Этапы урока | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Формируемы УУД (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
- Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
| - Здравствуйте! Присаживайтесь на свои места. Я надеюсь, что у вас хорошее настроение, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.
| Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, стремятся приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. | Листы обратной связи |
- Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.
| - Фонетический опрос.
Работа с сигнальными карточками. Верно или нет утверждение: - Фонетика – раздел науки о языке, который изучает звуки речи.
- Звуков речи меньше, чем букв.
- Алфавит – это все буквы языка.
- Все согласные звуки делятся на глухие и звонкие.
- Звуки ч, щ, й всегда мягкие.
- Согласных звуков шесть.
- Все согласные звуки образуют пары по твердости-мягкости.
- Звуки ж, ш, ц имеют пару по твердости-мягкости.
- Орфоэпия – раздел науки о языке, который изучает правила постановки ударения и правила произношения.
- В сонорных согласных голос преобладает над шумом.
- Глухие согласные состоят только из шума.
- Буквы е,е, ю, я обозначают два звука, когда стоят после согласных.
- На конце слова происходит оглушение звонкого согласного.
- Графика изучает написание букв.
- Что мы сейчас сделали? Повторили все изученное по разделу «Фонетика». - Для какого разбора нам понадобятся эти знания? Для фонетического разбора слова. -Сформулируйте тему урока. -Сформулируйте цели урока.
| Обдумывают ответы на вопросы и самостоятельно отвечают на поставленные вопросы. | Фронтальная
| Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи Регулятивные: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. | Устные ответы |
- Целеполагание и введение в тему урока
| Языковая разминка. Запишите транскрипцию, расставьте ударение. - Кстати, что такое транскрипция? - Расшифровать фонетическую запись: [влуч’э луны | л’итит бал’шай’а пт’ицъ ||] А. Ахматова. - Мы не знаем порядка фонетического разбора слова. Поэтому открываем учебники, чтобы добыть нужные нам знания. Работа с учебником. - Открываем учебники на стр. 146 смотрим план фонетического разбора. - Прочитайте параграф. - Изучите схему фонетического разбора. - С красной строки, с большой буквы записываем предложение: На лесной поляне стоял старый пень1. - Выполнить фонетический разбор слова ПЕНЬ, самопроверка Один работает у доски. Пень – 1 слог. п [п᾽] – согл., парн., глух., мягк.. е [э] – гл., ударн.. н [н᾽] – согл., непарн., сонор., мягк.. ь [-]
| Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем; высказывают собственные мысли; обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод о роли морфем как значимых частей слова. | Индивидуальная, групповая | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют ( в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач. | Вопросы для уточнения информации |
- Творческая и практическая деятельность по теме урока
| - Разгадайте ребусы и выполните фонетический разбор двух слов
воро′та [в а р о т а]– 3 слога 6 б., 6 зв.., 3 гл., 3 согл. в [в] – согл., зв., тв.. о [а] – гл., безуд.. р [р] – согл., звон (сон.,) тв.. о [о] – гл., ударн.. т [т] – согл., глух., тв.. а [а] – гл., безуд. ры′бка [р ы п к а]– 2 слога 5 б., 5 зв., 2 гл., 3 согл. р [р] – согл.,звон.( сон.,) тв.. ы [ы] – гл., ударн.. б [п] – согл., глух., тв.. к [к] – согл. глух., тв.. а [а] – гл., безуд. - Игра «Рассели жильцов»
Слова вьюга, ёж, баян, морковь, сшить, семья рассели в домики. - В первый домик – слова, в которых количество букв и звуков совпадает.
- Во второй – слова, в которых букв больше, чем звуков.
- В третий – слова, в которых звуков больше, чем букв.
| Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. | Фронтальная
| Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, и находят её в материалах урока, строят рассуждения и выводы. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
| Устные ответы |
- Первичное закрепление с комментированием
| - Предлагаю выполнить задания по группам. Проверочная работа (групповая работа). 1. Определить, какие из записанных слов состоят из одного звука, а какие из трех. Запишите их в два столбика: съел, сел, в, яд, весь, кость, еж, лед, ров, мы, я, к, буква. 2. Найти четвертое «лишнее». Запишите это слово: сч..стье, ж..ри, ш..нель, ч..вство. 3. Выписать слова, произношение которых расходится с их написанием: пастбище, низок, ошибка, чашка, указка, текст. 4. Заполни таблицу, записав в нее слова: пудель, джемпер, процент диалог, дельфин, ателье, цемент, юмор, глобус, прогресс, модель, теннис, астроном, портфель. С ударением на 1 слоге | С ударением на 2 слоге | С ударением на 3 слоге | пудель | процент | диалог | джемпер | дельфин | ателье | юмор | цемент | астроном | глобус | прогресс |
| теннис | модель |
|
| портфель |
|
| Выполняют задания. Отвечают на вопросы. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи. | Групповая | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; анализируют, сравнивают и обобщают; строят рассуждения, делают выводы. Регулятивные: оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, определяют степень успешности работы. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Устные ответы |
- Закрепление изученного материала
| - Чтобы подвести итоги, выполните тест. Тест по теме "Фонетика" - Отметьте слово, в котором ударение падает на второй слог.
- торты;
- досуг;
- магазин;
- километр.
- В каком слове ударение падает на первый слог?
- свекла;
- квартал;
- начать;
- столяр.
- Отметьте слово, в котором выделен согласный мягкий звук.
- кашНе;
- парТер;
- библиоТека;
- каФе.
- В каком слове произносится звук [д]?
- деталь;
- модель;
- падеж;
- академия.
- Укажите слово, в котором нет мягких согласных звуков.
- свитер;
- яма;
- антенна;
- плащ.
| Выполняют задания в паре.
| Парная | Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Оценивание работы учащихся на уроке. |
- Рефлексия учебной деятельности на уроке
| Сегодня на уроке Я научился… Я старался… Мне понравилось… Мне было трудно… Было интересно….
| Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники | Индивидуальная, групповая | Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. | Листы обратной связи |
- Домашнее задание
| - Упр. 320.
- Придумать (подобрать) примеры для аналогичной игры «Рассели жильцов».
|
|
|
|
|