Урок на тему "причастие как часть речи" (7класс)
план-конспект занятия по русскому языку (7 класс)
Конспект урока с применением исследовательской технологии . Урок с использованием регионального компонента .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Коновалова Ольга Васильевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Мушковайская СОШ»
села Мушковай Увинского района,
ov_konov@mail.ru, 8 951 202 60 58
Тема: Причастие как часть речи
Класс: 7
УМК: Баранов М.Т, Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.
Тип урока: урок получения новых знаний
Вид урока: урок - исследование
Оборудование: карточки, интерактивная доска, ноутбук
Цель учителя:
- познакомить с грамматическими признаками причастия;
- способствовать формированию умения различать причастия и прилагательные;
- способствовать формированию умения применять причастия в речи.
Планируемые результаты:
- предметные: знать грамматические признаки причастия (значение, морфологическую характеристику, синтаксическую роль); уметь различать прилагательные, глаголы и причастия, находить причастия в тексте, определять признаки прилагательного и глагола у причастия, использовать причастия в речи.
- метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
- личностные: формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию; осознание своей этнической принадлежности; знание языка как явления национальной культуры; осознание чувства ответственности за употребление языка.
Ход урока
Орг. момент. Создание благожелательной атмосферы урока. (Слайд 1 – портрет Ф.И.Васильева, с отрывком стихотворения «Дороги»)
Учитель: …Во все концы бессчетные дороги
Расходятся, как ветки от ствола.
Свою дорогу выбрать нелегко.
Бывает так – один неверный шаг,
И нет ее, а ты – в трясине топкой,
А иногда и узенькая тропка
Тебя выводит прямо на большак… (Ф.Васильев, «Дороги»)
Дорогие ребята, эти строчки из стихотворения удмуртского поэта Ф.Васильева должны быть для нас на сегодняшнем уроке руководством к действию, потому что от выбранного пути решения проблемы будет зависеть успех нашего дела. Творчество этого поэта будет всячески содействовать этому. Итак, в добрый путь!
Мотивационно - целевой этап.
Учитель: (Слайд 2 – отрывки из стихов Ф.Васильева) Ребята, прочитайте внимательно стихотворные строчки и скажите, какой темой они объединены?
1. Ставни в нашем селе раскрашены,
Крыши все в узорной резьбе… («Ставни в нашем селе раскрашены…»)
2. …В краю моем родном
Светло от созревающих хлебов… («Когда подходит время сентября…»)
3. Недаром тут себя, подобно птице,
Я окрыленным чувствую всегда… (« Печали забываешь понемногу…»)
- Стихотворные строчки объединены темой родного края.
Учитель: Какое впечатление остается у вас после прочтения этих строчек?
- Ощущение полета, теплоты, покоя, потому что поэт, видимо, с большим трепетом относится к своей малой родине.
Учитель: Теперь посмотрим на эти строчки с точки зрения русского языка. Какими же грамматическими средствами поэт добивается этого ощущения. Выпишите из предложений все имена прилагательные (1 группа), и все глаголы (2 группа)
- Имена прилагательные: узорный, родимый, родном; глаголы: чувствую.
(Опыт показывает, что, как обычно, ученики ошибочно к этим частям речи относят и причастия раскрашены, окрыленный, созревающих. Путем определения общего значения, задавая вопросы, должны прийти к выводу, что эти слова не относятся ни к прилагательным, ни к глаголам.)
Учитель: Ребята, у нас проблема. Какая?
- Мы не можем определить, к каким частям речи относятся эти слова, хотя у них есть признаки имени прилагательного и глагола.
Учитель: Какую цель мы поставим перед собой?
- По морфологическим признакам научиться определять, к какой части речи относятся данные слова.
Учитель: Забегая вперед, хочу сказать, что это причастие. Еще одна самостоятельная часть речи, про которую В.И.Даль, создатель «Толкового словаря живого великорусского словаря», сказал так: «Часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного”. (Слайд 3 – портрет В.И.Даля и его цитата)
Учитель: А как формулируются такие темы?
- Причастие как часть речи. (Запись темы в тетрадях)
Ориентировочный этап.
Учитель: Прежде чем приступить к работе, договоримся о том, как будет оцениваться ваша работа. Она будет состоять из трех оценок: самооценки, взаимооценки, тестирования. (Лист самооценки – приложение № 4)
Еще у нас будет работать творческая группа, которая в конце урока будет представлять новую часть речи. (Форму презентации учащиеся выбирают самостоятельно, например: объявление, телеграмма, синквейн, схема, кластер и т.д)
Учитель: Ребята, у нас есть проблема, которую нам необходимо решить. Цель определена. Осталось определить алгоритм действий: как мы будем исследовать нашу проблему?
- При изучении всех частей речи мы обращаем внимание на 3 пункта: общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль, значит, и причастие можно рассмотреть с этой точки зрения.
Поисково – исследовательский этап с применением новых знаний на практике.
Учитель: План действия принимается. Итак, работая в группах, определите общее значение причастий: что обозначает, на какие вопросы отвечает . (Исследование проводится на основе стихотворных строчек – слайд 2)
( Ученики 7 класса не могут дать точного определения общего значения причастия, поэтому мы можем получить примерно следующее: «Причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает и признак, и действие предмета и отвечает на вопросы какой? Что сделанный? Что делающий?»)
Учитель: А теперь сравним с тем, что говорит учебник и порадуемся тому, как мы близко подошли к первому нашему научному открытию.
(Сравнение с культурным аналогом (слайд 4). Хотя учебник исключает глагольные вопросы, но на начальном этапе ученикам легче научиться распознавать причастия в тексте благодаря двойным вопросам)
Учитель: А теперь предлагаю игру «Найди меня», которая поможет определить, умеем ли мы находить причастия в предложении. Помогут нам стихотворные строчки Ф. Васильева.
(Работа в парах; каждому участнику дается 5 карточек; происходит взаимопроверка и взаимооценивание: 5 правильных ответов – «5», 4 – «4» и т.д. Это соответствует общепринятым нормам оценивания грамматических заданий: 5 правильных ответов – 100% выполненного материала, 4 задания – 80%, 3 задания – 60% и т.д.)
Учитель: Как вам показалось, о чем говорят стихотворные строчки?
- О красоте родной природы. (Слайд № 4 – пейзаж с цитатой)
Учитель: Помогли ли причастия создать образ величественной природы?
- Да, являясь эпитетами, причастия делают речь яркой, образной.
Учитель: С первой частью справились. Дорога зовет вперед. На пути – морфологические признаки. Причастие как часть речи, «рожденное» от глагола и имени прилагательного, взяло от них некоторые черты характера. Какие? Выясним, проведя анализ языкового материала.
Предлагаю заполнить таблицу «Верные – неверные утверждения».
(Заполняется только графа «До» по результатам анализа языкового материала, 1 группа – признаки прилагательного, 2 группа – признаки глагола; материал для наблюдения – карточки для парной работы)
Учитель: Представить результаты своей работы поможет ПОПС – формула: П-позиция (Мы считаем, что…), О-обоснование (Потому что…), П-пример (Мы можем доказать это на примере..), С-следствие (Исходя из этого, мы делаем вывод, что…).
(Сравнение с культурным аналогом (слайд № 5). Самооценка за работу в группе)
Учитель: Небольшая практическая работа даст возможность понять, умеем ли мы применять новые знания на практике. Каждый индивидуально выполняет тесты.
(5 заданий, оценивание происходит по прежней схеме)
Учитель: Ребята, мы в шаге от победы. Нам осталось выяснить синтаксическую роль причастия. Есть ли какие – нибудь предположения?
- Так как глагол является в предложении сказуемым, а имя прилагательное – определением или сказуемым, возможно, что причастие тоже может выполнять функции сказуемого или определения.
Учитель: Мы не забываем, что богатый материал для наблюдения нам сегодня дает лирика удмуртского поэта Флора Васильева. Еще одна тема волнует поэта – тема войны. Он не был на войне, но пишет о ней очень проникновенно. Назвать хотя бы такие выражения, и все становится понятно: подкошенный пулей солдат, ушедшие жизни, неизвлеченные осколки, умирающий сын, видевшая войну трава, кровавые дожди, опалены жаром войны и др. (Слайд 6 – картина войны и отрывок из стихотворения. При наличии времени целесообразно прочитать одно из стихотворений о войне: «Здесь заходит солнце», «Монолог без вести пропавшего», «Упал на холодную озимь», «Год спокойной земли» и др. )
Ребята, составьте предложение с одним из этих словосочетаний, подчеркните причастие как часть речи. Возможно, кто – то сможет составить предложение, близкое к оригиналу.
(Прослушивание предложений с выводами о синтаксической роли причастия. Сравнение с культурным аналогом – слайд 7)
Рефлексивно – оценочный этап
Учитель: Намеченный план выполнен, пора подводить итоги. Цель достигнута?
- Да.
Учитель: Слово дается творческой группе.
(Выступление творческой группы)
Оценивание.
Учитель: Ребята, выразите фразеологизмом или пословицей ощущение от сегодняшнего урока
- На седьмом небе; заблудился в трех соснах; работал не покладая рук; семь раз отмерь, один раз отрежь; без труда не выловишь и рыбку из пруда и др.
Учитель: И еще. Вслед за поэтом хочется вторить:
…Если кончу трудное дело,
Я счастлив бываю.
Если петь душа захотела,
Я счастлив бываю.
Но бываю я всех счастливей
Изо всех подаренных дней,
Если вижу вокруг счастливыми
Я других, остальных друзей. (Ф. Васильев. О счастье)
Литература
1. Блинова Е.Р.Индуктивное исследование: от фактов к обобщениям // Новое образование.- 2011.- № 3.- С. 33 – 35.
2. Васильев Ф.И. Дороги. – М.: Советская Россия, 1981.
3. Интернет - ресурсы
Приложение № 1. Карточки для парной работы
1. Радуюсь, словно ребенок, твоей шелестящей листве.
2. Расправив поблекшее платье,
Ждет помощи Моя – река.
3. Песне кланяется низко колос налитой.
4. А солнце – солнце между тем в цвет алый выкрасило сосны
И разбросало по траве звенящий бисер изумруда.
5. И вниз на землю хлынула вода,
Пугая онемевшую природу.
6. Казалось, не иссякнет никогда
Могучий дождь, проливший эту воду.
7. Колосья, словно дети, подросшие стоят.
8. И покидают птицы
Притихший грустный лес.
9. Расцвел шиповник алыми цветами,
Смущен он лаской теплого дождя.
10. Облака, пронизанные ветром,
Отрешенно улетают ввысь.
Приложение № 2. Таблица «Верные – неверные утверждения»
Морфологические признаки имени прилагательного | ||
До (+ --) | После (+ --) | |
Вопрос | ||
Наличие краткой формы | ||
Наличие степеней сравнения | ||
Число | ||
Падеж | ||
Род | ||
Морфологические признаки глагола | ||
| До (+ --) | После(+ --) |
Вопрос | ||
Время | ||
Вид | ||
Возвратность | ||
Наклонение | ||
Спряжение | ||
Лицо | ||
Число | ||
Род |
Приложение № 3. Тестирование
1. Найдите причастие в форме Т.п., ж.р.,ед.ч. 2. Найдите краткое причастие:
А. веселившегося А. пойман
Б. веселившийся Б. пойманный
В. веселившейся В. поймал
3. Найдите причастие в настоящем времени: 4. Найдите причастие совершенного вида:
А. уходящий А. звенящий
Б. ухоженный Б. звонивший
В. уходивший В. зазвонивший
5. Какое причастие может быть возвратным
А. поющий
Б. веселивший
В. пойманный
Приложение № 4. Лист самооценки
– Что тебе нужно было сделать?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты сделал всё сам или с чьей-то помощью?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Употребление деепричастий в речи"7класс
.На данном уроке рассмотриваются выразительные возможности деепричастийУчащиеся узнают морфологические и синтаксические признаки деепричастий, правило постановки знаков препинания при ...
Урок по теме «Отыскание части от целого и целого по его части»
Урок по теме «Отыскание части от целого и целого по его части» - очередной урок в разделе «Обыкновенные дроби». Данная тема является важной в формировании навыков решения задач на нахождение части от ...

разработка урока по теме "Отыскание части от целого и целого по его части" 5 класс
Разработка урока по теме "Отыскание части от целого и целого по его части" в 5 классе, к учебнику Зубарева И.И....
Математика 5 класс. Урок по теме:Отыскание части от целого и целого по его части
Урок открытия нового знания...

презентация по русскому языку по теме "Служебные части речи" 7класс
Презентация по теме "Служебные части речи" предназначена для обучающихся 7 класса. Она поможет закрепить полученные знания на уроках....
Конспект урока по теме "Причастие как часть речи" (7класс)
Конспект урока с применением исследовательской технологии . Урок с использованием регионального компонента ....