Технологическая карта изучения учебной темы в 5 классе
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Буквы гласных в корнях с чередованием
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_izucheniya_uchebnoy_temy.docx | 53.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Левина Татьяна Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ Лицей г. Истры
Технологическая карта изучения учебной темы:
«Буквы гласных а/о, е/и в корнях с чередованием»
В работе представлена технологическая карта темы: « Буквы гласных о/а , е/и в корнях с чередованием». А также организация работы на уроке, мотивация учеников на познание нового, блок постановок учебных задач на уроках, система практических заданий, диагностических и творческих работ.
Предложенный вариант практически опробован и может считаться частью календарно-тематического планирования учителя к урокам в 5 классе.
Орфограмма чередующегося гласного является одной из основных в курсе русского языка 5 класса.
В учебном пособии «Русский язык. Практика» 5 класс под редакцией А.Ю. Купаловой ( «Русский язык. Теория» 5-9 класс В.В Бабайцева, Л.Д. Чеснокова) тема чередования гласных дана единым блоком, в отличие от учебников, где тема изучается в курсе 5 и 6 классов.
- Описание результата
В результате изучения темы и проделанной на уроках работы учащиеся должны:
- знать корни с чередующимися гласными,
- уметь объяснить лексическое значение каждого корня и отличать от омонимичных корней,
- знать, что орфограмма чередующегося гласного противоречит ОЗРП (основному закону русского письма),
- знать способ действия при определении буквы гласного в корнях разных групп и уметь применить его,
- находить слова с корнями с чередующимися гласными в тексте, подбирать однокоренные;
- составлять тематические карточки на корни с чередованием определенных групп,
- использовать слова с чередующимися корнями в своём тексте,
- осуществлять самоанализ и самооценку,
- аргументировано доказывать свою точку зрения,
- выслушивать мнения других (при работе в парах),
- систематизировать полученные знания в виде моделей, схем,
- проводить самокоррекцию .
- Объём содержания темы
Тема может включать 9 уроков, необходимых для усвоения учебного материала, его практического применения, контроля и коррекции полученных знаний:
- Корни с чередованием о/а, зависящие от ударения ( клон-клан; твор-твар; гор-гар; зор-зар)
- Корни с чередованием о/а, зависящие от последующей буквы гласного (лаг-лож; кас-кос)
- Корни с чередованием о/а, зависящие последующего сочетания букв согласных (раст-ращ-рос; скак-скоч)
- Корни с чередованием о /а, зависящие от значения (мак-мок; равн-ровн; плав-плов)
- Корни с чередованием е/и, зависящие от последующей буквы гласного
- е/и в корнях с чередованием и омонимичные корни
- Корни с чередованием а (я)/им (ин)
- Контрольный урок
- Коррекционный урок
- Организационные формы
Основной организационной формой является урок. На уроке формами работы могут быть: работа в парах, наблюдение над языковым явлением, анализ теоретических сведений, моделирование, самостоятельная работа, тестирование
- Осуществление мотивации учащихся
Чтобы смотивировать деятельность учеников, уроки можно построить в ключе проблемного изложения материала. Это поможет сделать структура проблемного урока, в частности постановка учебной задачи ( когда дети подходят к моменту «знаю-не знаю», «хочу узнать»), квазиисследование и квазиоткрытие с последующим моделированием способа действия и его применением.
Варианты постановок учебных задач (ПУЗ):
- спишите текст стихотворения и объясните пропущенные буквы:
Ш..л я с сумкой по тр..пинк..,
Вижу, бьёт в овраг.. ключ.
Накл..нившись над ключом,
Ур..нил я в воду ключ.
Кланяться я не люблю,
Но ключу поклоны бью.
(Если ключ я не найду,
Как домой я попаду?)
Один ученик работает у доски (выписывает и объясняет слова с пропусками). В результате проверки и сравнения работ учеников на доске появляется запись:
Накл..нившись
О - (поклон)
А - (кланяться) ?
Дети знают, что безударный гласный корня проверяется ударением, но сталкиваются с двумя вариантами проверочных слов. Кто прав? Здесь можно предложить дискуссию. Ученики могут предложить варианты: исключение, словарное слова, МЫ НЕ ЗНАЕМ.
После предлагаем группу слов для анализа языкового явления ( сказать, что так же поступают учёные-наблюдают над языковым явлением)
Раскланяться Поклонение
Поклон Преклонение
Поклониться Преклонный
Наклон
Откланяться
Отклониться
Далее идет работа в парах (или в группах), высказывание своих «гипотез» и моделирование способа действия с вынесением общего на доску и записями в справочник в карту знаний
/ /
Клон клан
Клон
*
В карте знаний записи ведутся ручками разных цветов: синий -знаю, зелёный -узнал, красный -«открыл» сам. Таким образом, дети осуществляют самоанализ приобретённых и приобретаемых знаний.
Здесь же дать группу слов с корнями твор – твар:
Затворник
Благотворительный
Творить
Творец
Творчество
Тварь
Исключение: утварь
/ /
Твор твар
Твор
*
- На доске предложение
Г..рит восток з..рёю новой.
Поспорили два ученика: нагар, загар; зори, зорька
Нет! В словаре и в учебнике написано горит, заря
Кто прав?
Материал для анализа:
Гореть зори
Загореть зорька
Загорелый заря
Загар зарница
Угарный зарево
Огарок озарять
/ /
Гор гар зор зар
* *
- прочитайте слова в столбиках:
касаться изложение
коснуться излагать
прикосновение предложение
касание предлагать
касательная приложение
неприкосновенный полагать
Назовите орфограмму (тему урока): « о/а в корнях с чередованием кас-кос; лаг-лож».
Проанализируйте, от чего зависит чередование гласного в корне, и попробуйте представить модель способа действия.
В результате парной работы:
Кас ^ кос-
а
лаг лож-
- На доске текст:
Лесные болота бедны растительностью. Там растут ягоды: клюква, брусника. Одни деревья выросли и отжили свой век, а другие только подрастают, образуя молодую поросль.
Выпишите однокоренные слова, докажите, что они являются однокоренными.
Что вы можете сказать о гласных корня? (чередуются) От чего зависит чередование?
В ответах учеников будут звучать известные им способы проверки. Кто прав?
Работа в парах.
Материал для анализа:
Вырастить
Выращенный
Расти
Подрасти
Росла
Подрос
Водоросль
В результате парной работы появится модель:
раСТ Но! роС
раЩ
исключения: Ростов, Ростислав, ростовщик, росток, отрасль
Здесь же дать группу слов на корни скак-скоч:
Скакать
Прискакать
Вскочить
Выскочить
Выскочка
Заскочить
Проанализируйте слова и сделайте вывод о чередовании о/а в корнях скак-скоч. Попробуйте замоделировать:
скаК но! скоЧ
исключения: скачу, скачок
Почему мы отнесли эти корни к одной группе? ( буква гласного зависит от последующего сочетания согласных)
- Диктант словосочетаний (два ученика у доски).
Запишите словосочетания, графически объясните орфограмму:
наслаждаться вкусом, волнительный момент, благословление родителей, макать кисть в краску, увидеть вдалеке, непромокаемый плащ, зелёная долина, хороший пловец, подровнять грядку, сравнить сумму чисел.
В результате проверки у детей возникнут вопросы, касающиеся корней мак-мок; равн-ровн; плав-плов. Они предложат разные способы проверки, предположат, что это чередование.
Можно дать материал для анализа и обсуждения, но так как определить точно значение корня для детей сложно, лучше вынести на доску (учитель).
Мак - «погружать в жидкость» равн -«равный, одинаковый»
Мок - «пропускать жидкость» ровн-«ровный, прямой, гладкий»
Исключение: равнина
/
плав Но! Пловец, пловчиха
*
- На доске текст с ошибками. Выпишите слова, в которых допущены ошибки, исправьте их и объясните орфограмму.
Солнечный свет озорял комнату. Блестело всё вокруг, даже паркетный пол блистал необыкновенно. Николай зажмурился, снял очки, вытер, посматрел на свет и стал вытирать их снова.
Дети выпишут: озОрял-озарял(корень с чередованием), посмАтрел-посмотрел(смотрит, посмотрит). Разногласия возникнут в словах блистал -блестело, вытер-вытирать. Предлагают варианты проверки. Кто прав? Возможно, это чередование?
Слова для наблюдения:
Соберу - собираю
Запереть - запирать
Стереть - стирать
Раздеру - раздирать
Замереть - замирать
Блестеть-блистать
Стелить-постилать
Сжечь - сжигать
Счёт - считать
В результате парной работы появятся ответы: чередование зависит от последующей буквы гласного (суффикс инфинитива –а -), могут указать и на отличие по виду(совершенный, несовершенный)
Модель: бир Бер
Блист блест
Дир ^ дер
Жиг А жег
Мир мер
Пир пер
Стил стел
Тир тер
Чит чет исключение: сочетание
- На доске:
Нача/и нает : безуд. гласный в корне проверяем ударением. Какое слово будет проверочным:
Начало. Начинка. ?
В парной работе и после обсуждения дети придут к выводу, что ни одно из слов не является проверочным (в словаре-начИнать, начинка - не однокоренное, другое лексическое значение). Как быть?
Материал для анализа:
Внять-внимать-внимание
Поднять-поднимать
Нажать-нажимать
Занять-занимать
Снять-снимать
Перемять-переминать
Результат анализа - модель:
^ ^
А(я)-има а(я)-ина
6.Отработка системы упражнений.
После выведения способа действия к решению орфографической задачи ( которым является модель), применяем этот способ действия на практике (система упражнений).
Руководствуемся учебным пособием «Русский язык» 5 класс под ред. А.Ю. Купаловой.
Хорошую систему упражнений по теме: «Чередование гласных в корнях» предлагает Т.В. Шклярова «Русский язык. Сборник упражнений» 5 класс. (Вставь пропущенные буквы; найди и исправь ошибку) Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб: «Русский язык. Орфография»
Домашнее задание, кроме упражнений, может быть таким: Составьте карточку для товарища (с пропусками орфограммы) из 20 слов на чередование гор-гар, зор-зар; клон-клан; твор-твар и т. д. по темам.
Составьте текст, используя слова с чередующимися корнями, на тему: «Моё утро» и т. д.
Придумайте сказку, где главными героями будут корни с чередованием.
Нарисуйте город (остров) «Чередование», где жителями будут корни с чередованием.
7. Диагностические работы.
Продиагностировать знания учащихся по теме и умение применить способ действия при решении орфографической задачи можно, включая в урок маленькие самостоятельные работы по упражнениям с последующим самоанализом и самооценкой, мини диктанты слов и словосочетаний. Здесь же пригодятся составленные детьми карточки товарищу (качество составления карточки заранее проверяется учителем).
Тесты: Г.А. Богданова «Тестовые задания по русскому языку» 5 класс
Задания типа: найди лишнее слово (гореть, загорать, огарок, горелка, горевать, горец), (касание, касательная, прикосновение, коснуться, коса, косить, косой, соприкосновение, прикоснуться), (умирать, замереть, примирить, примерить, отмереть, замирать, умереть)
№ Урока | Цели | Содержание | Тип Урока | Средства обучения | Методы | Актуализация | Контрольное задание | Планируемый результат |
1.Буквы о/а в корнях с чередован.: клон-клан, твор-твар, гор-гар, зор-зар | Привести к выводу, что буквы о/а чередуются в этих корнях, чередование зависит от ударения; черед. Противоречит ОЗРП Научить определять лексическое значение корней с чередов. и отличать от омонимичных корней (горе, горец) применять способ действия при работе с орфограммой. Учить работать в парах, слушать других и высказывать свою точку зрения. Проводить самоана лиз и самооценку. | 1. Чередов. в корнях: клон-клан твор-твар, гор-гар, зор-зар. Исключение: утварь 2. Омони мичные корни: гор (горевать, горный) | ПУЗ РУЗ Приме нение спосо ба дейст вия | 1.Учебное пособие: Русский язык 5кл Под ред. А.Ю. Ку паловой 2.Сборник упражн. Т.В.Шкля ровой 3. Карта знаний (в справоч нике) | Частично- поисковый, эвристи ческая беседа, наблюдение над языков. явлением, моделиро вание | Уч-ся знают ОЗРП (безуд гласный проверяется ударением) знают способ действия (изме ни слово, под бери однокор.) Знают, что м.б. чередов. в корне: звенеть-звон, ворота-врата | Домашнее задание: составить карточку для товарища (15 слов с пропуском орфограммы) | Уч-ся знают,что о/а в корнях с чередованием зависят от ударения- Это искл. из ОЗРП. Видят ор-му в тексте, графи чески объясняют, умеют применить на практике сп. действия, отличают корни с чередованием от омонимичн. корней, осуществляют самоанализ и самооценку, доказывают свою точку зрения |
2. Буквы о/а в корнях с чередованием: лаг-лож, кас-кос | Привести к выводу, что буквы о/а в корнях зависят от последу ющей буквы гласного, что противоречит ОЗРП. Определять лексическое значение корней и отличать от омонимичных (косить, коса, косой). Применять способ действия. Работать в парах. Осуществлять самоанализ и самооценку | 1.Чередов. в корнях: лаг-лож, кас-кос 2.Омоним. корни: кос (косить, коса, косой) 3. Чередов. в корнях: клон-клан, твор-твар, гор-гар, зор-зар (повторение) | ---//--- | ---//----- | -----//------- | Уч-ся знают, что о/а могут чередоваться и зависеть от ударения | ------//------- | Уч-ся знают, что о/а в корнях с чередованием могут зависеть от последующей буквы гласного -------//---------- |
3.Буквы о/а в корнях с чер: раст-рос-ращ, скак-скоч | Привести к выводу, что о/а в корнях с чередованием могут зависеть от последующего сочетания согласных. Определять лексич. значение корней. Видеть чередование в однокоренных словах. Графически объяснить ор-му. Работать в парах. Осуществлять самоанализ и самооценку | 1.Чередов. в корнях: раст-рос- ращ, скак-скоч. 2.Корни: лаг-лож, кас-кос. 3.Корни: клон-клан, твор-твар, гор-гар, зор-зар. | ---//--- | -----//------ | ------//------- | Уч-ся знают, что о/а могут чередоваться в корне и зависеть от ударения и последующей буквы гласного | --------//------- | Уч-ся знают, что о/а в корнях с чередованием могут зависеть от последующ. сочетания букв согласных. Видят ор-му в тексте, графич. объясняют. Применяют на практике способ действия осуществляют самоанализ и самооценку. Доказывают свою точку зрения, приводя аргументы |
4.Буквы о/а в корнях с чередов.: мак-мок равн-ровн плав-плов | Привести к выводу, что буквы о/а в корнях чередуются. Дать способ действия при работе с этими корнями (зависят от значения). Выяснить лексическое значение каждого корня. Графически объяснять орфограмму. Применять способ действия на практике. Осуществлять само анализ и самооценку. | 1. Чередован. в корнях: мак-мок, равн-ровн, плав-плов. 2. Корни: раст-рос ращ 3. Корни: лаг-лож, кас-кос 4.Корни: клан-клон, твар-твор, гар-гор, зар-зор | ПУЗ Объ ясне ние, приме нение спосо ба дейст вия | -----//----- | Диалогичес кое изложе ние(репроду ктивный и частично- поисковый) | Уч-ся знают, что о/а могут чередоваться и зависеть от ударения, послед.буквы гласного, послед.букв согласных | Составить текст на тему: «Летние ка никулы», используя слова с чередован. букв о/а | Уч-ся знают, что о/а в корнях с чередованием могут зависеть от лексическ. значения слова ------//---------- |
5.Буквы е/и в корнях с чередованием | Привести к выводу, что буквы е/и в корн чередуются. Буква гласного зависит от буквы гласного после корня. Определять лексич. значение корней. Видеть чередование и графически объяснять ор-му. Работать в парах. Осуществлять самоанализ и самооценку. | 1.Чередован. в корнях: бер-бир, блест-блист, дер-дир, жег-жиг, мер-мир, пер-пир, тер-тир, стел-стил, чет-чит 2. Чередован. о/а в корнях | ПУЗ РУЗ Приме нение спосо ба дейст вия | ------//----- | Частично- поисковый, эвристич. беседа, наблюдение над языков. явлением, моделиро вание | Уч-ся знают, что буквы гласных могут чередов. (брать-беру, молоко- млекопит). Знают чередов. букв о/а в корне | Карточка для товарища из 20 слов | Уч-ся знают, что е/и в корне чередуются и зависят от буквы гласного после корня -------//--------- |
6.Буквы е/и в корнях с чередов. и омонимичные корни | Применять способ действия при работе с чередов. е/и в корне, определять лексич. значение слов с такими корнями, отличать от омонимичных корней(примерять, примирить),графически объяснять орфограмму. Самоанализ, самооценка | 1. Корни с чередован. е/и 2.Омоним. корни(мер, мир, пир) | Прак тикум (при мене ние спосо ба дейст вия) | -----//------ | Метод упра жнений | Буквы е/и чередуются и зависят от буквы после корня. ОЗРП- безуд.гласный проверяется ударением. Понятие «омонимия». | Составить текст на тему: « Моё утро», испо льзуя слова с чередов. е/и в корнях | Могут приме нить способ действия в практическ упражнениях. Отличают чере дование е/и от омонимичных корней ---------//---------- |
7. Чередован. в корнях а(я)/им(ин) | Привести к выводу, что буквы а(я)/им(ин) в корнях чередуются и зависят от буквы гласного после корня. Видеть чередование в тексте. Графически объяснять орфограмму. Работать в парах. Осуществлять самоанализ и самооценку. | Чередование в корнях а(я)/им(ин): взимать- взять, начать-начинать и т.д. 2. Корни с чередован. о/а 3.Корни с чередован. е/и | ПУЗ РУЗ Приме нение спосо ба дейст вия | ------//----- | Частично- поисковый. Эвристич. беседа. Наблюдение над языков явлением. Моделиро вание. | Буквы гласн. и согласных в корне могут чередо ваться | Составить карточку для товарища из 30 слов с изу ченными чередован. | Знают, что а(я)/ им(ин) в корне чередуются, видят орф-му и объясняют графически, применяют способ дейст., отличают от изученных чередований -------//--------- |
8. Контрольн. урок на орфограмму: «Корни с чередованием | Проверить знание корней с чередованием, умение видеть орф-му, объяснить графически, применять соответств. способ действия, осуществлять самооценку и самоконтроль | 1.Корни с чередован. о/а 2.Корни с чередован. е/и 3.Корни с чередован. а(я)/им(ин) | Конт роль зна ний | 1.Тест (проверя ем сразу) 2.Карточ ка 3.Мини диктант | Контроль ные задания | Придумать сказку, где главными героями будут корни с чередован. Нарисуйте город(стра ну), где жи тели-корни с чередован. | Знают корни с чередован. Видят орф-му и объясняют графически. Применяют соответствующ способ действ. Самооценка, самоконтроль (тест,карточка) | |
9.Коррекция | Коррекционная работа по результатам контрольного урока. Самоанализ проделанной работы. Выявление причин ошибок(вижу ор-му, умею объяснить, применяю сп.действ). Взаимопомощь и взаимоконтроль (сильные ученики прикрепляются к слабым) | 1.Корни с чередован. о/а 2.Корни с чередован. е/и 3.Корни с чередован. а(я)/им(ин) | Корре кция зна ний | 1.Матери ал работы 2. Спра вочник (ведут ученики) с картой знаний | Анализ и самоанализ, коррекция | Отобрать в сборнике упражнений задания на коррекцию собственных ошибок (список даёт учитель) | Умеют опреде лить причину ошибки(не вижу, не могу объяснить, не знаю способ действия). Отобрать орф- мы, над котор. нужно работать. Оказать взаимо помощь и осуществить взаимоконтрол |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта изучения темы «Основы учения об эволюции» (методическая разработка уроков) по курсу "Биология.Введение в общую биологию и экологию" для 9 класса. Линия Пасечника В.В.
Технологическая карта изучения темы «Основы учения об эволюции» по курсу биологии для 9 класса. (Методическая разработка уроков).Учебник «Биология. Введение в общую биологию и экологию» для 9кл....
Технологическая карта изучения темы «Биосферный уровень организации живого» по курсу биологии для 9 класса. (Методическая разработка уроков).
Технологическая карта изучения темы «Биосферный уровень организации живого» по курсу биологии для 9 класса. (Методическая разработка уроков). Учебник «Биология. Введение в общую биологию и...
Технологическая карта.Изучение фразеологизмов в 5 классе к учебнику Львовой С.И, Львова В.В.
Урок открытия нового материала Технология урока: проблемно-диалогическая. Знакомство с фразеологизмами - синонимами, антонимами. Составление рассказа с помощью фразеологизмов -иллюстраций, игра в лото...
Технологическая карта урока биологии. Тема урока «Класс Земноводные. Общая характеристика земноводных».
Ознакомление учащихся с информацией о представителях класса Земноводные, как с животными, занимающими особое место в истории развития позвоночных, их многообразием, особенностями внешнего строен...
Технологическая карта изучения новой темы Тема: “Hobbies: let’s talk about music”
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная и групповая.Цель: формирование ключевых языковых компетенций.Задачи:1. Практическая:Понимать основное содержание несложных аутентичных текст...
Методическая разработка : ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА 5 КЛАСС Тема: «Повторение изученного по теме «Имя существительное»
Цель деятельности учителя — Обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по теме " Имя существительное" .Тип урока-урок систематизации и обобщения знаний и умений .Планируемы...
Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме: "Обобщение и повторение изученного материала по теме "Древняя Греция" Учитель истории: Печенина Л.А.
Технологическая карта урока по истории Древнего мира в 5 классеВыполнил: учитель истории и обществознания Печенина Л.А....