Конспект урока по русскому языку в 5 классе. Тема: Сжатое изложение («Перо и чернильница» Е.А. Пермяк)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в  5 классе.

Тема: Сжатое изложение («Перо и чернильница» Е.А. Пермяк)

Тип урока: урок по развитию речи.

Цели урока:

  1. Подготовить учащихся к осмыслению содержания исходного текста, уяснению основной мысли (с отделением главного от второстепенного), особенности композиции, языка и стиля;
  2. Развитие речи учащихся посредством переработки художественного текста;  
  3. Воспитание трудолюбия и человечности (на материале урока привести к выводу о том, что сказка получится только тогда, когда человек научится жить не только для себя).

Ход работы:

Первый этап работы

  1. Организационный момент

У: Здравствуйте, ребята! Проверьте свою готовность к уроку. Садитесь.

У: Ребята, сегодня мы с вами пишем изложение по тексту Евгения Андреевича Пермяка «Перо и чернильница».

У: Давайте мы с вами вспомним, что такое изложение?

Д: Изложение – это письменный пересказ текста.

У: Пересказ может быть подробным (близким к тексту), выборочным и сжатым.

(на доске открывается схема)

У: Ребята, сегодня мы будем учиться писать сжатое изложение. Как вы думаете, почему изложение называется сжатым?

Д: Потому что объем текста сокращен.

У: Сжатое изложение – это письменный пересказ, при котором текст сжимается до минимума, но без потери смысла и авторского стиля.

У: Как вы думаете, где в жизни пригодятся умения говорить кратко?

Д: Когда срочно надо сообщить о каких-либо событиях полиции, скорой помощи… и т.д.

У: Хорошо. Вторая цель нашего урока – научиться сжимать текст.

  1. Запись числа, темы

Двадцать пятое февраля.

Сжатое изложение.

У: Ребята, откройте рабочие тетради, запишите число и тему. Но перед этим скажите, почему в слове «сжатое» мы пишем приставку С?

Д: В слове «сжатое» мы пишем приставку «с», так как приставки «з» не бывает.

У: Правильно. А почему в слове «изложение» мы пишем корень -лож- ?

Д:  В корне «изложение» мы пишем корень  -лож-, так как перед «ж» пишем «о».

У: Молодцы. А теперь внимательно спишите число и тему в тетради.

  1. Слово учителя

У: Сегодня мы будем работать по тексту Евгения Андреевича Пермяка «Перо и чернильница».  Евгений Андреевич Пермяк родился 31 октября 1902 года в Перми. Этот город сыграл и большую роль в его творческой биографии: недаром писатель своей настоящей фамилии - Виссов - предпочел псевдоним Пермяк.  Евгений Андреевич был знаком с Павлом Петровичем Бажовым. Это знакомство имело сильное воздействие на творчество Пермяка.

У: Давайте вспомним, какие книги написал Пермяк?

Д:

У: Герои его книг – обычные люди. Он выхватывает факты из жизни.

Основная тема, которая проходит через всё его творчество -  тема труда. Произведения Евгения Пермяка утверждают торжество добра над злом.

У:  Наш текст называется «Перо и чернильница». Я сейчас буду читать этот текст, а вы внимательно слушайте. Попытайтесь понять, о чем этот текст. Насколько соотносится содержание с заглавием? На сколько микротем  можно разделить текст?

 Д:

Первое прочтение текста учителем.

У: Ребята, сложный ли текст? Как вы поняли, о чем он? Как вы понимаете смысл заглавия? Какой жанр этого текста?

Д:

У: По жанру это произведение – притча. Что такое притча?

 Д: Притча это краткий иносказательный поучительный рассказ.

У: Ребята, когда мы используем иносказание?

Д:

У: Мы используем иносказание,  когда  хотим рассказать об нравственных общечеловеческих правилах, но не прямо, а так, чтобы наш собеседник подумал, поразмыслил над сказанным сам. Это общечеловеческое понимание. Но иносказание – это термин в литературе и в русском языке. У него есть синоним аллегория.

У: Давайте приведем словарное объяснение термина «иносказание».

Д: Иносказание – это изображение нравственного понятия или явления через конкретный образ.

У: У кого из писателей мы встречаем иносказание?

Д: У Крылова.

У: Хорошо. Какие предметы названы в тексте?

Д: Перо и чернильница.

У: Совершенно верно, и автор выносит их в заглавие текста. Давайте и мы с вами напишем название нашего изложения.

  1. Работа с текстом

У: Давайте вспомним, кто вводит эти предметы в свой рассказ.

Д: Дедушка.

У: Почему он вводит их в свою речь?

Д: Внук спросил.

У: Ребята, а что такое чернильница?

Д: Чернильница – там, где хранятся чернила.

У: Чернильница — небольшой сосуд для хранения жидких чернил, использующийся при письме пером.

Чернильницы, в зависимости от страны, эпохи и назначения, изготовлялись разного размера и из различных материалов (камня, стекла, фарфора, металлов, полимеров), в том числе драгоценных. Могли (не обязательно) иметь крышку и подставку.

Особой разновидностью чернильницы является чернильница-непроливайка, которая, благодаря особой конструкции, препятствующей вытеканию чернил при наклоне или переворачивании (горлышко снабжено направленной внутрь ёмкости конусообразной воронкой), позволяла носить готовые к использованию чернила при себе, что являлось весьма важным до изобретения поршневых (заправляемых чернилами) и шариковых авторучек.

У: О чем этот текст? Как бы вы сформулировали эту тему?

Д: О  том, как Сережа учился пером из чернильницы сказки добывать.

У: На сколько частей можно разделить этот текст?

Д: На 4 части.

У: Давайте откроем учебники и убедимся в этом.  

Откройте учебники на странице 191 и найдите упражнение 496.

У: Я даю вам 1 минуту. Посмотрите текст. Настраиваемся. Я читаю, а вы внимательно следите и отмечаете части текста. Это нам необходимо для составления плана.

У: Откуда начинается и где заканчивается 1 часть?

Д: Первая часть начинается со слов «скажи деда» и заканчивается словами «милый внук, ручкой с перышком».

У: О чем говорится в этой части?

Д: В этой части говорится о том, что …

У: Как мы можем озаглавить эту часть?

Д: «Откуда берутся сказки»

(Запись плана учеников в тетради + план дается на доске).

У: Хорошо. А теперь запишите в свои тетради первый пункт нашего плана (пункт плана открывается на доске).

У: 1 часть – это диалог. Наша с вами задача сократить эту часть не изменяя смысла.

Весь диалог мы можем перевести в одно сложное предложение. Если мы это сделаем, то наш текст сократится в 2 раза.

На доске (запись открывается после обсуждения):  Как-то Серёжа поинтересовался у дедушки, откуда тот сказки берёт. Дедушка ответил, что из чернильницы.

У: Если мы посчитаем количество слов первой части в учебнике, то их будет 32, а у нас с вами 14 слов, то есть мы сократили его в два раза.

У: Где начинается и заканчивается 2 часть?

Д: Вторая часть заканчивается Сережиным вопросом «почему это, дедушка, так?».

У: Как вы понимаете эту часть?

Д:

У: Что значит глагол «добывать»? Давайте посмотрим, какие синонимы к данному слову использует писатель в данном тексте?

Д: Добывать – беречь, достаешь, вытащишь, не зацепляется.

У: Правильно. Скажите, как нужно понимать сказанное? Неужели на дне чернильницы лежат буквы, слова, сказки?

Д: Нет.

У: Здесь у нас с вами идет иносказание. А на самом деле  Сережа в школе учился самому простому. Вспомните, как вы учились в школе писать?

У: Как мы назовем эту часть?

Д: « Почему сказка не зацепляется?»

У: Молодцы. Посмотрите,  какое здесь подробное перечисление. Нам нужно убрать лишние детали. Давайте карандашом из распечатки вычеркнем все лишнее.

На доске: Серёжа в школе стал из чернильницы  сказку добывать. Много тетрадок исписал, а сказка не зацепляется. Тогда он спросил деда: «Почему это, дедушка, так?»

У:  Совершенно верно. Молодцы.

Как дедушка успокоил своего внука? Что он ему объяснил?

Д:

У: Скажите, в какой части текста содержится ответ дедушки?

Д: В 3 части.

У: Назовите границы этой части.

Д: От слов «не горюй» до слов «перо острее».

У: Хорошо. Как мы назовем эту часть?

Д: « Совет дедушки».

У: Молодцы. Ребята, чему  мудрый старый человек хочет научить Сережу?

Д: Тому, что надо приобретать опыт, что нельзя быть эгоистом – нужно и в другие человеческие судьбы заглядывать. Необходимо смотреть на людей, слушать их. Нужно быть открытым миру.

У: Молодцы, ребята. Правильно. А чтобы все это уметь необходимо много и хорошо учиться.

У: Что главное в этой части, а что мы можем не включать в изложение?

(в распечатке подчеркиваем то, что важно)

Д:

У: Часть сложная. Совет дедушки – аллегория. Мы будем думать и рассуждать над лексикой.

Какое лексическое средство автор использует в этой части?

Д: Антонимы. Например, жидкие – гуще, тупое – острее и т.д.

У: Мало научиться писать букву. Что нужно сделать, чтобы получилась сказка?

Д: Опыта набраться, тогда и слова обретут смысл.

У: Как вы поняли: « не в одну чернильницу глядеть будешь»

Д:

У: А что значит: «чернила будут гуще, чернильница глубже, перо острее?»

Д:

У: Нам нужно сократить эту часть, поэтому пересказывать ответ дедушки мы будем не иносказательно, а в простом смысле, как поняли.

Дедушка ответил, что чернильница и перо не главное. Нужно уметь с людьми общаться, быть внимательным к ним.

У: Чем завершается рассказ? Как Сережа отнесся к словам дедушки?

Д:

У: Как понимаете выражение «на ус мотай»?

Д:

У: Это Фразеологизм? Какое у него значение?

Д: Это устойчивое выражение, которое означает принять во внимание.

 У: Молодцы. Как мы назовем 4 часть?

Д: «Дедова притча».

 У: Что нужно оставить в последней части, чтобы нам изложение можно было закончить?

Д:

Серёжа дедову притчу запомнил и другим пересказал.

У: Теперь перед нами текст сжатого изложения, который состоит из 59 слов.

 

Вывод: Ребята, благодаря тому, что мы убрали прямую речь и оставили только главное, важное наш текст стал в два  раза короче, чем изначальный, но при этом он не потерял своей идеи.

У: Ребята, сколько мы с вами сделали «фотографий» иллюстрирующих содержание текста?

Д: 4

У: Правильно, 4. То есть то количество микротем и те пункты плана,  которые были обозначены вначале.

 Какой можно сделать вывод о типе речи этого текста?

Д: Повествование.

У: Верно. Что за тип речи повествование?

Д: Повествование – это когда последовательно рассказывают о событиях, которые происходят с героями. Это доказывает последовательность смены кадров.

У: к какому стилю речи можно отнести этот текст и почему?

Д: Художественный, так как это притча, вымысел, иносказание.

 

У: Хорошо. А теперь мы с вами отработаем пунктуацию и орфографию в тексте, чтобы не допускать ошибок при написании.

 

 2 этап.

Работа по орфографии и пунктуации

Как – то Серёжа поинтересовался у дедушки,

откуда тот сказки берёт.  Дедушка ответил,  что    

из чернильницы с помощью пёрышка.

Серёжа в школе стал из чернильницы сказку

добывать.  Много тетрадок исписал, но сказка

не зацепляется.  Тогда он спросил у деда:

«Почему это, дедушка, так?»

Дедушка ответил, что перо и чернильница не

Главное. Нужно уметь с людьми общаться, быть

внимательным к ним.

Серёжа запомнил дедову притчу и другим

рассказал.

У: А теперь начинаем писать первый вариант изложения на листочках. После написания внимательно проверьте.

У: Если первый вариант изложения написан и проверен, то открывайте свои тетради и начинайте переписывать изложение. Будьте пожалуйста внимательны.

Написание изложения

У: А теперь начинаем писать первый вариант изложения на листочках. После написания внимательно проверьте.

У: Если первый вариант изложения написан и проверен, то открывайте свои тетради и начинайте переписывать изложение. Будьте, пожалуйста, внимательны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока по русскому языку 5 класс тема "Однозначные и многозначные слова"

Урок с исполльзованием ЭОР.Объяснение нового материала сопровождается коллекцией интерактивных иллюстраций, на этапе закрепления предлагается тест.В приложении № 2 указана гиперсылка на ресурс ,обеспе...

Конспект урока по русскому языку 5 класс . Тема урока : "Морфемика и орфография"

                     Данный материал позволит учащимся закрепить определения морфем, морфемики, орфографии...

План-конспект урока по русскому языку 6 класс. Тема: «Изменение имен прилагательных по родам».

Тема: Изменение имён прилагательных по родам.Цель: Развивать познавательную активность, умение определять род имён прилагательных, правильно писать окончания.Задачи:1) формировать умение определять ро...

Конспект урока по русскому языку. 5 класс. Тема: "Сложное предложение. Синтаксический разбор сложного предложения"

Урок по теме "Сложное предложение. Синтаксический разбор сложного предложения" в 5 классе. На уроке используются различные методы и приёмы обучения для формирования устойчивой грамотности. Р...