Урок русского языка. Тема: "Фонетический разбор слова". 5 класс
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)
Урок русского языка. Тема: "Фонетический разбор слова". 5 класс. Урок рефлексии включает в себя различные технологии, презентацию, карточки для работы в группах. Отдельным файлом добавлен самоанализ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проверим себя! Алфавит – 3 слога; А – [а] – гласный, ударный; Л – [л] – согласный, твердый, звонкий; Ф – [ф] – согласный, твердый, глухой; А – [а] – гласный, ударный; В – [в`]- согласный, мягкий, звонкий; И – [и] – гласный, ударный ; Т - [т] – согласный, твердый, глухой. 7 букв, 7 звуков. Ёжик – 2 слога; Ё - [й ` ] – согласный, мягкий, звонкий; [ о ] – гласный, ударный; Ж - [ж] – согласный, твердый, звонкий; И - [ы] – гласный, безударный ; К - [к] – согласный, твердый, глухой. 4 буквы, 5 звуков
Определить звук : 1. гласный (ударный или безударный); Алгоритм действий при фонетическом разборе слова
Определить звук : 1. гласный (ударный или безударный); - е,ё,ю,я обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласной, после разделительных Ъ и Ь; Алгоритм действий при фонетическом разборе слова
Определить звук : 1. гласный (ударный или безударный); - е,ё,ю,я обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласной, после разделительных Ъ и Ь; 2. согласный (твердый или мягкий; звонкий или глухой) Алгоритм действий при фонетическом разборе слова
Определить звук : 1. гласный (ударный или безударный); - е,ё,ю,я обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласной, после разделительных Ъ и Ь; 2. согласный (твердый или мягкий; звонкий или глухой) - только твердые: ж, ш, ц; Алгоритм действий при фонетическом разборе слова
Определить звук : 1. гласный (ударный или безударный); - е,ё,ю,я обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласной, после разделительных Ъ и Ь; 2. согласный (твердый или мягкий; звонкий или глухой) - только твердые: ж, ш, ц; - только мягкие: ч, щ, й; Алгоритм действий при фонетическом разборе слова
Определить звук : 1. гласный (ударный или безударный); - е,ё,ю,я обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласной, после разделительных Ъ и Ь; 2. согласный (твердый или мягкий; звонкий или глухой) - только твердые: ж, ш, ц; - только мягкие: ч, щ, й; -только звонкие: й,р,л,м,н . Алгоритм действий при фонетическом разборе слова
Определить звук : 1. гласный (ударный или безударный); - е,ё,ю,я обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласной, после разделительных Ъ и Ь; 2. согласный (твердый или мягкий; звонкий или глухой) - только твердые: ж, ш, ц; - только мягкие: ч, щ, й; -только звонкие: й,р,л,м,н. 3. подсчитать количество букв и звуков. Алгоритм действий при фонетическом разборе слова
Выполните фонетический разбор слов. Ядро Дрозд
Выполните взаимопроверку. Для этого обменяйтесь тетрадями в группе. Ядро – 2 слога, я - [й`] – согласны, мягкий, звонкий; [ а ] – гласный безударный; д – [д] – согласный, твердый, звонкий; р – [р] – согласный, твердый, звонкий; о – [ о ] – гласный, ударный. 4 буквы, 5 звуков Дрозд – 1 слог, д – [д] – согласный, твердый, звонкий; р – [р] – согласный, твердый, звонкий; о – [о] – гласный, ударный; з – [с] – согласный, твердый, глухой; д – [т] – согласный, твердый, глухой. 5 букв, 5 звуков
1. Слова, в которых гласный/ ые звуки обозначают один звук. 2. Слова, в которых гласный/ ые звуки обозначают два звука. 3. Слова, в которых все согласные твердые. 4. Слова, в которых все согласные мягкие. 5. Слова, в которых все согласные звонкие. 6. Слова, в которых все согласные глухие. Игра «Положи словечко на подходящую полку»
Упражнение 320 Домашнее задание
Предварительный просмотр:
Урок русского языка, 5 класс
Тема: «Фонетический разбор слова»
Урок рефлексии
Технологии: здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, групповой деятельности, игровая.
Решаемые проблемы: Каков порядок фонетического разбора? В чем состоит фонетический анализ слова?
Планируемые результаты:
Предметные: научиться производить фонетический анализ.
Коммуникативные: обмениваться знаниями между членами группы для решения задач.
Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа слова как фонетической единицы.
Личностные: формирование мотивации к изучению нового на основе составленного алгоритма выполнения задания.
Оборудование: учебник, тетрадь, раздаточный материал, магниты, сигнальные карточки (зеленого и желтого цветов), презентация.
УМК Русский язык 5 класс Т.А.Ладыженской и др. (М.: Просвещение);
Рабочая программа по русскому языку. 5 класс/ Сост. Т.Н.Трунцева. – 2-е изд. – М.: ВАКО, 2017.
Длительность урока 40 минут.
Этапы урока | Содержание | Деятельность учащихся | Время |
Оргмомент | Проверка готовности учащихся. Приветствие. У всех ли в классе хорошее самочувствие? Все ли подготовились к уроку? Запись на правой стороне доски: На парте: ручка, учебник, лист с заданием | Подготовка к уроку. Приветствие. Запись в тетрадях: дата, классная работа. | 2 мин |
Актуализация знаний и мотивация | Учитель: Давайте начнем занятие с того, что вспомним, что мы знаем о звуках. Группа учащихся 1 (у которых наблюдались затруднения в работе с гласными звуками на предыдущих уроках): Представьте, что вы – гласные звуки. Расскажите о себе. Группа учащихся 2 (у которых наблюдались затруднения в работе с согласными звуками на предыдущих уроках): Представьте, что вы - согласные звуки. Расскажите о себе. Группа учащихся 3 (у которых наблюдались затруднения в работе с согласными сонорными звуками на предыдущих уроках): Представьте, что вы – звуки Й,Р,Л,М,Н. Расскажите о себе. Работа в группах. Ответы учащихся. | Работа в группах. Ответы учащихся. | 5-8 мин |
Определение темы урока. Целеполагание | Учитель: Как вы думаете, для какого вида работы нам необходимы эти знания? Определите тему урока. Ответы учащихся. Фонетический разбор слова. Запись темы на доске. Учитель: С фонетикой и фонетическим разбором слова вы познакомились еще в начальной школе. Подумайте, какими могут быть цели нашего урока? Ответы учащихся: закрепить умение выполнять фонетический разбор, в том числе и сложных для разбора слов. Если учащиеся затрудняются с ответом, учитель помогает сформулировать цель урока. | Запись темы урока в тетради | 3 мин |
Работа в группах Выявление места затруднения | Учитель использует прием «Лови ошибку»: Группа учащихся 1, используя таблицы звуков (в справочнике) проводит анализ ошибок в фонетическом разборе, допущенных вымышленным учеником. В чем ошибся? Чего не знает ученик? Какие характеристики должны быть у гласных, согласных? 1. Алфавит – 2 слога; А – [а] – гласный, ударный, твердый; Л – [л] – согласный, твердый, звонкий; Ф – [ф] – согласный, твердый, глухой; А – [о] – гласный, ударный, мягкий; В – [в`]- согласный, мягкий, звонкий; И – [и] – гласный, безударный; Т - [т] – согласный, твердый, глухой. 5 букв, 5 звуков. 2. Ежик – 2 слога; Е - [е] – гласный, ударный; Ж - [ж] – согласный, твердый, звонкий; И - [и] – гласный, безударный; К - [к] – согласный, твердый, глухой. 4 буквы, 4 звука Группа учащихся 2, используя таблицы звуков (в справочнике) проводит анализ ошибок в фонетическом разборе, допущенных вымышленным учеником. В чем ошибся? Чего не знает ученик? Какие характеристики должны быть у гласных, согласных? 1. Алфавит – 3 слога; А – [а] – гласный, безударный; Л – [л] – согласный, твердый, глухой; Ф – [ф] – согласный, мягкий, звонкий; А – [а] – гласный, безударный; В – [в]- согласный, твердый, глухой; И – [и] – гласный, ударный; Т - [т] – согласный, твердый, звонкий. 5 букв, 5 звуков. 2. Ежик – 2 слога; Е – [й] – согласный, твердый, звонкий; - [о] – гласный, ударный; Ж - [ж] – согласный, твердый, глухой; И - [ы] – гласный, безударный; К - [к] – согласный, твердый, глухой. 4 буквы, 5 звуков. Группа учащихся 3, используя таблицы звуков (в справочнике) проводит анализ ошибок в фонетическом разборе, допущенных вымышленным учеником. В чем ошибся? Чего не знает ученик? Какие характеристики должны быть у гласных, согласных? 1. Алфавит – 3 слога; А – [а] – гласный, безударный; Л – [л] – согласный, твердый, глухой, парный; Ф – [ф] – согласный, мягкий, звонкий; А – [а] – гласный, безударный; В – [в`]- согласный, мягкий, глухой; И – [и] – гласный, ударный; Т - [т] – согласный, твердый, звонкий. 5 букв, 5 звуков. 2. Ежик – 2 слога; Е – [й] – согласный, твердый, глухой, парный; - [о] – гласный, ударный; Ж - [ж] – согласный, твердый, глухой; И - [ы] – гласный, безударный; К - [к] – согласный, твердый, глухой, непарный. 4 буквы, 5 звуков. СЛАЙД 2 | Находят ошибки, исправляют, соотносят с правилами и таблицами справочных материалов. Выявляют места затруднения. Делают вывод о причине ошибок, допущенных в работах.
Самопроверка. | 8-10 мин |
Физкультминутка | 1. Исходное положение - сидя на стуле. Плавные наклоны головы вперед – назад. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный. 2. И.п. - сидя, руки на поясе. Повороты головы направо – налево. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный. 3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3 - 4 - то же правой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный. | Выполняют упражнения. | 2-3 мин |
Первичное закрепление | Учитель: Давайте выстроим схематично алгоритм наших действий фонетического разбора. Звук: 1. гласный (ударный или безударный); - е,ё,ю,я обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласной, после разделительных Ъ и Ь; 2. согласный (твердый или мягкий; звонкий или глухой) - только твердые: ж, ш, ц; - только мягкие: ч, щ, й; -только звонкие: й,р,л,м,н. 3. подсчитать количество букв и звуков. СЛАЙД 3-9 | Обобщают знания. Составляют алгоритм работы со звуками в фонетическом разборе. | 3-4 мин |
Реализация проекта | Учитель: Теперь попробуем по нашему плану самостоятельно выполнить фонетический разбор слов ядро, дрозд. СЛАЙД 10 Я- [й`] – согласны, мягкий, звонкий; [а] – гласный безударный; Д – [д] – согласный, твердый, звонкий; Р – [р] – согласный, твердый, звонкий; О – [о] – гласный, ударный. 4 буквы, 5 звуков Д – [д] – согласный, твердый, звонкий; Р – [р] – согласный, твердый, звонкий; О – [о] – гласный, ударный; З – [с] – согласный, твердый, глухой; Д – [т] – согласный, твердый, глухой. 5 букв, 5 звуков СЛАЙД 10-11 | Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону | 5 мин |
Включение в систему знаний | Учитель применяет прием игры «Положи словечко на подходящую полку». Закрепляем слова на доску при помощи магнитов. Слова необходимо распределить по группам: 1. слова, в которых гласный/ые звуки обозначают один звук. 2. слова, в которых гласный/ые звуки обозначают два звука. 3. слова, в которых все согласные твердые. 4. слова, в которых все согласные мягкие. 5. слова, в которых все согласные звонкие. 6. слова, в которых все согласные глухие. Карточки со словами: ель, поле, метелка, баня, труд, урок, лесть, мель, тропа, береза, пробка. Карточки распечатать в нескольких экземплярах. Некоторые слова займут несколько полок. СЛАЙД 12 | Связывают новое знание умение с пройденным материалом | 4-5 мин |
Домашнее задание | Учитель: Домашнее задание: упражнение 320. | Запись в дневниках | 1 мин |
Рефлексия | Учитель: На ваших столах лежат карточки зеленого и желтого цветов. Если вы считаете, что на уроке вам все удалось и в дальнейшем фонетический разбор не будет для вас сложным, положите зеленую карточку. Если вы по-прежнему испытываете неуверенность в своих сила при выполнении фонетического разбора, положите желтую карточку. Спасибо за внимание. | Оценивают продуктивность своего занятия. | 2 мин |
Предварительный просмотр:
Группа учащихся 1
1. Представьте, что вы – гласные звуки. Расскажите о себе.
2. Используя таблицы звуков (в справочнике) проведите анализ ошибок в фонетическом разборе, допущенных учеником 5 класса. В чем ошибся? Чего не знает ученик? Какие характеристики должны быть у гласных, согласных?
1. Алфавит – 2 слога;
А – [а] – гласный, ударный, твердый;
Л – [л] – согласный, твердый, звонкий;
Ф – [ф] – согласный, твердый, глухой;
А – [о] – гласный, ударный, мягкий;
В – [в`]- согласный, мягкий, звонкий;
И – [и] – гласный, безударный;
Т - [т] – согласный, твердый, глухой.
5 букв, 5 звуков.
2. Ежик – 2 слога;
Е - [е] – гласный, ударный;
Ж - [ж] – согласный, твердый, звонкий;
И - [и] – гласный, безударный;
К - [к] – согласный, твердый, глухой.
4 буквы, 4 звука
Группа учащихся 2
1. Представьте, что вы - согласные звуки. Расскажите о себе.
2. Используя таблицы звуков (в справочнике) проведите анализ ошибок в фонетическом разборе, допущенных учеником 5 класса. В чем ошибся? Чего не знает ученик? Какие характеристики должны быть у гласных, согласных?
1. Алфавит – 3 слога;
А – [а] – гласный, безударный;
Л – [л] – согласный, твердый, глухой;
Ф – [ф] – согласный, мягкий, звонкий;
А – [а] – гласный, безударный;
В – [в]- согласный, твердый, глухой;
И – [и] – гласный, ударный;
Т - [т] – согласный, твердый, звонкий.
5 букв, 5 звуков.
2. Ежик – 2 слога;
Е – [й] – согласный, твердый, звонкий;
- [о] – гласный, ударный;
Ж - [ж] – согласный, твердый, глухой;
И - [ы] – гласный, безударный;
К - [к] – согласный, твердый, глухой.
4 буквы, 5 звуков.
Группа учащихся 3
1. Представьте, что вы – звуки Й,Р,Л,М,Н. Расскажите о себе.
2. Используя таблицы звуков (в справочнике) проведите анализ ошибок в фонетическом разборе, допущенных учеником 5 класса. В чем ошибся? Чего не знает ученик? Какие характеристики должны быть у гласных, согласных?
1. Алфавит – 3 слога;
А – [а] – гласный, безударный;
Л – [л] – согласный, твердый, глухой, парный;
Ф – [ф] – согласный, мягкий, звонкий;
А – [а] – гласный, безударный;
В – [в`]- согласный, мягкий, глухой;
И – [и] – гласный, ударный;
Т - [т] – согласный, твердый, звонкий.
5 букв, 5 звуков.
2. Ежик – 2 слога;
Е – [й] – согласный, твердый, глухой, парный;
- [о] – гласный, ударный;
Ж - [ж] – согласный, твердый, глухой;
И - [ы] – гласный, безударный;
К - [к] – согласный, твердый, глухой, непарный.
4 буквы, 5 звуков.
Предварительный просмотр:
Самоанализ к уроку
русского языка в 5б классе
по теме «Фонетический разбор слова»
Урок проводила Жаркова И.Ю., преподаватель русского языка, литературы, истории.
Урок проходил в 5б классе 17.12.2018г.
Тема урока: Фонетический разбор слова.
Тип урока: урок рефлексии.
Технологии: здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, групповой деятельности, игровая.
Решаемые проблемы: Каков порядок фонетического разбора? В чем состоит фонетический анализ слова?
Планируемые результаты:
Предметные: научиться производить фонетический анализ.
Коммуникативные: обмениваться знаниями между членами группы для решения задач.
Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа слова как фонетической единицы.
Личностные: формирование мотивации к изучению нового на основе составленного алгоритма выполнения задания.
Оборудование: учебник, тетрадь, раздаточный материал, магниты, сигнальные карточки (зеленого и желтого цветов), презентация.
Цели:
обучающие:
- совершенствовать умение осуществлять фонетический разбор слова;
- совершенствовать умение объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа слова как фонетической единицы.
развивающие:
- развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять;
- развивать навыки само- и взаимоконтроля;
- развивать коммуникативные навыки, развивать умение работать в группе.
воспитывающие:
- прививать умение сотрудничать, оказывать помощь, оценивать свою работу и работу товарищей;
- формировать мотивацию к труду;
- формировать ответственное отношение к работе, настойчивость в достижении конечных результатов.
Структура урока включала следующие элементы:
- Организационный момент (2 мин).
- Актуализация знаний и мотивация (5-8 мин).
- Определение темы урока. Целеполагание (3 мин).
- Работа в группах (карточки). Выявление места затруднения (8-10 мин).
- Физминутка (2-3 мин).
- Первичное закрепление (3-4-мин).
- Реализация проекта (5 мин).
- Включение в систему знаний (4-5 мин).
- Рефлексия (2 мин).
Организация урока
Учителем был составлен план урока, отражающий деятельность учителя и деятельность учащихся в соответствии с ФГОС и поставленными задачами. Для поддержания активности и внимания учащихся, а также для достижения целей урока и предполагаемых результатов использовались приемы групповой работы, игровой, прием «Лови ошибку», презентация, карточки с заданием, самостоятельная работа учащихся с взаимопроверкой. Занятие было завершающим в разделе по теме «Фонетика» и имело практическую направленность, поэтому были выбраны активные приемы обучения. Содержание урока соответствовало его основной цели, а так же принципам научности, доступности и последовательности. Структура и объем учебного материала были адаптированы в соответствии с программными требованиями и возможностями учащихся.
Общая оценка урока
Структура и содержание урока способствовали взаимосвязанному решению основных задач урока. Атмосферу урока можно назвать психологически комфортной. В группах учащихся возникли диалог и взаимопомощь, учащиеся старались друг другу помочь, высказывали свою точку зрения. Физкультминутка была запланирована и прошла после продолжительной работы, способствовала снятию напряжения и активизации мыслительных процессов. Урок был завершен вовремя. Итоги подведены. Домашнее задание задано.
Предложения по повышению эффективности урока
- Более четко продумывать ролевые обязанности учащихся при работе в группах, назначать ответственным более успешного учащегося.
- Добавить задания повышенной сложности в работу групп для перспективных учащихся.
- Включить в содержание урока оценивание деятельности учащихся учителем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка по теме:"Сложные слова. Урок новых знаний"для учащихся 7 класса коррекционной школы 8 вида.
В данной презентации представлен материал для проведения урока новых знаний по теме : "Сложные слова", 7 класс коррекционной школы 8 вида....
Интегрированный урок русского языка, литературы, истории (9-й класс) по «Слову о полку Игореве» в форме игры «Умники и умницы».
Урок повторения, обобщения и контроля, комплексного применения знаний. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. Урок - игра. Такой урок позволяет в и...
Конспект урока русского языка "Дефис между частями слова в наречиях" (7 класс)
Конспект урока адресован творчески работающим педагогам, заботящимся не только о формировании орфографических навыков, но и о сохранении и укреплении здоровья обучающихся....
Проект урока русского языка на тему "Корень слова" . 5 класс
Данный урок русского языка представляет собой технологическую карту. деятельности учителя и учащихся. Урок соответствует всем требованиям ФГОС....
Урок русского языка с презентацией в 5 классе по теме "Гласные "о" и "ё" после шипящих в корне слова".
Урок русского языка по теме "Буквы О–Ё после шипящих в корне". 5-й класс Название урока: «Лесная сказка».Тип урока: изучение нового материала.Цель: познакомить учащихся с новой орфограммой «Букв...
Урок русского языка по теме «Вводные слова и знаки препинания при них». 8 класс
знать вводные слова, уметь находить их в тексте; расставлять знаки препинания в тексте с вводными словами....
Урок русского языка. Основные способы образования слов в русском языке
Урок русского языка по теме "основные способы образования слов в русском языке"...