Открытый урок в 5 классе, знакомимся с глаголом.
материал по русскому языку (5 класс)
Материал открытого урока в 5 классе на тему "Глагол", самоанализ урока, работы учеников.2016 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr_ur_2_rus_5_kl.docx | 27.1 КБ |
kartochki_glagol.docx | 14.1 КБ |
samoanaliz_uroka_5_a.docx | 16.75 КБ |
Предварительный просмотр:
17.05.2016.
Тема открытого урока в 5 А классе: «Морфологический разбор глагола».
Урок разработан в рамках текстоориентированного и деятельностного подходов к обучению русскому языку в средней школе.
Место урока в образовательной предметной программе: № 202.
Вид урока: урок усвоения нового знания, нового видения учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных по русскому языку.
Форма урока: комбинированная.
Цель урока: познакомить учащихся с порядком морфологического разбора глагола; формировать умение производить устный и письменный разбор глагола
Планируемые результаты:
Предметные: знать порядок морфологического разбора глагола, уметь производить морфологический разбор;
метапредметные: развивать способность извлекать информацию из различных источников;
личностные: оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с изучаемым материалом;
познавательные УУД:
- закреплять знания учащихся о значении глаголов в речи;
- совершенствовать умения правильно выполнять морфологический разбор глаголов;
- закреплять навыки грамотного письма;
коммуникативные УУД:
- формировать правильную грамотную речь;
- обучать умению слушать чужую речь и излагать свои мысли в правильной форме;
- учиться работать в паре.
Оборудование: доска, письменные принадлежности, раздаточный материал, индивидуальные карточки, учебник.
Методы и приемы обучения: фронтальный опрос, беседа с элементами эвристики, самостоятельная работа, работа по карточкам, выразительное чтение, работа в парах.
Ход урока:
- Организационный момент, мотивация.
Добрый день, ребята! Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. Я уверена, что сегодня мы все вместе хорошо поработаем, и нас ждет успех, а успех подарит радость. Прочитайте про себя предложения, написанные на доске:
… - речь, слово, выражение.
… - часть речи.
… - название буквы Г в славянской и русской азбуках.
Ребята, как вы заметили, какое то слово на доске зашифровано и не указана тема урока. Так о чём же мы с вами сегодня будем говорить? Кто догадался, какое слово нужно подставить вместо многоточия? (ГЛАГОЛ)
- А почему именно глагол? (дети отвечают)
А теперь обратите внимание на следующую запись: «Глаголом жги сердца людей…» А.С. Пушкин.
-Как вы понимаете смысл этой фразы? (глаголом можно побудить людей к чему-либо, можно опечалить их, обрадовать и т.п.).
2. Актуализация знаний. Работа с текстом, с вопросами, наблюдение, осмысление, проблемный вопрос?
- Ребята, а теперь прочтите высказывания А. Югова и С.Шевцова, постарайтесь определить смысл этих высказываний, а затем расшифровать тему урока.
1) «В глаголе струится самая алая, самая свежая артериальная кровь языка» А. Югов.
2) ГЛАГОЛ -
Поэт, в плену возвышенных идей
Не игнорируй прозу средней школы;
Чтобы «глаголом жечь сердца людей»,
Необходимо твёрдо знать глаголы.
(Дети называют всевозможные варианты, почему глагол – артериальная кровь языка, почему, чтобы «жечь глаголом сердца людей», нужно твёрдо знать глаголы).
- Как вы думайте, почему мы начали урок именно с такой беседы?
(Да, вы абсолютно правы. На сегодняшнем уроке мы должны убедиться, что без глаголов наша речь не может существовать, как живое существо без крови. Следовательно, чтобы влиять с помощью глаголов на эмоции человека, нужно знать глаголы, правильно их употреблять).
- А что значит знать глаголы? Когда мы будем правильно владеть глаголами? Что для этого требуется?
(Правильно – знание морфологических признаков глагола).
- Значит тема нашего сегодняшнего урока как должна звучать? (Дети догадываются, что на уроке мы будем повторять морфологические признаки глагола и будем учиться выполнять морфологический разбор глагола).
3. Первичное усвоение новых знаний.
Задание1. Давайте запишем в своих тетрадях, пропустив строчку, поставив цифру 1, 2-3 глагола из данного стихотворения. (Глагол.Общее значение)
- Глагол – это самая богатая часть речи. О различных грамматических категориях глагола мы говорили достаточно долго, посвятили ему далеко не один урок. Давайте с вами вспомним, какие грамматические категории мы знаем?
- Сейчас мы выполним несколько заданий, чтобы повторить материал о них. Задание2 - У вас на партах лежат тексты (оранжевые карточки). Это отрывок из рассказа Вениамина Александровича Каверина «Кнопка». Давайте прочитаем этот отрывок.
- Как вы думаете, о чем этот рассказ? (О войне, ведь в нем говорится о взрывах снарядов, о поиске шофером машины укрытия).
- Выпишите глаголы, поставив их в неопределенную форму, укажите, на какой вопрос они отвечают.
Все ближе слышались разрывы снарядов. Черные столбы земли, перемешанной с дымом, вдруг вставали среди дороги. Шофер свернул и, проехав вдоль обочины по полю, поставил машину среди редкого кустарника. Лучшего прикрытия не было.
- Итак, с какой категорией мы работали? (с неопределенной формой)
- А какой еще категории мы можем сказать по неопределенной форме? (О виде).
– Что мы знаем об этой категории? (Глаголы могут быть совершенного и несовершенного вида, которые различаются по вопросу, который им можно задать.Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать?, а глаголы несовершенного вида – что делать?)
- Приведите примеры глаголов совершенного и несовершенного вида.
Задание 3 (по вариантам).
Выпишите глаголы (жёлтые карточки), укажите их вид (1 вариант выписывает глаголы сов.в., 2 вариант - глаголы несов.вида. Далее обмен тетрадями, взаимопроверка, выставление оценок)
Светило солнце, и снег уже подтаял. Все ленинградцы прислушивались к капели и улыбались. Это кончалась трудная, холодная зима. «А снегу-то конец пришёл, – говорили друг другу на улице незнакомые прохожие. В воздухе появился запах весны, весело защебетали птицы.
- А какой еще категории мы еще можем сказать по неопределенной форме? (о спряжении).
Задание 4. А сейчас нам с вами предстоит небольшая экскурсия в мир звуков природы. Расслабьтесь, наслаждайтесь красотой и необычайной музыкой. Но, слушая, вместе будем называть действия, происходящие в природе, используя как можно больше синонимов. Записывать эти глаголы вы будете в тетради через запятую.
- Ребята, что делает море? (шумит, волнуется, бурлит) - Птицы! Их действия? (пою, щебечут, свистят) - Дождь что делает? (идет, стучит, барабанит) - Ветер что делает? (дует, гудит, свистит) - Ручьи что делают? (текут, бегут, свистят). - Определите спряжение глаголов, которые вы записали.
- Итак, какие морфологические категории мы с вами повторили? (Неопределенная форма, вид, спряжение).
4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: Руки к верху поднимаем, А потом их опускаем, А потом их разведем И опять к себе прижмем.
5. Первичная проверка понимания. Проблемная задача (+преемственность)
- Ребята, на какие две группы делятся морфологические признаки глагола? (постоянные и непостоянные признаки). Какие признаки мы ещё не назвали?
- Выполним теперь несколько заданий на повторение непостоянных признаков глагола. (1 ученик работает с карточкой у доски, остальные записывают предложения и по цепочке, комментируя, определяют непостоянные признаки глагола – число, время, наклонение).
Задание 5. Найдите в каждом предложении глагол, определите у него время и число.
- Мы гордимся военным и трудовым подвигом нашего народа Задание 5. (Работаем по цепочке, комментируя свои действия). Параллельно один ученик работает у доски (с карточкой). Найдите в каждом предложении глагол, определите у него время и число.
Недалеко от линии фронта храпели (мн.ч. пр.вр.) красноармейцы. Ребята служат в одном полку ( служат мн.ч. наст.вр). Мы победим врага (победим мн.ч. буд.вр), Мальчик заплакал от боли (заплакал ед.чпр.вр). «Их разведчик идет!» - сказал он тихо, будто самому себе. (идет сказал ед.чнаст.вр, пр.вр).
Задание 6. Проверяется разбор предложения. – Какую синтаксическую роль может выполнять глагол? (В предложении глагол чаще всего является сказуемым.
– Мы закончили повторение ранее изученных сведений о глаголе. Давайте посмотрим на нашу схему в тетради и на доске, и попробуем сформулировать тему урока. Запись темы в тетрадь.
- Ребята, как вы думайте, с чем мы сегодня познакомимся на уроке? - Что научимся выполнять? 2. Знакомство с теоретическим материалом учебника. Сравнение схемы. 3. Формирование умений и навыков морфологического разбора глагола (комплексный анализ текста). (Выразительное чтение учителем; текст представлен на индивидуальных карточках).
«Под Сталинградом… Тащу я двух раненых. Одного протащу – оставляю, потом – другого. И так тяну их по очереди, потому что очень тяжелые раненые, их нельзя оставлять, у обоих, как это проще объяснить, высоко отбиты ноги, они истекают кровью. Тут минута дорога, каждая минута. И вдруг, когда я подальше от боя отползла, меньше стало дыма, вдруг я обнаруживаю, что тащу одного нашего танкиста и одного немца… Я была в ужасе: там наши гибнут, а я
7 немца спасаю. Я была в панике… Там, в дыму, не разобралась… Вижу: человек умирает, человек кричит… А-а-а… Они оба обгоревшие, черные. Одинаковые. А тут я разглядела: чужой медальон, чужие часы, все чужое. Эта форма проклятая. И что теперь? Тяну нашего раненого и думаю: «Возвращаться за немцем или нет?». Я понимала, что если я его оставлю, то он скоро умрет. От потери крови… И я поползла за ним. Я продолжала тащить их обоих… Это же Сталинград… Самые страшные бои. Самые-самые. Моя ты бриллиантовая… Не может быть одно сердце для ненависти, а второе – для любви. У человека оно одно»
(С. Алексеевич «У войны не женское лицо»).
– О чем этот отрывок, какова его основная идея? Обратите внимание на название книги. (Даже в самых ужасных нечеловеческих условиях нужно оставаться человеком, особенно это необходимо женщине, сердце которой более чуткое и нежное). – Но в какой-то момент героиня оказывается перед выбором: нужно ли спасать врага? Вам понятны ее смятения? Как бы вы поступили на ее месте? (Ответы учащихся. Резюме учителя: К врагу нужно быть беспощадным, но до тех пор, пока он может ответить. Проявлять жестокость и бессердечие к тому, кто слабее в эту минуту: не это ли лучшая проверка на нашу человечность, на то, чего мы стоим? Героиня проявила жалость к врагу, показав тем самым, чем отличается советский солдат от фашиста. Прежде всего человечностью).
6. Первичное закрепление. Работа с учебником.
А теперь, ребята, прочтём план-образец морфологического разбора глагола со стр.292 учебника и выполним упр. 79 стр.293 (сделаем морфологический разбор только выделенных глаголов из упражнения появляются (звёзды), (затмение) закончилось, (вы) не увидите).
С помощью фронтального опроса дети отвечают.
7. Обобщение и систематизация знаний.
- А теперь сами себя быстренько проверим, хорошо ли мы сегодня поработали, всё ли повторили о глаголе?
Выполним тест с карточки и друг друга провертим! Базовый уровень. Карточка 1 – тест; Повышенный уровень. Карточка 2, 1, 3.
Денис К. – списывание, чтение.
Учащиеся выполняют задание, изучают, наблюдают, сравнивают, делают вывод, готовят письменное высказывание
7. Информация о Д.З. Что мы готовим к пятнице ? Кто приступил к созданию проектов? Какие трудности встретились?
- Рефлексия.
Учитель: организует самооценку учебной деятельности
Учащиеся: отвечают на вопросы учителя, дают самооценку.
- Какую цель ставили в начале урока? Достигли ли цели?
- Какая тема урока?
- Что нового вы узнали?
- Какие затруднения испытали?
Расскажите по схеме:
Я знаю, запомнил, смог.
- Чему научились на уроке?
- Оцените свою деятельность на уроке, используя следующие действия: поднятая правая рука – отлично; левая - хорошо; встаньте – надо ещё поработать
Оценивание работы детей. За сегодняшний урок получают оценки…..
Морфологический разбор глагола из 2 предложения 5. Подведение итогов урока, домашнее задание. - Итак, что мы повторяли сегодня на уроке? - Что для вас было новым? Сегодня мы повторили материал о морфологических сведениях глагола и познакомились с порядком проведения морфологического разбора. Как бы вы оценили свою работу на уроке? Что вам удалось, а в чем, наоборот, были недоработки? (Ответы учащихся). Домашнее задание, выставление оценок. 8 1. Сегодня мы узнали о … 2. Теперь я могу… 3. Я научился… 4. Мне было трудно… 5. Своей работой я …
Предварительный просмотр:
ТЕСТ по теме: «Глагол»
1. Укажите суффикс глагола прошедшего времени.
А) -ат; Б)-и; В)-л: Г)-ал.
2. Укажите окончание глагола второго спряжения.
А) -ут; Б) -ишь; В) - ет; Г) -ем.
3. Найдите слово, строение которого соответствует схеме: ∩ ^ ^ □ ^
А) вскипятила; Б) встретился; В) встряхнула: Г) встрепенулся.
4. В каком слове пропущена буква «е» в окончании глагола?
А) завис..т; Б) увид…т; В) стел…т; Г) гон...т.
5. Какая из характеристик предложения Дай мне бумагу неверна?
А) повествовательное: Б) невосклицательное; В) простое;
Г) распространенное; Д) односоставное.
6. Какой глагол стоит в неопределенной форме?
А) принес бы; Б) принеси; В) принести; Г) принесу; Д) принесем
Проверка теста (взаимопроверка), оценивание.
6 -«5», 5- «4», 3-4 «3».
Измените словосочетания так, чтобы в них были употреблены антонимичные глаголы с приставками. Назовите приставки.
Выбежать из комнаты — …, подъехать к дому — ..., отодвинуть от себя —…, влезть на дерево — ..., залезать в окно — ..., приплыть к острову — …, уехать из деревни — ..., подплыть к берегу — ..., уйти из дома — ..., внести вещи в лифт — ...
***
Все ближе слышались разрывы снарядов. Черные столбы земли, перемешанной с дымом, вдруг вставали среди дороги. Шофер свернул и, проехав вдоль обочины по полю, поставил машину среди редкого кустарника. Лучшего прикрытия не было.
***
Светило солнце, и снег уже подтаял. Все ленинградцы прислушивались к капели и улыбались. Это кончалась трудная, холодная зима. «А снегу-то конец пришёл, – говорили друг другу на улице незнакомые прохожие. В воздухе появился запах весны, весело защебетали птицы.
«Под Сталинградом… Тащу я двух раненых. Одного протащу – оставляю, потом – другого. И так тяну их по очереди, потому что очень тяжелые раненые, их нельзя оставлять, у обоих, как это проще объяснить, высоко отбиты ноги, они истекают кровью. Тут минута дорога, каждая минута. И вдруг, когда я подальше от боя отползла, меньше стало дыма, вдруг я обнаруживаю, что тащу одного нашего танкиста и одного немца… Я была в ужасе: там наши гибнут, а я
Седьмого немца спасаю. Я была в панике… Там, в дыму, не разобралась… Вижу человек умирает, человек кричит… А-а-а… Они оба обгоревшие, черные. Одинаковые. А тут я разглядела: чужой медальон, чужие часы, все чужое. Эта форма проклятая. И что теперь?
Тяну нашего раненого ные темы мы записали слова: преподавать историю, шорох в лесу, строго запретить, маленький цыплёнок, попросить прошения, густая сгущёнка, сильное землетрясение, тихий шёпот, внезапное появление.
Предварительный просмотр:
САМОАНАЛИЗ УРОКА
Класс 5 А
Тема: МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ГЛАГОЛА
Тип урока и его структура:
Урок усвоения новых знаний:
1) Организационный этап.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
2) Актуализация знаний.
3) Первичное усвоение новых знаний.
Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Урок связан с предыдущими уроками в плане повторения орфограмм и усвоенной темы с прошлого урока, влияет на последующие уроки, т.к. мы ещё будем говорить об устной и письменной речи. На уроке была заметна преемственность через проблемную задачу.
По рабочей программе и по факту урок №202, хотя на уроки повторения фонетики, орфографии, работе с текстом отводилось больше внимания, т.к. материал многими учащимися усвоен слабо, приходится некоторых детей оставлять после уроков на дополнительные занятия.
В классе 20 учеников, из них 4 девочки и 16 мальчиков: 1 – 8 вида (Кубасов Д., 1 – компенсирующего обучения, 5 детей слабоуспевающих, из них 3-7 вида, они выполняли задания на базовом уровне;5 учащихся – среднеуспевающие и 7 детей – хорошисты, сильные учащиеся. Это всё было учтено при планировании урока.
На уроке присутствовало 15 человек.
Цели урока были следующие: познакомить учащихся с порядком морфологического разбора глагола; формировать умение производить устный и письменный разбор глагола.
Планируемые результаты:
Предметные: знать порядок морфологического разбора глагола, уметь производить морфологический разбор;
метапредметные: развивать способность извлекать информацию из различных источников;
личностные: оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с изучаемым материалом;
познавательные УУД:
- закреплять знания учащихся о значении глаголов в речи;
- совершенствовать умения правильно выполнять морфологический разбор глаголов;
- закреплять навыки грамотного письма;
коммуникативные УУД:
- формировать правильную грамотную речь;
- обучать умению слушать чужую речь и излагать свои мысли в правильной форме;
- учиться работать в паре.
Оборудование: доска, письменные принадлежности, раздаточный материал, индивидуальные карточки, учебник.
Методы и приемы обучения: фронтальный опрос, решение проблемной задачи, беседа с элементами эвристики, самостоятельная работа, работа по карточкам, выразительное чтение, работа в парах.
Межпредметные связи: литература.
Метод по типу познавательной деятельности частично-поисковый.
Логично были связаны между собой этапы урока.
Наглядность использовалась благодаря записи на доске и карточкам.
Контроль сформированности зунов осуществлялся на уроке поэтапно: это проверка д/з – дети ложны были выполнить мини-проекты, связанные с темой «глагол», за отсутствием времени (к сожалению, потеряли время на уроке, долго решая проблемную задачу (опрос)) – (МИНИ ПРОЕКТЫ К АНАЛИЗУ ПРИЛАГАЮТСЯ и ЗАДАНИЯ НА КАРТОЧКЕ ТОЖЕ), осуществлялась на уроке письменная работа у доски с комментированием, фронт. опрос (рефлексия).
Психологическая атмосфера на уроке была хорошая, доброжелательная.
Планируемые результаты, поставленные цели урока стремились достичь, и это определилось через последний этап урока – рефлексию и предыдущий этап – обобщение, кое-что за урок не успели, планировалось чуть больше и хотели обратиться к защите хотя бы одного проекта, который учащиеся готовили в домашней работе.
Минусы урока: 1) Долго решали проблемную задачу, определяли тему урока и то, чему мы должны научиться в течение занятия;
2) не успели прослушать защиту домашнего мини-проекта по теме «Глагол»;
3) не осуществили на уроке словарно-орфографическую работу;
4) не все дети активно включались в беседу на уроке;
5) не успели до звонка отрефлексировать наши действия и записать домашнее задание;
6) не была поставлена (в рамках ФГОС) цель для каждого конкретного ребёнка.
Плюсы урока: если в целом со стороны смотреть урок, думаю, урок получился насыщенный: удалось осуществить разные виды работы – решение проблемной задачи + проверку теоретических сведений о глаголе через фронтальный опрос, работу по карточкам, работу с текстом, с тестом, взаимопроверку, работу у доски с комментированием, беседу, самостоятельную работу по учебнику, рефлексию.
Думаем, в дальнейшем нужно более чётко продумывать систему работы на отдельных этапах урока и хорошо простраивать логическую связь между этапами урока, а также детям с ОВЗ предлагать разные возможности выполнения работы.
17.05.2016.
Учитель: Шишмарёва А.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока 6 класса по теме "Глагол"
Конспект урока для учащихся 6 классов, изучение темы "Глагол как часть речи"...
Открытый урок 9 класс. Тема урока: «Уравнения, приводимые к квадратным»
Цель: 1. Проверка знаний учащихся по теме; 2. Умение решать квадратные уравнения с параметром; 3. Правильная запись решений....
Разработка открытого урока по классу фортепиано «Работа над полифонией в старших классах»
Трёхголосное полифоническое произведение. И.С. Бах Фуга С-dur....
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Проект открытого урока 9 класса "Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы"
Проект открытого урока «Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы»...
Презентация и конспект открытого урока 5 класс русский язык Ться и тся в глаголах
Презентация и конспект открытого урока русский язык 5 класс ться и тся в глаголах...
Разработка урока 6 класс "Чудодейственная сила глагола"
Цель урока: показать роль глагола в построении связных высказываний; обогатить речь школьников глаголами разных групп: движения, речи, чувства, звучания; привить школьникам интерес к изучению русского...