Служебные части речи. Урок русского языка в 5 классе.
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Задача урока - показать учащимся на речевом материале роль служебных частей речи в нашем языке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sluzhebnye_chasti_rechi.docx | 20.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Ильина А.Б.
(учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 2
г. Серпухова Московской области)
Урок русского языка. 5 класс.
(УМК п/р В.В. Бабайцевой)
Служебные части речи
Задачи:
- Повторить изученные в начальной школе сведения о самостоятельных и служебных частях речи.
- Выявить функциональные особенности служебных частей речи в языке.
- Объяснить разницу в правописании приставок и предлогов; закрепить навык различения приставок и предлогов на письме.
- Повторить правописание изученных орфограмм и пунктограмм.
ХОД УРОКА
- Слово учителя:
Мы повторили значение и морфологические признаки изученных в начальной школе самостоятельных частей речи: существительного, прилагательного, глагола, местоимения и наречия. При всех различиях эти части речи имеют общее свойство – они самостоятельно образуют словосочетания и предложения. А сегодня наша задача - вспомнить служебные части речи и ответить на вопрос: почему их выделили в отдельную группу.
- На интерактивной доске дано изображение предложений. Списать предложения с доски, вставить пропущенные буквы и раскрыть скобки; над словами в предложениях указать части речи.
С…ничка ни с…кунды (не) сидит на мест… . Она д…ловито посматрива…т на кустики лишайника, перепрыгива…т на ветку, повиса…т вниз г..л…вой и отковырива…т кусочек к…ры.
- 1 ученик вставляет и объясняет орфограммы на доске;
- 1 ученик объясняет постановку знаков во втором предложении;
- 1 учащийся называет части речи, встретившиеся в предложениях;
- 1 учащийся на доске обводит в кружки служебные части речи, а остальные выделяют их в тетрадях.
- Учитель убирает из предложений на доске слова - служебные части речи.
Что произошло с предложениями? (Распались, утратили смысл.)
Почему? (Убрали предлоги, частицы, союз. Они помогали соединять слова в предложении и придавали им нужный смысл.)
Для чего нужны были эти слова – служебные части речи? (Ребята делают вывод: служебные части речи помогают соединять слова – самостоятельные части речи - в предложения и придают отдельным словам нужный для понимания предложения смысл.)
- На интерактивной доске дано изображение словосочетаний. Списать словосочетания, вставить падежные окончания существительных и личные окончания глаголов. Объяснить правописание окончаний существительных и глаголов.
Сворачива…т к площад…
Гуля…т по улиц…
Кача..тся на провод…
Смотр..т в окно
- 1 учащийся выделяет на доске личные окончания в глаголах, объясняет правописание гласной в личных окончаниях глаголов, определяя спряжение глаголов (записывает над окончанием);
- 1 учащийся выделяет на доске безударные окончания существительных, объясняет правописание гласной в падежных окончаниях существительных, записывает рядом склонение и падеж существительного.
- С помощью чего связаны слова в этих словосочетаниях? (С помощью предлогов.)
- Опустите предлоги. Сохранится ли связь? (Нет.)
- Можно ли в словосочетании задать вопрос к предлогу? (Нет.)
- А в вопросе от глагола к существительному предлог присутствует? (Да.)
- Какую работу он выполняет? (Присоединяет вопросительное местоимение к глаголу).
_ Какую же работу выполняет предлог в наших словосочетаниях? (Вывод учащихся:
Предлог помогает соединять самостоятельные части речи в словосочетании; служит для соединения слов; поэтому это служебная часть речи.)
- Слово учителя:
- Есть ли в русском языке приставки, сходные с по звучанию с предлогами? (Есть. Называют примеры: в-, на-, за-, по-, с- и др.)
- Как пишутся приставки со словами? (Слитно.)
- А предлоги? (Предлоги пишутся со словами отдельно.)
- Как отличить приставки от предлогов, сходных по звучанию, и правильно их написать?
- Записать словосочетания под диктовку, найти и выделить главное и зависимое слова, записать вопрос от главного к зависимому, указать части речи:
Пошёл по дороге
Заглянул за угол
Влез в окно
Наступил на кнопку
После того, как ребята выполнили задание, показать правильный вариант разбора словосочетаний на доске с указанием частей речи, главных и зависимых слов и вопросов.
- Если убрать в глаголах приставки, сохранится ли прежнее значение слова? (Нет. Вывод: это была приставка.)
- Можно ли между приставкой и глаголом вставить вопрос или другое слово? (Нет. Вывод: это была приставка.)
- Можно ли между существительным и предлогом вставить вопрос или другое слово? (Можно. Дают примеры.)
По (какой)? дороге – по узкой дороге
За (какой?) угол – за соседний угол и т.д.
Выводы (формулируются учащимися):
- предлоги употребляются с существительными и с местоимениями – присоединяют их к глаголам; между предлогом и существительным можно вставить вопрос или другое слово; предлог – это слово и пишется отдельно от других слов;
- приставка является частью слова; её нельзя отделить, не изменив лексического значения слова; приставка пишется со словом слитно.
- Выполнение упражнения № 120 из «Практики»: наблюдение за ролью союзов в предложении. Одновременно повторяется пунктограмма «Запятая при перечислении однородных членов предложения».
Каждое предложение записывается одним учащимся на доске; ученик объясняет, что соединил союз: слова или предложения; объясняет постановку запятой в предложении. В конце делается вывод о том, какую функцию в речи выполняют союзы: соединяют между собой слова – однородные члены в предложении и простые предложения в сложные.
- Записать текст под диктовку, найти и указать служебные части речи, объяснить правописание НЕ с глаголами:
Долгий осенний закат догорел. Погасла последняя багровая полоска. Не стало видно земли, деревьев, неба. Только над головой большие звёзды дрожали своими ресницами среди чёрной ночи. Звёздчатые цветы белого табака в палисаднике запахли острее из темноты и прохлады.
(А. Куприн)
После записи детьми текст проверяется по изображённому на доске: в словах подчеркнуты орфограммы, изученные учащимися (проверить их написание) и указаны слова – служебные части речи.
- Для чего в речи нужны служебные части речи?
(Служебные части речи – предлоги, союзы – помогают соединять в речи самостоятельные части речи в словосочетания и предложения, но сами их не образуют. К ним в предложении нельзя задать вопрос, они не являются членами предложения. Частицы могут придавать словам новый или дополнительный оттенок в значении. В предложении тоже не отвечают на вопрос и членом предложения не являются.
- Домашнее задание:
Теория – параграфы 9, 10, 11, 12, правила в них повторить.
Практика – с. 35-41 повторить орфограммы.
Практика - №№ 119 (п), 127 (у).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Союз как часть речи" Урок русского языка в 7 классе.
Материал содержит презентацию и схему-конспект урока с приложениями....
Имя прилагательное как часть речи. Урок русского языка в 10 классе
«Имя прилагательное как часть речи»Цель урока: повторить и обобщить представления учащихся об имени прилагательном как о части речи, совершенствовать навыки грамматических разборов.Тип урока: ко...
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Предлог как часть речи. Урок русского языка в 7 классе
В материла представлен конспект урока с прилоожениями и презентация...
Имя числительное как часть речи. Урок русского языка в 6 классе
Данный урок позволяет позакомить учащихся с морфологическими признаками и синтаксической ролью числительных....
"Предлог, как часть речи " : урок русского языка в 7 классе
Познакомить с предлогом, как частью речи...
Имя прилагательное как часть речи. Урок русского языка в 6 классе
Тема: Имя прилагательное как часть речи. ...