Система частей речи. Урок русского языка в 9 классе. Презентация
презентация к уроку по русскому языку (9 класс)

Мовчан Мария Юрьевна

Презентация к уроку "Система частей речи". Урок русского языка в 9 классе по учебнику «Русский язык. 9 класс» линии УМК под ред.  Шмелёва А.Д., Флоренской  Э.А,, Савчук Л. О/Вентана-Граф издательский центр 2019

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_chastey_rechi.pptx1.63 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока Система частей речи в русском языке Презентация учителя русского языка и литературы Мовчан Марии Юрьевны

Слайд 2

Повторим ЧАСТИ РЕЧИ

Слайд 3

Укажите имена существительные общего рода Вестибюль Регби Молодёжь Выскочка

Слайд 5

Укажите притяжательные прилагательные Весёлый Мамин Шоколадный Оловянный

Слайд 7

Укажите переходный глагол в прошедшем времени Работает Любит Бежал Вязал

Слайд 9

Укажите собирательное числительное Две пятых Полтораста Семеро Пятьдесят третий

Слайд 11

Укажите неопределённое местоимение Сколько Некоторые Себя Нечего

Слайд 13

Укажите отрицательное наречие Сгоряча Нигде Кое-где Туда

Слайд 16

Части речи имеют общие признаки Семантические (общее грамматическое значение Морфологические (набор признаков) Синтаксические (функция в предложении)

Слайд 19

Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания Когда увид…ла мать что уже сыны её сели на к…ней она кинулась к м…ньш…му у которого в чертах лица выр…жалось более какой (то) нежности она схватила его за стремя она пр…липла к седлу его и с отчаян…ем в глазах (не) выпускала из рук своих.

Слайд 20

Заполните в тетради таблицу примерами из записанного предложения Самостоятельные (знаменательные) Служебные

Слайд 21

Отличай союзы от других частей речи! Чтобы (союз) Союз всегда пишется слитно Я хочу, чтобы ты дал мне совет. Что бы (местоимение с частицей) Всегда пишется раздельно Я спросил, что бы мне почитать об этом

Слайд 22

Тоже, также (союзы) ЖЕ в союзах нельзя опустить Я тоже это прочитал То же ( местоимение с частицей) Так же (наречие с частицей) Же можно опустить без изменения смысла предложения Во всем городе не было людей, настроенных (как?) так же спокойно и в то (какое?) же время торжественно, как эти двое.

Слайд 23

Зато (союз) Зато = но Встретиться не удавалось , зато письма писали часто За то (местоимение с предлогом) Не берись (за что?) за то, что тебе не по силам. тебе не по силам

Слайд 24

Потому, оттого (союз) Мне грустно , потому что весело тебе. По тому, от того (местоимение с предлогом) Вы не должны судить меня по тому , что я делаю.

Слайд 25

Различай предлоги и омонимичные части речи предлоги В течение (в продолжение) всего года он усердно занимался. существительные В течении реки много поворотов.

Слайд 26

В заключение (= под конец) статьи были подведены итоги. Декабристы находились в заключении в Петропавловской крепости. Вследствие (= ввиду) засухи река обмелела. В следствие по делу о хищении вкралась ошибка.

Слайд 27

предлоги Несмотря (на) Пошли в поход, несмотря на непогоду деепричастия Не смотря Шел, не смотря себе под ноги

Слайд 28

Выполните практические задания

Слайд 29

Задание № 1 Распределите на две группы Костюм сшит впору, в пору тяжких испытаний, готовить подарок втайне, в тайне необходимо разобраться, подниматься ввысь, в высь поднебесную, разговоры насчет земли, положить деньги на счет, в течение шести лет, в течении реки, в продолжение месяца, в продолжении повести, вследствие холодов, в следствии по делу, идти навстречу ветру, идти на встречу с писателем.

Слайд 30

Задание №2 Составить предложения с союзами тоже, чтобы, притом и омонимичными словами то же, что бы, при том.

Слайд 31

Задание №3 Решите тест ЕГЭ 1. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? 1) (ЗА)ЧАСТУЮ мы даже не представляем, (НА)СКОЛЬКО человеку важно понять, что является для него в жизни главным. 2) Ни громоотводы, ни вечный двигатель городу Калинову не нужны, ПОТОМУ(ЧТО) всему этому (ПО)ПРОСТУ нет места в патриархальном мире. 3) Можно (ПО)РАЗНОМУ объяснить сцену словесного поединка Базарова и Павла Петровича, и (ПО)НАЧАЛУ может показаться, что прав нигилист. 4) ЧТО(БЫ) вернуть Радищева современному читателю, необходимо попытаться беспристрастно оценить его философские взгляды ТАК(ЖЕ), как и литературное творчество.

Слайд 32

2. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно? 1) (ПО)ЧЕМУ, глядя на один портрет, мы (НА)ДОЛГО засматриваемся, любуясь изображением, и равнодушно скользим быстрым взглядом по другому? 2) Даже после смерти Баха в ТОМ(ЖЕ) магистрате его педагогическая деятельность, ТАК(ЖЕ), как и композиторская, не получила должной оценки. 3) Многие произведения Левитана проникнуты грустью, может быть, (ПО)ТОМУ, что природа в изображении художника КАК(БУДТО) находится в дисгармонии с жизнью человека. 4) КОЕ(ГДЕ) (В)ДАЛИ желтеет поспевающая рожь.

Слайд 33

3. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? 1) Я тебя (НЕ)ВСТРЕВОЖУ (НИ)ЧУТЬ. 2) Рецензия является жанром литературной критики, но в ТО(ЖЕ)время ее считают и жанром библиографии, (ПО)СКОЛЬКУ она возникла из библиографического описания книги. 3) Доброта для души ТО(ЖЕ), что здоровье для тела, она ТАК(ЖЕ)необходима человеку. 4) Когда (НА)ВСТРЕЧУ гостям вышел старик, я (ТОТ)ЧАС узнал его

Слайд 34

Домашнее задание Учить конспект. Индивидуальные задания: определить все слова как части речи (карточка).Дополнительно: читать параграф 6 введения http://rusgram.ru/sites/default/files/liter/person/morphology.pdf Повторять параграфы 32, учить план морфологического разбора на стр. 109.Упражнения 168,176, 180 выполнить по заданию. Выполнить морфологический разбор двух существительных (индивидуально)

Слайд 35

Информационные ресурсы Обобщающее повторение частей речи http://www.myshared.ru/slide/376563/ Морфологический разбор и признаки частей речи http://www.myshared.ru/slide/376520/ Маркасова Е.В., Спивакова Л.А. ОМОНИМИЯ ЧАСТЕЙ РЕЧИ: УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩЕГО УРОКАhttp://www.gramma.ru/RUS/?id=6.67 Федотова Г.В. Слитное, дефисное, раздельное омонимичных частей речи. http://www.myshared.ru/slide/602145/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Союз как часть речи" Урок русского языка в 7 классе.

Материал содержит презентацию и схему-конспект урока с приложениями....

Имя прилагательное как часть речи. Урок русского языка в 10 классе

«Имя прилагательное как часть речи»Цель  урока: повторить и обобщить представления учащихся об имени прилагательном как о части речи, совершенствовать навыки грамматических разборов.Тип урока: ко...

Служебные части речи. Урок русского языка в 5 классе.

Задача урока - показать учащимся на речевом материале роль служебных частей речи в нашем языке....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Предлог как часть речи. Урок русского языка в 7 классе

В материла представлен конспект урока с прилоожениями и презентация...

Имя числительное как часть речи. Урок русского языка в 6 классе

Данный урок позволяет позакомить учащихся с морфологическими признаками и синтаксической ролью числительных....

"Предлог, как часть речи " : урок русского языка в 7 классе

Познакомить с предлогом, как частью речи...