Разработка урока по теме "Синтаксический разбор словосочетания"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме
В курсе «Синтаксис» тема «Синтаксический разбор словосочетания» является одной из актуальных и важных тем. Эта тема рассматривалась и в 5 -6 классах, но в 8 классе она берется глубже с целью постепенного изучения синтаксиса русского языка. Здесь обобщаются знания, умения учащихся по теме «Словосочетание», продолжается формирование умения работать с информацией, представленной в литературе, СМИ, Интернет-ресурсах и т.п. Учащиеся проверяют свои знания с помощью тестов, тренируются в синтаксическом разборе словосочетаний, умении использовать эти синтаксические конструкции в речи, что также способствует формированию у учащихся языковой и коммуникативной компетенции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока русского языка в 8 классе по теме «Синтаксический разбор словосочетания»
с использованием НИТИ-методик.
Роль и место данной темы в курсе
В курсе «Синтаксис» тема «Синтаксический разбор словосочетания» является одной из актуальных и важных тем. Эта тема рассматривалась и в 5 -6 классах, но в 8 классе она берется глубже с целью постепенного изучения синтаксиса русского языка. Здесь обобщаются знания, умения учащихся по теме «Словосочетание», продолжается формирование умения работать с информацией, представленной в литературе, СМИ, Интернет-ресурсах и т.п. Учащиеся проверяют свои знания с помощью тестов, тренируются в синтаксическом разборе словосочетаний, умении использовать эти синтаксические конструкции в речи, что также способствует формированию у учащихся языковой и коммуникативной компетенции.
Основные вопросы темы
- Словосочетание.
- План синтаксического разбора словосочетания.
- Образец устного и письменного разбора словосочетания.
Перечень уроков по данной теме
Первый урок: «Словосочетание. Строение и грамматическое значение».
Второй урок: «Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание».
Третий урок: «Синтаксический разбор словосочетания»
Краткий обзор материала, изученного на предыдущих уроках
На предыдущих уроках глубоко и всесторонне изучалась тема «Словосочетание», таким образом данная тема – обобщение знаний, умений и навыков учащихся.
Перечень вопросов, изучаемых в данной теме
- Строение словосочетания;
- Главное и зависимое слово;
- Типы связи в словосочетании;
- Грамматическое значение словосочетания;
- Схема словосочетания;
- Синтаксический разбор словосочетания.
Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов (компакт-диски, Интернет-ресурсы) и компьютерных программных средств
Для проведения уроков по данной теме благодаря Интернет-ресурсам можно подобрать большой объем интереснейшей информации. У детей формируется умение работать с информацией, повышается интерес к современным компьютерным технологиям, совершенствуются навыки работы с компьютерной техникой.
Средства обучения(в том числе технические средства обучения)
Компьютеры, мультимедийный проектор, экран, принтер, печатные средства (раздаточный материал).
Программные средства
- Microsoft Word
- Microsoft Excel
- Internet Explorer
- Мультимедиа
Ресурсы Интернет
http://fcior.edu.ru/card/14506/slovosochetanie-i.html
http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test74.xml
http://www.lingvotech.com/sintaksicheskiy_razbor_prostogo_slovosochetaniya
http://onlinetestpad.com/ru-ru/Go/Test-na-slovosochetaniya-2045/Default.aspx
http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test322.xml
Использование компьютера при подготовке учителя к уроку
Стандартные программы операционной системы Windows позволяют создать такие материалы к уроку как:
- Презентации.
- Таблицы.
- Практические задания.
- Раздаточный материал.
Ожидаемые результаты обучения
Изучив тему «Синтаксический разбор словосочетания» ученики должны знать:
- основные виды словосочетаний;
- типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание;
- нормы сочетания слов;
уметь:
- распознавать и моделировать словосочетания всех видов;
- выделять словосочетания из предложения;
- определять тип связи;
- производить синтаксический разбор словосочетаний;
- использовать в речи синонимичные по значению словосочетания.
План-конспект урока по теме «Синтаксический разбор словосочетания»
Цели:
Образовательные:
- повторить и обобщить знания учащихся о словосочетании;
- закрепить понятия словосочетание, главное и зависимое слово;
- закрепить знания по видам связи слов в словосочетаниях, их структуре;
- изучить порядок синтаксического разбора словосочетания;
- формировать навыки синтаксического разбора словосочетания;
Развивающие:
- содействовать развитию познавательной активности учащихся, формированию языковой и коммуникативной компетенции;
- развивать навыки работы на компьютере и использования информационных технологий;
Воспитательные:
- формировать навыки контроля и самоконтроля.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Тема урока. Постановка целей.
Предварительная оценка знаний по теме «Словосочетание»
- Я уверен(а), что справлюсь со всеми заданиями самостоятельно
- Мне кажется, что справлюсь со всеми заданиями
- Мне кажется, что не справлюсь со всеми заданиями
- Я не смогу выполнить задания по теме
- Актуализация знаний. Повторение теоретического материала.
Терминологический диктант.
а) Два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически (словосочетание)
б) Из каких слов состоит словосочетание ( из главного и зависимого)
в) Какова связь между главным и зависимым словом в словосочетании (подчинительная)
г) Подчинительная связь, при которой с изменением формы главного слова изменяются и все формы зависимого слова (согласование)
д) Подчинительная связь, при которой зависимым словом являются неизменяемые слова (примыкание)
е) образец, по которому строится словосочетание ( схема)
ж) Раздел науки о языке, в котором изучается строение и значение словосочетаний (синтаксис)
Взаимопроверка, результаты озвучиваются.
- Повторение и обобщение изученного.
1. Коллективная работа. (текст на карточках получает каждый учащийся)
Тихо спустился сумрак. Дремлет над морем полярная ночь. В темной пучине колеблются яркие звезды. С вышины льется голубоватое сияние. Мертвая тишина повисла над застывшим морем. Синеватый отсвет озаряет водную гладь.
Задание: выписать из первых двух предложений словосочетания. Какие теоретические знания необходимо применить для выполнения задания?
-знать определение словосочетания,
-что не является словосочетанием.
По материалу предыдущих уроков см.
http://fcior.edu.ru/card/14506/slovosochetanie-i.html
Чтобы выделить словосочетание, нужно: найти грамматическую основу предложения, она не является словосочетанием; при помощи вопросов выделить все словосочетания.
Выписанные словосочетания: тихо спустился, полярная ночь, дремлет над морем.
2. Индивидуальные задания: какие из приведенных примеров не являются словосочетанием и должны быть оформлены как предложение?
Задание выполняется учащимися за компьютером в режиме реального времени. Открывается ресурс по гиперссылке http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1828848d-0f07-45b7-867d-82c70888a730/%5BRUS8_159%5D_%5BQS_186%5D.html
3. Групповая работа за компьютерами. Задание: определить способ подчинительной связи в словосочетаниях и распределить их по таблице.
Какие теоретические знания необходимо применить, чтобы выполнить задание? (знать способы связи между компонентами словосочетания, чем выражено зависимое слово)
Таблица проецируется на доску. Учащиеся по одному работают у доски.
4. Самостоятельная работа.
Словосочетание, как и слово, называет предметы, действия, признаки, но только более точно, так как зависимое слово уточняет смысл главного. Задание: составьте словосочетания со значением «предмет и его признак», «действие и его признак», «действие и предмет, на который оно направлено», используя изученные словарные слова истинный, подлинный, талантливый, гениальный, директор, секретарь, преданность, потрясающе, поразительно, замечательно.
5. Индивидуальное тестирование за компьютером.
http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test74.xml
- Изучение порядка синтаксического разбора словосочетания.
http://www.lingvotech.com/sintaksicheskiy_razbor_prostogo_slovosochetaniya
Проецируется на доску. Комментированное чтение. Изучение плана разбора и образцов разбора разных по типу словосочетаний. 1-2 примера письменно.
- Закрепление темы.
1. По изученному плану выполнить в тетрадях синтаксический разбор выписанных словосочетаний ( задание 1 урока). Коллективная проверка.
2. Дополнительное задание для сильных учеников. Итоговое тестирование.
http://onlinetestpad.com/ru-ru/Go/Test-na-slovosochetaniya-2045/Default.aspx
- Итог урока.
- с чем познакомились сегодня на уроке?
- как вы думаете, достиг ли урок поставленных целей?
- Домашнее задание.
1 вариант: с. 38, упр. 81
2 вариант: http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test322.xml
Рефлексия.
Оцените свои знания и умения по теме «Словосочетание»
- Я уверен(а), что справлюсь со всеми заданиями самостоятельно
- Мне кажется, что справлюсь со всеми заданиями
- Мне кажется, что не справлюсь со всеми заданиями
- Я не смогу выполнить задания по теме
Список использованных источников:
1. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://files.school-collection.edu.ru/
- Лингвотек. Бюро переводов. http://www.lingvotech.com/
4. Online Test Pad. http://onlinetestpad.com/ru
- Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Е.А. http://www.saharina.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виды словосочетаний, разбор словосочетаний
Лаконичный сосредоточенный материал...
конспект урока Синтаксические связи слов в словосочетаниях Синтаксический разбор словосочетаний
урок в восьмом классе. Синтаксические связи слов в словосочетаниях . Синтаксический разбор словосочетаний...
Урок русского языка в 5 классе по теме "Виды словосочетаний по характеру главного слова. Синтаксический разбор словосочетания"
Данный урок разработан к УМК С.И.Львовой. Может быть использован как итоговое занятие по теме "Словосочетание". Материал включает в себя лингвистический диктант, творческую работу с опорой на ре...
Виды словосочетаний по способу связи слов. Синтаксический разбор словосочетаний.
Первый урок по связи слов в словосочетании, прослеживаются все этапы работы на уроке, предусматривается и исследовательская деятельность учащихся....
Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Словосочетание. Основные виды словосочетаний. Разбор словосочетания"
Конспект урока по теме "Словосочетание" предназначен для учащихся 5 класса. Задания, использованные в ходе урока ,по...
презентация к уроку русского языка в 8 классе "Синтаксический разбор словосочетания"
ЦЕЛИ УРОКА:• отработать навыки работы со словосочетанием.• проверить понимание учащимися главного и зависимого слова в словосочетании.• закрепить знания по видам связи слов в словосочетаниях, их струк...
Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний
Цель: сформировать представление о видах связи слов в подчинительных словосочетаниях, обобщить знания по теме «Словосочетание как единица синтаксиса»....