Разбор словосочетания
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Знать порядок разбора словосочетаний; уметь разбирать словосочетания по образцу в устной и письменной форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse_na_temu.docx | 18.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе на тему
«Разбор словосочетания».
Тип урока. Урок объяснения нового материала.
Цели:
Предметные: знать порядок разбора словосочетания; уметь разбирать словосочетание по образцу в устной и письменной форме.
Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться словарями.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание |
I. Оргмомент. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. | |
2. Мотивация к учебной деятельности | Вступительное слово: -Наш сегодняшний урок мне хочется начать с «Осенней песни» Петра Ильича Чайковского. Послушайте фрагмент этого произведения и скажите, какие мысли и чувства вызвала у вас музыка? -Как вы думаете, почему чувства грусти, печали? -Предлагаю вам совершить прогулку по осеннему парку: полюбуемся красотой родной природы, её богатством и щедростью, а также повторим те сведения о русском языке, с которыми мы познакомились в начальной школе, продолжим работу над понятиями «словосочетание» и «предложение». | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности. Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции. |
3. Актуализация и пробное учебное действие | -Вспомните, что вы знаете о словосочетании? -Какие бывают словосочетания по главному слову? -Чем словосочетание отличается от предложения? Упр. 133- словарный диктант -У вас на партах лежат карточки со стихотворением А. С. Пушкина. Прочитайте его -Может, кто-то желает прочитать наизусть? 1-й вариант Уныла пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса- Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы. 2-й вариант Октябрь уж наступил- уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей; Дохнул осенний хлад- дорога промерзает. Журча ещё бежит за мельницу ручей, Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает В отъезжие поля с охотою своей, И страждут озими от бешеной забавы, И будит лай собак уснувшие дубравы. | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, сравнения. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли. |
4. Выявление места и причины затруднения | Задание по рядам: -Выпишите по 4 словосочетания из стихотворений согласно схемам: Сущ. + сущ., сущ. + прилаг., гл. + сущ. -Какие словосочетания могут быть в речи средством выразительности? -Как называют такие прилагательные, которые ярко, образно передают чувства? -Будут ли словосочетаниями слова приятна краса; покрыты небеса; октябрь наступил? Почему? (Нет, не будут, это подлежащее и сказуемое в предложениях, они выражают основную мысль предложения) -Подчеркните грамматические основы во всех предложениях. | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. |
5. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | -Обратите внимание на эпиграф урока, давайте его запишем. Люблю я пышное природы увяданье. А. С. Пушкин -Выпишите все словосочетания, которые найдете в этом предложении. Составьте схемы. -Пользуясь материалом учебника, подготовьте рассказ о том, что мы называем словосочетанием. Предложением? Чем они отличаются друг от друга? | Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач. |
6. Самостоятельная работа | Запишите текст. Назовите его тему и основную мысль. Подчеркните грамматические основы предложений. Наступила осень. Стоит отличная погода. Все деревья, кустарники и травы стали жёлтыми и разноцветными. На пруду в воде плавают осенние листья. Ах, как красиво! Вот стройные косяки журавлей потянулись над полями, лесами и горами. Так и хочется крикнуть: «Возвращайтесь к нам весной!» | Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, сравнения, классификации. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, ищут причины трудностей. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения. |
-Составьте свой рассказ об осени по данному началу. Дни становятся короче, и всё реже проглядывает солнце. Деревья все в разноцветных одеждах. Золотые, багряные, бордовые листья медленно опадают и шуршат под ногами, словно мягкий ковёр. Перелётные птицы готовятся в дальнюю дорогу… | ||
7. Итог урока | Заслушиваются сочинение учащихся. Проводится обсуждение. -Ребята, что значит «пышное природы увяданье»? -Действительно ли осень приносит с собой только грусть и печаль? Что нового узнали на уроке? Чему научились? – Какие трудности встретились? – Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок, успешно преодолеть трудности? | |
8.Домашнее задание. | Параграф 27, упражнение 140 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме "Синтаксический разбор словосочетания"
В курсе «Синтаксис» тема «Синтаксический разбор словосочетания» является одной из актуальных и важных тем. Эта тема рассматривалась и в 5 -6 классах, но в 8 классе она берется глубже с целью пос...
Виды словосочетаний, разбор словосочетаний
Лаконичный сосредоточенный материал...
конспект урока Синтаксические связи слов в словосочетаниях Синтаксический разбор словосочетаний
урок в восьмом классе. Синтаксические связи слов в словосочетаниях . Синтаксический разбор словосочетаний...
Урок русского языка в 5 классе по теме "Виды словосочетаний по характеру главного слова. Синтаксический разбор словосочетания"
Данный урок разработан к УМК С.И.Львовой. Может быть использован как итоговое занятие по теме "Словосочетание". Материал включает в себя лингвистический диктант, творческую работу с опорой на ре...
Виды словосочетаний по способу связи слов. Синтаксический разбор словосочетаний.
Первый урок по связи слов в словосочетании, прослеживаются все этапы работы на уроке, предусматривается и исследовательская деятельность учащихся....
Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Словосочетание. Основные виды словосочетаний. Разбор словосочетания"
Конспект урока по теме "Словосочетание" предназначен для учащихся 5 класса. Задания, использованные в ходе урока ,по...
презентация к уроку русского языка в 8 классе "Синтаксический разбор словосочетания"
ЦЕЛИ УРОКА:• отработать навыки работы со словосочетанием.• проверить понимание учащимися главного и зависимого слова в словосочетании.• закрепить знания по видам связи слов в словосочетаниях, их струк...