Конспект урока по русскому языку в 5 классе. Тема: Сжатое изложение («Перо и чернильница» Е.А. Пермяк)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку в 5 классе.
Тема: Сжатое изложение («Перо и чернильница» Е.А. Пермяк)
Тип урока: урок по развитию речи.
Цели урока:
- Подготовить учащихся к осмыслению содержания исходного текста, уяснению основной мысли (с отделением главного от второстепенного), особенности композиции, языка и стиля;
- Развитие речи учащихся посредством переработки художественного текста;
- Воспитание трудолюбия и человечности (на материале урока привести к выводу о том, что сказка получится только тогда, когда человек научится жить не только для себя).
Ход работы:
Первый этап работы | |
| У: Здравствуйте, ребята! Проверьте свою готовность к уроку. Садитесь. |
У: Ребята, сегодня мы с вами пишем изложение по тексту Евгения Андреевича Пермяка «Перо и чернильница». У: Давайте мы с вами вспомним, что такое изложение? Д: Изложение – это письменный пересказ текста. У: Пересказ может быть подробным (близким к тексту), выборочным и сжатым. (на доске открывается схема) У: Ребята, сегодня мы будем учиться писать сжатое изложение. Как вы думаете, почему изложение называется сжатым? Д: Потому что объем текста сокращен. У: Сжатое изложение – это письменный пересказ, при котором текст сжимается до минимума, но без потери смысла и авторского стиля. У: Как вы думаете, где в жизни пригодятся умения говорить кратко? Д: Когда срочно надо сообщить о каких-либо событиях полиции, скорой помощи… и т.д. У: Хорошо. Вторая цель нашего урока – научиться сжимать текст. | |
| Двадцать пятое февраля. Сжатое изложение. У: Ребята, откройте рабочие тетради, запишите число и тему. Но перед этим скажите, почему в слове «сжатое» мы пишем приставку С? Д: В слове «сжатое» мы пишем приставку «с», так как приставки «з» не бывает. У: Правильно. А почему в слове «изложение» мы пишем корень -лож- ? Д: В корне «изложение» мы пишем корень -лож-, так как перед «ж» пишем «о». У: Молодцы. А теперь внимательно спишите число и тему в тетради. |
| У: Сегодня мы будем работать по тексту Евгения Андреевича Пермяка «Перо и чернильница». Евгений Андреевич Пермяк родился 31 октября 1902 года в Перми. Этот город сыграл и большую роль в его творческой биографии: недаром писатель своей настоящей фамилии - Виссов - предпочел псевдоним Пермяк. Евгений Андреевич был знаком с Павлом Петровичем Бажовым. Это знакомство имело сильное воздействие на творчество Пермяка. У: Давайте вспомним, какие книги написал Пермяк? Д: У: Герои его книг – обычные люди. Он выхватывает факты из жизни. Основная тема, которая проходит через всё его творчество - тема труда. Произведения Евгения Пермяка утверждают торжество добра над злом. У: Наш текст называется «Перо и чернильница». Я сейчас буду читать этот текст, а вы внимательно слушайте. Попытайтесь понять, о чем этот текст. Насколько соотносится содержание с заглавием? На сколько микротем можно разделить текст? Д: Первое прочтение текста учителем. У: Ребята, сложный ли текст? Как вы поняли, о чем он? Как вы понимаете смысл заглавия? Какой жанр этого текста? Д: У: По жанру это произведение – притча. Что такое притча? Д: Притча это краткий иносказательный поучительный рассказ. У: Ребята, когда мы используем иносказание? Д: У: Мы используем иносказание, когда хотим рассказать об нравственных общечеловеческих правилах, но не прямо, а так, чтобы наш собеседник подумал, поразмыслил над сказанным сам. Это общечеловеческое понимание. Но иносказание – это термин в литературе и в русском языке. У него есть синоним аллегория. У: Давайте приведем словарное объяснение термина «иносказание». Д: Иносказание – это изображение нравственного понятия или явления через конкретный образ. У: У кого из писателей мы встречаем иносказание? Д: У Крылова. У: Хорошо. Какие предметы названы в тексте? Д: Перо и чернильница. У: Совершенно верно, и автор выносит их в заглавие текста. Давайте и мы с вами напишем название нашего изложения. |
| У: Давайте вспомним, кто вводит эти предметы в свой рассказ. Д: Дедушка. У: Почему он вводит их в свою речь? Д: Внук спросил. У: Ребята, а что такое чернильница? Д: Чернильница – там, где хранятся чернила. У: Чернильница — небольшой сосуд для хранения жидких чернил, использующийся при письме пером. Чернильницы, в зависимости от страны, эпохи и назначения, изготовлялись разного размера и из различных материалов (камня, стекла, фарфора, металлов, полимеров), в том числе драгоценных. Могли (не обязательно) иметь крышку и подставку. Особой разновидностью чернильницы является чернильница-непроливайка, которая, благодаря особой конструкции, препятствующей вытеканию чернил при наклоне или переворачивании (горлышко снабжено направленной внутрь ёмкости конусообразной воронкой), позволяла носить готовые к использованию чернила при себе, что являлось весьма важным до изобретения поршневых (заправляемых чернилами) и шариковых авторучек. У: О чем этот текст? Как бы вы сформулировали эту тему? Д: О том, как Сережа учился пером из чернильницы сказки добывать. У: На сколько частей можно разделить этот текст? Д: На 4 части. У: Давайте откроем учебники и убедимся в этом. Откройте учебники на странице 191 и найдите упражнение 496. У: Я даю вам 1 минуту. Посмотрите текст. Настраиваемся. Я читаю, а вы внимательно следите и отмечаете части текста. Это нам необходимо для составления плана. У: Откуда начинается и где заканчивается 1 часть? Д: Первая часть начинается со слов «скажи деда» и заканчивается словами «милый внук, ручкой с перышком». У: О чем говорится в этой части? Д: В этой части говорится о том, что … У: Как мы можем озаглавить эту часть? Д: «Откуда берутся сказки» (Запись плана учеников в тетради + план дается на доске). У: Хорошо. А теперь запишите в свои тетради первый пункт нашего плана (пункт плана открывается на доске). У: 1 часть – это диалог. Наша с вами задача сократить эту часть не изменяя смысла. Весь диалог мы можем перевести в одно сложное предложение. Если мы это сделаем, то наш текст сократится в 2 раза. На доске (запись открывается после обсуждения): Как-то Серёжа поинтересовался у дедушки, откуда тот сказки берёт. Дедушка ответил, что из чернильницы. У: Если мы посчитаем количество слов первой части в учебнике, то их будет 32, а у нас с вами 14 слов, то есть мы сократили его в два раза. У: Где начинается и заканчивается 2 часть? Д: Вторая часть заканчивается Сережиным вопросом «почему это, дедушка, так?». У: Как вы понимаете эту часть? Д: У: Что значит глагол «добывать»? Давайте посмотрим, какие синонимы к данному слову использует писатель в данном тексте? Д: Добывать – беречь, достаешь, вытащишь, не зацепляется. У: Правильно. Скажите, как нужно понимать сказанное? Неужели на дне чернильницы лежат буквы, слова, сказки? Д: Нет. У: Здесь у нас с вами идет иносказание. А на самом деле Сережа в школе учился самому простому. Вспомните, как вы учились в школе писать? У: Как мы назовем эту часть? Д: « Почему сказка не зацепляется?» У: Молодцы. Посмотрите, какое здесь подробное перечисление. Нам нужно убрать лишние детали. Давайте карандашом из распечатки вычеркнем все лишнее. На доске: Серёжа в школе стал из чернильницы сказку добывать. Много тетрадок исписал, а сказка не зацепляется. Тогда он спросил деда: «Почему это, дедушка, так?» У: Совершенно верно. Молодцы. Как дедушка успокоил своего внука? Что он ему объяснил? Д: У: Скажите, в какой части текста содержится ответ дедушки? Д: В 3 части. У: Назовите границы этой части. Д: От слов «не горюй» до слов «перо острее». У: Хорошо. Как мы назовем эту часть? Д: « Совет дедушки». У: Молодцы. Ребята, чему мудрый старый человек хочет научить Сережу? Д: Тому, что надо приобретать опыт, что нельзя быть эгоистом – нужно и в другие человеческие судьбы заглядывать. Необходимо смотреть на людей, слушать их. Нужно быть открытым миру. У: Молодцы, ребята. Правильно. А чтобы все это уметь необходимо много и хорошо учиться. У: Что главное в этой части, а что мы можем не включать в изложение? (в распечатке подчеркиваем то, что важно) Д: У: Часть сложная. Совет дедушки – аллегория. Мы будем думать и рассуждать над лексикой. Какое лексическое средство автор использует в этой части? Д: Антонимы. Например, жидкие – гуще, тупое – острее и т.д. У: Мало научиться писать букву. Что нужно сделать, чтобы получилась сказка? Д: Опыта набраться, тогда и слова обретут смысл. У: Как вы поняли: « не в одну чернильницу глядеть будешь» Д: У: А что значит: «чернила будут гуще, чернильница глубже, перо острее?» Д: У: Нам нужно сократить эту часть, поэтому пересказывать ответ дедушки мы будем не иносказательно, а в простом смысле, как поняли. Дедушка ответил, что чернильница и перо не главное. Нужно уметь с людьми общаться, быть внимательным к ним. У: Чем завершается рассказ? Как Сережа отнесся к словам дедушки? Д: У: Как понимаете выражение «на ус мотай»? Д: У: Это Фразеологизм? Какое у него значение? Д: Это устойчивое выражение, которое означает принять во внимание. У: Молодцы. Как мы назовем 4 часть? Д: «Дедова притча». У: Что нужно оставить в последней части, чтобы нам изложение можно было закончить? Д: Серёжа дедову притчу запомнил и другим пересказал. У: Теперь перед нами текст сжатого изложения, который состоит из 59 слов.
Вывод: Ребята, благодаря тому, что мы убрали прямую речь и оставили только главное, важное наш текст стал в два раза короче, чем изначальный, но при этом он не потерял своей идеи. У: Ребята, сколько мы с вами сделали «фотографий» иллюстрирующих содержание текста? Д: 4 У: Правильно, 4. То есть то количество микротем и те пункты плана, которые были обозначены вначале. Какой можно сделать вывод о типе речи этого текста? Д: Повествование. У: Верно. Что за тип речи повествование? Д: Повествование – это когда последовательно рассказывают о событиях, которые происходят с героями. Это доказывает последовательность смены кадров. У: к какому стилю речи можно отнести этот текст и почему? Д: Художественный, так как это притча, вымысел, иносказание.
У: Хорошо. А теперь мы с вами отработаем пунктуацию и орфографию в тексте, чтобы не допускать ошибок при написании.
|
2 этап.
Работа по орфографии и пунктуации | Как – то Серёжа поинтересовался у дедушки, откуда тот сказки берёт. Дедушка ответил, что из чернильницы с помощью пёрышка. Серёжа в школе стал из чернильницы сказку добывать. Много тетрадок исписал, но сказка не зацепляется. Тогда он спросил у деда: «Почему это, дедушка, так?» Дедушка ответил, что перо и чернильница не Главное. Нужно уметь с людьми общаться, быть внимательным к ним. Серёжа запомнил дедову притчу и другим рассказал. У: А теперь начинаем писать первый вариант изложения на листочках. После написания внимательно проверьте. У: Если первый вариант изложения написан и проверен, то открывайте свои тетради и начинайте переписывать изложение. Будьте пожалуйста внимательны. |
Написание изложения | У: А теперь начинаем писать первый вариант изложения на листочках. После написания внимательно проверьте. У: Если первый вариант изложения написан и проверен, то открывайте свои тетради и начинайте переписывать изложение. Будьте, пожалуйста, внимательны. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока по русскому языку 5 класс тема "Однозначные и многозначные слова"
Урок с исполльзованием ЭОР.Объяснение нового материала сопровождается коллекцией интерактивных иллюстраций, на этапе закрепления предлагается тест.В приложении № 2 указана гиперсылка на ресурс ,обеспе...
Конспект урока по русскому языку 5 класс . Тема урока : "Морфемика и орфография"
Данный материал позволит учащимся закрепить определения морфем, морфемики, орфографии...
План-конспект урока по русскому языку 6 класс. Тема: «Изменение имен прилагательных по родам».
Тема: Изменение имён прилагательных по родам.Цель: Развивать познавательную активность, умение определять род имён прилагательных, правильно писать окончания.Задачи:1) формировать умение определять ро...
Конспект урока по русскому языку 7 класс Тема: "Склонение имен существительных в единственном числе. Закрепление изученного"
Конспект урока русского языка рассчитан на обучающихся коррекционной школы....
Конспект урока по русскому языку. 5 класс. Тема: "Сложное предложение. Синтаксический разбор сложного предложения"
Урок по теме "Сложное предложение. Синтаксический разбор сложного предложения" в 5 классе. На уроке используются различные методы и приёмы обучения для формирования устойчивой грамотности. Р...