Имя прилагательное как часть речи. Урок русского языка в 10 классе
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме
«Имя прилагательное как часть речи»
Цель урока: повторить и обобщить представления учащихся об имени прилагательном как о части речи, совершенствовать навыки грамматических разборов.
Тип урока: комбинированный урок
Урок повторения, обобщения и применения знаний и умений в 10 классе по теме «Имя прилагательное как часть речи» предполагает установление преемственных связей ранее изученного и нового материала, его усложнение и применение знаний в новых ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imya_prilagatelnoe.zip | 16.47 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Имя прилагательное как часть речи»
(Тема урока)
ФИО (полностью) | Назарова Елена Викторовна | |
Место работы | МБОУ гимназия №12 г. Липецка | |
Должность | Учитель | |
Предмет | Русский язык | |
Класс | 10 | |
Тема и номер урока в теме | Урок № 18 «Имя прилагательное как часть речи» 1 урок по теме | |
Базовый учебник | Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. Русский язык. 10-11 класс. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009 |
- Цель урока:
повторить и обобщить представления учащихся об имени прилагательном как о части речи, совершенствовать навыки грамматических разборов.
9. Задачи:
- обучающие:
углубление и повторение ранее полученных знаний по теории, выявление особенностей качественных, относительных и притяжательных прилагательных, рассмотрение способов образования сравнительной и превосходной степени имен прилагательных, определение морфологических признаков данной части речи;
-развивающие:
актуализация знаний в области грамматических норм имен прилагательных, развитие познавательного интереса к изучению языка, развитие мышления и творческих способностей учащихся на материале произведений русской литературы 19 века;
-воспитательные:
формирование речевой грамотности, мировоззрения учащихся, коммуникативных навыков.
- Тип урока: комбинированный урок
Урок повторения, обобщения и применения знаний и умений в 10 классе по теме «Имя прилагательное как часть речи» предполагает установление преемственных связей ранее изученного и нового материала, его усложнение и применение знаний в новых ситуациях.
- Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая
- Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Организационное начало. | Организует положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке. | Самоопределение к деятельности | 1 | ||
Проверка домашнего задания | 1.Организует индивидуальную работу с обучающимися. 2.Проводит фронтальную работу с обучающимися по проверке домашнего задания. | 1.Индивидуально работают над материалом упражнения №194 по правописанию сложных имен существительных. 2. Выполняют фронтальную проверку домашней работы. Упр. № 196 Индивидуально выполняют морфологический разбор существительных из упражнения № 196, которое было задано на дом. | 4 | ||
Введение в тему | Организует беседу по теме урока, направленную на активизацию имеющихся знаний о прилагательном. - Дайте определение имени прилагательного. -Какие лексико-грамматические разряды имен прилагательных вы знаете? - Как склоняются прилагательные? -Какие морфологические признаки прилагательного вы знаете? | Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему урока, записывают её. | 2 | ||
Постановка учебной задачи. | Активизирует деятельность обучающихся по поиску учебной проблемы. (Работа с текстом и вопросами учебника). | Наблюдают над языковым материалом учебника с последующей формулировкой учебной задачи. | 2 | ||
Работа с новым материалом | Качественные прилагательны (№140201) № 1 Правописание притяжат. прилагат. № 2 Относительные прилагательные (№ 7217) № 3 Степени сравнения прилагательных. Сравнительная степень (№ 188206) № 4 | Организует наблюдение материалов ЦОР с последующей формулировкой вывода об образовании степеней сравнения прилагательных. -Назовите лексико-грамматические разряды прилагательных. Организует работу с интерактивной таблицей Проверяет работу по выполнению Контрольного модуля К-типа (задания №1,2) Организует работу с интерактивной таблицей Как образуются степени сравнения? | Работа над материалом учебника. Параграф 36. Составляют план-конспект по материалам учебника, осваивают материал в логике, предложенной ЭОР. Качественные Прилагательные. Работают с материалом интерактивной таблицы Притяжательные прилагательные. Выполняют задания контрольного модуля Относительные прилагательные. Работают с материалом интерактивной таблицы Степени сравнения прилагательных. Самостоятельно усваивают работу по модулю. | 8 | |
Включение в систему знаний. | Организует работу обучающихся по формированию системы знаний по теме. Работа по учебнику. Работа над определением лексико-грамматического разряда прилагательных. | Выполняют упражнения учебника. Упр. № 198 | 5 | ||
Физкультминутка. | 1-2 | ||||
Закрепление. | Степени сравнения прилагательных Сравнительная степень (№ 188206) № 4 | 1.Способствует формированию и развитию учебно-языковых умений. Организует работу с интерактивной таблицей по определению степеней сравнения прилагательных 2.Организует последующую взаимопроверку с опорой на учебный материал ЦОР. | 1.Выполняют индивидуальную работу с языковым материалом. Упр. № 200. 2.Остальные выполняют упр. № 201 Работа в парах. Взаимопроверка с опорой на учебный словарь ЦОР. | 6 | |
Самостоятельная работа. | 1.Организует самостоятельную деятельность обучающихся с материалом ЦОР (дифференцированный подход) | Выполняют Упр. № 203 Творческое задание с установлением синтаксической функции прилагательных. Работают в парах (взаимопроверка) | 4 | ||
Лексическая работа | Употребление имен прилагательных в речи. П2 Модульная мультимедийная система № 5 | Организует работу по формированию лексических и грамматических норм языка на материале, предложенном ЭОР. | 1. Работают по тексту стихотворения М.Ю.Лермонтова «Смерть поэта» над употреблением имен прилагательных в речи. 2.Ответы обучающихся. 3. Делают вывод о богатстве и выразительности языка. | 4 | |
Рефлексия деятельности. | Качественные прилагательные (№140201) № 1 Относительные прилагательные (№ 7217) № 3 Степени сравнения прилагательных Сравнительная степень (№ 188206) № 4 | 1.Проводит работу с ключевыми словами темы по материалам учебника. 2.Организует подведение итогов, обобщение изученного о способах образования сравнительной степени прилагательных и особенностях их употребления в речи. (Возможно использование таблицы ЦОР №1 данного урока) | 1.Продолжают перечень ключевых слов темы, представленных в учебнике, их записывают. 2.Формулируют выводы о степени сравнения прилагательных, способах образования сравнительной степени и превосходной степени. | 2 | |
Домашнее задание. | Употребление имен прилагательных в речи» (Часть II) № 6 | Проводит инструктаж по выполнению домашнего дифференцированного задания, отвечает на вопросы:
(задание по желанию уч-ся) | Фиксируют домашнее задание, задают вопросы: Упр. 203, Упр. №204 с творческим заданием Выполнение тестов Употребление имен прилагательных в речи» (Часть II) № 6 | 2 |
Приложение к плану-конспекту урока
«Имя прилагательное как часть речи»
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1. | Качественные прилагательные (№140201) | Мультимедиа | Трехуровневая интерактивная таблица | |
2. | Правописание притяжательных прилагательных | Мультимедиа | Контрольный модуль К-типа (задания №1,2) | http://fcior.edu.ru/card/15632/pravopisanie-prityazhatelnyh-prilagatelnyh.html |
3. | Относительные прилагательные (№ 7217) | Мультимедиа | Интерактивная таблица | |
4. | Степени сравнения прилагательных. Сравнительная степень (№ 188206) | Мультимедиа | гипертекст | |
5. | Имя прилагательное. Употребление имен прилагательных в речи. П2 | Мультимедиа | Работа с поэтическим текстом | http://fcior.edu.ru/card/6897/imya-prilagatelnoe-upotreblenie-imen-prilagatelnyh-v-rechi-p2.html |
6. | Употребление имен прилагательных в речи» (Часть II) | Мультимедиа | тесты | http://fcior.edu.ru/card/12805/imya-prilagatelnoe-upotreblenie-imen-prilagatelnyh-v-rechi-k1.html |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Союз как часть речи" Урок русского языка в 7 классе.
Материал содержит презентацию и схему-конспект урока с приложениями....
Технологическая карта к уроку русского языка в 6 классе на тему "Прилагательное как часть речи" учитель русского языка и литературы Малина Е.В.
Подробная технологическая карта крока русского языка в 6 классе на тему "Прилигательное как часть речи" в рамках требований новых ФГОС...
Служебные части речи. Урок русского языка в 5 классе.
Задача урока - показать учащимся на речевом материале роль служебных частей речи в нашем языке....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Предлог как часть речи. Урок русского языка в 7 классе
В материла представлен конспект урока с прилоожениями и презентация...
Имя числительное как часть речи. Урок русского языка в 6 классе
Данный урок позволяет позакомить учащихся с морфологическими признаками и синтаксической ролью числительных....
Имя прилагательное как часть речи. Урок русского языка в 6 классе
Тема: Имя прилагательное как часть речи. ...