализа текста;
-готовить учащихся к применению знаний при подготовке к ГИА.
Ход урока:
I.Оргмомент . Настроенность на урок.
II. Проверка домашнего задания:
а) рассказать правила об однородных членах с обобщающими словами;
б) начертить схемы предложений с обобщающими словами (упражнение 283 - 1,2 предложения).
III. Сообщение темы урока, целей .
- Работа с упражнением 290:
Учитель:
- Определите основную мысль текста.
( Слово – дело великое, то есть имеет большое значение).
-Какие доводы приводит писатель для доказательства этой мысли?
Л.Толстой приводит для доказательства этой мысли следующие доводы: словом можно соединять людей; можно и их разъединять; словом можно служить любви; словом можно служить вражде и ненависти.
-Какая смысловая связь существует между основной мыслью и доводами?
Между основной мыслью и доводами существует связь, раскрывающая понятия «великое». Большие возможности слова: оно и соединяет людей, и разъединяет их; оно поддержит в любви, доведет людей до вражды и ненависти.
У В. Шефнера есть стихотворение:
Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки
За собой повести.
Словом можно предать,
И продать, и купить.
Слово можно
В разящий свинец перелить.
-Какова основная мысль этого стихотворения?
(оно соответствует высказыванию Л.Толстого)
А вот стихотворение Э.Асадова
Слово может согреть, окрылить и спасти,
Осчастливить и льды протаранить.
Слово может нам тысячи бед принести,
Оскорбить и безжалостно ранить.
А поэтому скажем себе сурово:
«Чтобы не было в жизни ненужных бед,
Надо думать, ребята, над каждым словом,
Ибо слов невесомых на свете нет!»
(оно тоже о слове)
-Какой мы вывод можем сделать?
( многих поэтов и писателей волнует, как мы сохраним родную речь и как мы пользуемся словом)
- Какой тип речи представляет текст?
(текст-рассуждение)
-Вспомните, какие типы речи мы знаем?
(повествование, описание, рассуждение).
- Поскольку работа наша с текстом-рассуждением, то давайте вспомним структуру рассуждения:
-тезис – мысль, которую надо обосновать,
-аргументы или доказательства (возможно опровержение),
-вывод, т.е. что из этого следует)
- Работа с упражнением.291.
(подобрать доводы к тезисам упражнения)
а) «Речь красна слушанием»
- Самое удивительное, что создало человечество,- это язык. Каждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства человека.
- По тому, как говорит человек, можно сказать о его мышлении и о нем самом. Когда говорящего внимательно слушают, его речь поневоле делается ярче, образнее. Поэтому очень важно, чтобы слушали, а иначе, зачем говорить.
б) « Наш язык - это важнейшая часть нашего общего поведения».
Д.С.Лихачев
1) По манере разговора можно многое сказать о человеке. Озвучивая свое мнение, мы показываем, что важно в этом мире для нас. Слова отражают мысли людей. По тому, что и как говорит человек, можно сделать вывод о его мышлении, о нем самом, его поведении.
2)Язык есть образ всего внутреннего состояния человека, умственных и нравственных сил. Разговаривая, мы как бы рассказываем о себе, тематикой и манерой речи характеризуем себя:
1. Бывают разные слова:
Те, прозвучав, как в воду канут,
От тех кружится голова,
Ну а от многих уши вянут.
Э. Севрус
Дмитрий Сергеевич Лихачев – известный общественный деятель, публицист, академик, недавно ушедший из жизни. Его называют совестью нации.
IV. Итак, мы сегодня пишем сочинение-рассуждение по упр.290 и 291
Дополнительный материал:
Слово – основная единица языка. В языке выражение внутренней жизни, мысли, чувства человека. Русская речь славится метким и образным словом. Родной язык – это мир слов, который открывает окружающую среду во всем ее многообразии. Слова рождают в нашем воображении зримые картины. Лексика отображает представления человека о явлениях действительности (образ мыслей), а при помощи грамматики мысли оформляются в предложения, фразы, текст. Умению правильно строить текст помогает грамматика.
Структура сочинения-рассуждения о языке:
1.Вступление:
Я полностью согласен с высказыванием Д.С.Лихачева: «Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения». Эту фразу я понимаю так. При помощи языка мы можем не только общаться, но и представлять образ всякого человека. Приведу примеры.
2.Основная часть:
(первый аргумент) Текст, предложенный нам, представляет диалог, из которого мы получаем представление о героях. Так, (кто?) в предложении №… очень мудрый. Ему принадлежат фразы «…», «…». И мы можем сделать вывод:
(второй аргумент). Другой персонаж (кто?) из предложения №… очень (какой?). Но он хочет (чего?). Об этом говорит его реплика из их диалога: «…»
Вывод: Таким образом, мы доказали, что «наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения».
V. Черновик сочинения-рассуждения по тексту.
VI. Дома закончить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка 11 класс "Анализ текста И. Бойко "Гимн хате". Подготовка к сочинению-рассуждению"
Урок развития речи в 11 классе "Анализ текста И. Бойко "Гимн хате". Подготовка к сочинению-рассуждению" формирует умение анализировать текст, находить тему , проблему текста,расширяет представления уч...
Конспект урока русского языка 11 класс "Комплексный анализ текста. Подготовка к ЕГЭ"
Данный конспект содержит материал по подготовке к ЕГЭ по русскому языку....
Конспект урока русского языка 11 класс " Культура речи. Подготовка к ЕГЭ"
Урок русского языка 11 класс " Культура речи. Подготовка к ЕГЭ"...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Конспект урока русского языка. 7 класс. Категория состояния как часть речи.
Конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Категория состояния как часть речи". Программа М.Т. Баранова. Т.А. Ладыженской и др....
Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.
Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...
Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.
Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...