Имя числительное как части речи
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Имя числительное как части речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_imya_chislitelnoe_6_klass.docx | 31.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Имя числительное как части речи»
Класс: 6
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цели урока:
• Обучающие: Создание условий для самостоятельного формулирования определения имени числительного, освоения его грамматических признаков и синтаксической роли в предложении; «Открытие» приёма различия имен числительных от других частей речи;
• Развивающие: Развитие познавательного интереса к предмету; Развитие навыков сотрудничества со сверстниками в учебном процессе; Развитие логического мышления и монологической речи учащихся;
• Воспитывающие: воспитывать интерес школьников к учебному предмету, чувства любви и уважения к родному языку.
Методы и приемы работы на уроке: беседа, самоконтроль, загадки, прием «побуждение» и «незаконченное предложение»
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, педагогический контроль.
Средства обучения: учебник русского языка 6 класс, Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А
Дидактический материал: упр 394, упр 395, авторское задание учителя.
Этап урока | Виды работы, формы, методы, приемы | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД | Планируемые результаты | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
№1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности . | Прием «побуждение». | – Здравствуйте, ребята! Давайте настроимся на продуктивную деятельность и начнем урок. Сегодня мы с вами будем разбирать новую тему, изучение которой будет увлекательным! | Регулятивные УУД: Регулятивные УУД: - планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией; - настраивать себя на продуктивную работу | Самоогранизация обучающихся к продуктивной деятельности на протяжении всего урока. | |
№2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Поиск и выделение необходимой информации, беседа. | -Сегодняшний урок я хочу начать с отгадывания загадок. Давайте начнём.Два конца, два кольца — посредине гвоздик.- Семьдесят одежек, все без застежек.- Четыре братца под одной шляпой стоят.- Два стоят, два лежат, пятый ходит, шестой водит, седьмой песенки поет.-Сто один брат, все в один ряд вместе связаны стоят.-Пять мальчиков — пять чуланчиков, у каждого мальчика свой чуланчик.- Три братца пошли купаться; два купаются, а третий на берегу валяется.- Правильно, ребята. Скажите, пожалуйста, какая часть речи, ранее не изучаемая вами, очень часто встречалась в пословицах? - Ребята, а что обозначают эти слова?
| - Ножницы-Кочан капусты -Стол -Дверь -Забор -Перчатки -Ведра и коромысло - Числительное -Количество, число, порядок при счёте -сколько? какой? | Познавательные УУД: границы знания/незнания); - устанавливать закономерности, строить рассуждения; - анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления; Коммуникативные УУД: Коммуникативные УУД: - воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя; - слушать и понимать речь других; - организовать выполнение заданий учителя; Регулятивные УУД: - высказывать своё предположение на основе работы с преподавателем. | Умение воспроизведить учащимися знаний умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания. |
№3. Выявление места и причины затруднений . | Беседа. | – Итак, что же такое числительное?- Ребята, а знаете ли вы какие-нибудь признаки имен числительных? | - Имя числительное-это часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок при счёте. Имена числительные отвечают на вопросы какой? сколько?-Нет. | Коммуникативные УУД: Познавательные: | Самоанализ обучающихся собственных проблем в освоении знаний. |
№4. Построение проекта выхода из затруднения (1). | Беседа. | -Эта тема для вас новая, поэтому вам предстоит узнать, на какие виды делятся имена числительные, как они изменяются и какими членами предложения могут являться. | Познавательные УУД: | умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. | |
№5. Реализация построенного проекта . | Беседа. | - Итак, имена числительные делят на количественные, которые отвечают на вопрос сколько? и на порядковые, которые отвечают на вопрос который? Давайте попробуем привести примеры.- Совершенно верно. Так же у нас имена числительные делятся на простые и составные, простые состоят из одного слова, а составные из двух и более. Попробуйте привести пример. -Хорошо, ребята. Также у нас числительные изменяются по падежам, попробуйте проспрягать числительное один. -Отлично. И я у упоминала роли числительных в предложении, как вы думаете, какими членами предложения они могут являться? -Давайте откроем учебник на странице 43 и посмотрим, какими членами предложения могут быть числительные. Попробуйте привести свои примеры.
-Ребята, числовое значение у нас также могут выполнять и другие части речи, обратим внимание на упражнение 394, рассмотрим рисунки и попробуем понять, какие однокоренные слова пытался проиллюстрировать художник. - Отлично, а какими частями речи они являются? | - Учащиеся подбирают примеры. Учащиеся снова побирают примеры. Подбор примеров - И. п. один, р.п одного, д.п. одному, в. п. один, одного, т. п. одним, п.п об одном. - Не знаем. Ученики подбирают примеры. - Тройка – оценка, тройня – три мальчика, трёхпалубный. - Тройка и тройня – это существительные, а трёхпалубный – прилагательное. | Познавательные УУД: Коммуникативные УУД: Регулятивные УУД: | Умение целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу. Умение анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя). |
№6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Фронтальная работа, разбор примера у доски с объяснением. | - Хорошо, ребята, давайте выполним с вами задание. Посмотрите на проекторную доску, нам нужно выписать числительные в два столбика, в первый простые, а во второй составные.- Молодцы, ребята, давайте обратимся к упражнению 395 и дополним каждый ряд слов, которые имеют количественное значение.
Хорошо ребята. А теперь обратите внимание на доску, вы видите перед собой предложения, давайте попробуем определить какими же членами предложения являются имена числительные. | Ученики по очереди выходят к доске и записывают числительные в два столбика, проговаривая, почему они решили записать числительное в этот столбик. Первый столбик – сто, одиннадцать, один, триста, три, сорок, шестой. Второй столбик – пятьдесят седьмой, две тысячи шестой, двести пять, тридцать пятая. Ученики дополняют таблицу устно, приводят примеры существительных, прилагательных, глаголов с количественным заначением. Учащиеся выходят к доске, выписывают предложение, выделяют члены предложения и называют чем является числительное. Остальные записывают в тетради. | Познавательные УУД: формах; - извлекать необходимую информацию из текста; - ориентироваться в учебнике; - строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей; коммуникативной задачей; - слушать и понимать речь других; Регулятивные УУД: - делать выводы по результатам работы; - действовать по алгоритму, правилу. | Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; |
№7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Самостоятельная работа в тетрадях. | - А теперь давайте выполним самостоятельное задание, на доске вы видите текст, вам необходимо выписать из него в три столбика слова. В первый столбик количественные числительные, во второй порядковые, а в третий существительные, имеющие количественное значение.-Хорошо, давайте теперь проверим. | Ученики выполняют задание. Устная проверка. | Личностные УУД: Регулятивные УУД:
| Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с графическим сопровождением. |
№8. Включение в систему знаний повторение. | Списывание | - Ребята, а теперь я вам предлагаю обратить внимание на текст на доске, в нем присутствуют числа, вам нужно вместо этих чисел написать числительные буквами, чтобы у вас получился полноценный текст. | Учащиеся по очереди выходят к доске, выписывая предложения, проговаривая числительное и называя его вид (простое/составное, количественное/порядковое) | Регулятивные УУД: Познавательные УУД: | Логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. |
№9. Рефлексия УД на уроке | Прием «незаконченное предложение, (я не знал… - теперь я знаю…)», беседа. | – Урок подходит к концу. Ребята, давайте подведем уроки изученного.-Что такое числительное? -Каких видов бывают числительные? - Как изменяются числительные? -Какими членами предложения могут быть числительные? Закончите предложения показанные на экране (я не знал, я узнал, это было просто, это было сложно и т.д).– Запишите домашнее задание: параграф 67, стр 42, упр 397 (Составить расписку по образцу) | Ученики отвечают на вопросы.
| Личностные УУД: Регулятивные УУД: Познавательные УУД: | Рост уровня осознания содержания пройденного материала. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Числительное как часть речи" с использованием педагогической технологии "Развитие критического мышления учащихся"
Формирование навыков фиксации мыслей и образов, удерживать их, рассматривать со всех сторон, активизировать процесс познания. ...
Урок «Имя числительное как часть речи. Числительные простые, сложные, составные»в 6 классе
Урок с использованием ЭОР...
Конспект урока по теме "Имя числительное как часть речи. Количественные и порядковые числительные"
Конспект открытого урока в 6 классе. Цели урока:1. Введение понятия «количественные» и «порядковые» числительные.2. Формирование, развитие умения находить в тексте и в устной речи имена числительныеНа...
Имя числительное как часть речи. Числительные количественные и порядковые
Имя числительное как часть речи. Числительные количественные и порядковые...
План-конспект урока по русскому языку в 6 классе для детей с ЗПР по теме "Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные числительные"
План-конспект урока по русскому языку в 6 классе для детей с ЗПР по теме "Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные числительные" представляет собой разработку перв...
Урок по теме "Имя числительное как часть речи. Разряды числительных"
Данный конспект урока ориентирован на работу по учебнику Л.М. Рыбченковой, О.А. Александровой «Русский язык 6 класс»Конспект урока «Имя числительное как часть речи. Разряды чис...
Числительное как часть речи. Разряды числительных. Орфограммы числительных.
Памятка о числительном как части речи. В ней представлены разряды числительных, особенности употребления и написания числительных....