РНС - рейтинговая накопительная система оценки учащихся.
статья по теме

Антропова Эльза Валерьевна

 РНС – рейтинговая накопительная система оценивания деятельности учащихся – используется в образовании с конца 50-х годов ХХ века. Проблема оценки результативности учебной деятельности учащихся - одна из ключевых в педагогике. «Мы то, что мы оцениваем», - писал Д.Тэйлор. Необходимость поиска новых систем оценивания объясняется тем, что существующая пятибалльная оценка во многом противоречит тенденциям развития современного образования, так как не соответствует образовательным потребностям современного общества. Проблема оценки результативности учебной деятельности учащихся - одна из ключевых в педагогике. Рейтинговая накопительная система рассматривается как форма индивидуализации образовательного процесса на основе компетентностного подхода.Цели и задачи урока в когнитивной и аффективной области. Технологическая карта урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАРТА УРОКА

Тема:

Цель:

Детализация главной дидактической цели по уровням познавательной деятельности (задачи урока) в когнитивной (образовательной) области:

Уровни
познавательной деятельности

Содержание
(формулировка
задач урока)

Задания,
выполнение которых
решает поставленные задачи

Критерии оценки выполнения заданий
(3 уровня)

Знать

Понимать

Применять

Анализировать

Синтезировать

Оценивать

 Примечание: 2 колонка – это формулировка учебных целей учителем для себя, например, определить 3 признака равенства треугольников, 3 колонка – это формулировка заданий для учеников с целью выполнения заявленной учителем цели, например, докажите



Предварительный просмотр:

КАТЕГОРИИ УЧЕБНЫХ ЦЕЛЕЙ В КОГНИТИВНОЙ ОБЛАСТИ

Основные категории учебных целей

Примеры обобщенных типов
учебных целей

  1. Знание

Эта категория означает запоминание и воспроизведение учебного материала. Речь может идти о различных видах содержания – от конкретных фактов до целостных теорий. Общая черта этой категории – припоминание соответствующих сведений.

Ученик

  1. знает употребляемые термины,
  2. знает конкретные факты,
  3. знает методы и процедуры,
  4. знает основные понятия,
  5. знает правила и принципы.
  1. Понимание

Показателем способности понимать значение изученного может служить преобразование (трансляция) из одной формы выражения в другую, «перевод» его с одного «языка» на другой (например, из словесной формы в математическую). В качестве показателя понимания может также выступать интерпретация материала учеником (объяснение, краткое изложение) или же предположение о дальнейшем ходе явлений, событий (предсказание последствий, результатов). Такие учебные результаты превосходят простое запоминание материала.

Ученик

  1. понимает факты, правила и принципы,
  2. интерпретирует словесный материал, схемы, графики, диаграммы,
  3. преобразует словесный материал в словесные выражения,
  4. предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных.
  1. Применение

Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. Сюда входит применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий. Соответствующие результаты обучения требуют более высокого владения материалом, чем понимание.

Ученик

  1. использует понятия и принципы в новых ситуациях,
  2. применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях,
  3. демонстрирует правильное применение метода или процедуры.
  1. Анализ

Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала его структура. Сюда относятся вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого. Учебные результаты характеризуются при этом более высоким интеллектуальным уровнем, чем понимание и применение, поскольку требуют осознания как содержания, так и его внутреннего строения.

Ученик

  1. выделяет скрытые (неявные) предположения,
  2. видит ошибки и упущения в логике рассуждения,
  3. проводит различия между фактами и следствиями,
  4. оценивает значимость данных.
  1. Синтез

Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. Таким новым продуктом может быть сообщение (выступление, доклад), план действий или совокупность обобщенных связей (схемы для упорядочения имеющихся сведений). Соответствующие учебные результаты предполагают деятельность творческого характера с акцентом на создание новых схем и структур.

Ученик

  1. пишет небольшое творческое сочинение,
  2. предлагает план проведения эксперимента,
  3. использует знания из разных областей, чтобы составить план решения той ли иной проблемы.
  1. Оценка

Эта категория означает умение оценивать значение того или иного материала (утверждения, художественного произведения, исследовательских данных) для конкретной цели. Суждения ученика должны оцениваться на четких критериях. критерии могут быть как внутренними (структурными, логическими), так и внешними (соответствие намеченной цели). Критерии могут определяться самим учащимся или же задаваться ему извне (например, учителем). Данная категория предполагает достижение учебных результатов по всем предшествующим категориям плюс оценочные суждения, основанные на ясно очерченных критериях.

Ученик

  1. оценивает логику построения материала в виде письменного текста,
  2. оценивает соответствие выводов имеющимся данным,
  3. оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внутренних критериев,
  4. оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внешних критериев.



Предварительный просмотр:

КАТЕГОРИИ УЧЕБНЫХ ЦЕЛЕЙ В АФФЕКТИВНОЙ ОБЛАСТИ

Основные категории учебных целей

Примеры обобщенных типов
учебных целей

  1. Восприятие

Эта категория обозначает готовность и способность  ученика воспринимать те или иные явления, поступающие из окружающего мира стимулы. С позиции учителя путь к достижению таких целей состоит в том, чтобы привлечь, удержать и направить внимание ученика. Входящие сюда субкатегории (1.1.осознанеи, 1.2 готовность или желание воспринимать, 1.3.избирательное-произвольное внимание) образуют диапазон восхождения от пассивной позиции ученика до более активного (хотя на этом уровне еще не полностью осознанно целенаправленного) отношения к содержанию обучения.

Ученик

  • проявляет осознание важности учения,
  • внимательно слушает высказывания окружающих – в классе, в беседе и т.д.,
  • проявляет осознание эстетических факторов в одежде, интерьере, живописи,
  • проявляет восприимчивость к проблемам других людей, к проблемам общественной жизни.

  1. Реагирование (отклик)

Эта категория обозначает активные проявления, исходящие от самого ученика. На данном уровне он не просто воспринимает, но и откликается на то или иное явление или внешний стимул, проявляет интерес к предмету, явлению или деятельности. Субкатегории: 2.1 подчиненный отклик, 2.2 добровольный отклик, 2.3 удовлетворение от реагирования.

Ученик

  • выполняет заданную учителем домашнюю работу,
  • подчиняется внутришкольному распорядку и правилам поведения,
  • участвует в обсуждении вопросов в классе,
  • самостоятельно знакомится с освещением общественно-политических и международных проблем,
  • добровольно вызывается выполнять задание,
  • проявляет интерес к учебному предмету.
  1. Усвоение ценностной ориентации

В эту категорию входят различные уровни усвоения ценностных ориентаций (отношения к тем или иным объектам, явлениям или видам деятельности). Субкатегории: 3.1 принятие ценностной ориентации (в обиходе это соответствует понятию «мнение»), 3.2 предпочтение ценностной ориентации, 3.3 приверженность, убежденность.

Ученик

  • проявляет устойчивое желание, например, овладеть навыками грамотно устной и письменной речи,
  • целенаправленно изучает различные точки зрения с тем, чтобы вынести собственное суждение,
  • проявляет убежденность, отставая тот или иной идеал.
  1. Организация ценностных ориентаций

Эта категория охватывает осмысление и соединение различных ценностных ориентаций, разрешение возможных противоречий между ними и формирование системы ценностей на основе наиболее значимых и устойчивых. Сюда входят две субкатегории: 4.1 концептуализация ценностной ориентации, т.е. осмысление своего отношения, 3.2 организация системы ценностей.

Ученик

  • пытается, например, определить черты своего любимого произведения искусства,
  • принимает на себя ответственность за свое поведение,
  • понимает свои возможности и ограничения,
  • строит жизненные планы в соответствии с осознаваемыми им самим собственными способностями, интересами и убеждениями.
  1. Распространение ценностной ориентации или их комплекса на деятельность

Эта категория обозначает такой уровень усвоения ценностей, на котором они устойчиво определяют поведение индивида, входят в привычный образ действий, или жизненный стиль. Обобщенный характер ценностных ориентации и их соединение в целостное мировоззрение отражены в субкатегориях: 5.1 обобщенная установка и 5.2. полная интернализация (усвоение) или распространение ценностных ориентаций на деятельность.

Ученик

  • устойчиво проявляет самостоятельность в учебной работе,
  • проявляет стремление к сотрудничеству в групповой деятельности,
  • проявляет готовность к пересмотру своих суждений и изменению образа действий в свете убедительных аргументов,
  • постоянно проявляет навыки личной гигиены и здорового образа жизни,
  • формулирует устойчивое и последовательное жизненное кредо.



Предварительный просмотр:

КОНСТРУКТОР ЗАДАЧ

Ознакомление

Понимание

Применение

Анализ

Синтез

Оценка

  1. Назовите основные части …

8. Объясните причины того, что …

15. Изобразите информацию о … графически.

22. Раскройте особенности …

29. Предложите новый (иной) вариант …

36. Ранжируйте … и обоснуйте …

  1. Сгруппируйте вместе все …

9. Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы …

16. Предложите способ, позволяющий …

23. Проанализируйте структуру … с точки зрения …

30. Разработайте план, позволяющий (препятствующий) …

37. Определите, какое тз решений является оптимальным для …

  1. Составьте список понятий, касающихся …

10. Покажите связи, которые на ваш взгляд существуют между …

17. Сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает …

24. Составьте перечень основных свойств …, характеризующих … с точки зрения …

31. Найдите необычный способ, позволяю-щий …

38. Оцените значимость … для …

  1. Расположите в определенном порядке …

11. Постройте прогноз развития …

18. Сравните … и …, а затем обоснуйте …

25. Постройте классификацию … на основании …

32. Придумайте игру, которая …

39. Определите возможные критерии
оценки …

  1. Изложите в форме текста …

12. Прокомментируйте положение о том,
что …

19. Проведите (разработайте) эксперимент, подтверждающий, что …

26. Найдите в тексте (модели, схеме м т.п.) то, что …

33. Предложите новую (свою) классификацию …

40. Выскажите критические суждения о …

  1. Вспомните и напишите …

13. Изложите иначе (переформулируйте) идею о том, что …

20. Проведите презентацию …

27.Сравните точки зрения … и … на …

34. Напишите возможный (наиболее вероятный) сценарий развития …

41. Оцените возможности … для …

  1. Прочитайте самостоятельно …

14. Приведите пример того, что (как, где) …

21. Рассчитайте на основании данных о …

28. Выявите принципы, лежащие в основе …

35. Изложите в … форме свое мнение (понимание) …

42. Проведите экспертизу состояния …



Предварительный просмотр:

«Список дидактических глаголов-действий для конструирования задач  на развитие и оценку компетентности»

Компоненты структуры задачи

Определение, смысл

Действия ученика

Действия педагога

Глаголы для
конструирования задач

Ознакомление

Воспроизводство или определение местонахождения конкретных элементов информации

Отвечает

Воспринимает

Запоминает

Распознает

Излагает

Характеризует

Описывает

Руководит

Управляет

Направляет

Рассказывает

Сообщает

Показывает

Проверяет

Сделать сообщение, перечислить, описать, воспроизвести, установить, что это, где это и т.п., сформулировать, узнать, запомнить, рассказать, изложить факты, повторить, определить

Понимание

Усвоение смысла изложенного материала

Объясняет

Истолковывает

Интерпретирует

Доказывает

Рассказывает

Отождествляет

Доказывает

Слушает

Спрашивает

Сравнивает

Сопоставляет

Опрашивает

Проверяет

Измените, превратите, переформулируйте, опишите, объясните, сделайте обзор, расскажите, суммируйте, свяжите воедино, разъясните, сделайте заключение, вывод, изложите основную идею

Применение

Использование правил, концепций, принципов, теорий, идей в новых ситуациях, «перенос»

Решает новые проблемы

Доказывает

Отбирает

Организует

Инициирует

Вырабатывает

Конструирует

Показывает

Оказывает содействие

Наблюдает

Критикует

Обсуждает

Примените, попробуйте на практике, используйте, употребите, решите, докажите, покажите, проиллюстрируйте, сделайте отчет

Анализ

Расчленение информации на составные части, выявление взаимосвязей

Обсуждает

Раскрывает

Перечисляет

Анализирует

Разделяет на части

Разбирает критически

Исследует

Руководит

Стимулирует

Наблюдает

Предоставляет ресурсы

Проанализируйте, разделите на части, разыщите, найдите, определите, различите, проверьте, сравните, классифицируйте, опровергните

Синтез

Создание из различных идей нового или уникального продукта или плана

Обсуждает

Обобщает

Связывает

Сопоставляет

Резюмирует

Суммирует

Организует обратную связь

(рефлексию)

Расширяет

Оценивает

Развивает идею

Дискутирует

Создайте, изобретите, предскажите, сконструируйте, оформите, измените, вообразите, улучшите, предложите

Оценка

Оценивание значения материала или идей на основе определенных критериев или стандартов

Судит

Оценивает

Обсуждает

Подвергает сомнению

Формирует

Составляет

Высказывает свое мнение

Принимает

Допускает

Соглашается

Признает

Раскрывает критерии

Гармонизирует

Согласовывает

Составьте мнение, придите к выводу, отберите, выберите, оцените, разберите, обсудите, проверьте, аргументируйте, рекомендуйте, определите, оправдайте, убедите


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рейтинговая накопительная система: плюсов реально больше.

В своей статье о модном нынче веянии - рейтинговой накопительной системе - я пытаюсь рассмотреть все положительные и отрицательные моменты, связанные с введением в свой учебно-методический комплекс оч...

Балльно-рейтинговая накопительная система.

Каждый педагог в течение всей профессиональной деятельности задает себе три вопроса: "Чему учить? Как учить? Почему так , а не иначе?". Введение новых стандартов заставило задуматься учителей как изме...

Статья по теме "Использование возможностей Рейтинговой накопительной системы на уроках гуманитарного цикла (на примере уроков истории)".

Статья по теме "Использование возможностей Рейтинговой накопительной системы на уроках гуманитарного цикла (на примере уроков истории)"....

Накопительная система оценок. Портфолио.

Данный материал посвящен накопительной оценке, оценивающей суммарный результат наших усилий, который можно определенным образом связать с достижением того или иного уровня компетентности, по крайней м...

Статья «Рейтинговая накопительная система в школе»

Статья «Рейтинговая накопительная система в школе". Основным этапом РНС является формулирование цели и осмысление ее актуальности в развитии учащегося. Приоритетными являются развивающие надпредметные...

Внедрение рейтинговой накопительной системы в образовательное пространство основной школы. Опыт использования рейтинговой накопительной системы.

Исходя из требований ФГОС основного общего образования, оценка достижений образовательных результатов должна носить критериально-ориентированный  характер. Учащийся должен четко представлять, что...


 

Комментарии

Авдеева Татьяна Валентиновна

Интересная подборка материалов!