Технологическая карта.Изучение фразеологизмов в 5 классе к учебнику Львовой С.И, Львова В.В.
презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (5 класс) на тему
Урок открытия нового материала Технология урока: проблемно-диалогическая. Знакомство с фразеологизмами - синонимами, антонимами. Составление рассказа с помощью фразеологизмов -иллюстраций, игра в лото, фразеологический зоопарк и т.д. Презентация к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация + технологическая карта | 1.47 МБ |
Подписи к слайдам:
Упражнение № 507
Текст с фразеологизмами
Петя часто пропускал занятия в школе. Так и продолжал бы он
витать в облаках
, если бы не мама. Она ему сказала: «Скоро экзамены, а ты
палец о палец не ударил
. Перестань
валять
дурака
и
возьмись за ум
, а то на экзамене
сядешь в лужу
»
Вывод:
Чем богаче словарный запас человека, тем интереснее и ярче выражает он свои мысли
Человек может
– висеть на ниточке, держаться за волосок, падать с луны, лезть на стенку, пересчитывать ребра, намыливать шею, бить баклуши, молоть вздор, сходить с ума, сорить деньгами, смотреть сквозь пальцы, приходить к мысли,
но
не должен
быть
как
мокрая курица, жить с соседями как собака с кошкой, сидеть сложа руки, бегать сломя голову, уезжать от родителей за тридевять земель, кривить душой и ……….
Цель урока:
Цель
урока:
дать понятие о фразеологизмах, их возникновении и употреблении
, отличии
от других слов; показать, как строятся
словосочетания.
Научиться отличать антонимы и синонимы во фразеологических оборотах.
Составьте противоположные по смыслу пары
Ни зги не видно
Заваривать кашу
По чайной ложке
Коломенская верста
Чуть свет
Повесить нос
На чужой шее сидеть
Душу в душу
Сидеть сложа руки
Жить своим горбом
Воспрянуть духом
На ночь глядя
От горшка два вершка
Как кошка с собакой
Хоть иголки собирай
Единым духом
Расхлёбывать кашу
Не покладая рук
Запомни:
Как и слово, фразеологизм может иметь
синонимы и антонимы.
Фразеологизмы – синонимы:
два сапога пара – одного поля ягода (один другого не лучше); перековать мечи на орала - вложить меч в ножны (закончить войну, распрю).
Фразеологизмы - антонимы:
Чуть свет – на ночь глядя; тяжёл на подъём – лёгок на подъём.
Фразеологизм
кот наплакал
имеет синоним
мало
и антоним
много
.
Петя часто пропускал занятия в школе .
Так и продолжал бы он , если бы не
мама. Она ему сказала: «Скоро экзамены, а
ты .Перестань
и , а то на экзамене
Дополните
рассказ фразеологизмами
.
Фразеологическое лото
положить
показывать
иметь
стиснуть
точить
зуб на зуб
зубы на полку
до зубов
зуб
вооружиться
не попадает
заговаривать
Урок русского языка
по теме «Фразеология»
5 класс
Учитель: Вострикова
Ольга Михайловна
Фразеологическая математика
Одна нога здесь, другая там
Как две капли воды
Семь пятниц на неделе
Один как перст
Палка о двух концах
Убить двух зайцев
Ехидна
В греческой мифологии Ехидна - чудовище, полудева-полузмея, породившая целый ряд чудовищ: Сфинкс, Цербера, немейского льва, химеру и др. В переносном смысле - злой, язвительный и коварный человек.
Авгиевы конюшни
В греческой мифологии Авгиевы конюшни - обширные конюшни Авгия, царя Элиды, которые в продолжение многих лет не убирались. Очищены они были в один день Гераклом: он направил через конюшни реку
Алфей
, воды которой и унесли все нечистоты. Возникшее отсюда выражение "авгиевы конюшни" - о крайне запущенном помещении, а также (перен.) о делах, находящихся в крайнем беспорядке.
Фразеология
–( от греч. «выражение», «оборот речи»)
раздел лингвистики, изучающий устойчивые сочетания
Фразеологизмы
–
это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову
Сравните
: бить баклуши
=бездельничать
; кот наплакал = мало; за тридевять
земель=далеко
; ни свет ни заря = рано и т.п.
Игра «Четвертый лишний»
1) черепашьим шагом
2) во все лопатки
3) сломя голову
4) в мгновенье ока
Использованные материалы
Львова С.И., Львов В.В. Русский язык: 5
кл
.: Учеб. для
общеобразоват
.
учреждений.в
3ч. Ч2 – М.: Мнемозина, 2013
Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1994.
http://glossword.info/index.php/list/6-russkiij-frazeologicheskiij-slovar-
http://idioms.chat.ru
Тема урока
: фразеология
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь …
.
Фальшивят, путают слова.
Поют кто в лес, … .
Ребята слушать их не станут:
От этой песни уши ...
.
Фразеологический зоопарк
Погнаться за двумя зайцами
Показать, где раки зимуют
Вертеться как белка в колесе
Купить кота в мешке
Вставать с петухами
Объяснение домашнего задания
1.
Подготовьте сообщение на одну из тем (по выбору):
- Эти фразеологизмы создали писатели.
- Эти фразеологизмы стали пословицами.
2.
Упр.№
509 – нарисовать шутливые рисунки
Игра «Четвертый лишний»
1) слово в слово
2) тютелька в тютельку
3) ехать зайцем
4) комар носа не подточит
На уроке истории
Упр.№
510.
-
Запишите фразеологизмы, связанные с мифами Древней Греции
.
Двуликий Янус
- двуличный человек Янус — бог всякого начала и конца, входов и выходов. Изображался с двумя лицами, обращенными в противоположные стороны: молодым — вперед, в будущее, старым — назад, в прошедшее.
Ахиллесова
пята
– уязвимое место Мать Ахиллеса, морская богиня Фетида, чтобы сделать тело сына неуязвимым, окунула его в священную реку Стикс. Окуная, она держала его за пятку, которой не коснулась вода, поэтому пятка осталась единственно уязвимым местом Ахиллеса, куда он и был смертельно ранен стрелой Париса.
п
р
о
ф
е
с
с
и
о
н
а
л
и
з
м
ы
е
к
1
ы
с
и
к
о
л
о
г
и
я
и
о
н
с
к
е
л
г
з
м
ы
о
л
о
е
н
м
о
н
и
м
ы
т
с
и
р
и
з
м
ы
н
н
и
с
и
м
ы
а
з
м
ы
х
р
а
а
т
о
н
и
м
2
3
4
5
6
3
1
2
1. Слова, связанные с особенностями какой-либо специальности.
Разгадывайте кроссворд сначала по горизонтали, а потом по вертикали.
п
р
1
о
ф
е
с
с
и
о
н
а
3
л
и
з
м
ы
2. Словарный запас, лексика.
л
е
к
с
и
к
о
н
3. Новые слова.
н
е
о
л
о
г
и
з
м
ы
4. Слова, вышедшие из активного употребления в связи с исчезновением из жизни каких-либо предметов, явлений.
и
с
т
о
р
и
з
м
ы
5. Слова одной и той же части речи, которые имеют сходное лексическое значение.
с
и
н
о
н
и
м
ы
6. Слова, вышедшие из активного употребления, хотя соответствующий предмет (явление) остаётся в реальной жизни и получает другие названия.
а
р
х
а
и
з
м
ы
По вертикали:
1. Слова одной и той же части речи, которые одинаково пишутся и произносятся, но имеют разное лексическое значение.
м
о
н
и
м
ы
о
2. Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.
н
а
т
о
н
и
м
ы
3. Наука, изучающая лексическое значение слов.
л
я
к
и
о
о
и
е
с
к
л
г
Молодцы! Кроссворд разгадан
Игра «Четвертый лишний»
1) хоть пруд пруди
2) кот наплакал
3) тьма-тьмущая
4) яблоку негде упасть
Проверь
себя:
Упражнение
№ 508 – самостоятельная работа
Подведём итоги
Что такое фразеологизм?
Чем можно заменить фразеологизм?
Какую роль выполняет фразеологизм в предложении?
Что вы можете рассказать о происхождении и употреблении фразеологизмов?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта изучения темы «Основы учения об эволюции» (методическая разработка уроков) по курсу "Биология.Введение в общую биологию и экологию" для 9 класса. Линия Пасечника В.В.
Технологическая карта изучения темы «Основы учения об эволюции» по курсу биологии для 9 класса. (Методическая разработка уроков).Учебник «Биология. Введение в общую биологию и экологию» для 9кл....
Технологическая карта изучения темы «Биосферный уровень организации живого» по курсу биологии для 9 класса. (Методическая разработка уроков).
Технологическая карта изучения темы «Биосферный уровень организации живого» по курсу биологии для 9 класса. (Методическая разработка уроков). Учебник «Биология. Введение в общую биологию и...
Технологическая карта изучения темы по биологии в 6 классе (ФГОС)
Получение нового образовательного результата связано с формированием не только предметных, но и личностных и метапредметных умений. Поэтому обязательным условием в биологии является конструирова...
Технологическая карта изучения темы «Павловопосадские платки» к уроку Изобразительного искусства в 3 классе.
ТемаПавловопосадские платкиЦель темы Знакомство с творчеством павловопосадских мастеров.Обучение умению рисовать павловопосадские цветы.Планируемый результатУмение рисовать павловопосадские цветы...
Технологическая карта изучения темы: "Улицы города. Какие они?" 5 класс. Учебник И. Л. Бим, Немецкий язык.
Технологическая карта урока - обобщённо-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы. Технологическая карта урока - современная...
Тематическое планирование 7 класс. Русский язык. УМК С.И.Львова, В.В.Львов. (140 часов)
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 7 классе на 140 часов в неделю...
Примерная рабочая программа основного общего образования предмета «Русский язык» 5 класс к учебнику Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и другие. Русский язык (в 2 частях), 5 класс/ ООО «ДРОФА»; АО «Издательство Просвещение»
Программа создана на основе конструктора "Единого содержания общего образования" https://edsoo.ru/...