Рабочая программа по русскому языку 6 класс
рабочая программа по русскому языку (6 класс)
Предварительный просмотр:
ОСП «Судосевское»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Большеберезниковская СОШ»
Рассмотрено на заседании МО Протокол №_________ от «______»____________2021г. Руководитель МО ____________/ Сульдина Н.В.
| «Согласовано» Заведующий ОСП «Судосевское» ___________/ НестеренкоА.В.. | «Утверждено» Директор МБОУ «Большеберезниковская СОШ» ___________/ Кулагин И.А. Приказ №________ от «____»______________2021г. |
Рабочая программа
Учебного курса
« Русский язык» в 6 классе
Составитель: Буянкина М.Н.,
учитель русского языка и литературы,
эрзянского языка.
2021-2022 учебный год
Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования пр. МО и Н РФ от 17.12.2010 №1897.
- Примерных программ по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2014;
- Программы Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Шанского Н.М., Тростенцовой Л.А., Дейкиной А.Д. «Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и других. 5-9 классы» - М.: Просвещение, 2016.
Учебник: Русский язык 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / М.Т.Баранова, Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., науч. ред. Н.М.Шанский – М.: Просвещение, 2021.
Количество часов: всего 204 часа
в неделю 6 часов
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Программа направлена на достижение ЛИЧНОСТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТНЫХ и ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Личностные результаты:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяв ющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение разными видами чтения;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- владение различными видами монолога и диалога;
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
- способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
- представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
- понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
- усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
- освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
- опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
- проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
- понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Язык.Речь. Общение.(3ч+1ч) Русский язык – один из развитых языков мира. Язык, речь, общение. Ситуация общения.
Планируемые результаты изучения по теме.
Обучающийся научится осознавать связь русского языка с культурой и историей России и мира, осозновать, что владение русским языком является важным показателем культуры человека. . Строить рассуждение, используя как тезис приведённое в учебнике высказывание.
Обучающийся получит возможность узнать роль языка, речи, общения в жизни человека,разницу между выражением настроения и передачей точной информации.
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ (7 ч + 2 ч) Фонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетание. Простое предложение. Знаки препинания. Сложное предложение. Запятые в сложном предложении.
Синтаксический разбор предложжений. Прямая речь. Диалог.
Планируемые результаты изучения по теме.
Обучающийся научится: разграничивать знаки препинания по их функциям; правильно писать орфограмму в приставках и корне слова .
Обучающийся получит возможность узнать функции знаков препинания в простых и сложных предложениях: завершение, разделение, выделение; распределение знаков препинания на группы по их функциям; синтаксические условия употребления знаков препинания; виды предложений по количеству описанных ситуаций, фрагментов действительности (простые и сложные); средства связи простых предложений в сложные: союзные средства и интонация (союзные) или интонация (бессоюзные);
ТЕКСТ (3 ч + 2 ч) Текст, его особенности. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки текста. Текст и стили речи. Официально-деловой стиль речи.
Планируемые результаты изучения по теме.
Обучающийся научится:узнавать признаки текста. Характеризовать текст по форме, виду и типу речи.
Озаглавливать тексты, расставлять знаки препинания. Устранять недочёты в выборе средств связи между предложениями. Выделять ключевые слова в текстах.
Пересказывать текст. Создавать рассказ и описание картины. Определять названия литературных произведений по ключевым словам.
Обучающийся получит возможность узнать особенности текстов официально-делового стиля. Реализовывать тексты заявления, объяснительной записки
ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ (10 ч + 2 ч). Слово и его лексическое значение. Собирание материалов к сочинению. Общеупотребительные слова . Профессионализмы.
Диалектизмы. Исконно русские и заимствованные слова. Новые слова (неологизмы). Устаревшие слова. Словари . Повторение.
Планируемые результаты изучения по теме.
Обучающийся научится: определять лексическое значение слов, учитывать его при выборе орфограмм. Определять стиль, тему, основную мысль текстов. Выделять многозначные слова и слова, употреблённые в переносном значении; подбирать синонимы и антонимы к словам. Выделять в речи общеупотребительные слова. Находить в текстах общеупотребительные и необщеупотребительные слова. Различать профессионализмы. Находить профессионализмы в текстах учебника и в толковом словаре. Составлять предложения с профессионализмами.
Обучающийся получит возможность узнать основных понятиях лексикологии; характеризовать слова с точки зрения принадлежности к активному и пассивному запасу. Выделять неологизмы, объяснять причины их появления, анализируют их использование в текстах разных стилей
ФРАЗЕОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (3 ч + 1 ч). Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Повторение.
Планируемые результаты изучения по теме.
Обучающийся научится: находить фразеологизмы в текстах упражнений и в толковом словаре и составлять с ними предложения.
Обучающийся получит возможность узнать основные понятие фразеологии; работать с иллюстрациями, определяя, какие фразеологизмы зашифрованы в них. Подбирать к словам синонимы-фразеологизмы;
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (31 ч + 4 ч) Морфемика и словообразование. Описание помещения. Основные способы образования слов в русском языке. Этимология слов. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. Буквы а и о в корне –кос-_-кас-. Буквы а и о в корне -зap- — -зор-. Буквы ы и и после приставок. Гласные в приставках пре- и при-. Соединительные о и е в сложных словах. Сложносокращённые слова. Морфемный и словообразовательный разбор слова.
Планируемые результаты изучения по теме.
Обучающийся научится выделять основы, окончания, корни, суффиксы и приставки в словах. Группировать однокоренные слова. Составлять небольшие тексты на заданные темы.Определять происхождение слов по этимологическому словарю. Усваивают правило написания букв а и о в корне –кас-_-кос-.,гар-_-гор ,зар- зор-.
Усваивают правило написания гласных в приставках пре- и при-.
Обучающийся получит возможность узнать: значимые части слова и способ его образования. Выполнять письменный морфемный и словообразовательный разбор слов.
Усвоить понятие сложного слова и правило написания соединительных о и е в сложных словах., анализировать текст.
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. Имя существительное (22 ч + 3 ч) Имя существительное как часть речи. Разносклоняемые имена существительные. Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя .Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имён существительных . Имена существительные общего рода. Морфологический разбор имени существительного. Не с существительными. Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик). Гласные в суффиксах существительных -ек и –ик. Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. Повторение.
Имя прилагательное (22 ч + 3 ч). Имя прилагательное как часть речи .Описание природы. Степени сравнения имен прилагательных. Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. Морфологический разбор имени прилагательного. Не с прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Различение на письме суффиксов
прилагательных -к- и -ск-. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Повторение.
Имя числительное (16 ч + 2 ч). Имя числительное как часть речи .Простые и составные числительные. Мягкий знак на конце и в середине числительных. Порядковые числительные. Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные. Морфологический разбор имени числительного. Повторение.
Местоимение (22 ч + 5ч) Местоимение как часть речи .Личные местоимения. Возвратное местоимение себя. Вопросительные и относительные местоимения .Неопределённые местоимения. Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. Рассуждение. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Местоимения и другие части речи. Морфологический разбор местоимения. Повторение.
Глагол (26 ч + 4 ч) Глагол как часть речи. Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение. Повелительное наклонение. Употребление наклонений. Безличные глаголы. Морфологический разбор глагола. Рассказ на основе услышанного. Правописание гласных в суффиксах глаголов. Повторение.
Планируемые результаты изучения по теме.
Обучающийся научится опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи; употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа; распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.
Обучающийся получит возможность научиться: анализировать синонимические средства морфологии; различать грамматические омонимы;опознаватьосновыне выразительные средства морфологии.
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5—6 КЛАССАХ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
(9 ч + 2 ч) Разделы науки о языке. Орфография. Пунктуация. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфология. Синтаксис.
Планируемые результаты изучения по теме.
Обучающийся получит возможность повторить и систематизировать знания, полученные в течение учебного года.
Таблица тематического распределения часов
№ | Перечень и название раздела, тем курса | Кол-во часов по рабочей программе | Кол-во часов по разв. речи | Контрольные работы | |||
Диктант | Сочинение | Изложение | Тест | ||||
I. | Язык. Речь.Общение. | 4 | 1 | ||||
II. | Повторение изученного в 5 классе | 8 | 2 | 1 | |||
III. | Текст | 5 | 2 | ||||
IV. | Лексика.Культура речи | 12 | 2 | 1 | 1 | ||
V. | Фразеология.Культура речи. | 4 | 1 | ||||
VI. | Словообразование.Орфография,Культура речи | 35 | 4 | 1 | 1 | ||
VII | Морфология. Орфография.Культура речи. Имя существительное | 25 | 3 | 1 | 1 | ||
VIII | Морфология.Орфография.Культура речи. Имя прилагательное | 25 | 3 | 1 | |||
IX | Морфология. Орфография. Культура речи. Имя числительное | 18 | 2 | 1 | 1 | ||
X | Морфология. Орфография. Культура речи. Местоимение | 27 | 5 | 1 | 1 | ||
XI | Морфология.Орфография.Культура речи, Глагол | 30 | 4 | 1 | 1 | ||
XII | Повторение и систематизация изученного в 5-6 классах.Культура речи | 11 | 2 | 1 | |||
Всего | 204 | 31 | 9 | 2 | 2 | 2 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ОСНОВНОЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1..Русский язык . 6 класс: технологические карты уроков по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой.1,2 полугодие/ О.В. Чермашенцева. – Волгоград: Учитель, 2015.
2.Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 6 класс. –М.: ВАКО, 2017.
3. Русский язык. Контрольно-измерительные материалы./сост. Н.В.егорова.-2-е изд.,перераб.-М.:ВАКО,2014.-96с.
Электронные образовательные ресурсы
Навигатор. Грамота.ру http://www.navigator.gramota.ru/
Новый словарь русского язык http://www.rubricon.ru/nsr_1.asp
Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии) http://yamal.org/ook/
Проверь себя! http://www.cde.spbstu.ru/test_Rus_St/register_rus.htm
Правила русской орфографии и пунктуации http://www.anriintern.com/rus/orfpun/main.htm
Тесты по пунктуации http://repetitor.1c.ru/online/disp.asp?2
http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ
http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении
http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.
http://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов
http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации
1.
ТЕМЫ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ.
«Цветные» прилагательные в произведении Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».
32 или 33? (о букве Ё)
Азбука родного края
Возникновение славянской письменности на Руси.
Глагол - самая живая часть речи
Говорить правильно, красиво престижно!
Грамотным быть - модно!
Заимствованная лексика в наименованиях морских видов транспорта.
Заимствованная лексика лексика в наименовании цветов
Изучение грамотности школьников в пределах одного класса
Имена прилагательные в названиях местностей
Имена прилагательные в названиях произведений
Имена прилагательные в названиях растений
Имя существительное
Искусственные языки
История происхождения русской фамилии.
История нашей письменности
Как интернет влияет на язык?
Как влияют социальные сети на язык?
Как учили грамоте на Руси.
Красна речь фразеологизмами
Люди и рукописи.
Малые жанры фольклора: потешки, пестушки, заклички, прибаутки, скороговорки, считалки, загадки.
Место русского языка среди других предметов в нашей школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....