Внедрение рейтинговой накопительной системы в образовательное пространство основной школы. Опыт использования рейтинговой накопительной системы.
статья по русскому языку (9 класс)

Макарцева Светлана Владимировна

Исходя из требований ФГОС основного общего образования, оценка достижений образовательных результатов должна носить критериально-ориентированный  характер. Учащийся должен четко представлять, что будет оцениваться в его деятельности, каким способом и исходя из каких критериев.

Статья содержит фрагменты урока русского языка для обучающихся 9 класса, построенного с использованием технологической карты оценки образовательных результатов на основе рейтинговой накопительной системы. Материал адресован учителю-словеснику и ставит целью оказание практической помощи в использовании современных походов к оценке деятельности обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon reytingovaya_nakopitelnaya_sistema.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

 Макарцева Светлана Владимировна, учитель русского языка и литературы

Учебное заведение: ГБОУ школа №580 Приморский район, Санкт-Петербург

Тема: Внедрение рейтинговой накопительной системы в образовательное пространство основной школы. Практика технологии рейтинговой накопительной системы.

Аннотация

Исходя из требований ФГОС основного общего образования, оценка достижений образовательных результатов должна носить критериально-ориентированный  характер. Учащийся должен четко представлять, что будет оцениваться в его деятельности, каким способом и исходя из каких критериев.

Статья содержит фрагменты урока русского языка для обучающихся 9 класса, построенного с использованием технологической карты оценки образовательных результатов на основе рейтинговой накопительной системы. Материал адресован учителю-словеснику и ставит целью оказание практической помощи в использовании современных походов к оценке деятельности обучающихся.

Тема: Внедрение рейтинговой накопительной системы в образовательное пространство основной школы. Практика технологии рейтинговой накопительной системы.

Проблема оценки результативности учебной деятельности учащихся - одна из ключевых в педагогике. «Мы учим тому, что оцениваем», - писал Д.Тэйлор. Необходимость поиска новых систем оценивания объясняется тем, что существующая пятибалльная оценка во многом противоречит тенденциям развития современного образования, так как не соответствует образовательным потребностям современного общества. Мне хочется, чтобы мои ученики были успешны в современном обществе, где на первый план выходит умение получать информацию, ее преобразовывать и творчески применять.

С этой цель мною разработана система уроков русского языка с использованием технологической карты оценки образовательных результатов на основе рейтинговой накопительной системы.

Преимущества рейтинговой системы:

  • возможность организовать и поддерживать как работу в классе, так и самостоятельную, систематическую работу учеников в течение всего года;
  • повышение посещаемости и уровня дисциплины на уроках;
  • возможность организации соревнования с «идеальным учеником», соответственно повышение мотивации к учебной деятельности и уровня эмоционального настроя учащихся;
  • акцент на психологические особенности молодежной аудитории;
  • уменьшение стрессовых ситуаций при получении неудовлетворительных  оценок (получая 2 балла ученик понимает, что это не та «двойка», которую тебе выставляют на уроках, а это результат работы). Хуже бывает 0 баллов ( в случае невыполнения работы);
  • предсказуемость и объективность итоговой отметки;
  • формирование умения оценивать свои результаты;
  • стимулирование творческого отношения к работе.

Итоговая рейтинговая оценка учебной деятельности ученика выражается в процентах и показывает степень освоения им учебного материала, предусмотренного рабочей программой.

Цель РНС – комплексная оценка качества учебной работы обучающихся  в процессе обучения.

Главные задачи реализации РНС заключаются в следующем:

  • повышение мотивации обучающихся к освоению образовательных программ путем высокой дифференциации оценки их учебной деятельности;
  • повышение уровня организации образовательного процесса в целом;
  • осуществление компетентностного подхода к обучению.

Данная система оценки образовательных результатов  позволит повысить положительный эмоциональный аспект, стимулировать мотивацию достижений успехов школьников, повысить объективность оценки  умений; снять стереотипы при оценивании учебных достижений детей, снизить негативные эмоции учащихся, причиной которых являются неудовлетворительные отметки.

Одним из условий реализации компетентностного подхода к проектированию образовательного процесса является модернизация системы оценивания образовательных результатов.

Вопрос оценивания остается сложной проблемой современной российской школы. По мнению учащихся, одним из наиболее частых нарушений их прав в школе является необъективность оценки.  В соответствии с требованиями современного образования оценивание достижений обучающихся должно стать открытым и прозрачным процессом, в котором участвуют обе стороны: и учитель, и обучающийся. И достойной внимания в этом смысле, на наш взгляд, является инновационная критериально-ориентированная рейтинговая накопительная система.

Фрагменты урока русского языка для обучающихся 9 класса  с использованием  рейтинговой  накопительной системы оценки образовательных результатов.

  1.  Словарный диктант.

 Назовите одним словом, запишите в тетрадь, поставив ударение.

(Учитель читает значения слов)

1). Альтруизм . Готовность жертвовать собственными интересами для благополучия других людей, бескорыстная забота об их благе

2). Амбиция . Чувство самолюбия, гордости. 2. Обостренное самолюбие, самомнение

3). Индивидуализм 1. Стремление к выражению своей индивидуальности, личности.

2. Противопоставление интересов одной личности интересам общества; предпочтение личных интересов общественным.

4). Индивидуальный 1. Личный, свойственный только данному индивидууму.

2. Находящийся только в единоличном пользовании, отдельный.

3. Особенный для каждого лица, случая.

5.) Компромисс. Соглашение с кем-либо путем взаимных уступок

6). Корректный. Вежливый, учтивый, тактичный

7). Ординарный. Обыкновенный, ничем не примечательный

8). Пессимизм. Мировосприятие, проникнутое унынием, безнадежностью

9). Эгоизм. Себялюбие, состояние при котором свои личные интересы становятся выше интересов других людей.

Проверим работу.

Теперь возьмите карту самооценки урока (приложение 1), найдите данный вид деятельности  и  дайте самооценку выполнения словарного диктанта  (Рис. 1).

Рис. 1 Выполнение словарного диктанта.

Критерии

Баллы

Мои баллы

  Я допустил 5 и более ошибок

0

  Я допустил 3-4  ошибки

1

  Я допустил 1-2 ошибки

2

Я выполнил диктант без ошибок

3

  1. Языковой анализ текста.  

Учитель читает текст.

Урок о «если»

(1) Если ты хочешь, чтобы понимали тебя, постарайся понимать других.

(2) Если ты хочешь, чтобы любили тебя, люби других.

(3) Если ты хочешь, чтобы терпимо относились к тебе, умей проявлять терпимость к другим.

(4) Эти «если» можно продолжать до бесконечности, прикладывая любое понятие. (5) И пока человек не научится относиться к другим, как к самому себе, не будет гармонии ни в мире его собственном, ни в Мире Всеобщего Бытия. (6) Это касается всех, и надо помнить об этом всегда и применять беспрестанно.

 (7) Человеку дан язык, чтобы он мог пользоваться им для разрешения всех вопросов. (8) Но нередко люди забывают об этом , желая отмолчаться , надеются , что всё решится само собой. (9) Если человек не использует главное своё оружие общения – язык, то оно тупится, теряет свою силу и в итоге отнимается. (10) Язык его становится так же беден, как побирающийся нищий, и в его запасе остается столько слов, сколько монет в ладони нищего, на которые он с трудом может жить. (11) Если хочешь быть богат душой, принимай мудрость, а не отвергай её.   (Безымянная О.М.)

Задание.

А. Вставить  пропущенные буквы, объяснить орфограммы

Б. Выполнить задания, чтобы проверить глубину и точность вашего восприятия исходного текста.

- Как  данный текст связан с составленными вами предложениями об альтруистах?

- Какова главная мысль текста?

(Необходимо постоянное обогащение души, оно осуществимо только в Мире Всеобщего Бытия, где основное средство общения – язык, который тем богаче и выразительней, чем богаче душа человека).

С какими  поучениями на уроках  литературы познакомились?

(Поучения Владимира Мономаха)

 Определите стиль  речи.

(Публицистический стиль). В тексте мы видим характерные особенности этого стиля:

1. Функция воздействия

 2. Лаконичность изложения

3. Использование публицистических клише: можно продолжать до бесконечности, надо помнить об этом всегда, язык – главное орудие общения, богат душой).

 Определите  тип речи.  

Выражение личностной позиции:  

Каково ваше отношение к проблеме, поднятой в тексте.  

Слово учителя.

Человек должен жить в гармонии с самим собой и, конечно, с другими людьми; помощник ему в этом – язык. Поэтому вполне закономерен вывод: «Если хочешь быть богат душой, принимай мудрость, а не отвергай её». Чтобы язык служил установлению гармонии, необходимо, чтобы речь человека была мудрой, и за ней ощущалось душевное богатство.

- Поучения – это прежде всего литература прямого воздействия .Какие средства выразительности использует автор и с какой целью? Работа с текстом на листах.

 1. Вставить  пропущенные буквы, объяснить орфограммы.

2. Нахождение средств выразительности:

В предложенном тексте Безымянной О.М. представлены авторские размышления о жизни. Пояснить авторскую мысль помогают предложения 1,2,3 ; используется стилистический прием, состоящий из повторения одних и тех же слов для выделения ключевых фраз (_). Этот прием позволяет автору  глубже раскрыть проблему.

Для того чтобы показать остроту проблемы, Безымянная О.М. использует прием в 5,9 предложениях, располагая  слова по нарастанию. (__)

В 5 предложении автор использует описательное выражение, заменяющее прямое название и содержащее в себе признаки не названного прямо предмета(_)

 Возьмите карту самооценки учебной деятельности. Дайте самооценку выполнения анализа текста. Рис. 2

Рис. 2 Выполнение анализа текста.

  1. Выделение главной мысли текста

Баллы

Мои баллы

 Не смог выделить главную мысль

0

Выделил главную мысль, но не аргументировал

1

Выделил главную мысль и аргументировал

2

  1. Нахождение средств выразительности

Не смог найти средств выразительности

0

Нашел 1 средство выразительности

2

Нашел 2 средства выразительности

4

Нашел 3 средства выразительности

6

  1. Фронтальный опрос. Обобщение по теме «Сложноподчиненное предложение».

-  Какие  типы сложных предложений преобладают в тексте?

- Чем обусловлена высокая насыщенность текста CПП?

(Это свидетельство усложненности и разветвленности тех мыслей, которые составляют содержательную сторону текста)

Какие предложения называются сложноподчиненными ?

- Из каких частей состоит СПП?

- Назовите основные виды СПП.

- Расскажите об особенностях  СПП с придаточными определительными, изъяснительными.

- Расскажите о СПП с придаточными обстоятельственными. 

- Алгоритм рассуждения при определении вида придаточного предложения: 

  1. найти грамматические основы,
  2. установить смысловые отношения между частями сложного предложения, определить главное и придаточное предложения,
  3. поставить вопрос от главного к придаточному,
  4. найти союз или союзное слово в придаточном предложении,
  5. по вопросу и союзу определить вид придаточного предложения.
  1. Дайте самооценку умения характеризовать сложноподчиненное предложение Рис. 3).

Рис. 3 Карта  оценки освоения темы «Сложноподчиненное предложение».

Нахождение типов придаточных предложений

Баллы

Мои баллы

Я могу найти один типа придаточного

1

Я могу найти два типа придаточных

2

Я могу найти все типы придаточных

3

Определение типа придаточного

Я не могу определить тип придаточного

0

Я могу определить тип придаточного с помощью памятки

1

Я могу самостоятельно определить тип придаточного

2

  1. Самостоятельная работа (карточки по вариантам).

Выполните синтаксический разбор предложения по вариантам. Задания разноуровневые.1 вариант – без ошибок - 4 (хорошо); 2 вариант – без ошибок - 5 (отлично).

1 вариант.

Равнодушие - еще ягодки, которые вызревают на цветах эгоизма.

2 вариант.

У равнодушного человека нет близкого, родного, дорогого существа,
которому бы он отдавал своё сердце.

-Взаимопроверка с опорой на текст слайда.

Вы работали с  предложениями, это краткие выразительные  изречения содержащие обобщающее умозаключение , принадлежат Сухомлинскому.

-Как  называются  такие  изречения?  (афоризмы)

Дайте самооценку выполнения синтаксического разбора. Рис. 4.

Рис. 4 Карта самооценки выполнения синтаксического разбора.

Синтаксический разбор предложения

Баллы

Мои баллы

Я могу выделить грамматическую основу предложения и найти границы главного и придаточного предложения.

2

Я могу дать характеристики простых предложений в составе сложного; определить тип придаточного.

2

Я могу дать характеристику главных и второстепенных членов предложения

1

Я могу составить схему предложения

2

Всего

7

Литература:

  1. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В. Русский язык, 9 класс. – М., Дрофа, 2014, с. 269.
  2. Не бойся книги, школьник. Уроки петербургских словесников. – СПб, САГА, 2004, с.320

                                                                                                                                                                                                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РНС - рейтинговая накопительная система оценки учащихся.

РНС – рейтинговая накопительная система оценивания деятельности учащихся – используется в образовании с конца 50-х годов ХХ века. Проблема оценки результативности учебной деятельности учащихся -...

Рейтинговая накопительная система: плюсов реально больше.

В своей статье о модном нынче веянии - рейтинговой накопительной системе - я пытаюсь рассмотреть все положительные и отрицательные моменты, связанные с введением в свой учебно-методический комплекс оч...

Методическая разработка уроков в 9 классе по теме "СПб регион" с использование рейтинг - накопительной системы оценивания

Представленные  материалы  содержат  конспекты  уроков  по  теме,  включая  итоговый  тест,  рабочие  карты  уч-ся  с  технологиче...

Балльно-рейтинговая накопительная система.

Каждый педагог в течение всей профессиональной деятельности задает себе три вопроса: "Чему учить? Как учить? Почему так , а не иначе?". Введение новых стандартов заставило задуматься учителей как изме...

Статья по теме "Использование возможностей Рейтинговой накопительной системы на уроках гуманитарного цикла (на примере уроков истории)".

Статья по теме "Использование возможностей Рейтинговой накопительной системы на уроках гуманитарного цикла (на примере уроков истории)"....

Методическая разрабока урока в 10-м классе по теме «Охрана окружающей среды» с использованием рейтинго-накопительной системы оценивания

Методическая разработка посвящена заключительному уроку, на котором учащиеся имеют возможность познакомиться с Природными парками Франции и рассказать о том, что они делают для защиты окружающей среды...

Статья «Рейтинговая накопительная система в школе»

Статья «Рейтинговая накопительная система в школе". Основным этапом РНС является формулирование цели и осмысление ее актуальности в развитии учащегося. Приоритетными являются развивающие надпредметные...