Фонетический разбор слова. Урок в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Мовчан Мария Юрьевна

Конспект урока по теме "Фонетический разбор слова" 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл foneticheskiy_razbor_slova.docx22.36 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Повторение. Фонетика. Фонетический разбор слова.

Цели урока        

Закрепить  полученные  знаний о фонетике и  орфографии, фонетическом разборе  слова

Задачи урока

1. Формировать  навыки самоконтроля, умение логически рассуждать;

2. Способствовать развитию  навыков устной речи, коммуникативных способностей учащихся;

3. Способствовать формированию  умения объективно оценивать свою работу

Тип урока

Урок обобщения и систематизации ЗУН

Планируемые образовательные результаты

Личностные: формирование ответственного  отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию  на основе мотивации  к обучению и познанию.

Предметные УУД:  знают  предмет изучения фонетики, классификацию звуков;- умеют применить  знания о классификации звуков при выполнении практических  заданий; умеют выполнять самостоятельно фонетический разбор слова.

Метапредметные УУД: умеют соотносить свои действия  с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, умение осознанно использовать  речевые средства для выражения своих чувств, мыслей  и потребностей.

Основные понятия

Фонетика, орфография, транскрипция.

Методы и формы обучения

Деятельностно - практический метод, индивидуальная, групповая, фронтальная работа, наблюдение над языком

Оборудование

Компьютер, проектор

Демонстрационный материал

Презентация  по теме урока

класс: 5        

Организационная структура урока:

Этап урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания  и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организа-

ции взаимо-действия

УУД

1

Орг.момент

Эмоциональная и психологич-я подготовка к усвоению материала

Вступительное слово учителя

Слушают учителя

фронтальная

Л: формирование ответственного отношения к учению

2

Целеполагание и мотивация  учебной деятельности учащихся

Мотивационная подготовка. Ответы на вопросы. Расшифровка транскрипции.

Просмотр презентации.

Задание на слайде: работа в паре

Расшифруйте  и запишите в тетрадь запись

 [j`а   гатоф  к  уроку] – (я готов к уроку)

-Что значит быть готовым  к уроку?

-Как называется такая запись слов?(транскрипция)

- Как вы думаете, какая сегодня будет тема урока?

-Что Вы сегодня будете делать на уроке?

Вывод учителем: Сегодня на уроке  мы будем повторять и закреплять наши знания по фонетике и фонетическому разбору слова.

Смотрят презентацию, обдумывают ответы на вопросы,  формулируют цель урока и своей деятельности, делают записи в тетрадях, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.

Фронтальная, парная. Индивидуальная

П: осознают познавательную  задачу, делают выводы

Л: осознают свои возможности в учении, мотивация к учебной деятельности

Ком: строят высказывания, осуществляют деятельность в парах

3

Актуализация знаний

Беседа по вопросам:

-что изучает  фонетикой?

-составьте высказывание о звуках, дополняя схемы на слайде:  Звуки : _____ и гласные. Гласные: ударные и ______. Согласные: шумные и _______. Шумные: глухие и _____.

-сколько гласных букв  в русском языке? (10)

-сколько гласных звуков? (6)

- какие гласные буквы  могут давать 2 звука? (е,ё,ю,я) При каких условиях?

Смотрят на презентацию, строят высказывания, отвечают на вопросы

Фронт., индив..

Л: осознают свои возможности в учении,

Ком: строят высказывания,

Рег: планируют необходимые действия, действуют по плану

4

Обобщение и систематизация знаний

  Задание1.   Найдите слова, в которых буквы Е,Ё,Ю,Я дают два звука. Распределите их по колонкам. 1) в начале слова, 2) после ь/ъ,  3) после гласных.

Плач, енот, деревья,  солнце, дрожжи, выезд, порог,  кровь, ежевика, союз, если, горошек.

 Проверяем   в парах- поменялись тетрадями.

 - Поднимите руки, у кто всё сделал правильно, у кого 1-2 ошибки, у кого более?

Задание 2.  На слайде даны слова: Астрономия, русский язык, география, английский язык, технология, геометрия, физика,  музыка, литература,  история,   алгебра,  биология, физкультура, обществознание.

       - Какая тематика объединяет эти слова?

- Спишите их, расположив  в алфавитном порядке.  

- Какая будет последовательность ваших действий?

1. вспомнить алфавит,

2. расположить  по первой букве  слова от А до Я,

3. Если первые буквы совпадают смотрим  по 2-ой.

- Выполните фонетический разбор выделенных слов.

Проверяем в парах, со слайда.

Задание 3. Объясните написание согласных в корне слова:  

Круг, одежка,, замазка, сладкий, ловкий, союз, дорожка, ковчег, огород, сугроб, шоколад, замёрзший,  скользкий, изгородь.

  Спишите, подберите проверочные слова.

Учащиеся по колонкам вписывают в слова. Выполняют упражнения.  При проверке дополняют записи.

Отвечают на вопросы учителя.

Оценивают свою работу.  Устанавливают  причинно- следс-твенные связи между отдельными языковыми явлениями. Формулируют собственные мысли

Фр., индивид., групповая

Л: оценивают усвоение  содержания и новых видов деятельности,  осознают свои возможности.

Позн: осущ - ют операции синтеза, анализа, сравнения,  классификации,  устанавливают причинно –следс-твенные связи, осуществляют поиск инфор-ции (память, рассказ учителя).

Ком.: осущ-ют работу в группе, строят высказывания, обосновывают свою точку зрения.

Рег.: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и  пути преодоления  

5

Подведение итогов

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание

- что изучает фонетика?

- на какие группы делятся согласные/ гласные звуки?

- как называется звуковая запись слова?

- какие виды орфограмм мы сегодня повторили?

Отвечают на вопросы,  слушают ответы

Индив.,  фронт.

Рег.: оценивают свою работу,

Ком.:  отвечают на вопросы

6

Рефлексия

Заключительная беседа

Продолжите предложения:

- Сегодня на уроке я узнал……

- Сегодня на уроке у меня получилось….

- Мне было трудно при……

- Вам понравился урок?

Оценивают свою деятельность, отвечают на вопросы

Индив.

Л: приобретают мотивацию процесса образования.

Приложение 1. Карточки с заданиями.

Задание 2.  Спишите слова, расположив их  в алфавитном порядке.  

       Астрономия, русский язык, география, английский язык, технология, геометрия, физика,  музыка, литература,  история,   алгебра,  биология, физкультура, обществознание.

- Выполните фонетический разбор выделенных слов.

Задание 3. Спишите, подберите проверочные слова:  

Круг, одежка,, замазка, сладкий, ловкий, союз, дорожка, ковчег, огород, сугроб, шоколад, замёрзший,  скользкий, изгородь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку в 7 классе "Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова".

Данная тема урока "Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова" является повторением в начале учебного года в 7 классе по учебнику М.Т.Баранова и др. и сопровождается презентацией....

Презентация к уроку русского языка в 5 классе: "Фонетический разбор слова"

Презентация, которой можно привлечь внимание детей к изучению нового материала по русскому языку. В каждом слайде содержится познавательная информация по изучаемой теме....

Технологическая карта урока в 5 классе «Фонетический разбор слова»

Учебный предмет: русский языкКласс: 5УМК: учебник «Русский язык» под редакцией Т.ЛадыженскойТема урока «Фонетический разбор слова»Предполагаемые результаты:предметные - расширение понятийной базы за с...

План урока Фонетический разбор слова 5 класс (ФГОС)

Открытый урок  в соответствии по ФГОС по теме "Фонтический разбор слова"...

Урок русского языка. Тема: "Фонетический разбор слова". 5 класс

Урок русского языка. Тема: "Фонетический разбор слова". 5 класс. Урок рефлексии включает в себя различные технологии, презентацию, карточки для работы в группах. Отдельным файлом добавлен са...

Презентация к уроку "Фонетический разбор слова" 5 класс

Презентация к уроку "Фонетический разбор слова" 5 класс, русский язык...