Урок русского языка в 5 классе по теме "Виды словосочетаний по характеру главного слова. Синтаксический разбор словосочетания"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Данный урок разработан к УМК С.И.Львовой. Может быть использован как итоговое занятие по теме "Словосочетание". Материал включает в себя лингвистический диктант, творческую работу с опорой на репродукцию картины, дифференцированное домашнее задание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku.docx | 23.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Виды словосочетаний по характеру главного слова. Синтаксический разбор словосочетания.
Цели: 1) дать представление о видах словосочетаний по характеру главного слова;
активизировать имеющиеся у детей сведения о словосочетании;
2) формировать умение вычленять словосочетание из текста, классифицировать
его тип, производить синтаксический разбор;
способствовать развитию логического мышления, познавательных и
творческих способностей детей через разнообразные виды деятельности;
3) воспитывать культуру умственного труда, коммуникативные отношения,
вызывать интерес к урокам русского языка.
Тип урока: урок получения новых знаний.
Оборудование: словарики, иллюстрации учебника, репродукции картин, алгоритмы, карточки с текстом, опорная схема, карточки для редактирования, ключи к заданиям, акварельные краски.
Ход урока.
- Организационный момент.
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю, надо потрудиться,
Ведь без труда талант не в прок.
Скрестите шпаги ваших мнений,
Мои соавторы и судьи,
Мы вместе сочиним урок!
- Формулировка темы и цели урока.
- Проверка домашнего задания.
- Что изучает синтаксис?
- Дайте определение словосочетания?
- С помощью каких средств устанавливается грамматическая связь в словосочетании?
- Назовите проиллюстрированные вами модели словосочетаний.
- Словарная работа.
(проводит подготовленный ученик)
- Лингвистический диктант.
Раздел лингвистики, изучающий звуки речи – фонетика.
Раздел лингвистики, изучающий постановку ударения и правила произношения – орфоэпия.
Раздел лингвистики, изучающий правила обозначения звуков буквами – графика.
Раздел лингвистики, который изучает лексическое значение слова – лексика.
Раздел лингвистики, изучающий правила написания слов- орфография.
Раздел лингвистики, изучающий нормы современного русского языка – культура речи.
Название какого раздела лингвистики мы можем добавить в наш лингвистический диктант? Синтаксис.
- Взаимопроверка.
Ключ для проверки:
Фонетика, орфоэпия, графика, лексика, орфография, культура речи, синтаксис.
- Подготовка к изучению нового материала.
На доске запись:
играть в мяч красивый мяч
умело играть резиновый мяч
закончить игру волейбольный мяч
- Докажите, что перед вами словосочетание
- Сравните их, почему они распределены в два столбика?
- Найдите главное слово.
Если главное слово выражено глаголом, то это глагольное словосочетание.
Если главное слово выражено именной частью речи – именное.
- Физпауза. (проводит подготовленный ученик)
- Составление и использование алгоритма.
Алгоритм синтаксического разбора словосочетания.
- Нахожу словосочетание.
- Задаю вопрос.
- Нахожу главное слово.
- Определяю часть речи.
- Определяю вид словосочетания.
- Составляю модель словосочетания.
- Задания для закрепления.
Сейчас мы будем использовать лингвистический микроскоп и выполним следующее задание.
-Помогите Пете Ошибкину понять, какие ошибки он допустил и определите вид словосочетаний.
красивый осень
играть футбол
толстый книга
идти мост
- Работа с учебником
Упражнение 321. Распределить данные словосочетание в два столбика.
Именное --------------------------------------- Глагольное.
(у доски).
- Творческая работа.
Составьте и запишите словосочетания по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень», используя основные модели словосочетаний.
- Игра «Аукцион»
Учащиеся получают карточки со словом шарик. Задание: кто больше составит словосочетаний, характеризующих слово дерево.
- Итог.
- Какова тема нашего урока?
- Какие задачи мы ставили в начале урока?
- Какие из них удалось выполнить, а над какими ещё нужно поработать?
- Что больше всего запомнилось и понравилось?
- Какой алгоритм мы сегодня составили?
- Домашнее задание.
Страница122-124.
Упражнение 332 – сильным уч-ся,
Составьте и запишите словосочетания со словом рябина – упражнение 328.
- Оценки.
- Рефлексия.
На столе лист бумаги с тремя полосками. Если вам понравился урок, вы довольны своим результатом, то раскрасьте первую полоску в красный цвет, если вы сомневаетесь в некоторых вопросах, то - в зелёный, если ничего не понятно, то в синий.
Молодец ! |
Нужно поработать! |
Старайся! |
- фонетика
- орфоэпия
- графика
- лексика
- орфография
- культура
речи
- синтаксис.
МОУ ООШ с.Асмётовка
Виды словосочетаний по характеру главного слова.
Синтаксический разбор словосочетания.
(урок русского языка в 5 классе),
проведённый на школьном семинаре МО учителей гуманитарного цикла
учитель русского языка и литературы:
Кошлякова Г.В.
Ноябрь, 2011год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка 5 класс по теме "Орфограммы в разных частях слова"
Презентация к уроку русского языка пр теме "Орфограммы в разных частях слова" 5 класс.Урок проводила после повторения за курс начальной школы в 5 клаасе....
Виды словосочетаний по способу связи слов. Синтаксический разбор словосочетаний.
Первый урок по связи слов в словосочетании, прослеживаются все этапы работы на уроке, предусматривается и исследовательская деятельность учащихся....
Конспект урока русского языка. 9 класс. Способы подчинительной связи слов в словосочетании
Конспект урока русского языка в 9 классе...
Урок русского языка 3 класс УМК "Школа России" на тему "Главные и второстепенные члены предложения"
Конспект урок русского языка 3 класс УМК "Школа России" на тему "Главные и второстепенные члены предложения"...
Урок русского языка 6 класс "Буквы Ы и И в корне слова после приставок"
Тема урока: Буквы Ы и И в корне слова после приставокКласс: 6Тип урока: Открытие новых знанийЦель урока: Формирование умения определять условия выбора гласных Ы и И после приставок Задачи урока:П...
Презентация к уроку русского языка 6 класс "Буквы Ы и И в корне слова после приставок"
Презентация к уроку русского языка 6 класс "Буквы Ы и И в корне слова после приставок"...
Дистанционный урок русского языка. 7 класс. Правописание и употребление междометий и звукоподражательных слов.
Предложен учебный фильм, дидактические таблицы для осмысления и запоминания....