Служебные части речи. Урок русского языка в 5 классе.
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Ильина Алла Борисовна

Задача урока - показать учащимся на речевом материале роль служебных частей речи в нашем языке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sluzhebnye_chasti_rechi.docx20.7 КБ

Предварительный просмотр:

Ильина А.Б. 

(учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 2

г. Серпухова Московской области)

Урок русского языка. 5 класс.

(УМК п/р В.В. Бабайцевой)

Служебные части речи

Задачи:

  1. Повторить изученные в начальной школе сведения о самостоятельных и служебных частях речи.
  2. Выявить функциональные особенности служебных частей речи в языке.
  3. Объяснить разницу в правописании приставок и предлогов; закрепить навык различения приставок и предлогов на письме.
  4. Повторить правописание изученных орфограмм и пунктограмм.

ХОД УРОКА

  1. Слово учителя:

Мы повторили значение и морфологические признаки изученных в начальной школе самостоятельных частей речи: существительного, прилагательного, глагола, местоимения и наречия. При всех различиях эти части речи имеют общее свойство – они самостоятельно образуют словосочетания и предложения. А сегодня наша задача - вспомнить служебные части речи и ответить на вопрос: почему их выделили в отдельную группу.

  1. На интерактивной доске дано изображение предложений. Списать предложения с доски, вставить пропущенные буквы и раскрыть скобки; над словами в предложениях указать части речи.

С…ничка ни с…кунды (не) сидит на мест… . Она д…ловито посматрива…т на кустики лишайника, перепрыгива…т на ветку, повиса…т вниз г..л…вой и отковырива…т кусочек к…ры.

- 1 ученик вставляет и объясняет орфограммы на доске;

- 1 ученик объясняет постановку знаков во втором предложении;

- 1 учащийся называет части речи, встретившиеся в предложениях;

- 1 учащийся на доске обводит в кружки служебные части речи, а остальные выделяют их в тетрадях.

  1. Учитель убирает из предложений на  доске слова -  служебные части речи.

Что произошло с предложениями?      (Распались, утратили смысл.)

Почему? (Убрали предлоги, частицы, союз. Они помогали соединять слова в предложении и придавали им нужный смысл.)

Для чего нужны были эти слова – служебные части речи? (Ребята делают вывод: служебные части речи помогают соединять слова – самостоятельные части речи  - в предложения и придают отдельным словам нужный для понимания предложения смысл.)

  1. На интерактивной доске дано изображение словосочетаний. Списать  словосочетания, вставить падежные окончания существительных и личные окончания глаголов. Объяснить правописание окончаний существительных и глаголов.

Сворачива…т к площад…                      

Гуля…т по улиц…

Кача..тся на провод…

Смотр..т в окно

- 1 учащийся выделяет на доске личные окончания в глаголах, объясняет правописание  гласной в личных окончаниях глаголов, определяя спряжение глаголов (записывает над окончанием);

- 1 учащийся выделяет на доске безударные окончания существительных, объясняет правописание  гласной в падежных окончаниях существительных, записывает рядом склонение и падеж существительного.

- С помощью чего связаны слова в этих словосочетаниях? (С помощью предлогов.)

- Опустите предлоги.  Сохранится ли связь? (Нет.)

- Можно ли в словосочетании задать вопрос к предлогу? (Нет.)

- А в вопросе от глагола к существительному предлог присутствует? (Да.)

- Какую работу он выполняет? (Присоединяет вопросительное местоимение  к глаголу).

_ Какую же работу выполняет предлог в наших словосочетаниях? (Вывод учащихся:

Предлог помогает соединять самостоятельные части речи в словосочетании; служит для соединения слов; поэтому это служебная часть речи.)

  1. Слово учителя:

-  Есть ли в русском языке приставки, сходные с по звучанию с предлогами?  (Есть. Называют примеры: в-, на-, за-, по-, с-  и др.)

- Как пишутся приставки со словами? (Слитно.)

- А предлоги? (Предлоги пишутся со словами отдельно.)

- Как отличить приставки от предлогов, сходных по звучанию, и правильно их написать?

  1. Записать словосочетания под диктовку, найти и выделить главное и зависимое слова, записать вопрос от главного к зависимому, указать части речи:

Пошёл по дороге

Заглянул за угол

Влез в окно

Наступил на кнопку

После того, как ребята выполнили задание, показать правильный вариант разбора словосочетаний на доске с указанием частей речи, главных и зависимых слов и вопросов.

- Если убрать в глаголах приставки, сохранится ли прежнее значение слова?  (Нет. Вывод:  это была приставка.)

- Можно ли между приставкой и глаголом вставить вопрос или другое слово?  (Нет. Вывод:  это была приставка.)

- Можно ли между существительным и предлогом вставить вопрос или другое слово?  (Можно. Дают примеры.)

По (какой)? дороге – по узкой дороге

За (какой?) угол – за соседний угол  и т.д.

Выводы (формулируются учащимися):

  1. предлоги употребляются  с существительными  и с местоимениями – присоединяют их к глаголам; между предлогом и существительным можно вставить вопрос или другое слово; предлог – это  слово и пишется отдельно от других слов;
  2. приставка является частью слова; её нельзя отделить, не изменив лексического значения слова; приставка пишется со словом слитно.

  1. Выполнение упражнения № 120 из «Практики»: наблюдение за ролью союзов в предложении. Одновременно повторяется пунктограмма «Запятая при перечислении однородных членов предложения».

Каждое предложение записывается одним учащимся на доске; ученик объясняет, что соединил союз: слова или  предложения; объясняет постановку запятой в предложении. В конце делается вывод о том, какую функцию в речи выполняют союзы: соединяют между собой слова – однородные члены в предложении и простые предложения в сложные.

  1. Записать текст под диктовку, найти и указать служебные части речи, объяснить правописание НЕ с глаголами:

Долгий осенний закат догорел. Погасла последняя багровая полоска. Не стало видно земли, деревьев, неба. Только над головой большие звёзды дрожали своими ресницами среди чёрной ночи. Звёздчатые цветы белого табака в палисаднике запахли острее из темноты и прохлады.

                                                                                                    (А. Куприн)

После записи детьми текст проверяется по изображённому на доске: в словах подчеркнуты орфограммы, изученные учащимися (проверить их написание) и указаны слова – служебные части речи.

- Для чего в речи нужны служебные части речи?

 (Служебные части речи – предлоги, союзы  – помогают соединять в речи самостоятельные части речи в словосочетания и предложения, но сами их не образуют. К ним в предложении нельзя задать вопрос, они не являются членами предложения. Частицы могут придавать словам новый или дополнительный оттенок в значении. В предложении тоже не отвечают на вопрос и членом предложения не являются.

  1. Домашнее задание:

     Теория – параграфы 9, 10, 11, 12, правила в них повторить.

     Практика – с. 35-41 повторить орфограммы.

     Практика - №№ 119 (п), 127 (у).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Союз как часть речи" Урок русского языка в 7 классе.

Материал содержит презентацию и схему-конспект урока с приложениями....

Имя прилагательное как часть речи. Урок русского языка в 10 классе

«Имя прилагательное как часть речи»Цель  урока: повторить и обобщить представления учащихся об имени прилагательном как о части речи, совершенствовать навыки грамматических разборов.Тип урока: ко...

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Предлог как часть речи. Урок русского языка в 7 классе

В материла представлен конспект урока с прилоожениями и презентация...

Имя числительное как часть речи. Урок русского языка в 6 классе

Данный урок позволяет позакомить учащихся с морфологическими признаками и синтаксической ролью числительных....

"Предлог, как часть речи " : урок русского языка в 7 классе

Познакомить с предлогом, как частью речи...

Имя прилагательное как часть речи. Урок русского языка в 6 классе

Тема:  Имя прилагательное как часть речи.                   ...