Имя числительное как часть речи. Урок русского языка в 6 классе
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
Данный урок позволяет позакомить учащихся с морфологическими признаками и синтаксической ролью числительных.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема
Имя числительное как часть речи.
Цель: познакомить учащихся с именем числительным как частью речи.
Задачи: познакомить детей с морфологическими признаками и синтаксической ролью числительных:
научить детей различать количественные и порядковые числительные;
объяснить роль числительных в речи.
Ход урока.
Новое
1 Слайд со стихотворением
Учитель: Прочитайте выделенные слова. Что они обозначают?
Дети: Эти слова обозначают число.
Учитель :В русском языке , как и в других языках мира, есть немало слов, значение которых связано с понятие числа, счета( счетные слова, как их называют лингвисты). Значение чисел в жизни человека огромно. О существовании слов, обозначающих числа, знали еще наши предки. С первых лет школьной жизни вы постоянно обращаетесь к числам. Просыпаясь, вы обычно вспоминаете, какое сегодня число, в котором часу нужно отправляться в школу и когда закончатся уроки. Вечером вы хотите знать, когда будет по телевизору ваша любимая передача…. Словом, числа нужны нам ежедневно и даже ежечасно. На письме слова-числа часто заменяются цифрами. Люди любой национальности, говорящие на разных языках, без переводчика понимают значение цифр, но в устной речи пользуются словами своего языка. Пользоваться числами и словами, которые их называют, стало для нас настолько обычным и естественным, что мы даже не задумываемся: а что же это за слова?
Вы, конечно, поняли, что это числительные, от слова «число». По частоте употребления в речи числительное занимает 8-е место. Наиболее употребительными являются один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, десять. Имя числительное – уникальная часть речи. Все числительные можно назвать, их 50 с небольшим (можно ли перечислить все существительные, прилагательные или глаголы?). В любом толковом словаре числительные приведены полностью, и новые вряд ли появятся. Но это ограниченное количество слов может образовывать неограниченное число сочетаний для обозначения любого количества. Сегодня мы приступаем к изучению этой уникальной части речи. Тема урока «Имя числительное».
Работа с учебником: с.144,
Учитель: Предложения, записаны в три колонки. В какой колонке выделенные слова обозначают количество предметов и отвечают на вопрос с к о л ь к о ? ( дети назвали 1-ю колонку). Определите падеж выделенных слов.
В какой колонке выделенные слова обозначают число и тоже отвечают на вопрос
с к о л ь к о ? ( дети назвали 2-ю колонку). Определите падеж выделенных слов.
В какой колонке выделенные слова обозначают порядок предметов при счете и отвечают на вопрос к а к о й ? ( дети назвали 3-ю колонку). Определите падеж выделенных слов. Что еще можно определить у этих числительных?
Учитель: Вывод читаю на с. 144
Дети записывают в тетрадь: Имена числительные
количественные порядковые
количество предметов порядок предметов
и число при счете
сколько? какой?
И З М Е Н Я Ю Т С Я П О П А Д Е Ж А М
изменяются по родам и
числам
Учитель: В речи имена числительные выполняют различную роль, т.е. могут быть разными членами предложения. Какие члены предложения вы знаете?
На доске записаны предложения:
Семь и одиннадцать – восемнадцать. __________ ===========
Разделите девять на три. - - - - - - -
Он учится в пятой школе.
Будильник прозвенел в пять часов. -.-.-.-.-.-.-.-.-.-.
Фонетический разбор слова пять и
Морфемный разбор слова прозвенел.
Учитель: Записать в тетрадь, Определить, каким членом предложения являются выделенные имена числительные, определить разряд числительных.
Вывод: Имена числительные могут быть разными членами предложения.
Учитель: Кто может объяснить постановку тире в первом предложении? Какое правило напоминает это предложение?
- Если подлежащее и сказуемое выражены числительным в именительном падеже, то между ними при отсутствии связки ставится тире.
- Числительные сочетаются только с именами существительными, такие словосочетания синтаксически неразложимы, поэтому выступают как один член предложения (два дня, восемь часов, три брата).
Читаем правило на с. 145
Дети: Читают правило на с. 145.
Закрепление нового. Отработка умений.
Упражнение 345 – коллективное выполнение, работа у доски
(1-е и 6-е предложения записываем в классе, остальные – дома.
СЛАЙД:
Учитель: Среди слов, значение которых связано с понятием числа, не все являются числительными, например, среди слов десяток, большинство, тонна, дюжина, удвоить, дважды. тройной, пятнадцатый числительными являются только пять и пятнадцать. Остальные слова относятся к другим частям речи.
Чем же отличаются имена числительные от других слов, связанных с понятием числа?
Сравним два слова: пятак и пять. Слово пятак обозначает конкретный предмет(монета, на которой изображена цифра пять), а слово пять указывает на количество предметов (пять карандашей, пять тетрадей).
Кроме этого, слова пятак и пять отвечают на разные вопросы: на доске ( что?- пятак; сколько? – пять), имеют различные грамматические признаки: пятак – муж. Род, 2 скл, изменяется по числам и падежам. Пять – категории рода не имеет, категории числа не имеет т.к. само слово пять обозначает число, изменяется по падежам.
Вывод: пятак – имя существительное,( можно записать только словом), пять – числительное.(можно записать и словом, и цифрой).
Учитель: просклоняйте слова пять пятак пятый
СЛАЙД
А к какой части речи отнесем слова: тысяча, миллион, миллиард? (Отвечают на вопрос сколько, но не числительные, т. к. изменяются по числам.) Значит это существительные.
Учитель: Частое употребление числительных в нашей речи подтверждается большим количеством фразеологизмов, пословиц, поговорок. Загадок, в которых используются числительные. Предлагаю вам игру «трансформер»: замените цифры словами и прочитайте пословицы и поговорки. Определите разряд числительных.
7 раз отмерь, 1 раз отрежь.
За 2 зайцами погонишься, ни 1 не поймаешь.
У него 7 пятниц на неделе.
Старый друг лучше новых 2.
Игра «Спрятанное слово»: Правильно вписав в каждую клетку количественные числительные 40, 50, 300, 90 ,16 ,15, 70 ,20, 17, 60 и 700 вы прочтете в вертикально выделенной строке числительное, в написании которого часто допускают ошибку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Союз как часть речи" Урок русского языка в 7 классе.
Материал содержит презентацию и схему-конспект урока с приложениями....
Имя прилагательное как часть речи. Урок русского языка в 10 классе
«Имя прилагательное как часть речи»Цель урока: повторить и обобщить представления учащихся об имени прилагательном как о части речи, совершенствовать навыки грамматических разборов.Тип урока: ко...
Служебные части речи. Урок русского языка в 5 классе.
Задача урока - показать учащимся на речевом материале роль служебных частей речи в нашем языке....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Предлог как часть речи. Урок русского языка в 7 классе
В материла представлен конспект урока с прилоожениями и презентация...
"Предлог, как часть речи " : урок русского языка в 7 классе
Познакомить с предлогом, как частью речи...
Имя прилагательное как часть речи. Урок русского языка в 6 классе
Тема: Имя прилагательное как часть речи. ...