Разработка урока "Служебные части речи"
план-конспект урока по русскому языку (5, 6 класс)

Левашова Елена Петровна

Для учащихся 6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_sluzhebnye_chasti_rechi.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

На уроке использованы игровые технологии, дифференцированное обучение, личностно – ориентированный подход. В процессе урока применена презентация из 12 слайдов, используются компьютеры для тестирования, карточки. На уроке предполагается закрепить знания о самостоятельных и служебных частях речи. Тексты использованы рифмованные, что повышает интерес к исследованию. Компьютерные технологии развивают зрительную зоркость, улучшают эмоциональное настроение, улучшают контакт учителя и ученика. Тест, рассчитанный на опережающее обучение, помогает развитию логического мышления. Карточки с распределительным заданием помогают учащимся проверить свои знания о самостоятельных и служебных частях речи. Материал к уроку подобран так, чтобы подвести учеников к тому, что служебные части речи имеют большое значение в русском языке.

Цели урока:

Систематизировать знания о самостоятельных и служебных частях речи.

Доказать значимость служебных частей речи.

Совершенствовать устную и письменную речь.

Задачи урока:

Организовать работу в деятельном режиме.

Исследовать тему и обосновать выводы.

Воспитательная цель: воспитывать толерантность к чужому мнению и личную ответственность за выполнение коллективной работы.

Этапы урока:

Оргмомент.

Вступительное слово учителя.

Постановка проблемы.

Работа над темой.

Закрепление темы.

Решение проблемы.

Заключение.

Выводы.

Оценка урока и его полезности учениками.

Ход урока

Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть на моем уроке.

-Откройте рабочие тетради, запишите дату. А сформулировать тему урока поможет небольшое стихотворение:

Они неделимы и целы,

Корней и приставок в них нет,

Нельзя отыскать в них морфемы –

И в этом их главный секрет! (2 слайд)

Речь на уроке, как вы поняли, пойдет о частях речи, но о каких?

Какие части речи не имеют ни корней, ни приставок? Как они называются? Правильно, служебные.

Запишите тему урока: «Служебные части речи» (3 слайд)

Наша задача – доказать их значимость в русском языке и их служебность.

Найдите в стихотворении самостоятельные и служебные части речи. (5 слайд)

Какие самостоятельные части речи вам известны? Почему они так называются? (6-7 слайды).

Прочитайте стихотворение «Служить бы рад…»

Предлоги, союзы, частицы –

Все встали в один хоровод,

Служебные, важные лица –

На редкость серьезный народ.

Без них обойтись невозможно,

И знают об этом они.

Всегда и во всем осторожны:

Нигде не гуляют одни.

Но исподволь и незаметно

Значенье свое принесут,

Здесь свяжут, а рядом разделят,

Укажут и силу дадут. (8 слайд).

Какую информацию о служебных частях речи оно несёт?

Найдите в тексте служебные части речи.

Какова их роль в предложении?(8 слайд)

Проверим, правы ли вы. В этом вам помогут стихотворения-загадки.

В предложении на службе

С падежом всегда он в дружбе,

На него показывает

И слова все связывает.

Это? (предлог) (9 слайд)

Объединять и связывать стараюсь

Я равных и неравных в нужный час.

Порою я совсем не повторяюсь,

Порою повторяюсь много раз.

Это? (союз) (10 слайд)

Могу оттенки придавать значеньям,

Могу усилить их без напряженья.

Могу помочь я форм образованью,

Когда Глагол на службу призовёт,

Могу вообще подвергнуть отрицанью

Всё то, что кто-нибудь произнесёт.

Это? (частицы) (11 слайд)

Используя полученные знания о предлогах, отредактируйте предложения. (12 слайд)

Выполните синтаксический разбор предложения: Если не приложить руки к земле, она не станет золотой. Найдите служебные части речи в нём. Какова их роль? (13слайд)

Все ли служебные части речи связали себя синтаксическими обязанностями? Какие пожелали остаться свободными? (14слайд)

– Перед вами утверждения о самостоятельных и служебных частях речи. Выберите правильные ответы, относящиеся к служебным частям речи:

Самостоятельные и служебные части речи равноправны.

Служебные части речи имеют общие морфологические признаки.

Служебные части речи имеют такие же синтаксические функции, как и самостоятельные.

Самостоятельные и служебные части речи равноправны.

Служебные части речи не бывают членами предложения.

Служебные части речи имеют лексическое значение.

Служебные части речи имеют только дополнительное значение, грамматическое.

К любой части речи можно задать вопрос.

Служебные части речи живут сами по себе.

Служебные части речи нужны для обслуживания самостоятельных. Они связывают слова, словосочетания в предложении, а также предложения между собой.

К служебным частям речи задать вопрос невозможно. (15 слайд)

– А теперь сделайте вывод о служебных частях речи.

– Составим схему: «Служебные части речи» (16 слайд).

– Посмотрите на карту Королевства Морфологии. (17 слайд)

– Какие в ней страны самые маленькие?

Маленькие-то они маленькие, а вы попробуйте без них обойтись!

– Прочитайте отрывок из сказки Ершова «Конек- горбунок», в котором отсутствуют служебные части речи.

Вечер …ночи собирался;

…ночлег собрался;

Вдоль… улице идет,

Ест картошку … поет.

… он поля достигает

Руки … боки подпирает

… … прискочкой … пан,

Боком входит … балаган.

Все по-прежнему стояло,

… коней … … бывало;

… игрушка-горбунок

… его вертелся ног. (18слайд)

– Вам стало смешно, потому что несуразно звучат некоторые предложения.

– Восстановите текст, используя слова для справок.

– Можно ли обойтись без служебных частей речи?

– Таким образом мы пришли к выводу о их значимости.

Составим схему «служебные части речи» (чертят схему)

не имеют лексического значения

не изменяются

не употребляются без самостоятельных частей речи

не бывают членами предложения (18 слайд)

– А знаете ли вы, о частоте употребления служебных частей речи в языке?

Оказывается, по частоте употребления предлог занимает 4 место, союз – 7, роль частиц тоже велика. (19 слайд)

Мозговой штурм. Умеете ли вы разгадывать шарады?

В конце какого предлога стоит сотня? (вместо)

Какой предлог является нотой? (до)

Какие два предлога укажут на количество лекарства на один прием? (доза)

К какому предлогу нужно прибавить загородный дом, чтобы получить то, что требует решения? (задача) (20 слайд)

Начало  слова– противительный союз.

За ним – одна лишь буква алфавита,

И будет, предсказать я вам берусь,

Машинами вся улица забита. (затор) (21 слайд)

Попробуем полученные знания внедрить в практику

1 группа выполнит тест за компьютерами.

Тест

В предложении: Дуб рос около небольшого озера.  ОКОЛО является:

А) предлогом;

Б) союзом;

В) наречием.

Как правильно написать:

А) по вас;

Б) по вам;

В) по вами.

В предложении: Какой сегодня чудесный день! КАКОЙ – это:

А) частица;

Б) местоимение;

В) союз.

В предложении: Уж небо осенью дышало. УЖ – это:

А) частица;

Б) союз;

В) наречие.

В предложении: Пусть всегда будет солнце. ПУСТЬ – это:

А) частица;

Б) предлог;

В) союз.

2 группа по опорным союзам: И, НО, ПОТОМУ ЧТО, ЕСЛИ, ТОЖЕ; предлогам: ДЛЯ, БЕЗ, ОТ, ПРИ; частицам: ДА КАК, НУ ВОТ, ЛИ, ДАЖЕ составляет рассказ. (22слайд)

(оценка письменной работы) (23 слайд)

3 группа работает с раздаточным материалом:

А) Распределить слова, данные в карточках (чтобы, сад, прекрасный, он, все-таки, над, хорошо, же только, мочь, говорить, и, в, что, один, который, еще, от, к, у, тот, первый, другой, на, под, ребята, играя, вот, мы, открытый, лишь, около, с, бы, наш, когда, но, а, тоже, за, далеко, кто-то, дерзать, очи, по, как, себя, иной, уже) на 2 группы Самостоятельные части речи        Служебные части речи

         

Б) Определи, какими частями речи являются самостоятельные и служебные части речи

Проверка и оценка выполнения заданий

Заключительная часть

(на столах у учащихся вырезанная из бумаги ладонь. Если информация, полученная на уроке, небесполезная и урок понравился, поставьте на вырезанную ладонь ! или +. Если считаешь, что информация тебе бесполезна и урок не понравился поставь 0 или - )

Домашняя работа: составить (сочинить) сказку о роли служебных частей речи в русском языке.

                  Урок  на тему:

 

                                                                                                                       

                                                                                 

                                                           

                                                                                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. Совершенствование умения определять части речи.

Тип урока: повторительно-обобщающий. Цели урока 1) Обучающие: совершенствовать умение определять части речи и производить их морфологический разбор 2) Развивающие: систематизировать и обобщать правила...

Конспект урока по дисциплине "Русский язык". Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи".

Методическая разработка представляет собой план-конспект урока по дисциплине "Русский язык" Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи". С применением техно...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Части речи. Самостоятельные части речи. Наречие"

Урок направлен на повторение материала о частях речи, в частности, о самостоятельных частях речи. Знакомит с новой самостоятельной частью речи - наречием. Знания закрепляются выполнением упражнений, з...

Переход знаменательных частей речи в служебные части речи

Исследование особенностей перехода частей речи...

Конспект урока по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"

Цель: -дать общее понятие о предлоге как служебной части речи, важнейшими грамматическими особенностями которой являются неизменяемость и невозможность быть членом предложения;-позна...