Изложение "Перо и чернильница"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Тема урока: «Изложение по тексту Е.А.Пермяка «Перо и чернильница».

Цели урока:

  1. Специальные:
  1. Познавательные:

1)        развивать умение определять основную мысль текста;

2)        научить видеть главное в тексте;

3)        обучать лингвистическому и содержательному анализу текста;

  1. Практические:
  1. расширить лексический запас детей;
  2. научить сокращать текст;
  3. обогащать речь учащихся лексическими, морфологическими, синтаксическими, фразеологическими, стилистическими средствами языка;
  1. Общепредметные:
  1. развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать;
  2. воспитывать интерес к урокам русского языка;
  3. воспитать внимание к слову в процессе чтения учителем;
  4. расширять кругозор учащихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_pero_i_chernilnitsa.pptx341.75 КБ
Файл kartochki.docx15.76 КБ
Файл konspekt.docx23.94 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Сжатое изложение – письменный пересказ, при котором текст сжимается до минимума, но без потери смысла и авторского стиля

Слайд 3

Приёмы сжатого изложения: Обобщить сходные эпизоды, явления, действия. Исключить второстепенные детали, эпизоды, диалоги.

Слайд 4

Евгений Андреевич Пермяк (настоящая фамилия Виссов )

Слайд 5

Притча – краткий иносказательный поучительный рассказ

Слайд 7

Как-то Серёжа поинтересовался у дедушки, откуда тот сказки берёт. Дедушка ответил, что из чернильницы.

Слайд 8

Серёжа в школе стал из чернильницы сказку добывать. Много тетрадок исписал, а сказка не зацепляется. Тогда он спросил у деда: «Почему это так?»

Слайд 9

Дедушка ответил, что чернильница и перо не главное. Нужно уметь с людьми общаться, быть внимательным к ним.

Слайд 10

Серёжа дедову притчу запомнил и другим пересказал.



Предварительный просмотр:

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы с вами должны написать изложение по тексту Евгения Андреевича Пермяка «Перо и чернильница.

Давайте вспомним, что такое изложение. (Письменный пересказ текста). 

Как вы думаете, а что такое сжатое изложение? Подберите синонимы к слову «сжатое». (Короткое, ёмкое, маленькое). Правильно, сжатое изложение – письменный пересказ, при котором текст сжимается до минимума, но без потери смысла и авторского стиля.

Давайте вспомним приёмы сжатого изложения.

(1. Обобщить сходные эпизоды, явления, действия. 2. Исключить второстепенные детали, эпизоды, диалоги). Первый приём мы с вами отрабатывали в начале года на тексте Валентина Петровича Катаева. Этот текст о старом пне в лесу, который стал высокомерным.  Второй приём мы с вами рассмотрим сегодня.

О чём говорится в этой части? А как можно озаглавить эту часть? (Откуда сказки берутся).

Наша задача сократить первую часть, не меняя её смысла. Для этого давайте переведём диалог в сложноподчинённое предложение. (Как-то Серёжа поинтересовался у дедушки, откуда тот сказки берёт. Дедушка ответил, что из чернильницы).

Давайте посмотрим, где заканчивается вторая часть. Что означает глагол «добывать»? (учился писать.

Именно здесь автор использует иносказание. А как можно озаглавить эту часть? (Почему сказка не зацепляется?)

Для того, чтобы сжать текст, мы должны убрать все лишние детали. (Вычёркиваем прямо в тексте). Серёжа в школе стал из чернильницы сказку добывать. Много тетрадок исписал, а сказка не зацепляется. Тогда он спросил у деда: «Почему это так?»

Перед нами стоит задача – сократить текст. Давайте запишем сегодняшнее число и тему в тетрадях для контрольных работ: «Двадцать восьмое февраля две тысячи одиннадцатого года, понедельник». Открываем учебник на 200 странице, упражнение 496. Наш текст называется «Перо и чернильница». Его автор Евгений Андреевич Пермяк. Пермяк – это псевдоним. Настоящая фамилия – Виссов. Родился он в Перми. Герои его книг – обычные дети, люди, чьи характеры автор брал из самой жизни, и поэтому большинство его книг посвящено детям. В годы войны он сдружился с Павлом Петровичем Бажовым. По его книгам Пермяк написал пьесы «Ермаковы лебеди», «Серебряное копытце». Впоследствии Евгений Андреевич Пермяк посвятил Бажову книгу «Долговский мастер».

А сейчас внимательно прослушайте текст и постарайтесь понять, о чём он и насколько частей его можно разделить. (Чтение текста учителем).

Ответ деда мы находим в третьей части текста». (Чтение этой части). А как можно озаглавить эту часть? (Совет дедушки).

Чему мудрый старик хочет научить Серёжу? (Доброте, терпению, труду. Нужно смотреть на людей, на мир, быть открытым и утверждать себя в нём. А для этого нужно много и хорошо учиться).

Как вы понимаете выражение «не в одну чернильницу смотреть будешь»? (Надо общаться с другими людьми, слушать их).

Как вы думаете, что значит чернила будут гуще, чернильница - глубже, перо - острее? (Чем лучше мы будем узнавать людей, тем интереснее и больше мы сможем написать о них).

Для того, чтобы сократить эту часть, давайте перескажем её в прямом смысле, а не иносказательно. (Дедушка ответил, что чернильница и перо не главное. Нужно уметь с людьми общаться, быть внимательным к ним).

Итак, о чём этот текст? (О том, как Серёжа пером из чернильницы учился сказки добывать.)

Ребята посмотрите на задание к данному упражнению. В нём содержится вопрос: как вы понимаете притчу деда? Авторы подсказывают нам, что текст по жанру притча. Давайте посмотрим определение притчи в словаре в конце учебника (с.306). При́тча — это малый поучительный рассказ, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость). У нас с вами религиозная литература? - Нет.

Поэтому наша с вами притча – краткий иносказательный поучительный рассказ.

Когда мы используем иносказание? (Тогда, когда хотим сообщить о каких-либо нравственных правилах, но не прямо, а так, чтобы наш собеседник поразмышлял над информацией сам).

А где вы встречали иносказание? (В баснях Ивана Андреевича Крылова).

Т.о. притча – это иносказание – изображение нравственных понятий или явлений через конкретный образ.

Какие предметы автор выносит в заглавие текста? Давайте запишем название нашего изложения: «Перо и чернильница».

А что же такое чернильница? (Небольшой сосуд для хранения жидких чернил). (Работа с орфографией).

О чём же говорится в тексте? Как бы вы сформулировали тему? (О том, как Серёжа пером учился сказки добывать из чернильницы).

На сколько частей можно разделить этот текст? (Четыре). (Отмечаем карандашом, где заканчиваются части. Дети читают первую часть. На доске составляем план).

А чем завершается рассказ? Как Серёжа отнёсся к словам дедушки? (На ус намотал – другим пересказал).

Как можно озаглавить эту маленькую часть? (Дедова притча).

Что необходимо оставить в этой части? (Серёжа дедову притчу запомнил и другим пересказал).

Молодцы! У нас получился текст. А сейчас давайте поработаем по орфограммам и пунктограммам. (Разбираем только сложные случаи).

У нас получилось 4 части – это пункты нашего плана. А теперь я ещё раз зачитываю текст, и вы пишите изложение».



Предварительный просмотр:

Конспект урока

Тема урока: «Изложение по тексту Е.А.Пермяка «Перо и чернильница».

Цели урока: 

  1. Специальные:
  1. Познавательные:

1)        развивать умение определять основную мысль текста;

2)        научить видеть главное в тексте;

3)        обучать лингвистическому и содержательному анализу текста;

  1. Практические:
  1. расширить лексический запас детей;
  2. научить сокращать текст;
  3. обогащать речь учащихся лексическими, морфологическими, синтаксическими, фразеологическими, стилистическими средствами языка;
  1. Общепредметные:
  1. развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать;
  2. воспитывать интерес к урокам русского языка;
  3. воспитать внимание к слову в процессе чтения учителем;
  4. расширять кругозор учащихся.

Оборудование:

  1. учебник;
  2. презентация.

План урока (Сетка времени).

1.Организационный момент.

1 мин.  

2.Фронатльный опрос.

1 мин.

3.Рассказ об авторе.

2 мин.

4.Беседа.

2 мин.

5. Работа с текстом.

15 мин.

6.Заключительный этап работы.

2 мин.

7.Написание изложения.

17 мин.

Ход урока

Организационный момент

Учитель: «Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы с вами должны написать изложение по тексту Евгения Андреевича Пермяка «Перо и чернильница».

Фронтальный опрос

Учитель: «Давайте вспомним, что такое изложение».

Дети: «Письменный пересказ текста». 

Учитель: «Как вы думаете, а что такое сжатое изложение? Подберите синонимы к слову «сжатое». 

Дети: «Короткое, ёмкое, маленькое».

Учитель: «Правильно, сжатое изложение – письменный пересказ, при котором текст сжимается до минимума, но без потери смысла и авторского стиля».

Учитель: «Давайте вспомним приёмы сжатого изложения».

Дети: «1. Обобщить сходные эпизоды, явления, действия. 2. Исключить второстепенные детали, эпизоды, диалоги.

Учитель: «Первый приём мы с вами отрабатывали в начале года на тексте Валентина Петровича Катаева. Этот текст о старом пне в лесу, который стал высокомерным.  Второй приём мы с вами рассмотрим сегодня».

Рассказ об авторе

Учитель: «Перед нами стоит задача – сократить текст. Давайте запишем сегодняшнее число и тему в тетрадях для контрольных работ: «Двадцать восьмое февраля две тысячи одиннадцатого года, понедельник». Открываем учебник на 200 странице, упражнение 496. Наш текст называется «Перо и чернильница». Его автор Евгений Андреевич Пермяк. Пермяк – это псевдоним. Настоящая фамилия – Виссов. Родился он в Перми. Герои его книг – обычные дети, люди, чьи характеры автор брал из самой жизни, и поэтому большинство его книг посвящено детям. В годы войны он сдружился с Павлом Петровичем Бажовым. По его книгам Пермяк написал пьесы «Ермаковы лебеди», «Серебряное копытце». Впоследствии Евгений Андреевич Пермяк посвятил Бажову книгу «Долговский мастер».

А сейчас внимательно прослушайте текст и постарайтесь понять, о чём он и насколько частей его можно разделить». (Чтение текста учителем).

Беседа

Учитель: «Итак, о чём этот текст?»

Дети: «О том, как Серёжа пером из чернильницы учился сказки добывать».

Учитель: «Ребята посмотрите на задание к данному упражнению. В нём содержится вопрос: как вы понимаете притчу деда? Авторы подсказывают нам, что текст по жанру притча. Давайте посмотрим определение притчи в словаре в конце учебника (с.306). При́тча — это малый поучительный рассказ, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость). У нас с вами религиозная литература?»  

Дети: «Нет».

Учитель:  «Поэтому наша с вами притча – краткий иносказательный поучительный рассказ».

Учитель: «Когда мы используем иносказание?»

Дети: «Тогда, когда хотим сообщить о каких-либо нравственных правилах, но не прямо, а так, чтобы наш собеседник поразмышлял над информацией сам».

Учитель: «А где вы встречали иносказание?»

Дети: «В баснях Ивана Андреевича Крылова».

Т.о. притча – это иносказание – изображение нравственных понятий или явлений через конкретный образ.

Учитель: «Какие предметы автор выносит в заглавие текста? Давайте запишем название нашего изложения: «Перо и чернильница ».

Учитель: «А что же такое чернильница?»

Дети: «Небольшой сосуд для хранения жидких чернил».(Работа с орфографией).

Учитель: «О чём же говорится в тексте? Как бы вы сформулировали тему?».

Дети: «О том, как Серёжа пером учился сказки добывать из чернильницы».

Работа с текстом

Учитель: «На сколько частей можно разделить этот текст?»

Дети: «Четыре». (Отмечаем карандашом, где заканчиваются части. Дети читают первую часть. На доске составляем план).

Учитель: «О чём говорится в этой части? А как можно озаглавить эту часть?»

Дети: «Откуда сказки берутся»

Учитель: «Наша задача сократить первую часть, не меняя её смысла. Для этого давайте переведём диалог в сложноподчинённое предложение».

Дети: «Как-то Серёжа поинтересовался у дедушки, откуда тот сказки берёт. Дедушка ответил, что из чернильницы».

Учитель: «Давайте посмотрим, где заканчивается вторая часть. Что означает глагол «добывать»? »

Дети: «Добывать – учился писать».

Учитель: «Именно здесь автор использует иносказание. А как можно озаглавить эту часть?».

Дети: «Почему сказка не зацепляется?»

Учитель: «Для того, чтобы сжать текст, мы должны убрать все лишние детали.».

Дети: «Серёжа в школе стал из чернильницы сказку добывать. Много тетрадок исписал, а сказка не зацепляется. Тогда он спросил у деда: «Почему это так?»

Учитель: «Ответ деда мы находим в третьей части текста». (Чтение этой части).

Учитель: «А как можно озаглавить эту часть?»

Дети: «Совет дедушки».

Учитель: «Чему мудрый старик хочет научить Серёжу?»

Дети: «Доброте, терпению, труду. Нужно смотреть на людей, на мир, быть открытым и утверждать себя в нём. А для этого нужно много и хорошо учиться».

Учитель: «Как вы понимаете выражение «не в одну чернильницу смотреть будешь»?».

Дети: «Надо общаться с другими людьми, слушать их».

Учитель: «Как вы думаете, что значит чернила будут гуще, чернильница - глубже, перо - острее?»

Дети: «Чем лучше мы будем узнавать людей, тем интереснее и больше мы сможем написать о них».

Учитель: «Для того, чтобы сократить эту часть, давайте перескажем её в прямом смысле, а не иносказательно».

Дети: «Дедушка ответил, что чернильница и перо не главное. Нужно уметь с людьми общаться, быть внимательным к ним».

Учитель: «А чем завершается рассказ? Как Серёжа отнёсся к словам дедушки?»

Дети: «На ус намотал – другим пересказал».

Учитель: «Как можно озаглавить эту маленькую часть?»

Дети: «Дедова притча».

Учитель: «Что необходимо оставить в этой части?»

Учитель: «Серёжа дедову притчу запомнил и другим пересказал».

Учитель: «Молодцы! У нас получился текст. А сейчас давайте поработаем по орфограммам и пунктограммам». (Разбираем только сложные случаи).

Заключительный этап работы

Учитель: «У нас получилось 4 части – это пункты нашего плана. А теперь я ещё раз зачитываю текст, и вы пишите изложение».

Написание изложения

Оформление доски

Двадцать восьмое февраля две тысячи одиннадцатого года, понедельник.

Сжатое изложение.

Перо и чернильница.

Как-то Серёжа поинтересовался у дедушки, откуда тот сказки берёт. Дедушка ответил, что из чернильницы. Серёжа в школе стал из чернильницы сказку добывать. Много тетрадок исписал, а сказка не зацепляется. Тогда он спросил у деда: «Почему это так?» Дедушка ответил, что чернильница и перо не главное. Нужно уметь с людьми общаться, быть внимательным к ним. Серёжа дедову притчу запомнил и другим пересказал.

План:

1.

2.

3.

4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к сжатому изложению по тексту Е.А. Пермяка "Перо и Чернильница"

     Урок русского языка, проведенного учителем МОУ «Тобурдановская СОШ имени А.И. Миттова» Авдеевой Людмилы Михайловны Класс: 9 Тема урока: «Подготовка к сжатому изложен...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Перо и чернильница"

Данный урок поможет учителю организовать работу учащихся по написанию изложения...

Урок русского языка в 5 классе. Тема: Подготовка к сжатому изложению. ( Евгений Андреевич Пермяк "Перо и чернильница.)

На уроке пятиклассники обучаются лингвистическому и содержательному анализу текста, развивают свои творческие возможности....

Изложение "Перо и чернильница"

Материал помогает успешно написать изложение по тексту "Перо и чернильница"...

Сжатое изложение "Перо и чернильница"

Сжатое изложение "Перо и чернильница"...