- Организационные моменты. (2-3 мин)
| Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. -Здравствуйте, ребята! Я всех вас очень рада видеть! Вижу, что вы тоже, потому что все приготовились к моему уроку. Перед тем как перейти к новой теме, хочу спросить вас про домашнее задание. Всё ли было понятно при его выполнении?
-Открываем тетради, пишем число и слова «классная работа» (уже записаны на доске). |
Отвечают, задают, если есть, вопросы по домашнему заданию. | Познавательные: преобразовывают информацию из одного вида в другой. |
- Повторение изученных правил. (3 мин)
| Перед тем как перейдём к изучению новой темы давайте, ребята, вспомним изученные правила и поиграем…за шахматного коня. Перед вами на столе лежат карточки (приложение 1). Давайте прочитаем задание и выполним его. Первым трём ученикам, выполнившим правильно задание, я ставлю 5-ки в журнал.
Ходом шахматного коня Начиная с рисунка шахматной фигуры, прочтите две строчки из стихотворений С. Я. Маршака - «Школьнику на память». В каждой клетке находится какая-либо часть слова – приставка, корень, суффикс или окончание.
по | держ | сво | ан | ник | й | кажд | в | ник | е | ать | ряд | уч | ев | Обяз | ый | дн |
| к | е |
Ответ: Обязан каждый ученик держать в порядке свой дневник.
Какие вы молодцы! Справились! А теперь давайте вспомним, из каких частей составляли мы слова? Как нам выделить приставку в слове? Корень? Как найти окончание?
|
Индивидуальная работа с карточками.
Отвечают на вопросы, слушают ответы одноклассников.
| Познавательные: игровая, творческая, логическая и практическая деятельность. Установка междисциплинарных связей.
Регулятивные: по алгоритму создают из частей целое.
Личностные: актуализация соревновательного духа. |
- Постановка и формулирование проблемы. Целеполагание
(5 мин.)
| -Хорошо, теперь давайте попробуем сформулировать тему нашего сегодняшнего занятия. Посмотрите на экран, разгадайте ребус (слайд №1 в презентации). Ответ и будет темой урока. -Давайте запишем тему в тетрадь.
-Перед вами лежат карточки с вопросами-помощниками (приложение 1), на которые мы попытаемся ответить сегодня на уроке. Давайте их прочтём. -Итак, что мы хотим сегодня вспомнить? Ответ: Вспомнить, что такое суффикс, какое место он занимает в слове, для чего служит и как обозначается. - А что нам надо узнать нового? Ответ: Узнать, имеет ли суффикс значение, что такое суффиксы оценки и на какие группы по значению делятся суффиксы.
-Опираясь на всё вышесказанное, давайте сформулируем цели нашего урока. Ответ: вспомнить и повторить изученное ранее о суффиксе и узнать, что такое «суффиксы значения» и есть ли у них какое-то определённое значение? | Пытаются сформулировать тему урока, разгадывают ребус.
Отвечают, записывают тему в тетрадь.
Один из учащихся читает вслух, другие слушают.
Анализируют карточку, отвечают на вопросы.
Формулируют цели урока, опираясь на карточку-помощника. | Регулятивные: решают возникшие проблемы разными способами.
Познавательные: выстраивают логические связи. Учатся анализировать предоставляемую им информацию, устно формулировать цели, систематизируя полученную информацию и выделяя главное. Актуализируют полученный ранее на уроках материал. Личностные: учатся высказывать правильно свою точку зрения, корректировать её при необходимости, слушать и слышать других. Выстраивать связный ответ.
|
- Организация познавательной деятельности. (10 мин)
| -Чтобы вспомнить, что такое суффикс, открываем учебник на стр. 17 и читаем определение: Суффикс – значимая часть слова (морфема), которая находится после корня и обычно служит для образования слов. -Давайте запишем это определение в тетрадь.
-А как обозначается суффикс при морфемном разборе? Ответ: «крышей». -Давайте запишем обозначение.
-Теперь давайте с помощью записанного определения ответим на вопросы в карточке: - Что такое суффикс? (ответ: значимая часть слова, морфема.)
- Какое место в слове занимает суффикс? (Ответ: стоит после корня.)
- Для чего служит суффикс? (Ответ: для создания новых слов.)
- Как обозначается суффикс? (Ответ: «крышей»)
-Всё ли понятно с определением? (отвечаю на возникшие вопросы)
-А теперь давайте разберёмся с тем, как же суффикс образует новые слова. Для этого давайте обратимся к 5-ому вопросу на карточке. Каждая морфема, в том числе и суффикс, значимая, т.е. несёт определённый смысл, какое-то добавочное значение к основному смыслу, заключенному как мы знаем где? (ответ: в корне). Давайте на этом остановимся подробнее и попробуем на конкретных примерах увидеть, какие значения могут иметь суффиксы. Мы будем разбирать значение не всех суффиксов русского языка, ведь их великое множество, а только некоторых из них. -Ну что, приступим. Я вам буду называть существительные, обозначающие взрослую особь (комментируем это слово), а вы мне детёныша. Эти пары мы будем записывать и выделять в каждом слове суффикс (вызываю учащегося к доске): Олень – оленёнок, белка – бельчонок, медведь – медвежонок, заяц – зайчонок, утка – утёнок, курица – цыплёнок, человек – ребёнок.
-Как мы образуем слово, обозначающее детёныша? (ответ: добавляем суффикс –онок- или –ёнок-.) То есть, какое значение имеет этот суффикс? (ответ: указывает на возраст, на то, что тот, кого мы называем, ещё маленький.) -Хорошо, молодцы. А ещё какое-нибудь значение имеет этот суффикс? Только ли детёнышей мы называем «бельчонок», «зайчонок»? (ответ: нет, так ещё люди называют друг друга. Нас, например, родители так ласково зовут.) -Да, верно. Чтобы высказать свои эмоции, добрые чувства, мы можем так назвать того, кто нам близок. Суффиксы, с помощью которых мы показываем наши эмоции и чувства, называются уменьшительно-ласкательными. Теперь давайте запишем значения суффиксов –онок-, -ёнок-: - Указывает на возраст и размер.
- Выражают ласковое, доброе и покровительственное отношение говорящего к называемому предмету (уменьшительно-ласкательное).
| Работают с учебником. Читают определение, анализируют.
Записывают определение суффикса и его обозначение на письме в тетрадь. Отвечают на вопросы.
С помощью определения по пунктам отвечают на вопросы-помощники в карточке, слушают ответы одноклассников.
Задают, если есть, вопросы, касающиеся определения.
Зачитывают вопрос.
Актуализируют знания о корне, отвечают на вопросы.
Дают определением новым словам. Получают задание и выполняют его.
Делают выводы о значении суффикса на основе выполненного задания. Записывают их в тетрадь.
|
|
VII. Открытие нового знания (продолжение) (10 мин) | -Молодцы! Возвращаемся к нашей теме и вспоминаем, какие ещё суффиксы, выражающие наши чувства, мы знаете? Давайте посмотрим на экран (слайды № 2 – 4), прочитаем предложения, найдём слова, которые имеют уменьшительно-ласкательный суффикс, и выпишем их. (Ответ: ключики, кусочек, ёжики)
- Молодцы! Почему выписали именно эти слова? (ответ: у них у всех один суффикс –ек- или –ик-.) -Что этот суффикс обозначает? (ответ: что-то маленькое по размеру.) -А какую-нибудь оценку они дают предмету, который называют? (ответ: да, что к предметам или животным относятся по-доброму, тепло, хорошо.) -Докажите. (Ответ: например, словом ёжик, мы можем назвать и взрослого ежа, но выбирая форму с суффиксом –ик -, мы говорим о нём, как о чём-то маленьком, хорошем и милом.) -Давайте запишем, какие значения имеет это суффикс: - Указание размера
- Имеет оттенок значения: доброе, ласковое отношение.
- То есть, давайте сделаем небольшой вывод, после того как мы с вами записали значение двух суффиксов (–онок-, -ёнок-, -ек-, -ик-).
-Если мы хотим ласково что-то называть, то используем определённые суффиксы, с помощью показываем своё отношение к нему, верно? Даём свою оценку? (ответ: да) -Значит уменьшительно-ласкательные суффиксы –онок-, -ёнок-, -ек-, -ик- можно назвать суффиксами оценки? (ответ: да) -Давайте это запишем: уменьшительно-ласкательные суффиксы показывают наше отношение к называемому предмету, нашу оценку. Поэтому такие суффиксы можно отнести к суффиксам оценки.
- А теперь давайте повторим правило. Когда мы пишем суффикс –ек-, а когда –ик-? (слушаю ответы детей) Давайте начертим табличку (учитель на доске, а дети в тетради) и заполним её примерами со слайда и своими собственными. При этом в словах выделяем суффикс и надписываем падеж. (Двое учащихся заполняют таблицу у доски. Один записывает слова в левый столбик, другой в правый.) (Приблизительный вид готовой таблицы) -ЕК- | -ИК- | В Р.п. гласная выпадает | В Р.п. гласная не выпадает | Кусочек (И.п.) – кусочка (Р.п.) | Ключики (И.п.) – ключика (Р.п.) | Замочек (И.п.) – замочка (Р.п.) | Ёжик (И.п.) – ёжика (Р.п.) | Листочек (И.п.) – листочка (Р.п.) | Листик (И.п.) – листика (Р.п.) | Овражек (И.п.) – овражка (Р.п.) | Дождик (И.п.) – дождика (Р.п.) | Орешек (И.п.) – орешка (Р.п.) | Столик (И.п.) – столика (Р.п.) |
Вывод и закрепление: когда мы пишем –ек-, а когда –ик-? (ответ детей: мы меняем слово, ставим его в Р.п. если гласная выпадает, то пишем –е-, если гласная остаётся, то пишем –и-.) Записываем правило. -Чтобы закрепить полученные знания давайте выполним самостоятельное задание: каждый из вас должен составить два предложения, используя слова с суффиксом –ек-, или –ик-. (самостоятельная работа) Теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга. | Работают с предложениями, анализируют, сравнивают и вычленяют слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Отвечают на вопросы, анализируют свою деятельность. Записывают в тетрадь.
Отвечают и записывают в тетрадь
Отвечают правило. Составляют таблицу и закрепляют правило не только готовыми примерами, но и своими собственными.
Записывают правило в тетрадь.
Самостоятельная работа. Взаимопроверка.
| Познавательные: анализируют информацию, вычленяют только то, что необходимо им по заданию. Делают выводы из проделанной работы, пытаются формулировать их самостоятельно. Доказывают свою точку зрения. Устанавливают закономерности. Преобразовывают знания из одной формы в другую (из предложений в таблицу). Закрепляют правило не только готовыми, но и личными примерами. Регулятивные: работают с различными видами информации. Вспоминают пройденный материал.
Личные: учатся следить не только за собственной деятельностью, но и за работой одноклассников, с помощью взаимопроверки.
|
VIII. Подведение итогов. Рефлексия. (3 мин) | Вы все молодцы и очень постарались на сегодняшнем уроке! Давайте в конце урока вновь вернёмся к нашим целям и посмотрим, всё ли мы выполнили, на все ли вопросы ответили. (Каждый ученик отвечает на один вопрос.) 1.Как вы понимаете, что такое суффикс? 2.Какое место он занимает в слове? 3.Для чего служит? 4.Как обозначается? 5. Почему его называют «значимой» частью слова? Имеет ли суффикс значение? Докажите на примерах тех суффиксов, которые мы сегодня разбирали. 6. На какие группы по значению мы делили суффиксы? Какое значение у них общее? (ответ: уменьшительно-ласкательное) А какое различается? (ответ: -онок-, -ёнок- - указывает на возраст, -ек-, -ик- - на размер) 7. Какие суффиксы можно назвать «суффиксами оценки»? Молодцы ребята! А теперь я раздам маленькие карточки-смски (приложение 3). Проанализируйте свою работу на уроке и заполните их. SMS Кому________________ сегодня я узнал(а)__________________ я смог(ла)_________________________ мне не понравилось__________________ было интересно_____________________ было трудно________________________ Я считаю, что поработал______________ Мне урок___________________________ |
Пока ребята работают с карточками, я выставляю оценки за работу на уроке. |
Отвечают на вопросы. Возвращаются к целям, поставленным в начале урока. Заполняют карточку-смску. | Познавательные: устанавливают взаимосвязь между багажом знаний, с которым они пришли на урок, и объёмом приобретённых знаний, умений.
Личные: оценивают свою работу, соотносят цели и результаты своей деятельности.
|