"Союз как часть речи" Урок русского языка в 7 классе.
презентация к уроку по русскому языку (7 класс) по теме
Материал содержит презентацию и схему-конспект урока с приложениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презетация | 830.99 КБ |
Схема-конспект урока | 133.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Схема конспекта урока
Аттестуемый педагог:
учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №3 Байбарова Анна Ивановна
Предмет: русский язык Класс: 7в
Тема урока: «Союз как часть речи»
Цели урока:
- знать морфологическую характеристику союза как служебной части речи;
- уметь определять роль союза, создавать предложения с союзами, находить их в тексте.
Задачи урока:
- дать общее понятие о союзе как о служебной части речи, показать его роль в предложении;
- развивать творческую, речевую и мыслительную активность, формировать коммуникативные качества личности;
- воспитывать интерес к предмету через занимательный материал, позицию уверенности и значимости в общем и личном деле каждого учащегося.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Оборудование: блок-схемы, карточки для парной работы, мультимедийное оборудование.
Этапы урока | Цели, задачи, результат этапа урока | Содержание этапа |
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1.Организационный момент | Методы: словесный, убеждение в значимости учения, предъявление требований, поощрение в учении. Цель для учителя: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке, психологически подготовить учащихся к предстоящему занятию. Цель для учеников: психологически подготовиться к уроку. Задачи: доброжелательный настрой учителя и учащихся, готовность класса и оборудования к уроку, быстрое включение класса в деловой ритм. | Ход урока:
Приветствия учителя и учеников, проверка готовности учащихся к уроку. Эмоциональный настрой. (включение в предметно-практическую деятельность с целью подготовки к изучению новой темы) - Ребята, у вас на парте лежат у каждого листы самоконтроля. В них вы будете ставить на каждом этапе урока количество правильных ответов – плюсов (плюс – правильный ответ, минус – неправильный ответ). В конце урока подведем итоги. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. |
2 Актуализация знаний. Игра «Морфологическая путаница» | Методы: словесный, наглядный Форма организации: групповая, фронтальная. Средства обучения: мультимедиапроектор; презентация Power Point к уроку. (см. Приложение) Цель для учителя: включить обучающихся в учебно-практическую деятельность. Цель для учеников: повторить сведения о предлоге, различать предлог и союз. Задачи: видеть отличие союза от других частей речи Результат: выделить союз из других служебных частей. | Организует игру, объясняет цель игры .Задание: распределите слова в 2 столбика. Какие 2 группы можно выделить? (Предлоги, союзы) | Распределяют слова в 2 столбика по морфологическим признакам. |
3. Сообщение темы урока, постановка цели урока | Методы: словесный, наглядный Форма организации: групповая, индивидуализированная, фронтальная. Средства обучения: мультимедиапроектор; презентация Power Point к уроку. Цель для учителя: включить обучающихся в учебно-практическую деятельность. Цель для учеников: уметь ставить цели урока. Задачи: стимулировать понимание учащимися цели урока. Результат: определение и понимание целей и задач урока. | В ходе урока озвучивает цели: знать роль союза как части речи, уметь находить союз, определять его роль в предложении, конструировать предложения, составлять схемы. Из истории возникновения термина «Союз» | Записывают в тетради число, тему урока. Определяют и осмысливают цели урока. Историческую справку рассказывает ученик. |
4. Объяснение нового материала. Первичное усвоение, осознание и осмысление нового материала.(Лингвисти ческий эксперимент) | Методы: беседа, частично-поисковый, работа с текстом. Форма организации работы: фронтальная, индивидуальная Средства обучения: мультимедиапроектор; презентация Power Point к уроку.(см.Приложение) Цель для учителя: показать функцию союза в тексте. Цели для учеников: сделать выводы о роли союза в тексте. Задачи: формировать умение работать с текстом; отрабатывать навык анализировать и делать выводы .Результат: понимание функций союза в тексте. | Организует работу учащихся по алгоритму:1 прочитайте текст, заполните пропуски союзами 2. сделайте вывод по наблюдениям | Наблюдают над текстом, делают выводы о роли союзов: соединяют однородные члены и части сложного предложения. ( Работа с листком самоконтроля). |
5. Систематизация знаний. | Методы: беседа, работа со схемой Форма организации работы: фронтальная, индивидуальная Средства обучения: пустые блок-схемы(см.Приложение). Цель для учителя: научить обучающихся сделанные выводы записывать в схему. Цели для учеников: уметь сделанные выводы записывать в блок-схему. Задачи: формировать умение выделять существенные признаки, анализировать, делать выводы Результат: заполненная блок-схема. | Организует обсуждение информации, полученной при анализе предложений, предлагает представить в виде схемы, обращает внимание на содержание материала учебника, консультирует, корректирует. -Ребята, давайте наши выводы запишем в блок-схему.- Какая часть речи?- Что соединяет союз?- Какие виды союзов мы знаем? | Обсуждают информацию, делают выводы, знакомятся с содержанием материала учебника, заполняют схему. (Самоконтроль по учебнику). - Союз- служебная часть речи, соединяет однородные члены и простые предложения; бывают простые и составные, сочинительные и подчинительные. |
6.Закрепление учебного материала | Методы: аналитическая беседа, упражнения, контроль и самоконтроль Форма организации урока: фронтальная Средства обучения: мультимедиапроектор; презентация Power Point к уроку(см.Приложение). Цель для учителя: закрепить умения и навыки учащихся по данной теме, развивать умение находить грамматическую основу, определять роль союза.. Цели для учеников: уметь применить знания на практике, уметь выделять грамматическую основу предложения, делать схемы предложений. Задачи: формировать у учащихся видеть роль союза в предложении, составлять схемы .Результат: понимание роли союза. (см.приложение) | Организует работу учащихся по применению знаний. Даны предложения, предлагается составить схемы, определить роль союза. – Ребята, прочитайте предложения, выделите грамматическую основу, составьте схему. –Какую роль играет союз в каждом предложении? | Читают предложения, выделяют грамматические основы, делают схемы. Самопроверка. (Работа с листком самоконтроля). |
7. . Физкультминутка 8. Применение знаний и умений на практике. 9. Тестирование. 10. . Подведение итогов, рефлексия. 11.Задание на дом | Цель для учителя: снять напряжение с глаз и активизировать работу учащихся. Цель для учеников: снять напряжение с глаз. Задача: формирование необходимости заботиться о своём здоровье, беречь зрение. Методы: практический Форма организации урока:парная Средства обучения: раздаточный материал (см.приложение) Цель для учителя: проверить умения и навыки учащихся по теме, умение делать комплексный анализ текста. Цели для учеников: уметь применять полученные знания на практике. Задачи: формировать у учащихся видеть роль союза в предложении, развивать умение работать со словарём, конструировать предложения. Результат: понимание роли союза в тексте. Форма: индивидуальная Метод письменного контроля. Средства обучения: мультимедиапроектор; презентация Power Point к уроку.(см.Приложение) Цель для учителя : выявить качество усвоения материала. Цели для учеников: показать степень усвоения материала. Задачи: проверить полученные знания, умения, навыки. Цель для учителя: научить обучающихся самостоятельно оценивать результат своей работы; дать оценку успешности достижения обучающихся поставленной цели. Цели для учеников: уметь оценивать себя, уметь подводить итоги работы. Методы: словесный. Форма организации урока: фронтальная. Цель для учителя: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения. Цели для учеников: совершенствовать практическое применение знаний, умений, навыков, полученных на уроке. Задачи: закрепление изученного материала, контроль. | Контролирует выполнение правильности упражнений. 1.Предлагает дидактический материал (текст) для парной работы. Во время работы индивидуально консультирует. 2.Дополнительное задание (для сильных учеников): творческая работа по конструированию предложений. –Закончите предложение так, чтобы получилось сложное предложение, с однородными членами. Предлагает тест для проверки уровня знаний и умений по теме урока «Проверь себя» Обращает внимание на цели урока и предлагает оценить уровень своих достижений. Своё настроение предлагает изобразить на смайлике. Задаёт домашнее задание: стр. 147 (правило), упр.315 | Физминутку проводит ученик. Выполняют упражнения. Оценивание: отвечают первыми те, кто быстрее справился. Самопроверка. Выполняют задания. Самопроверка (результаты теста заносятся в лист самооценки). Критерии оценивания на доске. Оценивание обучающихся с комментированием по листу самоконтроля. Оформление смайликов. Записывают домашнее задание, ставя перед собой цели по его выполнению |
ПРИЛОЖЕНИЕ.
- Слайд «Морфологическая путаница». Задание: распутай путаницу, распределите слова в 2 столбика. Из-под, из-за, потому что, в течение, чтобы, за, на, из, и, если, когда, но.
- Текст для лингвистического эксперимента.
Наш класс отправился на лыжную прогулку в лес. Мы весело шагали … рассказывали разные истории. Солнце спряталось за тучи, …настроение всё равно было бодрое. … мы вышли на лесную тропинку, ветер утих. По пути нам попадались пышные ели … стройные сосны. С огромным удовольствием скользили мы по удобной лыжне Прогулка удалась.
- Заполнение блок-схемы.
- Предложения для составления схем. –Я вышел из кибитки и потребовал себе начальника.
-Кибитка медленно продвигалась, а снег всё шёл.
- Я дал слово не тратить деньги, чтобы утешить бедного Савельича.
5. Физкультминутка.
Пролетает самолёт, с ним собрался я в полёт.
Правое крыло отвёл, посмотрел.
Левое крыло отвёл, поглядел.
Я мотор завожу и внимательно слежу.
Поднимаюсь ввысь, лечу.
Возвращаться не хочу.
6 Текст для работы в паре.
Во многих языках мира существует такая часть речи, как союз. В реальном мире вещей и явлений нет ничего, что бы соответствовало союзам. Союзы созданы человеком как техническое средство для выражения логической связи между отдельными высказываниями. В этом легко убедиться при непосредственном наблюдении различных реальных ситуаций. Если вы видите. Что молния ударила в дерево и оно сломалось, вы не нуждаетесь в каких-либо связующих средствах между этими явлениями, так как причина и следствие даны наглядно. Другое дело, когда сообщается об этом в речи или письменно на бумаге. Связь между суждениями можно выразить, например, таким способом: «Дерево сломалось, потому что в него ударила молния».
Задания: 1Выразительно прочитайте текст.
2 Озаглавьте его.
3 Определите его главную мысль.
4 Какие из выделенных союзов соединяют однородные члены, а какие- простые предложения в составе сложного?
Объясните лексическое значение слова суждение. (см. Толковый словарь)
5 Как вы понимаете слова реальный, ситуация? (Запись в словарик трудных слов)
7.Тестирование.
- Найди союз А) и, а, но, зато, однако. Б) в, к, из-за В) не, ни, же
- Какое предложение соответствует схеме и
А) Свет быстро вспыхнул и исчез.
Б) Ночь постепенно уходит и медленно день настаёт.
В) Соревнования проведём на улице и подведение итогов будет в зале.
Лист самоконтроля
№ | Этап урока | оценка (+ или -) |
1. | Игра «Морфологическая путаница» |
2. | Постановка цели урока |
3. | Лингвистический эксперимент |
4. | Составление блок-схемы |
5. | Игра «Найди лишнее» |
6. | Работа с текстом (в паре) |
7. | Творческая работа по конструированию предложений |
8. | Тест |
9. | Подведение итогов |
Итоговое количество плюсов: |
Оценка: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме "Части речи", русский язык 5 класс.
Данная разработка урока включает занимательный материал по теме "Части речи" ( стихотворение, грамматическая сказка), а также таблицы, разнообразные задания....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Предлог как часть речи. Русский язык. 7 класс.
Презентация к уроку по русскому языку в 7 классе "Предлог как часть речи" состоит из нескольких тем. Презентация содержит схемы и таблицы по теории, тренировочные упражнения, слова из орфографического...
Рабочая программа по русскому языку 6 класс ФГОС к учебнику "Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях", Москва, "Просвещение", 2012, авторы:М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование к учебнику "Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях ФГОС", Москва, "Просвещение", 2012, авт...
система контроля по теме СОЮЗЫ и ПРЕДЛОГИ по русскому языку 7 класс
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ТЕМЕ союзы И предлоги 7 класс...
Устная часть (собеседование,русский язык, 9 класс).
Итоговое собеседование по русскому языку направлено на проверку навыков спонтанной речи. Модель собеседования включает следующие типы заданий: 1) чтение текста вслух; 2) пересказ текст...
Учебный проект по русскому языку 7 класс "Союз как часть речи"
Учебный проект по русскому языку 7 класс "Союз как часть речи"....